Конституция РФ. Обществознание. 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Перебеева Ольга Владимировна

Разработка урока обществознания в 9 классе на тему:"Конституция Российской Федерации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_9_klass_tema_konstitutsiya_rf.rar1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования села Мейныпильгыно»

Урок по обществознанию в 9 классе

«Конституция Российской Федерации»

учителя истории и обществознания

Перебеевой Ольги Владимировны

С. Мейныпильгыно, 2018

Цель урока – знакомство с основным законом Российской Федерации, его структурой; формирование гражданского правосознания и правовой культуры обучающихся посредством изучения Конституции РФ как нормативно-правового акта.

Задачи урока – формировать умения работы с юридическими текстами; продолжить формирование коммуникативных навыков общения в группе, ведения беседы, рефлексивных навыков; способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению.

Оборудование урока: компьютеризированное место учителя, проектор, мультимедийная презентация, видеосюжет «Инаугурация президента», тексты Конституции РФ, «бортовые журналы» учащихся.

Урок разработан на основе деятельностного подхода с использованием технологии развития критического мышления и ИКТ.  Активно используется приём «сократовской беседы», групповая работа.

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный этап урока – «вызов»

(СЛАЙД 1) «12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята Конституция нашего государства. Как вы думаете, почему в нашем обществе придают огромное значение этой дате, этому закону?»

Обучающиеся предполагают особое положение Конституции РФ как нормативно-правового акта в законодательстве государства 

 «Для того, чтобы сформулировать цель сегодняшнего урока, предлагаю составить кластер «Конституция РФ». Заполняют кластер в своей рабочей тетради.

(СЛАЙДЫ 2-3)

«Цель сегодняшнего урока узнать, что такое Конституция»

2. Основной этап урока – «осмысление».

«Термин «конституция» вам, конечно, знаком по урокам истории. Напомню, что в переводе с латинского «constitutio» означает устройство. В Древнем Риме так обозначали важнейшие указания императора. Первой конституцией считается конституция США, которая была принята 7 декабря 1787 года. Она действует и поныне. В 1791 году были приняты конституции во Франции и Польше. Обе конституции просуществовали недолго, в Польше - из-за русской интервенции, во Франции - из-за развития революционных событий». Учащиеся слушают учителя, следят за информацией на слайде и записывают важную информацию в «бортовом журнале» (СЛАЙД 4)

«Российская конституция, принятая в первой четверти XX века, на сегодняшний день имеет уже пятый вариант » (СЛАЙДЫ 7-11)

Пока учитель сообщает эту информацию и работает с классом, наиболее «продвинутый» учащийся получает индивидуальное задание – найти в словаре обществоведческих терминов определение конституция. Учащийся работает со словарём. Находит определение термина. Зачитывает его для всего класса. Определение понятия конституция появляется на слайде, дублируя слова «продвинутого» учащегося.

(СЛАЙД 12)

Учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Работа с текстом Конституции РФ

«Для того, чтобы достичь поставленной в начале урока цели,  предлагаю поработать с текстом Конституции РФ. Итак, из каких частей состоит Конституция? Сколько глав в I разделе? Сколько всего статей в Конституции?»

Учащиеся просматривают текст Конституции и называют структурные элементы, составляющие содержание основного закона.

(СЛАЙД 13-14)

 «Прочитайте Преамбулу и заполните схему, записав  в неё демократические и гуманистические ценности, лежащие в основе Конституции»

(СЛАЙД 15-17)

Учащиеся должны перечислить и внести в схему следующие ценности, указанные в Преамбуле:

  1. Нравственные («вера в добро и справедливость»);
  2. Ценности демократии («утверждая права и свободы человека»);
  3. Ценности патриотизма («чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству»);
  4. Ценности международного сотрудничества («сознавая себя частью мирового сообщества»);
  5. Ценности социального мира («утверждая… гражданский мир и согласие»).

«Как называются главы II раздела?» Учащиеся называют эти главы, предполагая их содержание, в активном диалоге с учащимися учитель даёт им краткую характеристику. Необходимую для себя информацию учащиеся фиксируют в «бортовой журнал». (СЛАЙД 18-24)

Глава 1. Основы конституционного строя. Определены основополагающие черты и принципы функционирования российского общества: тип государства, форма правления.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Установлен правовой статус гражданами и государством и порядок защиты своих прав.

Глава 3. Федеративное устройство. Определена форма государственного устройства, названы субъекты РФ, государственные символы, права и порядок взаимоотношений Российской Федерации с её субъектами.

Глава 4. Президент Российской Федерации. Президент - глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод граждан. Избирается народом на 6 лет.

Глава 5. Федеральное Собрание. Является парламентом РФ - представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Глава 6. Правительство Российской Федерации. Является высшей исполнительной властью, непосредственно обеспечивает реализацию законов РФ, прав и свобод гражданина.

Глава 7. Судебная власть. Осуществляет правосудие в стране. Судьи независимы и подчиняются только закону.

«Заполните в тетради схему Государственная власть в РФ» (СЛАЙДЫ 25-26)

Глава 8. Местное самоуправление. Осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

  1. Завершающий этап урока – «рефлексия»

«Необходимо знать Основной закон - Конституцию.

Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна!

        Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ и познакомились с её структурой, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 1 «Основы конституционного строя», которая закрепляет принципы государственного устройства Российской Федерации»

Учитель предлагает выполнить тест. (СЛАЙДЫ 27-33)

«Ребята, что сегодня на уроке для вас лично было главным? Что запомнилось больше всего? Какие вопросы возникли в течение урока? На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы? Как вы думаете, каким будет домашнее задание после сегодняшнего урока?»


Приложение 1

Тест по теме «Конституция РФ»

  1. Конституция – это:
  1. Юридический акт, содержащий все законы страны
  2. Основной закон государства, определяющий его устройство
  3. Текст законов
  4. Кодекс
  1. Первая в мире конституция появилась в :
  1. Италии
  2. Франции
  3. США
  4. Польше
  1. «Конституция» в переводе с латинского означает:
  1. Устройство
  2. Согласие
  3. Договор
  4. Управление
  1. Дополнить схему:

  1. Из приведенного списка выберите ценности, на которых базируется Конституция РФ:
  1. Экономические
  2. Нравственные
  3. Финансовые
  4. Демократические
  5. Патриотические
  1. Дополните предложения:
  1. В Конституции РФ (глава I) указаны основы конституционного ________.
  2. Глава 2 включает права и _________ человека и гражданина.
  3. Президент РФ- _______________ государства, гарант ________________.
  4. Парламент РФ называется ________________________.
  5. Правительство РФ  является высшим ___________ органом власти.


Ключи к тесту:

  1. 2
  2. 3
  3. 1
  4. преамбула
  5. 2, 4, 5
  6. 1) строя

2) свободы

3)  глава, Конституции

4) Федеральным собранием

5) исполнительным


Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
  2. Правоведение. 8-9 классы. Изучаем Конституцию. Элективный курс. -  Волгоград: издательство «Учитель», 2006.
  3. Комментарии к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред.       Ю.В. Кудрявцева. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
  4. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Изд. 4-5-е, перераб., доп. – Р-н-Д.: Феникс, 2008, 2012.
  5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока обществознания "Конституция России" 9 класс

План-конспект урока обществознания "Конституция России" 9 класс. Комбинированный урок...

Классный час по теме "20-летие Российской Конституции"(10-11 класс)

Классный час об основном законе государства - Конституции РФ....

Классный час."Конституция РФ". 9 класс

Классный час."Конституция РФ". 9 классЦели:1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны;2. Расширить представления учащихся о ро...

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме "Конституция РФ" (11 класс)

Тесты по теме "Конституция РФ" (модуль "Право") предназначены для проведения занятий по подготовке к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе  и для удобства использования представлены в форме презентац...

Презентация "Конституция РФ" Обществознание -9 класс.

Презентация "Конституция РФ" Обществознание -9 класс....

Методическая разработка урока по обществознанию «Конституция России». (9 класс)

Конституция - основной закон государства.Истории формирования конституционного строя в России.Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России.Главные задачи, которые решает ...

Тест по обществознанию по теме: Нормы права. Конституция РФ. 9 класс

Тест по теме: Нормы права. Конституция РФ. Возможно использовать при подготовке к ОГЭ по обществознанию....