Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Наследственность" к УМК Л.Н.Боголюбова ФГОС
план-конспект занятия по обществознанию (5 класс) на тему

Лазарева Людмила Владимировна

Разработка к уроку-практикуму по теме "Наследственность". В разработке представлена технологическая карта к уроку, методические материалы, критерии оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obshch_nasledstvennost_5_klass.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию.     Класс: 5 класс

Разработала:  Лазарева Людмила Владимировна учитель истории и обществознания МКОУ Тутурская СОШ.

Тема: Практикум по теме «Наследственность».

Тип урока: Применение знаний и умений (защита мини-проектов).

Цель урока: Расширить представления, обучающихся о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее. Создать условия для обобщения и закрепления полученных результатов работы класса, отдельных учащихся.

Методы: практический, контроля.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек, дедушек; создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия  (УУД)

Формы контроля

I Мотивация к учебной деятель-ности    

Орг. Момент

Актуализация знаний

Определение темы урока

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

- Доброе утро, ребята!

Я надеюсь,  мы с вами плодотворно поработаем на уроке.

Вы, наверное, по своему опыту знаете, чтобы пройти определенное испытание нужно сначала размяться.  В качестве разминки я предлагаю выполнить небольшое задание. (Учитель делит класс на две группы, раздает конверты с карточками, предлагает собрать слово).

- Вы знаете, что обозначает слово «Наследственность»?

- Что человек наследует от своих предков?

Я предлагаю проверить ваши знания и поработать в парах. (Каждому ученику в паре выдается карточка с заданиями.)

- Как вы думаете,  какие качества вы унаследовали от своих родителей?

- Прежде чем, вы сможете ответить на данный вопрос, предположите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

- Сегодня на уроке будем учиться оценивать ваши творческие работы.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

(Приветствуют учителя)

(Обучающиеся делятся на две группы.

 Собирают слово «Наследственность»)

(Ответы обучающихся)

(Ответы детей)

Учащиеся выполняют задания на карточках. После выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка)

Дети поднимают руки, готовы отвечать.

Обучающиеся предполагают, что тема урока связана с наследственностью.

Фронтальная работа

Парная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Устные ответы

- Но чтобы оценить каждую работу, нужно предложить критерии, по которым будем оценивать работы:

- оформление

(презентация – фото - 5;

Презентация – фото + текст – 4;

Презентация – только текст – 3);

- информация (Тема раскрыта полностью, полный содержательный ответ – «5»

Тема раскрыта, краткий ответ – «4»

Тема раскрыта частично – «3»

Тема не раскрыта – «2»

- устное выступление – (речь) –

(полностью рассказал сам – 5;

Читал и рассказывал – 4;

Только читал – 3);

Учитель объясняет, что на столе у каждого обучающегося лежат специальные карточки с критериями, которые нужно будет заполнить по мере того, как будут выступать учащиеся.

Обучающиеся предполагают, по каким критериям будут оценивать выступления

Обучающиеся ознакамливаются с карточками

Защита проектов

Итоги урока

Рефлексия

Индивидуальные выступления учащихся с защитой своих проектов по теме: «На кого я похож»

Обобщение полученных на уроке сведений

Организует выступление учащихся с индивидуальными сообщениями и презентациями

После нескольких выступлений учитель проводит фикультминутку – игру: «Мальчики-девочки»

Учитель просит учащихся подвести итоги выступлений одноклассников.

Проводит беседу по вопросам:

- Трудно ли было справиться с подготовкой и оформлением презентаций?

- Кто помогал вам выполнить эту работу?

- Что вам больше всего понравилось при подготовке презентаций?

Предлагает определить свое эмоциональное состояние при помощи «индикаторов настроения» - солнышки (с надписью «Мне урок понравился, потому что…..); облачки (урок мне не понравился, потому что…..). Нужно продолжить фразу, записать на солнышке или облачке.  Учитель предлагает учащимся показать свой выбор и озвучить фразу.

защищают индивидуальные проекты, знакомят с индивидуальными презентациями, оценивают выступления одноклассников, по ходу выступлений заполняют карточки по  предложенным  критериям.

обсуждают выступления своих товарищей, выражают свое эмоциональное состояние.

Отвечают на вопросы учителя,

Определяются с выбором своего эмоционального состояния, должны продолжить фразу и записать на листочке.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Личностные: в предложенной ситуации опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, как оценить данное выступление по критериям.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы одноклассников исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи; высказывают свою точку зрения , пытаются её обосновать.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Защита проектов

Оценивание учащихся за работу на уроке

Физкультминутка

Приложение: Игра «Девочки и мальчики»

Необходимо произнести фразу, которую нужно закончить:

«Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только ……»

«Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …….»

«Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только ……»

«Болтали час без передышки в цветастых платьицах ……»

«При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь  ……..»

«Боятся темноты, трусишки, все, как один, они ……»

«Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку …….»

«Футболка, джинсы, набок кепочка – вы угадали – это ……»

Н

А

С

Л

Е

Д

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

Критерии оценивания выступления:

Оформление

(презентация –  только фото – «5»;

Презентация – фото + текст – «4»;

Презентация – только текст – «3»);

Информация

Тема раскрыта полностью, полный содержательный ответ – «5»

Тема раскрыта, краткий ответ – «4»

Тема раскрыта частично – «3»

Тема не раскрыта – «2»

Устное выступление - (речь)

(полностью рассказал сам – «5»;

Читал и рассказывал – «4»;

Только читал – «3»);

Фамилия выступающего

Оформление

Информация

Устное выступление

Итоговая оценка

Задания для актуализации знаний по теме «Человек-загадка. Наследственность»

Задание № 1. Укажите верное утверждение:

  1. Поведение человека определено только биологическими факторами.
  2. Человек – это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.
  3. Решающее влияние на поведение человека оказывают биологические факторы.
  4. Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.

Задание № 2. Заполните таблицу. Используйте номера ниже приведенных ниже словосочетаний.

Что мы наследуем от родителей

Чему мы должны научиться.

Общее у всех людей

Индивидуальное у разных людей

  1. Способность защищаться;  2) способность относиться к другим как к себе;  3) способность делать запасы впрок;  4)способность отличать хорошее от плохого;   5)способность строить жилище;   6) определенный овал лица;  7)способность передвигаться;   8)способность мыслить;   9) выполнять задание по математике по образцу;  10)способность утолить голод.

«Солнышко» для рефлексии                                                           «Облачко»  для рефлексии

Урок мне не понравился, потому что ……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию в 7 классе для учебника Боголюбова

Конспект урока по обществознанию (7 класс)Тема: Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Семейное право". По учебнику Боголюбова.

Конспект урока был представлен на конкурс Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области "Через урок - к правовому просвещению" .Предназначен для учителей обществознания....

конспект урока в 5 классе по теме "Линейные и столбчатые диаграммы" (ФГОС)

Это второй урок по теме "Линейные и стобчатые диараммы" по учебнику С.А.Козловой и А.Г.Рубина (ФГОС)....

План-конспект урока Биологии. 5 класс тема "Лишайники". В соответствии с требовании ФГОС

Урок разработан  для 5 класса по теме "Лишайники", в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока в 5 классе по теме "Предложение" (в соответствии с ФГОС)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе, посвящённый Дню народного единства...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...