Пишем эссе по обществознанию.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Демирел Людмила Викторовна

В доступной форме, наглядно, с практическим заданием данная презентация поможет справиться  с написанием эссе. Ученик самостоятельно может получить практические навыки,отработать все сложные моменты,которые  учитываются при оценке эссе экспертами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon esse_po_obshchestvoznaniyu.ppt923 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пишем эссе по обществознанию.

Слайд 2

Теория вопроса

Слайд 3

Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как " разновидность очерка , в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий , ассоциаций ".

Слайд 4

Что такое эссе? ". Толковый словарь иноязычных слов: "эссе — очерк, трактующий какие-либо проблемы не в систематическом научном стиле, а в свободной форме ".

Слайд 5

Что такое эссе? Большой энциклопедический словарь: "эссе — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением»

Слайд 6

Что такое эссе? Краткая литературная энциклопедия : "эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные".

Слайд 7

Для эссе характерны: ярко выраженная авторская позиция; искренность, эмоциональность; соблюдение внутреннего смыслового единства, согласованности утверждений, терминов и понятий по проблеме; ж анр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию ; э ссе определяют как записки, наброски, раздумья ; оно обычно имеет небольшой объем .

Слайд 8

Успешно написать эссе можно, если вы: способны применять обществоведческие знания в новой ситуации; имеете собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеете убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать; умеете формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания.

Слайд 9

Темы эссе по обществознанию Имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя или дано изречение народной мудрости. Темы по философии, социальной психологии, экономике, социологии, политологии, правоведения .

Слайд 10

Структура эссе Вступление (определяется проблема и ваше отношение к ней); Тезис (ваши мысли по проблеме); Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей… Заключение (выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий)

Слайд 11

Этапы работы над эссе: написание эссе в черновом варианте; анализ содержания текста; проверка стиля, логичности и последовательности изложенного; внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

Слайд 12

Полезные советы Используй схему построения предложений: "Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ..."; "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …". По моему мнению.., я разделяю позицию автора…; В заключении можно сделать вывод, что…

Слайд 13

Полезные советы: выделяй абзацы; соблюдай красную строку; используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.

Слайд 14

Полезные советы Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.

Слайд 15

Полезные советы Используй черновик при написании эссе . Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.

Слайд 16

Полезные советы Обязательно выпиши высказывание по которому будешь писать эссе.

Слайд 17

Критерии оценивания эссе Раскрытие смысла высказывания; Представление и аргументация своей позиции (с опорой на положение курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт) Уровень приводимых суждений и аргументов: Теоретический (с опорой на знания , с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) ИЛИ Уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни)

Слайд 18

Критерии оценивания эссе 4 балла на ЕГЭ, если есть : Смысл высказывания раскрыт. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение). Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Слайд 19

Критерии оценивания 3 балла на ЕГЭ: Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но приведенные суждения и аргументы свидетельствуют о его понимании. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиции, отношение). Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Слайд 20

Критерии оценивания 2 балла на ЕГЭ Смысл высказывания раскрыт. Представлена и аргументирована собственная точка зрения. Суждения и аргументы приведены на уровне обыденного сознания или при формальном использовании (назывании) обществоведческих терминов.

Слайд 21

Критерии оценивания 1 балл на ЕГЭ Смысл высказывания не раскрыт, но приведенные суждения свидетельствуют о его понимании. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с аргументацией на уровне обыденного сознания ИЛИ смысл высказывания раскрыт, представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации

Слайд 22

Критерии оценивания 0 баллов на ЕГЭ Суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания, отсутствуют; ИЛИ смысл высказывания не раскрыт, но представленная точка зрения свидетельствует о его понимании, Аргументация отсутствует; ИЛИ раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов; ИЛИ дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Слайд 23

Практическая работа

Слайд 24

Учимся определять проблему Социальная психология . "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) .

Слайд 25

Проблема Становления и развития личности: самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, особенности формирования "я-концепции» и восприятия человеком своего бытия.

Слайд 26

Учимся определять проблему Социология . «Не хлебом единым жив человек" (Народная мудрость) .

Слайд 27

Проблема соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.

Слайд 28

Учимся определять проблему ЭКОНОМИКА . «Экономика – есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов" ( Л. Питер) .

Слайд 29

Проблема рационального использования ограниченных ресурсов при помощи новых, эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.

Слайд 30

Учимся определять проблему Политология. «Избирательный бюллетень сильнее пули" ( А. Линкольн) .

Слайд 31

Проблема осуществления народовластия через избирательную систему и влияния его на организацию общественной жизни.

Слайд 32

Учимся определять проблему Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" ( Вольтер) .

Слайд 33

Проблема правовой помощи, правового решения спорных, конфликтных, затруднительных жизненных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

Слайд 34

Учимся определять проблему Философия . « Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий " ( Т. Ойзерман) .

Слайд 35

Проблема осознанного, ответственного использования человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности.

Слайд 36

Мозговой штурм Задание: Определите круг терминов и понятий к высказыванию и проблеме по философии. « Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т.И. Ойзерман) проблема осознанного, ответственного использования человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности.

Слайд 37

Мозговой штурм Присуще человеку

Слайд 38

Мозговой штурм Присуще человеку Мышление Сознание Отклоняющееся поведение Творец и изобретатель Целенаправленная деятельность (во благо и во вред) Моральное поведение Самооценка самоконтроль

Слайд 39

Мозговой штурм Присуще животным )

Слайд 40

Мозговой штурм Присуще животным Инстинкты Обусловленное поведение (предсказуемое ) Приспособление к природным условиям

Слайд 41

Говорят мудрые «Мыслящий и работающий человек есть мера всего» (В.И. Вернадский- русский ученый, мыслитель); «Человек может быть определен как животное стыдящееся» (В.С. Соловьев – русский философ)

Слайд 42

Текст эссе «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман) В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности. Эта проблема по моему мнению в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д.Сахаров в своих выступлениях. И действительно, человек может достигать цели выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком. А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать. Таким образом благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.

Слайд 43

Домашнее задание Написать эссе (вместе с родителями) Политология «В нынешние времена – все политика» (С.Къеркегор) Экономика «Труд есть отец богатства, а земля его мать» (У. Пети) Социальная психология «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» (Вольтер) Философия «Те сомнения, которые не разрешит теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах) Правоведение «Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы, управляют гражданами и делами» (М. Кутузов) Социология «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

Готовим реферат,пишем эссе

Если у вас возникли вопросы по написанию реферата или эссе, то данная информация вам поможет....

ЕГЭ поанглийскому языку:пишем эссе.

Данная презентация предназначена учителю английского зыка, работающего в 10-11 классе, обучающимся 10-11 классов как помощь в обучении написания эссе.В презентации отображается пошаговая инструкция на...

Пишем эссе грамотно.

Советы учащимся 11-х классов по написанию эссе....

Пишем эссе

Характеристики и рекомендации по написанию эссе...

Пишем эссе.

Пишем эссе....