Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию на тему
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по обществознанию по разделу "Экономика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_k_oge_po_obshchestvoznaniyu.docx | 51.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Исенбаевская СОШ
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по обществознанию
Для подготовки к экзамену необходимо систематизировать знания по каждому разделу курса. При систематизации знаний важно контролировать ученику самого себя , а учителю-усвоение учеником важнейших понятий. Индивидуальный план подготовки к экзамену по теме «Экономика» предназначен для обучающихся 8-9 классов. Теоретическую подготовку ,помимо учебных пособий под редакцией Л.Н.Боголюбова ,можно проводить, опираясь на Модульный триактив-курс по обществознанию для 8-9 классов (авторов О.А.Котовой и Т.Е.Лисковой , Издательство «Национальное образование»,2014). Для практической отработки используются разные источники. Для проверки усвоения отдельных элементов содержания предназначен раздел «Проанализируйте суждения»
Использованная литература
1.Котова.О.А.,Лискова Т.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основой государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное пособие.-Москва: Интеллект-Центр,2015.
2. .Котова.О.А.,Лискова Т.Е. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Практикум и диагностика.-Москва: Просвещение,2017
3. Обществознание. 8 класс. Модульный триактив-курс/( О.А.Котова и Т.Е.Лискова.-М.: Издательство «Национальное образование»,2014.
Индивидуальный план подготовки к экзамену по теме «Экономика»
Мы предлагаем вам самостоятельно оценивать свои достижения, фиксировать пробелы, чтобы добиться намеченной цели.
В столбце «Элементы содержания, важнейшие понятия» представлены основные понятия по теме «Экономика». Проанализируйте, смысл каких понятий вы знаете, можете указать их признаки(оценивайте по пятибалльной системе в столбце «После изучения (повторения) темы»). Проанализируйте, какие понятия в ходе выполнения практических заданий требуют дополнительного изучения, повторения (в столбце «Выполнение практических заданий» ставить значок «+» или «- «). В столбце «Март-апрель» отметить понятия, которые необходимо повторить перед экзаменом. Выполните задания под рубрикой «Проанализируйте суждения»
№ | Элементы содержания, важнейшие понятия | После изучения (повторения) темы | Выполнение практических заданий | Март-апрель |
1 | Экономика и её роль в жизни общества | |||
1.1 | Экономика в значении «наука», экономика в значении «хозяйство» | |||
1.2 | Блага. Даровые и экономические блага. Предметы потребления. Средства производства. | |||
1.3 | Виды экономической деятельности: производство, распределение, обмен, потребление Основные вопросы экономики | |||
1.4 | Субъекты экономической деятельности: семья, фирма, государство | |||
2 | Потребности и ресурсы, товары и услуги | |||
2.1 | Потребности человека: материальные, социальные, духовные. Потребности людей безграничны. | |||
2.2 | Факторы производства, их ограниченность. | |||
2.3 | Различие между товаром и услугой. | |||
3 | Разделение труда и специализация, производительность труда | |||
3.1 | Специализация. Принципы и причины специализации. | |||
3.2 | Разделение труда | |||
3.3 | Производительность. Производительность труда. Связь производительности с разделением труда. | |||
4 | Обмен, торговля | |||
4.1 | Торговля .Оптовая и розничная торговля. Формы торговли | |||
4.2 | Взаимосвязь специализации и обмена | |||
5 | Экономические системы и собственность | |||
5.1 | Собственность | |||
5.2 | Правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение. | |||
5.3 | Формы собственности | |||
5.4 | Экономическая система | |||
5.5 | Традиционная экономическая система | |||
5.6 | Командная экономическая система | |||
5.7 | Рыночная экономическая система | |||
6 | Рынок и рыночный механизм | |||
6.1 | Спрос. Закон спроса | |||
6.2 | Предложение .Закон предложения | |||
6.3 | Механизм цен | |||
6.4 | Избыток (затоваривание).Дефицит Рыночное равновесие, равновесная цена | |||
6.5 | «Невидимая рука» рынка | |||
6.6 | Виды рынков: товаров и услуг, трудовых услуг, ценных бумаг (фондовый), информации, валютный, научно-технических разработок и инноваций | |||
7 | Деньги | |||
7.1 | Деньги, покупательная способность денег. | |||
7.2 | Функции денег | |||
7.3 | Денежная масса: наличные, безналичные деньги | |||
7.4 | Эмиссия денег | |||
7.5 | Инфляция | |||
Фирма в рыночной экономике. Организованно-правовые формы предпринимательства | ||||
8.1 | Фирма. Цели деятельности фирмы | |||
8.2 | Издержки фирмы: постоянные, переменные. | |||
8.3 | Прибыль фирмы | |||
8.4 | Предприниматель | |||
8.5 | Виды фирм: индивидуальная фирма, ООО, АО, хозяйственное товарищество, производственный кооператив | |||
8.6 | Акция | |||
8.7 | Малое предпринимательство (малое предприятие, фермерское хозяйство, поддержка государства). | |||
Заработная плата и стимулирование труда | ||||
9.1 | Спрос и предложение трудовых услуг | |||
9.2 | Заработная плата. Формы заработной платы: оклад, сдельная, комплексные формы. | |||
9.3 | Номинальная и реальная заработная плата | |||
9.4 | Безработица. Циклическая, структурная, сезонная, фрикционная | |||
Экономические цели и функции государства | ||||
10.1 | Экономические цели государства | |||
10.2 | Функции государства в условиях рынка | |||
10.2 | Общественные блага | |||
10.3 | Направления экономической политики государства | |||
10.4 | Налоги и их функции | |||
10.5 | Прямые налоги | |||
10.6 | Косвенные налоги | |||
10.7 | Государственный бюджет Бюджетные доходы Расходы государственного бюджета | |||
10.8 | Сбалансированный бюджет Дефицит государственного бюджета Профицит государственного бюджета | |||
10.9 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки (социальные выплаты, социальное обслуживание) Номинальный доход Реальный доход |
Экономика и её роль в жизни общества . Потребности и ресурсы, товары и услуги
Проанализируйте суждения .
Суждения | Верно | Неверно |
Экономическая наука изучает закономерности поведения людей | ||
Примером экономики в значении «хозяйство» является расчёт показателей государственного бюджета | ||
Примером экономики в значении « наука» является объяснение причин роста инфляции | ||
Экономика обеспечивает людей материальными условиями жизни | ||
Экономика-это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах | ||
Блага-всё, что ценится людьми для удовлетворения их потребностей | ||
К даровым (свободным) благам относятся воздух, ветер | ||
Проблема ограниченности ресурсов свойственна только традиционной экономике. | ||
Ограниченность ресурсов обусловлена (объясняется) ограниченностью трудовых, природных ресурсов. | ||
Ограниченность экономических благ заставляет людей делать выбор | ||
Фирма является производителем, а не потребителем различных экономических благ | ||
Примером потребления является покупка семян и удобрений | ||
Примером обмена является покупка хлеба | ||
Примером производства услуг является проведение урока учителем | ||
Примером производства товаров является стрижка клиента в парикмахерской | ||
Примером распределения является начисление зарплаты работникам хлебопекарни | ||
Доставка хлеба в магазины города-это пример такого вида экономической деятельности как распределение | ||
Сфера услуг входит в структуру современного производства |
Разделение труда и специализация, производительность труда. Обмен, торговля
Проанализируйте суждения
суждения | верно | неверно |
Различают следующие виды разделения труда: профессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное | ||
Татарстан специализируется на пооизводстве грузовых автомобилей | ||
Специализация невозможна без сотрудничества работников, предприятий разных отраслей | ||
Количество изготовленных работником за определённое время изделий называют специализацией | ||
Добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг называют распределением | ||
При оптовой торговле товар реализуется поштучно или в небольших количествах для личного и семейного потребления | ||
Развитие специализации и обмена позволяет увеличить производительность труда |
Экономические системы и собственность
Проанализируйте суждения
суждения | верно | неверно |
Собственность-принадлежность вещей, факторов производства и продуктов производства какому-либо человеку, группе лиц, фирме, организации | ||
Объектами собственности могут являться только материальные предметы и вещи | ||
Формы собственности: индивидуальная, частная, семейная, акционерная, кооперативная, муниципальная, государственная и др. | ||
Земля и капитал находятся в общем владении семьи, общины-это признак командной экономической системы | ||
Рынок определяет цены товаров и услуг-это черта рыночной экономики | ||
В условиях рыночной экономики ни государство ,ни фирмы не составляют хозяйственные планы | ||
Применение потребительских свойств вещи называют владением |
Рынок и рыночный механизм
Проанализируйте суждения
суждения | верно | неверно |
Количество товара, которое потребитель готов приобрести в определённый момент времени в конкретном месте по какой-то цене-это предложение | ||
Равновесная цена –показатель соответствия спроса и предложения | ||
Соревнование фирм за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров называется предложением | ||
Дефицит-ситуация избыточного предложения товаров и услуг | ||
В условиях рыночного затоваривания наблюдается снижение цен | ||
В условиях рыночного дефицита наблюдается рост цен | ||
Факторы, влияющие на формирование спроса: затраты предпринимателя на заработную плату работников, на сырьё, использование более эффективной технологии | ||
Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран отражает ситуацию на рынке ценных бумаг | ||
Акции, облигации-это товары на фондовом рынке |
Деньги
Проанализируйте суждения
суждения | верно | неверно |
Деньги-особый товар, служащий универсальным эквивалентом товаров и услуг | ||
Деньги позволяют в наличной и безналичной форме оплачивать товары, услуги, пользоваться кредитом- в этом проявляется функция денег «средство платежа(расчётов)» | ||
Счётная палата РФ проводит эмиссию денег ( выпуск в обращение определённого количества денежных знаков) | ||
Безналичные денежные средства-чековые и срочные вклады в банках, облигации и др. | ||
Инфляция-процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий в итоге к снижению покупательной способности денег | ||
Покупательная способность денег со временем может увеличиваться или уменьшаться | ||
Фирма в рыночной экономике. Организованно-правовые формы предпринимательства
Проанализируйте суждения
суждения | верно | неверно |
Фирма-организация, производящая блага для продажи в целях получения прибыли | ||
Арендная плата за помещение, проценты по кредитам-это переменные издержки фирмы | ||
Переменные издержки изменяются при любом изменении объёмов производства | ||
Предприниматель-человек, который на свой страх и риск создаёт фирму для получения прибыли | ||
Члены производственного кооператива непосредственно участвуют в производственной деятельности кооператива и получают доход в соответствии с трудовым участием | ||
Заработная плата и стимулирование труда
Проанализируйте суждения
суждения | верно | неверно |
Предложение на рынке труда формируют работодатели | ||
Спрос на рынке труда формируют работники | ||
Спрос на трудовые услуги определяется спросом на товарных рынках | ||
Причины устойчивых различий в оплате труда: различная сложность, различная квалификация и ответственность работников за результаты труда и др. | ||
Безработным признаётся человек, зарегистрированный в государственной службе занятости | ||
Реальная заработная плата- объём благ, которые можно приобрести на номинальную заработную плату в определённый период времени |
Экономические цели и функции государства
Проанализируйте суждения
суждения | верно | неверно |
Осуществление программы социальной поддержки многодетных семей является примером производства общественных благ | ||
Внесение изменений в законодательство о банках является примером принятия правовых норм ,регулирующих экономику | ||
Охрана общественного порядка является примером производства общественных благ | ||
Государство в условиях рынка планирует количество производимых товаров и услуг | ||
Бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов является примером социального обеспечения населения | ||
Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм | ||
К доходам государственного бюджета относятся оплата строительства дорог, содержание армии и полиции | ||
К прямым налогам относятся таможенная пошлина, акцизный сбор | ||
Налоги делятся на федеральные, региональные, местные | ||
Косвенные налоги необязательны для уплаты | ||
Налог на доходы физических лиц-прямой налог | ||
Финансовая ситуация, возникшая ,когда расходы государства превышают его доходы, -профицит государственного бюджета |
Зайнуллина Г.З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по обществознанию
Представленные материалы содержат методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, памятку для учащихся и примеры заданий для формирования и закрепления навыков работы с КИМам...
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.......
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Алгоритм выполнения задания С.8...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию...
Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию
Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Презентация и доклад...
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Методические рекомендации составлены с учетом новых требований на 2021-2022 и анализом ошибок 2020-2021 уч.г....
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...