Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию на тему

Зайнуллина Гузалия Закиевна

Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по обществознанию по разделу "Экономика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Исенбаевская СОШ

 Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по обществознанию

Для подготовки к экзамену  необходимо систематизировать  знания  по каждому разделу курса. При систематизации  знаний важно контролировать ученику самого себя , а учителю-усвоение учеником важнейших понятий. Индивидуальный план подготовки к экзамену  по теме «Экономика» предназначен для обучающихся 8-9 классов. Теоретическую подготовку  ,помимо учебных пособий  под редакцией Л.Н.Боголюбова  ,можно проводить, опираясь  на Модульный триактив-курс по обществознанию для 8-9 классов (авторов О.А.Котовой и Т.Е.Лисковой , Издательство «Национальное образование»,2014). Для практической отработки используются разные источники.  Для проверки усвоения  отдельных элементов содержания  предназначен раздел «Проанализируйте суждения»

                                                          Использованная литература                  

1.Котова.О.А.,Лискова Т.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основой государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное пособие.-Москва: Интеллект-Центр,2015.

2. .Котова.О.А.,Лискова Т.Е. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Практикум и диагностика.-Москва: Просвещение,2017

3. Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс/(  О.А.Котова и Т.Е.Лискова.-М.: Издательство «Национальное образование»,2014.

Индивидуальный план подготовки к экзамену  по теме «Экономика»

Мы предлагаем вам самостоятельно оценивать свои достижения, фиксировать пробелы, чтобы добиться намеченной цели.

В столбце «Элементы содержания, важнейшие понятия» представлены основные понятия по теме «Экономика». Проанализируйте, смысл каких понятий вы знаете, можете указать их признаки(оценивайте по пятибалльной системе в  столбце «После изучения (повторения) темы»). Проанализируйте, какие понятия в ходе выполнения практических заданий требуют дополнительного изучения, повторения (в столбце «Выполнение практических заданий» ставить значок «+» или «-  «). В столбце «Март-апрель» отметить понятия, которые необходимо повторить перед экзаменом.  Выполните задания под рубрикой «Проанализируйте суждения»

Элементы содержания, важнейшие понятия

После изучения (повторения) темы

Выполнение практических заданий

Март-апрель

1

Экономика и её роль в жизни общества

1.1

Экономика в значении «наука», экономика в значении «хозяйство»

1.2

Блага. Даровые и экономические блага. Предметы потребления. Средства производства.

1.3

Виды экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление

Основные вопросы экономики

1.4

Субъекты экономической деятельности: семья, фирма, государство

2

Потребности и ресурсы, товары и услуги

2.1

Потребности человека: материальные, социальные, духовные. Потребности людей безграничны.

2.2

Факторы производства, их ограниченность.

2.3

Различие между товаром и услугой.

3

Разделение труда и специализация, производительность труда

3.1

Специализация. Принципы и причины специализации.

3.2

Разделение труда

3.3

Производительность. Производительность  труда. Связь производительности с разделением труда.

4

Обмен, торговля

4.1

Торговля .Оптовая и розничная торговля. Формы торговли

4.2

Взаимосвязь специализации и обмена

5

Экономические системы и собственность

5.1

Собственность

5.2

Правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение.

5.3

Формы собственности

5.4

Экономическая система

5.5

Традиционная экономическая система

5.6

Командная экономическая система

5.7

Рыночная экономическая система

6

Рынок и рыночный механизм

6.1

Спрос. Закон спроса

6.2

Предложение .Закон предложения

6.3

Механизм цен

6.4

Избыток (затоваривание).Дефицит

Рыночное равновесие, равновесная цена

6.5

«Невидимая рука» рынка

6.6

Виды рынков: товаров и услуг, трудовых услуг,  ценных бумаг (фондовый), информации, валютный, научно-технических разработок и инноваций

7

Деньги

7.1

Деньги, покупательная способность денег.

7.2

Функции денег

7.3

Денежная масса: наличные, безналичные деньги

7.4

Эмиссия денег

7.5

Инфляция

Фирма в рыночной экономике. Организованно-правовые формы предпринимательства

8.1

Фирма. Цели деятельности фирмы

8.2

Издержки фирмы: постоянные, переменные.

8.3

Прибыль фирмы

8.4

Предприниматель

8.5

Виды фирм: индивидуальная фирма, ООО, АО, хозяйственное товарищество, производственный кооператив

8.6

Акция

8.7

Малое предпринимательство (малое предприятие, фермерское хозяйство, поддержка государства).

Заработная плата и стимулирование труда

9.1

Спрос и предложение трудовых услуг

9.2

Заработная плата. Формы заработной платы: оклад, сдельная, комплексные формы.

9.3

Номинальная и реальная заработная плата

9.4

Безработица. Циклическая, структурная, сезонная, фрикционная

Экономические цели и функции государства

10.1

Экономические цели государства

10.2

Функции государства в условиях рынка

10.2

Общественные блага

10.3

Направления экономической политики государства

10.4

Налоги и их функции

10.5

Прямые налоги

10.6

Косвенные налоги

10.7

Государственный бюджет

Бюджетные доходы

Расходы государственного бюджета

10.8

Сбалансированный бюджет

Дефицит государственного бюджета

Профицит государственного бюджета

10.9

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки (социальные выплаты, социальное обслуживание) Номинальный доход

Реальный доход

Экономика и её роль в жизни общества . Потребности и ресурсы, товары и услуги

Проанализируйте суждения .

                                               Суждения

Верно

Неверно

Экономическая наука изучает закономерности поведения людей

Примером экономики в значении «хозяйство» является расчёт показателей государственного бюджета

Примером экономики в значении « наука» является объяснение причин роста инфляции

Экономика обеспечивает людей материальными условиями жизни

Экономика-это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей  в жизненных благах

Блага-всё, что ценится людьми для удовлетворения их потребностей

К даровым (свободным) благам относятся воздух, ветер

Проблема ограниченности ресурсов свойственна только традиционной экономике.

Ограниченность ресурсов обусловлена (объясняется)  ограниченностью трудовых, природных ресурсов.

Ограниченность экономических благ заставляет людей делать выбор

Фирма является производителем, а не потребителем различных экономических благ

Примером потребления является покупка семян и удобрений

Примером обмена является покупка хлеба

Примером производства услуг является проведение урока учителем

Примером производства товаров является стрижка клиента в парикмахерской

Примером распределения является начисление зарплаты работникам хлебопекарни

Доставка хлеба в магазины города-это пример такого вида экономической деятельности как распределение

Сфера услуг входит в структуру современного производства

Разделение труда и специализация, производительность труда. Обмен, торговля

Проанализируйте суждения

                                                                 суждения

верно

неверно

Различают следующие виды разделения труда: профессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное

Татарстан специализируется на пооизводстве грузовых автомобилей

Специализация невозможна без сотрудничества работников, предприятий разных отраслей

Количество изготовленных  работником за определённое время изделий называют специализацией

Добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг называют распределением

При оптовой торговле товар реализуется поштучно или в небольших количествах для личного и семейного потребления

Развитие специализации и обмена позволяет увеличить производительность труда

Экономические системы и собственность

Проанализируйте суждения

                                                                            суждения

верно

неверно

Собственность-принадлежность вещей, факторов производства и продуктов производства какому-либо человеку, группе лиц, фирме, организации

Объектами собственности могут являться только материальные предметы и вещи

Формы собственности: индивидуальная, частная, семейная, акционерная, кооперативная, муниципальная, государственная и др.

Земля и капитал находятся в общем владении семьи, общины-это признак командной экономической системы

Рынок определяет цены товаров и услуг-это черта рыночной экономики

В условиях рыночной экономики ни государство ,ни фирмы не составляют хозяйственные планы

Применение потребительских свойств вещи называют владением

Рынок и рыночный механизм

Проанализируйте суждения

                                                               суждения

верно

неверно

Количество товара, которое потребитель готов приобрести в определённый момент времени в конкретном месте по какой-то цене-это предложение

Равновесная цена –показатель соответствия спроса и предложения

Соревнование фирм за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров называется  предложением

Дефицит-ситуация избыточного предложения товаров и услуг

В условиях рыночного затоваривания наблюдается снижение цен

В условиях рыночного дефицита наблюдается рост цен

Факторы, влияющие на формирование спроса: затраты предпринимателя на заработную плату работников, на сырьё, использование более эффективной технологии

Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран отражает ситуацию на рынке ценных бумаг

Акции, облигации-это товары на фондовом рынке

                                         

   Деньги

Проанализируйте суждения

                                                                     суждения

верно

неверно

Деньги-особый товар, служащий универсальным эквивалентом товаров и услуг

Деньги позволяют в наличной и безналичной форме оплачивать товары, услуги, пользоваться кредитом- в этом проявляется функция денег «средство платежа(расчётов)»

Счётная палата РФ проводит эмиссию денег ( выпуск в обращение определённого количества  денежных знаков)

Безналичные денежные средства-чековые и срочные вклады в банках, облигации и др.

Инфляция-процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий в итоге к снижению покупательной способности денег

Покупательная способность денег со временем может         увеличиваться или уменьшаться

Фирма в рыночной экономике. Организованно-правовые формы предпринимательства

Проанализируйте суждения

                                                                          суждения

верно

неверно

Фирма-организация, производящая блага для продажи в целях получения прибыли

Арендная плата за помещение, проценты по кредитам-это переменные издержки фирмы

Переменные издержки изменяются при любом изменении объёмов производства

Предприниматель-человек, который на свой страх и риск создаёт фирму для получения прибыли

 Члены производственного кооператива непосредственно участвуют в производственной деятельности кооператива и получают доход в соответствии с трудовым участием

Заработная плата и стимулирование труда

Проанализируйте суждения

                                                             суждения

верно

неверно

Предложение на рынке труда формируют работодатели

Спрос на рынке труда формируют работники

Спрос на трудовые услуги определяется спросом на товарных рынках

Причины устойчивых различий в оплате труда: различная сложность, различная квалификация и ответственность работников за результаты труда и др.

Безработным признаётся человек, зарегистрированный в государственной службе занятости

Реальная заработная плата- объём благ, которые можно приобрести на номинальную  заработную плату в определённый период времени

Экономические цели и функции государства

Проанализируйте суждения

                                                             суждения

верно

неверно

Осуществление программы социальной поддержки многодетных семей является примером производства общественных благ

Внесение изменений в законодательство о банках является примером принятия правовых норм ,регулирующих экономику

Охрана общественного порядка является примером производства общественных благ

Государство в условиях рынка планирует количество производимых товаров и услуг

Бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов является примером социального обеспечения  населения

Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм

К доходам государственного бюджета относятся оплата строительства дорог, содержание армии и полиции

К прямым налогам относятся таможенная пошлина, акцизный сбор

Налоги делятся на федеральные, региональные, местные

Косвенные налоги необязательны для уплаты

Налог на доходы физических лиц-прямой налог

Финансовая ситуация, возникшая ,когда расходы государства превышают его доходы, -профицит государственного бюджета

                                                                                                                                  Зайнуллина Г.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по обществознанию

Представленные материалы содержат методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, памятку для учащихся и примеры заданий для формирования и закрепления навыков работы с КИМам...

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.......

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию...

Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию

Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Презентация и доклад...

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Методические рекомендации составлены с учетом новых требований на 2021-2022  и анализом ошибок 2020-2021 уч.г....

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...