Электив по обществознанию "Человек и общество". 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Вахонина Ольга Владимировна

Электив по обществознанию "Человек и общество". 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Курс ориентирован на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ОГЭ по обществознанию.

Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. Это поэтапное усвоение учащимися ряда базовых понятий, обществоведческой терминологии, освоение учащимися базовых умений и типов деятельности.

Курс «Человек и общество» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.

Задачами курса являются:

- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;

- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;

-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

- повышение общего уровня культуры;

- формирование умения анализировать позицию автора текста.

                          Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в 2 недели.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, лабораторные работы, практические занятия,  дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

Содержание программы

Раздел 1. Человек и  общество (5 ч.)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.   Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Раздел 2. Социальная сфера (5 ч.)

 Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

Раздел 3. Экономика (5 ч).

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Раздел 4. Духовная сфера (1 ч.)

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе. Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

Раздел 5. Итоговое повторение (1 ч.)

Практикум по теме: «Человек и общество»

Тематическое планирование

Тема

                  Количество часов

теория

практика

всего

Раздел 1. Человек и общество (5 ч.)

1.

Общество как форма жизнедеятельности людей

0,5

0,5

1

2.

Взаимодействие человека и природы

0,5

0,5

1

3.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества

0,5

0,5

1

4.

Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

0,5

0,5

1

5.

Человечество в XXI в.: основные вызовы и угрозы. Глобализация

0,5

0,5

1

Раздел 2. Социальная сфера (5 ч.)

6.

Социальная структура общества

0,5

0,5

1

7

Социальное неравенство. Социальный конфликт и пути его решения

0,5

0,5

1

8.

Семья как малая группа

0,5

0,5

1

9.

Межнациональные отношения

0,5

0,5

1

10.

Практикум по теме: «Социальная сфера»

1

1

Раздел 3.Экономика (5 ч.)

11.

Экономика и ее роль в жизни общества

0,5

0,5

1

12.

Экономические системы и собственность.

0,5

0,5

1

13.

Деньги, функции денег

0,5

0,5

1

14.

Предпринимательство. Рынок. Понятие спроса и предложения

0,5

0,5

1

15.

Практикум по теме: «Экономика»

1

1

Раздел 4. «Духовная сфера» (1 ч.)

16

Понятие «культура». Духовная жизнь общества

0,5

0,5

1

Раздел 5. Итоговое повторение (1 ч.)

17.

Практикум по теме: «Человек и общество»

1

1

Итого

7

10

17

Литература

  1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
  2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение,2012. - 176 с.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс/Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО,2012.- 112 с.
  4. Чернышева О.А. ОГЭ–2017. Теория, тематический тренинг: учебно-  методическое пособие О.А. Чернышева. – Ростов н/Д: Легион, 2016. - 496 с.
  5. Чернышева О.А. Обществознание. 8-9 классы. Тематическая тренировочная тетрадь: учебное пособие / О.А. Чернышева. – Ростов н/Д: Легион, 2014. - 256 с.
  6. ГИА - 2013: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме/авт. – сост. О.А.Котова, Т.Е. Лискова.  – Москва: Астрель, 2013. – 74 с.
  7. Гражданское право и государство. Экономические аспекты.  Учебное пособие./Дж. Дик, Дж.Блейс,          П. Мур. Пер. с англ. Т. Равичевой, С. Григорьева под ред. С. Равичева М.: МЦЭБО, 2002. -  98 с.
  8. Домашек Е. В. Обществознание. Понятия, характеристики, определения. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 157 с.
  9. Европейская конвенция о защите прав человека. Отправные точки. Пособие для преподавателей. – Kehler Druck, 2001.
  10. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – Новосибирск: Норматика,2013. – 32 с.
  11. Калачева. Е.Н. ГИА. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий уровня В и С. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 111 с
  12. Лазебникова А.Ю. ГИА 2012. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова,О.А. Котова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 143 с.
  13. Международная экономика. Учебное пособие / Дж. Линч, М. Уаттс, Д. Уэнтворт / Пер. с англ. С. Григорьева, Т. Равичевой под ред. С. Равичева  М.: МЦЭБО, 2002. -  188 с.
  14. Обществознание. 9-11 классы: тестовые задания /авт.- сост. В.С. Медведева. –  Волгоград: Учитель,2015. -127 с.
  15. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо,2013. – 64 с.
  16. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2013. – 224 с.

Электронные сайты в помощь:

  1. http://festival.1september.ru/
  2.  http://www.uchportal.ru/
  3. http://pedsovet.su/
  4. http://pedsovet.org/
  5. http://www.it-n.ru/
  6. http://nsportal.ru/
  7. http://school-collection.edu.ru/
  8. http://fcior.edu.ru/

9.         www.fipi.ru/

Цель: создание условий и развития практических умений, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации учащимися 9 классов.

Задачи курса: 1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму; 2. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; 3. раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности; 4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач; 5. способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям; 6. способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию; 7. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; 8. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Содержание программы

Раздел 1. История России с древности до конца XIII в. (6 ч.)

Восточные славяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен.

Возникновение государственности у восточных славян. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро –Суздальское, Галицко –Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура  Древней Руси. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Монгольские завоевания. Походы хана Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией с Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Раздел 2. История России с начала XIV до конца XVI вв. (3ч.)

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. местничество.

Русская культура второй половины XIII – XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская битва и подъём русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. « Задонщина». Теория «Москва- третий Рим» . Феофан Грек. Строительство Московского кремля. Андрей Рублев.

 Российское государство в XVI в. Условия развития страны в в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Культура Руси в XVI в. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания Иван Фёдоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

История России XVII – XVIII вв.

Россия в XVII в.Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Ограничение крестьянской свободы. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Иностранная интервенция. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. Первое и Второе ополчение. К.Минин. Д.Пожарский. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

 Россия при Петре I. Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Дворцовые перевороты. Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия в 1725-1801 гг.

Дворцовые перевороты. Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Раздел 3. История России XIX в.

Россия в первой половине XIX в Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Россия в середине XIX в. Николай I. Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Русская культура первой половины XIX в. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Россия во второй половине XIX в. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Раздел 4. История России XX –XXI вв. 

Россия на рубеже XIX –XX вв. Место и роль России в мире. Геостратегическое положение Российской империи; территориальная и социальная структуры; этническая характеристика; политическое и экономическое развитие страны. Классификация политических партий: Российская социал-демократия, партия социалистов-революционеров.

Международные отношения в начале XX в. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Внешнеполитические приоритеты России. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Русско-японская война 1904-1905 гг. Ход военных действий. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Революция 1905 – 1907 гг. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Итоги революции.

Реформы политической и экономической системы страны и их результаты. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность 1 Государственной думы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Вторая Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Промышленный подъем 1910-х гг. Итоги аграрной реформы. Третья Государственная дума. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Первая мировая война: причины, цели, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Военные действия на Восточном фронте. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Дискредитация царизма и государственной власти в России. «Распутинщина». Итоги Первой мировой войны.

Культура и искусство конца XIX – первой четверти XX века. «Серебряный век» русской культуры. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация культуры. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.

Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Научные открытия российских ученых. «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.

Кризис власти. Февраль 1917 года Начало двоевластия. Назревание революционного кризиса в Российской империи. Февральская революция 1917 г. Двоевластие: суть и причины его появления. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Приоритеты новой власти. Рождение новой власти на местах.

Политика Временного правительства и русское общество в 1917 году. Альтернативы развития страны после Февраля. «Апрельские тезисы». Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский и июньский кризисы власти. Июльские события в Петрограде. Выступление генерала Л.Г. Корнилова и его последствия.

Провозглашение Советской власти. Второй съезд Советов. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Октябрьский переворот в Петрограде. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.

Брестский мир и установление однопартийной диктатуры. Образование РСФСР. Создание коалиционного советского правительства. Становление советской системы управления. Судьба Учредительного собрания. Отношение большевиков к продолжающейся войне. Брест - Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия. Первые мероприятия советской власти в промышленности и сельском хозяйстве. Принятие конституции РСФСР.

Начало Гражданской войны. Причины Гражданской войны и основные этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии.

Советская Россия в годы Гражданской войныВыступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Уфимская директория. «Мятеж» адмирала А.В. Колчака. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Характер белогвардейской власти на юге. Махновское движение. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н.Н. Юденича на Петроград. Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Разгром Врангеля. Война с Польшей. Окончание Гражданской войны.

Социально-экономическая политика Советского государства в годы войны.«Военный коммунизм». Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений. Сельское хозяйство в период «военного коммунизма». Экономическая политика белых. Причины победы красных.

СССР в первой половине XX века. СССР в системе новых международных отношений в 20-е годы. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Социально-экономический и политический кризис 1920 – 1921 гг. Переход к НЭПу. Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Индустриализация в СССР. Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки и их итоги. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование.

Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Раскулачивание. Результаты форсированного развития и его цена.

Политическая система СССР в 30-е годы. Формирование культа личности И.В. Сталина. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 30-е годы. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни советского общества в 20-е – 30-е годы. Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Творцы Серебряного века в советской России. Большевики и церковь. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Великая Отечественная война. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Битва под Москвой. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Приказ № 227. Создание антигитлеровской коалиции. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение Украины и Крыма. Освобождение советской территории. Завершающий этап войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский тыл в годы войны. Советский народ в годы Великой Отечественной войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР во второй половине XX в. Послевоенное восстановление экономики СССР. Экономические дискуссии 1945 – 1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Внешняя политика СССР в начальный период «Холодной войны». Создание системы союзов. СССР в системе послевоенных международных отношений. Предпосылки и условия формирования двухполюсного мира. Создание системы союзов. «Холодная война». Этапы и основные события. Противостояние двух сверхдержав: этапы и основные события «Холодной войны». Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Войьна в Юго-Восточной АзииГонка вооружений. «Железный занавес».

 «Оттепель» в СССР. XX съезд КПСС. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Противоречия развития советского общества 50 – 60 – х гг. Выработка новых подходов во внешней политике. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. «Третий мир» во внешней политике СССР. Противоречивый характер «оттепели».

Социально-экономическое развитие СССР второй половины 60–70–х гг. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Консервация политического режима СССР в 70-80-е гг. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе.

Особенности духовной жизни СССР и мира в 60 – 70-е годы. Основные направления развития науки и культуры. Концепция «развитого социализма» в СССР. Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Реформы политической системы: цели, этапы, итоги. Смерть Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов. М.С. Горбачев. Переход к политике перестройки. Реформа политической системы. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений.

Экономические реформы 1985 – 1991 гг. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Программа «500 дней». Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. Экономическая политика союзных республик.

Политика гласности: достижения и издержки. Пересмотр партийной идеологии. Политика гласности. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности.

Российская Федерация на рубеже XX- XXI веков. 1991 год. От СССР к Российской Федерации. Августовский политический кризис 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993 г. Возрождение российской многопартийности. Российский парламентаризм. Б.Н. Ельцин.

Начало перехода к рыночной экономике. Программа радикальных экономических реформ. Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике.

Социально-экономические и политические проблемы развития РФ в 90-х годах. Переходный характер экономики страны в 90-е годы. Президентские выборы 1996 г. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Итоги и результаты социально-экономического и политического развития страны в 90-е годы.

Россия на рубеже XX-XXI веков. Начало стабилизации. Президент В.В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономика и социальная сфера страны. Усиление борьбы с терроризмом.

Современная Россия в системе международных отношений. Становление современного международного порядка. Новое геополитическое положение России, ее место в мире. Приоритеты внешней политики РФ. Разработка новой концепции. Борьба с международным терроризмом.

Культурная жизнь современной РоссииИсторические условия развития культуры. Основные направления и тенденции. Религия в современной России. Духовное состояние общества.

Тематическое планирование

Тема

                  Количество часов

теория

практика

всего

История России с древности до конца XIII в. (6ч.)

1.

Восточные славяне

0,5

0,5

1

2.

Возникновение государственности у восточных славян

0,5

0,5

1

3.

Русь при первых князьях

0,5

0,5

1

4.

Культура Древней Руси

0,5

0,5

1

5.

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности

0,5

0,5

1

6.

Борьба Руси с иноземными захватчиками

0,5

0,5

1

История России с начала XVI до конца XVI в.(2ч.)

7.

Начало образования Российского централизованного государства. Завершение образования

0,5

0,5

1

8.

Российское государство в XVI в.

0,5

0,5

1

История России XVII-XVIII вв. (2 ч.)

9.

Россия в XVII в.

0,5

0,5

1

10.

Петр I. Россия в 1725-1801 гг.

0,5

0,5

1

История России XIX в.(2 ч.)

11.

Россия в первой половине XIX в.

0,5

0,5

1

12.

Россия во второй половине XIX в.

0,5

1

История России XX-XXI вв.

13.

Россия на рубеже XIX –XX вв.

0,5

0,5

1

14.

СССР в первой половине XX в

0,5

0,5

1

15.

СССР во второй половине XX в.

0,5

0,5

1

16.

Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.

0,5

0,5

1

Итоговое повторение (1ч.)

17.

Практикум по курсу

1

1

Итого

8

9

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает суть понятия "правовой нигилизм",  его виды, формы,  причины, историю формирования нигилистических идей, пути преодоления правового нигилизма....

Презентация "Государственные органы", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает содержание понятия "государственные органы", их функции, виды, содержит большой иллюстративный материал об органах власти РФ, схемы, таблицы....

Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...

Презентация "Право как ограничитель власти", электив по политологии, 10-11 классы

Содержит сведения о правовых механизмах ограничения государственной власти, включает большой иллюстративный  материал...

Презентация "Социальное назначение государства", электив по политологии, 10-11 классы

Содержит подробную информацию о внутренних и внешних функциях государства, включает большой иллюстративный материал...

Презентация "Плебисцит, референдум, всенародный опрос", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает суть таких форм волеизъявления народа как плебисцит, референдум, всенародный опрос. Содержит большой иллюстративный материал....