Предпринимательская деятельность. Обществознание. 8 класс
план-конспект урока по обществознанию на тему

Перебеева Ольга Владимировна

Разработка урока по теме "Предпринимательская деятельность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:      

ФИО (полностью)

Перебеева Ольга Владимировна

Место работы

МБОУ «Центр образования с. Мейныпильгыно»

Должность

Учитель старших классов

Предмет

Обществознание

Класс

8

Тема

Предпринимательская деятельность

Базовый учебник

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.

Цель  урока: формирование начального представления о предпринимательской деятельности, развитие познавательного интереса и умения пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, воспитание качеств личности, уважения к представителям разных профессий.

Задачи:

  1. Раскрыть содержание понятий: предпринимательство, предприниматель.
  2. Определить какие личные качества необходимы человеку для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельности.
  3. Познакомиться с формами предпринимательства; определить их отличия.
  4. Содействовать формированию у учащихся положительного отношения к предпринимательской деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: мозговой штурм, дискуссия, индивидуальная самостоятельная работа, работа в малых группах.

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

№ п/п

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Мотивация учащихся:

1. Роль предпринимательской деятельности в глазах современных россиян достаточно противоречива.

2. А как вы считаете – это хорошо или плохо?

3. Давайте познакомимся с этим поближе, тема нашего урока: «Предпринимательская деятельность».

Подвести учащихся к теме урока. Заинтересовать, настроить на предстоящую работу.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

II.

Изучение новой темы:

Цель: Формирование экономического мышления и  повышения экономической грамотности учащихся при изучении данной темы.

Задачи:

  1. Раскрыть содержание понятий: предпринимательство, предприниматель.
  2. Определим личные качества необходимые для предпринимательской деятельности.
  3. Выделить формы предпринимательства; определять плюсы и недостатки.
  4. Сформируем свое отношение к предпринимательству.

Историческая справка:

Термины «предприниматель» и «предпринимательство» ввел в обиход английский экономист конца XVII - начала XVIII в. Ричард Кантильон.

Что же они означают? 

  • Как вы думаете, кто такой предприниматель?
  • Какую деятельность можно назвать предпринимательством?

Работа со словарем.

Задание: Запишите определение, выбирая нужные слова из помещенных в скобки.

Предпринимательство – форма деятельности (полиции/людей), групп, предприятий по (изъятию/изготовлению) и (реализации/хранению) товаров и услуг с целью получения (взятки/прибыли).

Предприниматель – (человек/мужчина), занимающийся (потребительской/предпринимательской) деятельностью, (хищением/бизнесом).

Вопрос: Чем предприниматель отличается от работника?

Запомни: Предпринимательский ресурс ограничен. В мире предпринимателей 5-6% от общего числа населения.

Международный день предпринимательства в России.

Профессиональный праздник, введённый в 2007 году. Отмечается 26 мая.

Задание на составление таблицы:

Обязательные и нежелательные качества предпринимателя: 

Обязательные качества  предпринимателя

Нежелательные качества предпринимателя

1.

2.

3.

4…

1.

2.

3.

4…

Способность придумывать новые идеи; трудолюбие коммуникабельность; решительность; жадность; лень изобретательность; эгоизм; мобильность.

Формы предпринимательства: индивидуальное, партнерское, корпоративное.

1. Фирмы, предприятия,

принадлежащие –

одному собственнику.

2. Товарищество,

принадлежащее

нескольким

собственникам.

3. Большие организации,

объединение многих

собственников.

Тест:  «Есть ли у Вас предпринимательские способности?»».

Задание: ответить на вопросы. Подсчитать количество баллов. 

1. Какой, по-вашему, самый легкий способ "делать" деньги?

а)  Много работать, быть хорошо информированным, не бояться рисковать, вкладывать наличные деньги в дело.

б)  Ждать наследства от "богатого дяди", попытаться выиграть в лотерею или в азартных играх.

в)  Делать карьеру постепенно, шаг за шагом, не спеша и не рискуя.

2.       Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры от неплохой сделки?

а)  Около 1 млн. долларов.

б)  До 10 млн. долларов.

в)  Свыше 10 млн. долларов.

3.       С каким из перечисленных утверждений вы согласитесь?

а)  Чем больше удается заработать денег, тем большее удовлет-ворение вы получаете от своей работы.

б)  Деньги — это власть.

в)  Обладание богатством вызывает зависть, и это приятно.

4.       Вложите ли вы свои деньги в дело, когда нет никаких гарантий, что вы эти деньги не потеряете?

а)  Да.

б)  Сумму в разумных размерах (которая не приведет к разорению).

в)  Нет.

5.       Как вы отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами физической расправы?

а)  Прибегнете к помощи правоохранительных органов.

б)  Постараетесь справиться своими силами.

в)  Откупитесь.

6.       Участвуете ли вы в азартных играх, в частности, в тотализаторе на ипподроме, и готовы ли в пылу азарта сделать крупную ставку?

а)  Да.

б)  Да, если есть свободные деньги.

в)  Нет.

7.       Как вы считаете, люди какой из перечисленных профессий имеют самый большой шанс разбогатеть?

а)  Актер, художник, журналист, инженер, геолог.

б)  Адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки.

в)  Коммерсант, директор фирмы, банкир.

8.       Как вы относитесь к деловым связям с друзьями?

а) Могу дать взаймы надежному приятелю — не исключено, что и он ответит тем же в нужный момент.

б)      Дружба дружбой, а денежки врозь.

в)      При нужде беру в долг, сам же никогда никому ни под каким предлогом — таков мой принцип.

9.      Если вы станете миллионером, будете ли наслаждаться сознанием, что принадлежите к элите?

а)       Несомненно.

б)      Буду демонстрировать свое превосходство только тем, кто не верил в меня или относился свысока.

в)      Нет.

10.         Куда бы вы вложили свои свободные миллионы?

а)       В недвижимость или в другое имущество, в предметы искусства.

б)      В акции и ценные бумаги.

в)      Сделаю так, как решит супруг.

11.     Если вы имеете на своем счету 5 млн., будете ли активно продолжать операции по наращиванию своего состояния?

а)       Может быть, и то только если новое дело будет стопроцентно удачным.

б)      Непременно.

в)      С меня хватит.

Баллы:

До 21 балла. Здоровая и цепкая хватка предпринимателя вам чужда. Вы очень поверхностно представляете себе коммерческую и деловую деятельность, далеки от экономики и юриспруденции. Увы, одних желаний мало, надо иметь еще способности и волю, трезвый ум и смекалку. Советуем поискать иное поприще. Может быть, вы еще не полностью распознали себя. Вероятно, вы обнаружите в себе задатки других талантов, которые позволят вам стать если не миллионером, то, по крайней мере, человеком достаточно известным и обеспеченным. 22—45 баллов. Вы можете стать предпринимателем, но это потребует от вас неимоверных усилий и большого труда. Избегайте финансовых и прочих спекуляций. Не ищите легких путей в своем деле. Лучшее, чего вы можете сейчас добиться, — войти в состав правления фирмы или стать ее совладельцем. Только со временем, приобретя опыт и не теряя присутствия духа, вы можете обрести имя в бизнесе. Но если вы и не достигнете вершин, жизнь вам гарантирована безбедная. Но ни в коем случае не поддавайтесь разрушительной силе зависти

Свыше 45 баллов. Вы имеете все необходимые данные, чтобы стать предпринимателем. Ваши взгляды, способности и деловая хватка дают вам большой шанс. Надо полагать, вы очень настойчивы, хорошо ориентируетесь в конъюнктуре, разбираетесь в финансовых и коммерческих операциях, никогда не идете на неоправданный риск. Только не превращайте свой жизненный принцип в сомнительную формулу "Деньги ради денег". Примите к сведению тот факт, что почти все крупные предприниматели, если и не меценаты и спонсоры, то во всяком случае время от времени участвуют в благотворительных акциях, что, безусловно, придает им вес в обществе. Пусть ваше богатство не лишит вас человеческих качеств и не отгородит каменной стеной от преданных и верных друзей.

Корректировка  цели урока, определение основных задач.

Объявление темы урока.

Задает наводящие вопросы, выясняет степень понимания учащимися данных терминов.

Нацеливает на работу со словарем и другой справочной литературой.

Задает вопросы.

Сообщает интересные факты.

Активизирует работу по заполнению таблицы.

Организует работу со схемой.

Организует работу, комментирует.

Формулируют цель урока, знакомятся с задачами.

Отвечают на вопросы. Дискутируют, высказывают свое мнение.

Работа со словарем и другой справочной литературой.

Дают определения новым понятиям.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы, фиксируют важное.

Выражают свое мнение.

Заполняют таблицу.

Анализируют схему, называют плюсы и минусы каждой формы.

Отвечают на вопросы делают вывод

Закрепление изученного на уроке.

Синквейн 
В-1: предпринимательство.
В-2: предприниматель.

Организует выполнение учащимися задания, в форме синквейна.

Выполняют учебно-познавательное задание.

Озвучивают его, отмечают что получилось, а что нет.

III.

Рефлексия.

Подведение итогов, выставление оценок.

Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением, выбирая фразы:                         

  • Сегодня я узнал…
  •  Было интересно…
  •  Меня удивило…
  •  Теперь я могу…

Подводит итоги, выставляет оценки за работу на уроке.

Оценивают работу учащихся.

IV.

Домашнее задание.

§ 16, вопросы, термины;

Мини-сочинение: «Если бы я был предпринимателем я бы в своём посёлке…».

Задает домашнее задание, дает рекомендации к выполнению

Записывают д/з, задают вопросы, если возникнут


1. Какой, по-вашему, самый легкий способ "делать" деньги?

а) Много работать, быть хорошо информированным, не бояться рисковать, вкладывать наличные деньги в дело.

б) Ждать наследства от "богатого дяди", попытаться выиграть в лотерею или в азартных играх.

в) Делать карьеру постепенно, шаг за шагом, не спеша и не рискуя.

2. Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры от неплохой сделки?

а) Около 1 млн. долларов.

б) До 10 млн. долларов.

в) Свыше 10 млн. долларов.

3. С каким из перечисленных утверждений вы согласитесь?

а) Чем больше удается заработать денег, тем большее удовлетворение вы получаете от своей работы.

б) Деньги — это власть.

в) Обладание богатством вызывает зависть, и это приятно.

4. Вложите ли вы свои деньги в дело, когда нет никаких гарантий, что вы эти деньги не потеряете?

а) Да.

б) Сумму в разумных размерах (которая не приведет к разорению).

в) Нет.

5. Как вы отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами физической расправы?

а) Прибегнете к помощи правоохранительных органов.

б) Постараетесь справиться своими силами.

в) Откупитесь.

6. Участвуете ли вы в азартных играх, в частности, в тотализаторе на ипподроме, и готовы ли в пылу азарта сделать крупную ставку?

а) Да.

б) Да, если есть свободные деньги.

в) Нет.

7. Как вы считаете, люди какой из перечисленных профессий имеют самый большой шанс разбогатеть?

а) Актер, художник, журналист, инженер, геолог.

б) Адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки.

в) Коммерсант, директор фирмы, банкир.

8. Как вы относитесь к деловым связям с друзьями?

а) Могу дать взаймы надежному приятелю — не исключено, что и он ответит тем же в нужный момент.

б) Дружба дружбой, а денежки врозь.

в) При нужде беру в долг, сам же никогда никому ни под каким предлогом — таков мой принцип.

9. Если вы станете миллионером, будете ли наслаждаться сознанием, что принадлежите к элите?

а) Несомненно.

б) Буду демонстрировать свое превосходство только тем, кто не верил в меня или относился свысока.

в) Нет.

10. Куда бы вы вложили свои свободные миллионы?

а) В недвижимость или в другое имущество, в предметы искусства.

б) В акции и ценные бумаги.

в) Сделаю так, как решит супруг.

11. Если вы имеете на своем счету 5 млн., будете ли активно продолжать операции по наращиванию своего состояния?

а) Может быть, и то только если новое дело будет стопроцентно удачным.

б) Непременно.

в) С меня хватит.

1. Какой, по-вашему, самый легкий способ "делать" деньги?

а) Много работать, быть хорошо информированным, не бояться рисковать, вкладывать наличные деньги в дело.

б) Ждать наследства от "богатого дяди", попытаться выиграть в лотерею или в азартных играх.

в) Делать карьеру постепенно, шаг за шагом, не спеша и не рискуя.

2. Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры от неплохой сделки?

а) Около 1 млн. долларов.

б) До 10 млн. долларов.

в) Свыше 10 млн. долларов.

3. С каким из перечисленных утверждений вы согласитесь?

а) Чем больше удается заработать денег, тем большее удовлетворение вы получаете от своей работы.

б) Деньги — это власть.

в) Обладание богатством вызывает зависть, и это приятно.

4. Вложите ли вы свои деньги в дело, когда нет никаких гарантий, что вы эти деньги не потеряете?

а) Да.

б) Сумму в разумных размерах (которая не приведет к разорению).

в) Нет.

5. Как вы отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами физической расправы?

а) Прибегнете к помощи правоохранительных органов.

б) Постараетесь справиться своими силами.

в) Откупитесь.

6. Участвуете ли вы в азартных играх, в частности, в тотализаторе на ипподроме, и готовы ли в пылу азарта сделать крупную ставку?

а) Да.

б) Да, если есть свободные деньги.

в) Нет.

7. Как вы считаете, люди какой из перечисленных профессий имеют самый большой шанс разбогатеть?

а) Актер, художник, журналист, инженер, геолог.

б) Адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки.

в) Коммерсант, директор фирмы, банкир.

8. Как вы относитесь к деловым связям с друзьями?

а) Могу дать взаймы надежному приятелю — не исключено, что и он ответит тем же в нужный момент.

б) Дружба дружбой, а денежки врозь.

в) При нужде беру в долг, сам же никогда никому ни под каким предлогом — таков мой принцип.

9. Если вы станете миллионером, будете ли наслаждаться сознанием, что принадлежите к элите?

а) Несомненно.

б) Буду демонстрировать свое превосходство только тем, кто не верил в меня или относился свысока.

в) Нет.

10. Куда бы вы вложили свои свободные миллионы?

а) В недвижимость или в другое имущество, в предметы искусства.

б) В акции и ценные бумаги.

в) Сделаю так, как решит супруг.

11. Если вы имеете на своем счету 5 млн., будете ли активно продолжать операции по наращиванию своего состояния?

а) Может быть, и то только если новое дело будет стопроцентно удачным.

б) Непременно.

в) С меня хватит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс

Презентация к уроку по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс...

Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс

Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности"...

разработка урока обществознания по теме "Предпринимательская деятельность" 8 класс

Урок разработан с использованием  технологии критического мышления....

Тест по обществознанию Основы предпринимательской деятельности 11 класс

Проверочный тест по теме Основы предпринимательской деятельности 11 класс...

Презентация "Предпринимательская деятельность". Обществознание. 8 класс

Обществознание. 8 класс.Урок 5 Экономика. Предпринимательская деятельность. По учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова....

Предпринимательская деятельность 8 класс Обществознание

Предпринимательская деятельность 8 класс Обществознание...