Урок обществознания по теме «Экономическая деятельность подростков»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Лукашева Елена Петровна

Урок обществознания по теме

«Экономическая деятельность подростков»

Урок обществознания «Экономическая деятельность подростков» в 6 классе (можно в 8кл) ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов и построен с учётом требований ФГОС. На уроке используются  элементы технологии сотрудничества, творческих мастерских,  ситуативного,  личностно-ориентированного обучения. Занятие строится таким образом, чтобы учащиеся сами формулировали тему урока, задачи деятельности, через самостоятельную деятельность с информационными источниками(учебник, документ), путём анализа и логических выводов учились отвечать на вопросы и решать проблему урока, выражать свои мысли в устной и письменной речи, понимали  необходимость экономических  знаний по вопросам  экономической деятельности  несовершеннолетних и  могли бы  применять полученные знания на практике.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukashevae.purok_ekonomicheskaya_deyatelnost_podrostkov.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лукашева Елена Петровна,

ст. Вешенская Шолоховского района Ростовской области,

МБОУ «Шолоховская гимназия»,

учитель истории и обществознания

Урок обществознания по теме

«Экономическая деятельность подростков»

Аннотация

Урок обществознания «Экономическая деятельность подростков» в 6 классе (можно в 8кл) ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов и построен с учётом требований ФГОС. На уроке используются  элементы технологии сотрудничества, творческих мастерских,  ситуативного,  личностно-ориентированного обучения. Занятие строится таким образом, чтобы учащиеся сами формулировали тему урока, задачи деятельности, через самостоятельную деятельность с информационными источниками(учебник, документ), путём анализа и логических выводов учились отвечать на вопросы и решать проблему урока, выражать свои мысли в устной и письменной речи, понимали  необходимость экономических  знаний по вопросам  экономической деятельности  несовершеннолетних и  могли бы  применять полученные знания на практике.

Ключевые слова

Экономика, предпринимательство, «карманные деньги».

Цель урока:

создать условия для освоения учащимися вопросов    экономической деятельности подростков

Задачи урока:

  • формировать у учащихся понимание  того, как они могут участвовать в экономической жизни общества;
  • развивать умения  участвовать в дискуссии, отстаивать своё мнение;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы, приведения  примеров  и обыгрывания ситуаций;
  • развивать умения работать с различными источниками информации, решать проблемные задания;
  • через самостоятельную деятельность с информационными источниками(учебник, документ), путём анализа и логических выводов учить отвечать на вопросы и решать проблему урока , выражать свои мысли в устной и письменной речи, доказывать свою точку зрения;
  • понимать личностную необходимость экономических знаний  в условиях современного общества

Формируемые УУД:

Предметные результаты

Учащиеся научатся раскрывать  содержание  экономической деятельности подростков, владеть приёмами самостоятельного поиска и анализа информации из различных источников;

Личностные результаты

Учащиеся научатся высказывать своё мнение по вопросам необходимости участия подростков в экономической сфере общества,  важности полученных знаний в дальнейшей жизни.

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся: анализировать  различные источники по вопросам  участия подростков  в экономической  деятельность,  решать проблемные ситуации,   представлять результаты своей деятельности на уроке, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Технологии:

  элементы технологии сотрудничества, творческих мастерских, ситуативного и  личностно-ориентированного           обучения.

Методы:

по источнику познания:  печатно - словесный, наглядный, практический; по уровню познавательной деятельности:  проблемный, частично- поисковый;         по технологическому решению : информационно-коммуникативный, исследовательский.

Форма организации урока:

работа в  исследовательских группах.

Организация пространства:

класс делится на  группы, фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Ресурсы:

компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник,   обществознания  6 класс А.И. Кравченко,(Боголюбов 8кл) CD-диск и интернет-ресурсы, весы, монеты

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Внутренняя позиция школьника, эмоционально настраиваются на рабочий лад. 

Устанавливать  причинно-следственные связи,  осуществлять построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

I.  I.  Мотивация и самоопределение к деятельности

Цель.

Включение учащихся  в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Видеоряд:

По какому принципу подобраны материалы сюжета видеоряда?

Представьте, мы услышали спор двух друзей. Один говорит, что работа мешает подростку учиться, заработанные деньги дают ощущение независимости и приводят к непослушанию. Другой утверждает, что работа делает подростка собранным, помогает ценить чужой труд и помогает продуманно относиться к тратам. Кого бы вы поддержали в этом споре? Может быть, у вас есть свое мнение на этот счет?

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Опрос учащихся проводит с целью проверить знания, полученные в ходе предыдущего занятия .

С целью создания ситуации успеха  использует работу с тестами с заданием: верно ли следующее суждение. Объясняет критерии оценки – три блока по пять предложений, оценивается каждый блок, выводится средняя оценка.

Для успешной подготовки к основному этапу занятия и повторения пройденного  использует  текст с ошибками. Такая форма проведения опроса позволяет создать условия для усвоения нового материала всеми учащимися, сплотить коллектив вокруг намеченных целей, развивать умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем. Помогает наводящими вопросами, если дети затрудняются с ответами.

Заполняют листок будущего бизнесмена.

Выполняют дифференцированные задания.

Более сильные учащиеся заранее получили задание его составить самостоятельно.

В случае затруднения в ответе на вопрос сильные учащиеся помогают товарищам в разрешении возникших проблем.

В рабочем листке будущего предпринимателя заполните свою фамилию и имя.

     1.  Слушая задание, выберите те предложения, которые относятся  к  экономической сфере жизни общества:

    а) открытие нового кинотеатра;

    б) выпуск конфет на кондитерской фабрике;

    в) приём больных в поликлинике;

     г) открытие выставки картин;

     д) выпечка хлеба в пекарне;

     е) пошив одежды на швейной фабрике;

     ж) выборы главы сельской администрации;

     з) открытие счёта в банке;

     и) производство обуви.

2.Дайте названия определениям:

а) Наука, которая исследует законы, по которым люди                                    взаимодействуют в процессе ведения хозяйства.

б)   Всеобщий эквивалент, на который обмениваются все

                                    товары.

в) Любая (не запрещённая законом) деятельность,     нацеленная на   получение прибыли.

г)   Богатство; деньги, приносящие новые деньги.

д) Руководитель, управляющий на предприятии,  решающий организационные вопросы.                              

  • Тестирование: «верно- неверно»;
  • Анализ текста с ошибками;
  • Решение экономической задачи

III. Формулирование темы урока

Цель.

Создать условия, в которых ученик сможет самостоятельно сформулировать тему урока.

В форме подводящего диалога  организует работу с синквейном, подводит учащихся к формулированию темы урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с синквейном.

Самостоятельно формулируют тему урока: «Экономическая деятельность подростков».

Определяют цель и задачи своей деятельности на уроке.

  • 1.Синквейн:

подросток

активный, целеустремленный

интересуется, учится, работает,  участвует в трудовой деятельности

деньги

  • О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
  • Разрешите проблемную ситуацию: «Нужно ли подростку зарабатывать деньги?»

Знать технику работы с синквейном.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

Уметь работать в группе, предлагать и обсуждать варианты решений, приходить к общему мнению, презентовать результаты своей работы.

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

IV. «Работа в исследовательских группах»

Цель.

Подвести учеников к правильному решению проблемы; познакомить с общим способом, образцом рассуждений, логикой поиска при решении проблем.

Организует работу в группах.

Проводит инструктаж обучающихся.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

 Сообщает ребятам критерии оценивания:

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок

Отметка «3»:

работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные

Отметка «2»:

работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок

 Формируют  группы:

 1,2,3 – создают свою фирму и рассказывают  по  плану.

4 – я – совет экспертов. Они выскажут своё мнение по ряду вопросов, окажут юридическую консультацию.

 5 – я  предложит свой список источников пополнения бюджета школьника, где могут работать учащиеся?

Время работы групп 10 минут.

Работа в группах 1,2,3:

1.Название фирмы.

2. Чем будете заниматься, что производить?

3.Почему именно этим? Выясняли ли спрос? Нужно ли это?

4.Что вам для необходимо для своей деятельности?

5 Как будет организован бизнес?

Группа 4   - совет экспертов.

1.Какими качествами должен обладать бизнесмен?

 2.Согласны ли вы с предупреждениями Дэрика Бернстайна в его книге «50 бизнес –советов подростку»?

 3.Хотите ли вы заниматься бизнесом? Почему? Если да, то, каким?

 Группа 5   готовит  свой список источников доходов школьников, где могут работать учащиеся, работают со ст. Т К РФ.

Работа с текстом учебника и дополнительной литературой.

V. Презентация результатов работы 

Цель.

Создать условия для развития творческого потенциала учащихся через создание собственной творческой работы с разрешением проблемной ситуации,  проверить результат работы в группах, навыки самопрезентации.

 Проверяет правильность выполнения задания, задает вопросы.

 По ходу выступления комментирует ответы учеников.

Защита каждого проекта с помощью документ - камеры, другие группы задают дополнительные вопросы.

Вопросы:

  • Каждый ли человек может быть предпринимателем?
  • Какими качествами должен обладать предприниматель?
  • Заполнение анкеты на выявление  предпринимательских способностей.
  • Что такое «карманные»  деньги? Нужны ли они детям? Где их брать?
  • Как, по – вашему, научить ребёнка ценить деньги?

Уметь презентовать результаты работы группы.

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

VI. Рефлексия

Цель.

Создать условия для систематизации полученных знаний, проверить уровень освоения учебного материала, выявить имеющиеся пробелы, создать условия для ликвидации пробелов в знаниях,

.

Учитель проверяет правильность и  полноту ответов, их аргументацию, правильное   определение  понятий.

Предлагает  вспомнить основные  моменты   урока, задает вопросы.

В конце урока предлагает послушать советы бывалых предпринимателей и объяснить их смысл.

Каждый человек, исходя из своих способностей, качеств характера, желания сам определяет, заниматься ему бизнесом или нет.

Сделайте и вы свой выбор – бросьте монетку ( жетон) в ту чашу весов, которую вы выбираете.

Решение проблемных ситуаций

Устный опрос, ответы на вопросы:

Объясняют смысл высказываний и аргументируют свои ответы.

Проводят голосование с помощью монет по вопросу: « Нужны ли карманные деньги подросткам?»

1. Представь, что двумя домами вправо от тебя молодая мама отклоняет предложение подруги сходить в кино только из-за того, что именно в этот момент ей не с кем оставить ребёнка.   2.Представь, что в соседнем доме слева студентка ломает голову, где срочно добыть денег на модную парикмахерскую.

Кто и как  поможет обеим решить их проблемы?  

Напишите в своём рабочем листе, как и где школьники могут зарабатывать деньги,

нужно ли подростку зарабатывать деньги?

Голосуют с помощью монет.

Уметь  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; высказывать свое мнение по вопросам необходимости участия подростков в экономических отношениях отношений, важности применения полученных знаний.

V I. Д/з.

Отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету, обобщение и систематизация материала.

Для учащихся ставлю цель ответить на вопросы и выполнить задание после параграфа (для всех учащихся); индивидуальные задания.

Ответы на вопросы,

Выполнение задание после параграфа (для всех учащихся);

Индивидуальные задания: 1)подготовить сообщение о предпринимателях нашей станицы (по выбору);

2) продумайте, какой бизнес вы можете организовать. Опишите его. (Сильным учащимся).

Слушают песню о труде

Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания "Влияние родителей на самооценку подростка.ppt"

Данная презентация , поможет дать урок по обществознанию в 5 классе по учебнику Кравченко....

разработка урока обществознания по теме "Предпринимательская деятельность" 8 класс

Урок разработан с использованием  технологии критического мышления....

Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс

Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...

Тестовые задания по учебной дисциплине "Введение в современное обществознание" по теме "Экономическая сфера общества"

Тестовые задания предназначены для проверки знаний обучающихся коррекционной группы....

Урок обществознания на тему "Экономическая сфера общества"

Данный урок способствует подготовке учащихся к ЕГЭ. Повторение терминов по теме "Экономика"....