тесты по финансовой грамотности
тест по обществознанию (9 класс) на тему

Портнягина Ирина Юрьевна

Материалы содержат два варианта тестов и критерии по финансовой грамотности.

Скачать:

Реклама
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Записаться >


Предварительный просмотр:

Правильные ответы и критерии оценивания

I Вариант

№ Задания

Правильный ответ

Критерии оценивания

1

В

1 Балл, при условии правильного ответа

2

Б

1 Балл

3

А

1 Балл

4

3

1 Балл

5

В

1 Балл

6

А

1 Балл

7

Б

1 Балл

8

В

1 Балл

9

А

1 Балл

10

В

1 Балл

11

3

1 Балл

12

2

1 Балл

13

В

1 Балл

14

В

1 Балл

15

Б

1 Балл

16

В

1 Балл

17

4

1 Балл

18

Д

1 Балл

19

С

1 Балл

20

С

1 Балл

21

Б

1 Балл

22

С

1 Балл

23

Б

1 Балл

24

Г

1 Балл

25

Г

1 Балл

26

1-Б,2-А,3-Д,4-В,5-Г

1 Балл за каждую правильную позицию (всего 5б)

27

А-1,Б-1,В-2,Г-1,Д-2,Ж-1,З-1,И-1

1 Балл за каждую правильную позицию (всего 8б)

28

Из первой переложить 10 монет в третью

2 Балла

29

40 пучков

2 Балла

30

36 670 рублей

3 Балла

31

На 270 тысяч  рублей

3 Балла

32

26 000 рублей

Процент - это сотая часть числа. Значит, 10% - это десятая часть, 20% - пятая часть, 25% - четвёртая часть, а 50% - половина.

3 Балла

33

1 – В 2- Е 3-А 4 – С 5 -Д

Каждый верный ответ – 1 балл, итого 5 баллов

34

Решение

1. 600*500=300 000 руб. (ежедневный доход от продажи билетов детям) (1 балл)

2. 900*600*1.5=810 000 руб. (ежедневный доход от продажи билетов взрослым) (1 балл)

3. 300000+810000= 1 110 000 руб. (дневная выручка) (1 балл)

4. 1110000*30=33 300 000 руб. (выручка в месяц) (1 балл)

5. Прибыль = Выручка – Общие издержки ( 1 балл)

6. Общие издержки = Издержки + расходы на рекламу (1 балл)

7. Расходы на рекламу = Выручка – Прибыль – Издержки (1 балл)

8. 33 300 000 – 9 500 000 – 21 000 000 = 2 800 000 руб. (1 балл)

Ответ: фирма тратит на рекламу

2 800 000 рублей

8 Баллов

(в случае правильного решения и при наличии расчетов. При частичном решении задачи 4 балла)

35

На 10% больше, т.к. 1.000 + (1.000 х 10) = 11.000 руб.

Дан верный ответ- Балла

Приведено математическое решение – 2 б.

Дано свое предложение 2- 2 балла

Всего: 6 Баллов

36

1. Деньги в долг берут у кредитора (чужие) всегда на определенный срок (на время), обязуясь отдать свои собственные сбережения или доходы (навсегда их теряют)

2. Эффективное использование собственных денежных средств. Нерациональное использование денежных средств приводит к тому, что на более важные потребности денег может не хватить.

(Могут быть приведены иные ответы, не искажающие смысл правильного)

2 Балла – за объяснение первой мысли;

2 Балла  – за объяснение второй мысли, не искажая смысл верного ответа.

Всего: 4 Балла

37

1)25*20/100=5 тыс.+25=30.000 – сумма основного долга; 9.000 – комиссия за ведение счета. Итого: 39.000/6 мес. = 6500 – ежемесячный платёж

Приведён верный график (3 б.)

Сделаны, верно, все расчёты (3 б.)

Всего: 6 Баллов.

38

Ответ:2,3,4

1) Предпочтительнее позиция 2, а не 1. Правильнее будет досрочное погашение, т.к. банком начисляется % за фактическое пользование кредитом;

2) Приемлемость позиции 3 будет в том случае, если другой банк предложит Вам более выгодные условия;

3) Материнский капитал и налоговый вычет помогут вам погасить некоторую, а то и большую часть долга.

Выбраны верные позиции – 3 Балла (за каждую позицию – 1 б.)

Приведены аргументы – 3 Балла

Всего: 6 Баллов

39

Осуждение ростовщичества (Могут быть приведены иные ответы, неискажающие смысл верного)

Дан верный или близкий по смыслу ответ – 4 Балла

40

Учащиеся на выбор комментируют одно высказывание

5 Баллов (если ответ содержательный, есть собственный взгляд и приводятся в комментарии понятия)

I I Вариант

№ Задания

Правильный ответ

Критерии оценивания

1

Г

1 Балл, при условии правильного ответа

2

В

1 Балл

3

В

1 Балл

4

Г

1 Балл

5

В

1 Балл

6

Б

1 Балл

7

Г

1 Балл

8

А

1 Балл

9

Б

1 Балл

10

Б

1 Балл

11

1

1 Балл

12

3

1 Балл

13

Г

1 Балл

14

А

1 Балл

15

Г

1 Балл

16

Б

1 Балл

17

3

1 Балл

18

Б

1 Балл

19

С

1 Балл

20

А

1 Балл

21

Б

1 Балл

22

С

1 Балл

23

Б

1 Балл

24

Б

1 Балл

25

Б

1 Балл

26

1-В,2-А,3-Г,4-Д,5-Б

1 Балл за каждую правильную позицию (всего 5б)

27

А-1,Б-1,В-2,Г-1,Д-2,Ж-1,З-1,И-1

1 Балл за каждую правильную позицию (всего 8б)

28

20 монет по 10 р. и 19 монет (максимально возможное количество) по 5 р. Общая сумма 295 р.

2 Балла

29

«Алёнка» и «Полинка», или «Алёнка» и «Маринка», или «Маринка» и «Полинка», или 2 «Алёнки», или 2 «Полинки».

2 Балла

30

36 670 рублей

3 Балла

31

250 рублей

3 Балла

32

1/4 часть, или 25%.

Процент - это сотая часть числа. Значит, 10% - это десятая часть, 20% - пятая часть, 25% - четвёртая часть, а 50% - половина.

3 Балла

33

1 – В 2- Е 3-А 4 – С 5 -Д

Каждый верный ответ – 1 Балл, итого 5 Баллов

34

Решение

1.Эффективность (рентабельность, норма прибыли) = (Прибыль/ затраты) *100% (1балл)

2.Эффективность фабрики = (200 млн./1 200 млн.) * 100% = 16,67 % (3 балла)

3.Эффективность кафе = (15 млн./ 75 млн.) *100% = 20% (3 балла)

Ответ:

Эффективнее бизнес кафе, так как 20% больше 16, 67%. (1 балл).

8 Баллов

(в случае правильного решения и при наличии расчетов. При частичном решении задачи 4 Балла)

35

На 10% больше, т.к. 1.000 + (1.000 х 10) = 11.000 руб.

Дан верный ответ- 2 Балла

Приведено математическое решение – 2 б.

Дано свое предложение - 2 балла

Всего: 6 Баллов

36

1. Деньги в долг берут у кредитора (чужие) всегда на определенный срок (на время), обязуясь отдать свои собственные сбережения или доходы (навсегда их теряют)

2. Эффективное использование собственных денежных средств. Нерациональное использование денежных средств приводит к тому, что на более важные потребности денег может не хватить.

(Могут быть приведены иные ответы, не искажающие смысл правильного)

2 балла – за объяснение первой мысли;

2 балла  – за объяснение второй мысли, не искажая смысл верного ответа.

Всего: 4 Балла

37

1) 30.000 х 0,16:12 = 400 руб.

2) 30.000 х 0,015 = 450 руб.

Погашение основного долга – 2322 руб.

3) 400+450+2322 = 3172 руб. х 12 = 38.064

4) 38.064-30.000 = 8064

Ответ: переплата 8064 руб. –

Дан верный ответ – 2 Балла;

Приведено верное решение из 4-х позиций – 4 б.

Всего: 6 Баллов.

38

Ответ:2,3,4

1) Предпочтительнее позиция 2, а не 1. Правильнее будет досрочное погашение, т.к. банком начисляется % за фактическое пользование кредитом;

2) Приемлемость позиции 3 будет в том случае, если другой банк предложит Вам более выгодные условия;

3) Материнский капитал и налоговый вычет помогут вам погасить некоторую, а то и большую часть долга.

Выбраны верные позиции – 3 Балла. (за каждую позицию – 1 б.)

Приведены аргументы – 3 Балла

Всего: 6 Баллов.

39

Осуждение ростовщичества (Могут быть приведены иные ответы, неискажающие смысл верного)

Дан верный или близкий по смыслу ответ – 4 Балла

40

Учащиеся на выбор комментируют одно высказывание

5 Баллов (если ответ содержательный, есть собственный взгляд и приводятся в комментарии понятия)



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы итоговой диагностической работы по курсу «Основы финансовой грамотности»

Портнягина Ирина Юрьевна –

учитель истории и обществознания

МБОУ «Мяг №4», г. Чита

  • Назначение КИМ

Назначение КИМ для проведения итоговой диагностической работы с целью выявления планируемых результатов обучения и уровня обученности  учащихся  9-х классов, изучающих курс «Основы финансовой грамотности» в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ также предназначены для диагностики достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в ходе освоения финансовой грамотности. Контрольные измерительные материалы включают разные типы заданий: тесты с одним правильным вариантом ответа, вычислительные задачи, длинные тесты со множеством правильных ответов и темы для эссе. Они позволят оценить глубину знаний обучающихся и способность критически использовать полученные навыки.

  • Нормативные документы,  определяющие  и регламентирующие содержание КИМ:
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ»  273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015  68-ФЗ (ред. 19.12.2016);
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.  1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014  1644, от 31.12.2015  1577;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.  413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014  1645, от 31.12.2015  1578;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования www.fgosreestr.ru;
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования www.fgosreestr.ru;
  • Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г.  1015. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013  1342.
  • Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Итоговая диагностическая работа для 9-х классов по финансовой грамотности основана на системно-деятельностном и компетентностном подходах. Наряду с предметными результатами обучающихся по разделу «Финансовая грамотность» овладение компетенциями в области финансовых отношений учащихся.  Оценивается также уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД).

Личностные результаты: умение делать осознанный выбор, знание моральных норм и норм этикета во взаимоотношениях с банковскими работниками, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях в семье.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, само-регуляция.

Универсальные учебные действия,  метапредметного  характера: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса  и результатов  деятельности; смысловое чтение как осмысление  цели чтения  и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство (аргументация).

4. Условия проведения диагностической работы

При проведении диагностической работы дополнительные материалы и оборудование не используются. Учащиеся записывают ответы в бланк тестирования.

5. Время выполнения диагностической работы

На выполнение всей диагностической работы отводится 180 минут.

Максимальный первичный балл – 95 баллов.

В работе представлены задания базового и повышенного уровня сложности.

Содержание работы охватывает учебный материал согласно программе «Основы финансовой грамотности».

Основные модули:

Модуль 1. «Личное финансовое планирование».

Модуль 2. «Депозит».

Модуль 3. «Кредит».

Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции».

Модуль 5. «Страхование».

Модуль 6. «Инвестиции».

Модуль 7. «Пенсии».

Модуль 8. «Налоги».

Модуль 9. «Пирамиды и финансовое мошенничество».

Вариант 1

1.Что из перечисленного входит в человеческий капитал?

А) Кредит

Б) Домашний сейф

В) Умение составлять бюджет

Г) Всё вышеперечисленное

2. Стоимость автомобиля – это:

А) Сумма, за которую  вы его когда-то купили

Б) Сумма,  за которую его можно продать сейчас

В) Сумма, по которой банк оценит машину, в случае обращения за кредитом

Г) Сумма, за которую можно купить аналогичную новую модель

3. Какой вид капитала ставит целью формирование дополнительных источников дохода?

А) Инвестиционный

Б) Текущий

В) Резервный

Г) Текущий и  Резервный

4. Верны ли следующие суждения?

А) Человеческий капитал можно конвертировать в деньги.

Б) При составлении бюджета сложнее планировать доходы, чем расходы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. В чем основная цель резервного капитала?

А) Повседневные траты

Б) Дополнительные источники дохода

В) Защита от риска        

Г) Всё выше перечисленное

6. Без сбережений невозможно сформировать резерв для защиты на черный день.

А) Верно

Б) Неверно

7. Что из перечисленного является инвестиционным активом?

А) Деньги

Б) Смартфон

В) Собственный бизнес

Г) Всё вышеперечисленное

8. В чем основная цель инвестиционного капитала?

А) Повседневные траты

Б) Защита от рисков

В) Дополнительные источники доходов

Г) Все вышеперечисленное

9. Страховая премия – это:

А) Плата, которую страхователь выплачивает страховщику по договору страхования

Б) Сумма, которую страховщик возвращает страхователю при отсутствии страховых случаев в течение срока действия полиса

В) Вознаграждение, которое получает страховой брокер от страховой компании

Г) Сумма, которую страховщик выплачивает страхователю при наступлении страхового случая

10. К страхованию ответственности относится:

А) Добровольное медицинское страхование

Б) КАСКО

В) ОСАГО

Г) Всё вышеперечисленное

11. Верны ли следующие суждения?

А) Кредит может выдаваться по ставке 0 % годовых

Б) В случае непогашения кредита в срок банк имеет право начислять штрафные проценты на сумму просроченной задолженности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения?

А) Получатель безналичного перевода денег обязательно должен иметь банковский счет

Б) Во многих странах дорожные чеки используются не только для обналичивания денег, но и для оплаты товаров и услуг

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Что происходит с содержимым банковской ячейки в случае банкротства банка?

А) Его забирают кредиторы банка

Б) Его забирает Агентство по страхованию вкладов

В) Оно полностью возвращается клиенту банка

Г) Оно возвращается клиенту банка в части, застрахованной Агентством по страхованию вкладов

14. Что невозможно сделать с дебетовой картой?

А) Провести через границу без декларирования на таможне

Б) Снять деньги в банкомате

В) Взять в долг у банка

Г) Оплатить товары и услуги в безналичной форме

15. Что такое инвестиционный портфель?

А) Допустимый уровень риска при инвестировании

Б) Набор конкретных реальных и финансовых активов

В) Общий подход к формированию своих инвестиций и управлению ими

Г) Прогноз доходности по различным инвестиционным активом

16. Какой из нижеперечисленных активов является самым рискованным?

А) Банковский депозит

Б) Облигации нефтедобывающей компании

В) Акции этой же компании

Г) Портфель акций всех нефтедобывающих компаний в стране

17.  Верны  ли следующие суждения

А) Чем короче срок инвестирования, тем более рискованной может быть инвестиционная стратегия

Б) Цель инвестирования в том, чтобы найти актив, который является и доходным, и надежным, и ликвидным

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Какая организация может выплачивать пожизненную пенсию?

А) Пенсионный фонд РФ

Б) Негосударственный пенсионный фонд

В) Страховая компания

Г) Все вышеперечисленные организации

19) В какой пенсионной системе ставка, по которой в стране взимаются пенсионные взносы, влияет на размер пенсии?

А) Только в накопительной

Б) Только в солидарной

В) Как в солидарной, так и в накопительной

Г) Ни в солидарной, ни в накопительной

20. Как лучше инвестировать пенсионные накопления?

А) Отложив момент инвестирования на момент выхода на пенсию

Б) С минимальным риском, чтобы обеспечить надежность инвестиций

В) Поддерживая риск  на приемлемом уровне за счет диверсификации

Г) С максимальным риском, чтобы обеспечить высокий доход

21.  Какой из нижеперечисленных видов налога является прямым?

А) Акциз

Б) Земельный налог

В) Налог на добавленную стоимость

Г) Таможенная пошлина

22. Светлана получила от своей компании награду как «Лучший работник года» - путёвку в пансионат. По какой ставке облагается соответствующий доход, полученный Светланой?

А) 0%   Б) 9%   В) 13%    Г) 30%

23. До какой даты нужно подавать налоговую декларацию для указания дохода от продажи имущества?

А) 31 декабря текущего года

Б) 30 апреля последующего года

В) 15 июля последующего года

Г) Ограничения по дате отсутствуют

24. Где мошенники могут скопировать данные с банковской карты?

А) В банкомате через скиммер

Б) При оплате через платежный терминал в торговой точке

В) При покупке через Интернет-магазин

Г) Во всех вышеперечисленных ситуациях

25. Что из нижеперечисленного является наиболее вероятным признаком финансовой пирамиды?

А) В прошлые годы финансовая компания сумела заработать для клиентов высокий доход

Б) Компания инвестирует в высокодоходные финансовые инструменты

В) Основатель компании - иностранный гражданин

Г)  Компания гарантирует доход выше уровня банковских депозитов

26.  Приведите в соответствие:

Понятие

определение

1

овердрафт

А

Процедура скрытного перенаправления жертвы на ложный IP- адрес. Для этого может использоваться навигационная структура.

2

фарминг

Б

Кредитование банком расчетного счета клиента для оплаты им расчетных документов при недостаточности или отсутствии на расчетном счете клиента-заемщика денежных средств

3

скиминг

В

Вид Интернет - мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей: ПИН-коду, паролю

4

фишинг

Г

Вклад в банке на определенный срок. В течение, которого на сумму регулярно начисляются проценты

5

депозит

Д

Способ применяется для незаконного получения информации о держателе карты с использованием специальных накладок, которые считывают информацию во время использования банкомата

27. Установите соответствие. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Примеры

Виды налогов

А) НДФЛ

Б) налог на прибыль организаций

В) НДС

Г) налог на имущество организаций

Д) таможенная пошлина

Ж) транспортный налог

З) земельный налог

И) налог на имущество физических лиц

К) акцизы

  1. Прямые
  2. Косвенные

28. Реши задачу: В трёх шкатулках лежали золотые монеты. В первой на 20 больше, чем во второй, а во второй на 10 больше, чем в третьей. Как перераспределить монеты, чтобы во всех шкатулках было одинаковое число монет?

29. Реши задачу:  Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

30. Определите, сколько стоит в рублях путёвка для одного человека, если известно:

  • в группе 10 человек;
  • поездка продлится 10 дней;
  • билет на самолёт туда и обратно стоит 15 тыс. р.;
  • номер в отеле, в котором проживают два человека, стоит 60 евро в сутки;
  • все экскурсии стоят 100 евро на человека;
  • микроавтобус до аэропорта в России обойдётся 4 тыс. р., а за границей 150 евро;
  • страховой полис на одного человека стоит 30 евро;
  • стоимость завтрака включена в стоимость номера;
  • за оформление документов на группу туристическое агентство получило 30 тыс. р.;
  • курс евро на дату оплаты путёвки составлял 42 р.

31. Человек хочет сдать квартиру за 25 тыс. р. в месяц. На какую сумму в этом случае увеличится его годовой бюджет, если подоходный налог составляет 10%?

32. В банк положили 20 тыс. р. Каждый год к первоначальному вкладу добавляется 10% . Сколько денег окажется на счёте через три года?

33. Соотнесите варианты вложения денег и виды доходов

1. Деньги, вложенные в банк

2. Приобретенная акция

3. По облигациям

4. Наличные деньги, лежащие в

шкатулке

5. Покупка иностранной валюты

A. Выплачиваются проценты.

B. Приносят процент.

С. Не приносят дохода.

Д. Приносит доход, если обменный курс

рубля падает.

Е.Приносит (или не приносит) дивиденд

34. Задача

Билет в аквапарк стоит 900 рублей для взрослых и 500 рублей для детей. В среднем в день парк посещает 600 детей и в полтора раза больше взрослых. Затраты на содержание парка составляют 21 млн. руб. в месяц (будем считать, что в месяце 30 дней). Сколько фирма тратит на рекламу, если до уплаты налогов ежемесячная прибыль составляет 9,5 млн. рублей?

35. Задача.

Вася захотел купить планшет, т.к. выполняя задания учителя ему часто надо было обращаться к сайтам в интернете. Цена планшета была в магазине 10.000 рублей. Вася задумался, как эффективно решить эту проблему, т.к. у него в копилке была только 1.000 рублей.  Брат Васи предложил оставшиеся 9.000 руб. взять в кредит в банке. Чтобы погасить кредит надо было ежемесячно выплачивать по 1.000 рублей в месяц 10 месяцев. Сколько в итоге Вася заплатит за планшет? На сколько процентов больше по сравнению с его изначальной ценой заплатит Вася, если последует совету брата. Предложите Васе решить эту проблему более рационально для семейного бюджета.

36. Объясните пословицы и мысли мудрых: 1) «Берёшь на время и чужие, отдаешь свои и навсегда». 2) «Кто покупает лишнее, тот, в конце концов, начинает продавать необходимое». (Б.Франклин)

37. Андрей решил купить в кредит диван и два кресла за 25 тыс. руб. У него не было накоплений. Магазин отпустил ему мебель из-за согласия Андрея купить мебель в кредит под 20% годовых. % шли на непогашенную сумму кредита и комиссия за ведение счета - 1%.  Сделайте график погашения кредита на 6 мес. и на год.

38. Как уменьшить переплату по взятому кредиту? Выберите из списка верные позиции:

1) не спешить и оплачивать вовремя ежемесячный платёж;

2) досрочно погасить весь кредит;

3) перекредитоваться в другом банке;

4) использовать помощь государства (программы государства и социальной поддержки семей, имеющих детей).

39. Объясните, что объединяет произведения: «Преступление и наказание» Достоевского, «Гобсек» О. Бальзака и «Венецианский купец» В. Шекспира?

40. Прокомментируйте на выбор одно из  высказываний известных людей о налогах:

1. «Будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их собственное благополучие». Фома Аквинский

2. «К налогам следует прибегать только в исключительных случаях. Налоги – средство опасное, ссорящее короля с его подданными». Жан Боден

3.  «Государственные доходы – это часть, выделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным». Шарль Луи Монтескье

4. «Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». Екатерина II Великая  

5. «Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства». Николай Иванович Тургенев

 6. «Мы платим правительству за его услуги. Это обмен одних ценностей на другие, правда, на особых основаниях. Хотя эта сделка не всегда является добровольной и справедливой, но все, же это обмен, и, в конечном счете, обмен выгодный, ибо самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно». Иосиф Михайлович Кулишер

II вариант

1. Что из перечисленного является инвестиционным капиталом?

А) Кредит

Б) Лодка

В) Билет в кино

Г) Ничего из вышеперечисленного

2. Какой вид капитала ставит целью формирование дополнительных источников дохода?

А) Инвестиционный

Б) Текущий

В) Резервный

Г) Текущий и  Резервный

3. Что из перечисленного является примером фиксированных расходов?

А) Питание в столовой

Б) Оплата мобильной связи

В) Проездной на общественный транспорт

Г) Все вышеперечисленное

4. Верны ли следующие суждения?

А) Чем меньше чистый капитал, тем богаче человек.

Б) Личный финансовый план делается один раз в жизни и не подлежит изменению

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. В чем основная цель резервного капитала?

А) Повседневные траты

Б) Дополнительные источники дохода

В) Защита от риска        

Г) Всё выше перечисленное

6. Банк выставляет курс покупки валюты выше, чем курс продажи.

А) верно

Б) Неверно

7. Что из перечисленного является пассивом?

А) Алименты

Б) Налоги

В) Счет на оплату электроэнергии

Г) Всё выше перечисленное

8. Что такое ликвидность актива?

А) Возможность конвертировать актив в деньги быстро и без потерь

Б) Прибыль от вложений в актив

В) Размах колебаний цены актива

Г) Способность актива приносить стабильный доход, невзирая на риски

9. Страхователь – это тот, кто:

А) Занимается распространением страховых полисов

Б) Приобретает страховую защиту на случай возможных потерь

В) Выплачивает страховое возмещение

Г) Берет на себя обязательства по возмещению потерь

10. к страхованию имущества относится:

А) Добровольное медицинское страхование

Б) КАСКО

В) ОСАГО

Г) Всё вышеперечисленное

11. Верны ли следующие суждения?

А)  Под залог недвижимости выдается Ипотечный кредит

Б) Бюро кредитных историй специализируется на сборе просроченных долгов

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения?

А) При выполнении определенных требований вы можете не платить процентов за кредит, предоставленный по кредитной карте

Б)   Некоторые банкоматы позволяют снимать деньги со своего счета в иностранной валюте, например, в долларах США или евро

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. На что нужно обращать внимание при обмене валюты, чтобы сделать это наиболее  выгодно?

А) На курс обмена

Б) На комиссию

В) На разницу между курсами покупки и продажи валют

Г) И на курс обмена, и на комиссию

14. Какой вид банковской карты дает возможность использовать только средства на вашем банковском счету?

А) Дебетовая карта

Б) Кредитная карта

В) Дебетовая карта с овердрафтом

Г) Всё вышеперечисленное

15. Что такое надежность актива?

А) Возможность конвертировать актив в деньги быстро и без потерь

Б) Прибыль от вложений в актив(в процентах от вложенной суммы)

В) Размах колебаний цены актива

Г) Способность актива приносить стабильный доход невзирая на риски

16. Если вы хотите самостоятельно торговать на фондовом рынке, то к какому финансовому посреднику вы должны обратиться?

А) Биржа

Б) Брокер

В) Страховая компания

Г) Управляющая компания

17. Верны ли следующие суждения?

А) Акция - это документ, отражающий финансовые потоки предприятия

Б) Заем - это пример долевого финансового инструмента

1) Верно А

2) Верно Б

3) Оба суждения верны

4) Оба суждения неверны

18. Кто несет риск, связанный с инвестированием пенсионных  накоплений, в корпоративной пенсионной схеме с установленными выплатами?

А) Государство

Б) Компания-работодатель

В) ПФР

Г) Сотрудник компании, будущий пенсионер

19. Какой финансовый посредник предлагает «купить» пожизненную пенсию?

А) Брокер ценных бумаг

Б) Микрофинансовая организация

В) Паевой инвестиционный фонд

Г) Ни одна из вышеперечисленных организаций

20. Какой из нижеперечисленных видов дохода облагается НДФЛ?

А) Оплата питания работодателем

Б) Возмещение на командировку от работодателя

В) Страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования

Г) Пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды

21.  Какой из нижеперечисленных видов налога является прямым?

А) Акциз

Б) Земельный налог

В) Налог на добавленную стоимость

Г) Таможенная пошлина

22. Михаил продал квартиру, купленную год назад, за полтора миллиона рублей. На какую максимальную сумму он может получить налоговый вычет без подачи документов, подтверждающих расходы на приобретение квартиры?

А) 0 рублей

Б) 250 тысяч рублей

В) 1 миллион рублей

Г) 1,5 миллиона рублей

23. До какой даты нужно подавать налоговую декларацию для указания дохода от продажи имущества?

А) 31 декабря текущего года

Б) 30 апреля последующего года

В) 15 июля последующего года

Г) Ограничения по дате отсутствуют

24. Финансовая пирамида способна выплачивать повышенный доход своим вкладчикам:

А) Постоянно за счет выгодного вложения средств

Б) Временно, пока идет приток средств от новых вкладчиков

В) Постоянно за счет страхования вкладов от риска убытка

Г) Временно, до момента отзыва лицензии из-за происков конкурентов

25. Сотрудники банка вправе запросить у вас PIN – код вашей карты:

А) Только в отделении банка

Б) Сотрудники банка не имеют на это права

В) Только в письменном виде на бланке банка

Г) Только по телефону, предварительно назвав вам кодовое слово

26.  Приведите в соответствие:

Понятие

определение

1

Риск

А

Способность актива быстро и с минимальными потерями быть конвертированным в деньги

2

Ликвидность

Б

Долговая ценная бумага, которая выпускается эмитентом на определенный срок

3

Инвестирование

В

Возможность получения  результата, отличающегося от ожиданий.

4

Дивиденд

Г

Приобретение активов с целью получения дохода в будущем

5

Облигация

Д

Часть прибыли компании, которая распределяется между ее акционерами

27. Установите соответствие. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Примеры

Виды налогов

А) НДФЛ

Б) налог на прибыль организаций

В) НДС

Г) налог на имущество организаций

Д) таможенная пошлина

Ж) транспортный налог

З) земельный налог

И) налог на имущество физических лиц

К) акцизы

  1. Прямые
  2. Косвенные

28. Реши задачу: В копилке монеты по 5 и 10 р. Десятирублёвых монет больше половины. Четверть десятирублёвых монет выпущена в 2010 году. Таких монет 5. Какой может быть максимальная сумма денег в копилке?

29. У Маруси было 4 монеты по 10 р., 4 монеты по 5 р. и одна 50-рублёвая купюра. В ларьке продавались шоколадки. Шоколадка «Алёнка» стоила 30 р., шоколадка «Маринка» - 40 р. и шоколадка «Полинка» - 50 р. Какие наборы шоколадок могла купить Маруся без сдачи?

30. Определите, сколько стоит в рублях путёвка для одного человека, если известно:

  • в группе 10 человек;
  • поездка продлится 10 дней;
  • билет на самолёт туда и обратно стоит 15 тыс. р.;
  • номер в отеле, в котором проживают два человека, стоит 60 евро в сутки;
  • все экскурсии стоят 100 евро на человека;
  • микроавтобус до аэропорта в России обойдётся 4 тыс. р., а за границей 150 евро;
  • страховой полис на одного человека стоит 30 евро;
  • стоимость завтрака включена в стоимость номера;
  • за оформление документов на группу туристическое агентство получило 30 тыс. р.;
  • курс евро на дату оплаты путёвки составлял 42 р.

31. Квадратный участок земли имеет периметр 200 метров. Какую сумму денег должен заплатить государству хозяин участка, если земельный налог с 1 гектара (1 гектар = 10 000 квадратных метров) составляет 1000 рублей?

32. Гражданин Иванов купил 100 акций номинальной стоимостью 100 р. Через год он получил дивиденды, равные 5% от стоимости акций, на следующий год дивиденды не выплачивались, а на третий год дивиденды составили 20%. Дивиденды он хранил дома в стеклянной банке. Какую долю от стоимости акций составляет сумма дивидендов?

33. Соотнесите варианты вложения денег и виды доходов

1. Деньги, вложенные в банк

2. Приобретенная акция

3. По облигациям

4. Наличные деньги, лежащие в

шкатулке

5. Покупка иностранной валюты

A. Выплачиваются проценты.

B. Приносят процент.

С. Не приносят дохода.

Д. Приносит доход, если обменный курс

рубля падает.

Е.Приносит (или не приносит) дивиденд

34. Задача.

Фабрика получает прибыль равную 200 млн. рублей в год, а кафе 15 млн. рублей. Затраты фабрики на производство составляют 1200 млн. рублей, а кафе – 75 млн. рублей. Чей бизнес эффективнее? Ответ поясните.

35. Задача.

Вася захотел купить планшет, т.к. выполняя задания учителя ему часто надо было обращаться к сайтам в интернете. Цена планшета была в магазине 10.000 рублей. Вася задумался, как эффективно решить эту проблему, т.к. у него в копилке была только 1.000 рублей.  Брат Васи предложил оставшиеся 9.000 руб. взять в кредит в банке. Чтобы погасить кредит надо было ежемесячно выплачивать по 1.000 рублей в месяц 10 месяцев. Сколько в итоге Вася заплатит за планшет? На сколько процентов больше по сравнению с его изначальной ценой заплатит Вася, если последует совету брата. Предложите Васе решить эту проблему более рационально для семейного бюджета.

36. Объясните пословицы и мысли мудрых: 1) «Берёшь на время и чужие, отдаешь свои и навсегда». 2) «Кто покупает лишнее, тот, в конце концов, начинает продавать необходимое». (Б.Франклин)

37. Рассчитайте ежемесячный платёж по кредиту, если вы взяли в кредит 30.000 руб. под 16% годовых, с ежемесячной комиссией  1,5%, с суммой погашения основного долга -2322 руб. Сколько вы переплатите за 12 месяцев?

38. Как уменьшить переплату по взятому кредиту? Выберите из списка верные позиции:

1) не спешить и оплачивать вовремя ежемесячный платёж;

2) досрочно погасить весь кредит;

3) перекредитоваться в другом банке;

4) использовать помощь государства (программы государства и социальной поддержки семей, имеющих детей).

39. Объясните, что объединяет произведения: «Преступление и наказание» Достоевского, «Гобсек» О. Бальзака и «Венецианский купец» В. Шекспира?

40. Прокомментируйте на выбор одно из  высказываний известных людей о налогах:

1. «Будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их собственное благополучие». Фома Аквинский

2. «К налогам следует прибегать только в исключительных случаях. Налоги – средство опасное, ссорящее короля с его подданными». Жан Боден

3.  «Государственные доходы – это часть, выделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным». Шарль Луи Монтескье

4. «Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». Екатерина II Великая  

5. «Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства». Николай Иванович Тургенев

 6. «Мы платим правительству за его услуги. Это обмен одних ценностей на другие, правда, на особых основаниях. Хотя эта сделка не всегда является добровольной и справедливой, но все, же это обмен, и, в конечном счете, обмен выгодный, ибо самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно». Иосиф Михайлович Кулишер

Используемая литература и  источники

- Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО /

А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

- Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.

10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

- В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016; Учебное пособие для общеобразовательных организаций

- В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016; Рабочая тетрадь

- В.В. Чумаченко, А.П. Горяев , Методические рекомендации М. «Просвещение», 2016;

- mos.olimpiada.ruUpload/files/Archive_tasks_2013

- Источник: Афоризмы, изречения и шутки о налогах и налогообложении // http://www.cnfp.ru/fun/aphorisms_sayings_and_jokes_about_ taxes_and_tax/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тест "Кем быть?" (в рамках недели финансовой грамотности школьника А.Горяев, В Чумаченко)

Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую про-фессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в послед нюю очередь важно достичьфинансовой независимости...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...

Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике

Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...