Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"
план-конспект урока по обществознанию на тему
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_2_konspekt.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правоотношения и субъекты права.
Цель: дать обучающимся представление о том, что такое правоотношение, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности.
Задачи:
- образовательные: изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.
- развивающие: развитие практических навыков работы с документами.
- воспитательные: способность воспитанию чувство ответственности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: доска, мел.
Основные понятия: правоотношение, субъект, объект, правоспособность.
Ход урока:
I. Организационный момент (3 мин.) Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей.
II. Актуализация знаний (15 мин)
Давайте ответим на вопросы предыдущего параграфа.
- Каковы основные назначения права в обществе?
- В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
- Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
- Чем вы объясните потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей?
- Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходства и различие?
III. Изучение нового материала (20 мин). Тема нашего урока правоотношения и субъекты права. Рассмотрим два главных вопроса.
План урока:
1. Сущность и особенности правоотношения.
2. Субъекты правоотношения.
1. Сущность и особенности правоотношения.
Среди социальных отношений (учащиеся, общаются с учителями и администрацией школы, работники предприятия с руководством предприятия и т.д) ученые выделяют вид отношений, который называют правоотношениями. Следовательно, являясь одним из видов социальных отношений, правоотношение обладает признаками, присущими любому социальному отношению. Например, это отношение, возникающие между людьми по какому- либо поводу, участники правоотношения, как и любого другого социального отношения, всегда взаимодействуют между собой, и это взаимодействие регулируется социальными нормами. (записываем в тетрадь определение) Правоотношение- это социальное отношение, регулируемое нормами прав; его участники имееют юридические права и обязанности, которой обеспечиваются силой государства.
Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трех элементов:
а) субъектов правоотношения, т.е. участников правоотношения;
б) объекта правоотношения или того, из-за чего возникло правоотношение;
в) содержания правоотношения, под которым понимаются права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами.
Работа с текстом учебника: Изучите текст на странице 79-80 и заполните таблицу " Элементы правоотношений" (Субъекты, объекты, содержание).
Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду.
Субъектами, данного правоотношения будут гражданин Иванов и гражданин Петров. Объектом правоотношения, т. е из-за чего возник конфликт, будет арендная плата. Содержание же правоотношения будет юридическое право гражданина Иванова на получение арендной платы и юридическая обязанность гражданина Петрова оплатить аренду квартиры.
2. Субъекты правоотношения.
Согласно законом РФ, субъектами правоотношениями могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые оказались так или иначе на территории нашей страны. Субъектами правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации, например фирма, производящая компьютеры, или общество охотников и рыболовов. В правоотношения могут также же вступать органы государственной власти и государство в целом. Но для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность- понимается способность иметь иметь права и обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается вместе со смертью гражданина.
Дееспособность- это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Дееспособность возникает в полном объеме:
- с наступлением совершеннолетия, то есть с достижением 18 лет;
- с момента вступления в брак в случаях, когда это допустимо до достижения совершеннолетия;
- с момента объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, дееспособным, если он работает по трудовому договору или согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация).
Полностью недееспособным являются:
- дети до 6 лет;
- признание судом недееспособными граждане, которые вследствие психического рассройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.
Ограничение дееспособности возможно только судом.
IV. Закрепление изученного материала (5 мин)
Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку. Выполним небольшой тест по пройденной теме:
- Правоотношение – это
а) социальное отношения
б) социальное отношение, регулируемое нормами права
в) социальное отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют юридические права и обязанности
в) Право - совокупность общеобязательных норм (правил) охраняемых законом, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.
2. Назовите три элемента правоотношения?
3. Как называется кодекс, в котором прописаны правоотношения?
а) уголовный
б) гражданский
в) административный
г) трудовой
4. Кто из перечисленных относится к субъектам правоотношения?
а) граждане РФ
б) иностранные граждане
в) лица без гражданства, беженцы
г) все перечисленные
5. Правоспособность – это
а) способность иметь права и обязанности
б) возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности
в) социальное отношение, регулируемое нормами права
V. Выставление оценок. Домашнее задание (2 мин) § 9. Задание № 1 и № 3 на стр. 83-84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...
Презентация к уроку обществознания "Правоотношения и субъекты права"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Правоотношения и субъекты права"...
Правоотношения и субъекты права
План-конспект и презентация для урока обществознания в 9 классе....
Урок обществознания в 9 классе. Правоотношения и субъекты права.
Урок обществознания, 9 класс, УМК под ред. Л. Н. Боголюбова. Базовый уровень. Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правосп...
Правоотношения. Субъекты права
Презентация к уроку обществознания в 9 классе....
Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и субъекты права"
Цель урока: Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений,познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность...
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс
Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.Задачи урока:Образовательные: дать понятие ...