Наша Родина - Россия
план-конспект занятия по обществознанию (5 класс) на тему

Крекова Надежда Александровна

Конспект урока Россия-Родина моя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока Россия-Родина моя!23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин.):

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

IIМотивационно – целевой этап:

Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой – надел халат

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим  - милей весна.

А Родина – Россия –

У нас  у всех одна.        (В.Степанов)

- В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании?   (ответы детей – все это о России, родине)

Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)

- Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и

каковы будут цели урока?

Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)

- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это  наша Родина.  Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия(учитель записывает на доске продолжение названия темы)

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

- Откройте свои тетради, запишите число и  тему сегодняшнего урока.

План урока:

1. Российская Федерация

2. Русский язык – государственный

3. Что значит быть патриотом

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

III. Основной этап

-  Что же такое для человека Родина?

             - Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет;  дом, где

родился;  место, где жили его предки)

- Правильно,  все это и есть родина, то есть родное место.

Этап практического исследования

- Понятие «Родина», от какого слова  оно произошло?

- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.

(ответы детей - слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством)

- Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете,  относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и приклеивают на доске в две колонки) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Запись в тетрадях -  Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)

- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация

Работа с учебником – с. 92.  Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация -происходит от латинского, и означает  союз, объединение, запишите в тетрадь.

А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики).

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа со словарем – найдите определение «субъект»

Работа в тетрадисубъект РФ  – это государственное образование в составе федерации –коррекция – повтор определения, запоминание

Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты  Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

  1. Укажите границы Российской Федерации.
  2. Найдите столицу России.
  3. Найдите и назовите 3 республик.
  4. Найдите и назовите 3 краев.
  5. Найдите и назовите 5 областей.
  6. Найдите и назовите 3автономных округа.
  7. Назовите субъект, в котором проживаем мы.

- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию,  и прикрепите на доске. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.

- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е.  в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность  человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2) Итак,  Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только на своем, национальном языке.  

- Как вы думаете,  сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

Работа с учеником: с. 93, прочитать

-  Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения.  Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам  - черта патриота.

3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.

Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу - коррекция – повтор определения, запоминание

Перед вами книги, буклеты, документы, посмотрите, и ответьте на вопрос: Что их связывает с понятиями «патриот» и «патриотизм»? (ответы детей)

А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

IV. Закрепление изученного материала:

- Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому, я думаю, вы  справитесь с нашим  последним заданием.

Откройте ноутбуки, перед вами кроссворд «Наша Родина», отгадываем, записываем и проверяем – работа в группах

V. Подведение итогов. Этап рефлексии

- О чем шла речь на уроке? (ответы детей - объясняли смысл понятия «субъект РФ», характеризовали особенности России как многонационального государства, объясняли  значение русского языка как государственного)

- Что мы делали на уроке? (ответы детей - определили тему и цели урока; работали с документами; играли в игру «Ассоциации»; делали вывод; систематизировали изученный материал; разгадывали кроссворд, проводили  взаимопроверку)

- Ребята, у вас на столе карточки, выберите для себя одну и продолжите

фразу:

Мне было скучно, потому что…

Мне не все понравилось на уроке….

Мне было интересно на уроке, потому что….

Домашнее заданиеп. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Район

Область

Республика

Автономный округ

Автономная область

Субъекты федерации

Край

Город федерального значения

ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:

белорусы

карелы

русские

армяне

уральцы

казахи

казаки

буряты

сибиряки

узбеки

новгородцы

самарцы

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Родина      

Чужбина (чужая сторона)

Лапти  

Футбольный мяч

Матрешка                

 Эйфелева башня    

Хохлома                  

 Цветок сакуры

Балалайка  

Слон

Березка

 Флаг Англии

Кремль                  

 Статуя Свободы

Каравай

Пирамида Хеопса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша Родина - Россия, наш язык - русский.

План-конспект воспитательского занятия....

Урок по природоведению: "Наша родина - Россия."

Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ....

презентация "Наша родина - Россия"

Данная презентация знакомит учеников с символами государства. Воспитывает патриотические чувства к родине....

Урок для 5 класса "Наша Родина - Россия"

Урок подготовлен в соответствии со ФГОСами второго поколения....

Открытое занятие, посвящённое Дню Независимости «Наша Родина – Россия!»

Тема: «Наша Родина – Россия!»Цель:  Способствовать формированию у воспитанников чувства патриотизма....

История России 6 класс "Наша Родина - Россия"

Технологическая карта урока "Наша Родина – Россия", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Прос...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...