Урок в 9 классе по теме «Гражданские правоотношения»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Малахова Алена Николаевна

Цели урока:

1) сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений;

2) Развить логическое мышление и речь учащихся через решение задач по гражданскому праву;
3) Воспитать уважения к праву.

Основные понятия: гражданское правоотношение, субъект гражданского правоотношения, содержание и объекты гражданских правоотношений, правоспособность и дееспособность.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_9_klass.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по теме «Гражданские правоотношения»

Цели  урока:

1)сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений;

2) Развить логическое мышление и речь учащихся через решение задач по гражданскому праву;
3) Воспитать уважения к праву.

Основные понятия: гражданское правоотношение, субъект гражданского правоотношения, содержание и объекты гражданских правоотношений, правоспособность и дееспособность.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Вспомните, что  понимается под правовыми отношениями?

-это социальные отношения, регулируемые нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности.

Назовите структурные элементы правоотношений.

(субъект, объект и содержание)

Расскажите,  что включает каждый элемент.

     Какими отраслями права  регулируются правоотношения?

-гражданским правом, семейным, трудовым, административным и т.п.

Рассмотрите правовые ситуации, определите субъект и объект правоотношений.

Что есть общего во всех правовых ситуациях?

Какая отрасль права регулирует имущественные отношения?

Какие еще отношения регулирует гражданское право?

3. Целевая установка

Вот сегодня мы с вами как раз и познакомимся с самым главным регулятором рыночных, т.е. товарно-денежных  отношений  - с гражданским правом. Не случайно его часто называют фундаментом делового мира. 

Гражданское право, как вам известно, является одной из отраслей права. Оно охватывает самый широкий круг отношений, в которые вступает гражданин. Многие даже не подозревают, что, покупая продукты в магазине, сдавая пальто в гардероб или беседуя с другом по телефону, совершают действия, которые регламентируются нормами гражданского права.

4 . Изучение нового

   В чем же Сущность гражданского права?

 2 слайд гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ.

К ним относятся вещи, работы, бытовые услуги – словом, всё то, что имеет денежную оценку. Например, летом на отдыхе вы берёте напрокат лодку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки (лодка  обязательно кому-то принадлежит) является, как говорят юристы, возмездной, т. е. возмещённой в денежном эквиваленте.

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права на неприкосновенность частной жизни и пр.

Слайд 3.4.5

 Предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности.

Назовите основания возникновения права собственности, приводя примеры.

- изготовление, дарение, покупка, мена, наследование.

Как собственник может реализовывать свое право собственности?

 - владение, пользование и распоряжение имуществом.

Приведите примеры.

В каких документах содержатся нормы гражданского права?

Конституция РФ

Гражданский кодекс РФ

Федеральные законы (закон о защите прав потребителей)

Найдите в Конституции РФ имущественные и неимущественные права человека и гражданина.

Гражданские права предполагают наличие правоспособности и дееспособности.

Слайд 6.

Решите правовую ситуацию

Васе исполнилось 14 лет и дедушка подарил ему большую сумму денег. Вася хочет приобрести компьютер. Но родители против того, чтобы их сын самостоятельно распоряжался этими деньгами. Они считают, что Вася недееспособный, а потому делать сам ничего не может.

  • Является ли  14-летний Вася дееспособным?

Какие сделки он может совершать самостоятельно, а какие нет?

Слайд 7,8.

Ответьте на вопрос: Действительны ли сделки?

(раздаточный материал)

Большинство гражданских правоотношений возникают в результате сделок.

Сделка – это действие лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделка, в которой принимает участие  несколько лиц, называет договор.

Учебник с. 101 рассмотрим виды договоров.

Рабочая тетрадь параграф 12 вопрос 6.

Проверка выполненной работы

5. Итог

6. Д.з параграф 12 пересказ, рабочая тетрадь параграф 12 доделать работу.

  1. 14 – летний мальчик на заработанные во время каникул деньги купил диски с играми.
  2. 18 – летний юноша без согласия родителей подарил куртку мальчику – беженцу.
  3. Дмитрий Цвелев, 17 лет, жил у своей тети, учился в 11 классе средней школы и находится на иждивении родителей, проживающих в другом городе. Цвелев купил у своего знакомого Мазурина магнитофон, истратив на эти деньги, присланные ему на приобретение пальто  и костюма. Когда отец Дмитрия узнал об этой сделке, он потребовал расторжения договора между его сыном и Мазуриным.

Мог ли Дмитрий Цвелев израсходовать присланные ему деньги? Действителен ли договор между Цвелевым и Мазуриным?

  1. В день рождения 12-летний Иван получил в подарок от друзей 100 рублей. Иван решил не тратить деньги, положить их в банк, а когда вклад прирастет, купить себе роликовые коньки.

Может ли Иван самостоятельно заключить с банком договор банковского вклада?

  1. 16-летний Николай сдал квартиру, которую он получил по наследству после смерти своей бабушки, и заключил договор аренды.

Обладает ли Николай дееспособностью для совершения таких сделок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку по теме "Гражданские правоотношения"

Разработка урока по теме "Гражданские правоотношения" по учебнику Боголюбова Л.Н. (для 9,11 классов). Сопровождается презентацией и рабочими листами для учащихся...

урок Права в 9 классе на тему "Гражданские правоотношения"

 Данный урок открывает очень важный раздел курса «Право и экономика», где речь пойдет о правовом регулировании экономических отношений в обществе...

Урок- практикум по обществознанию в 9 классе на тему Гражданские правоотношения.

Организационная информацияПредметОбществознаниеКласс9 «Б»ТемаГражданские правоотношенияАвтор урока (ФИО, должность)Бабак Любовь Петровна, учитель истории и обществознанияОбразовательное уч...

Урок по теме: «Гражданские правоотношения».

Тип урока: урок-практикум.Содержательная цель урока:Формирование представления о значительной роли гражданских правоотношений  в системе правовых отношений.Познакомиться с сущностью гражданских п...

Разработка урока по теме "Гражданские правоотношения"

Воспитание правовой культуры и активной гражданской позиции подростков...

Рабочий лист к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Гражданские правоотношения"

Рабочий лист к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Гражданские правоотношения". По ходу урока обучающиеся изучают материал по теме и выполняют задания, представленные в рабочем листе. ...

Открытый урок в 9 классе по теме «Гражданские правоотношения»

Предмет: ОбществознаниеДата проведения урока: 01.03.2023 гЦель  урока:сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений После изучения те...