Тренировочные задания по теме "Право"
тест по обществознанию на тему

Белякова Ирина Фёдоровна

Тренировочные задания по теме "Право"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренировочные задания по теме: «Право»

Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А        1. Исходные определяющие идеи, составляющие основу системы права

1) правовые нормы

2) нормативно-правовые акты

3) правовые принципы

4) нормы общественной морали

2. Часть правовой нормы, которая подвержена наиболее частым изменениям

1) санкция

2) гипотеза

3) диспозиция

4) правовая норма может изменяться только целиком

3. Законы, закрепляющие основы общественного и государственного устройства, называются

1) конституционными

2) обыкновенными (текущими)

3) подзаконными нормативными актами

4) чрезвычайными законами

4. Виновным деянием может (могут) считаться

1) мысли

2) чувства

3) бездействие

4) ничего из вышеперечисленного

5. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы отличаются друг от друга тем, что регулируют различные отношения в обществе.

Б, Социальные нормы формализованы в законодательстве.

1) верно только А                                                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                        4) оба суждения неверны

6. Основанием для разграничения правонарушений на преступления и проступки является

1) определение закона

2) количество совершаемых правонарушений данного вида

3) общественный вред правонарушения

4) судебное решение

7. Принцип, обеспечивающий обязательность исполнения законов для всех, в том числе и для органов государственной власти

1) принцип сдержек и противовесов

2) принцип верховенства закона

3) принцип взаимной ответственности граждан и государства

4) принцип федерализма

8. Особое социальное явление, характеризующее правовое состояние, как отдельной личности так и общества, называется

1) правосознанием

2) законностью

3) правопорядком

4) правовой культурой

9. Правоотношения — это

1) урегулированные правом общественные отношения

2) урегулированные правом и находящиеся под защитой государства общественные отношения

3) отношения, строящиеся на основании прав субъектов общественных отношений и регулируемые обществом

4) отношения, соответствующие нормам права

10. Определение «Общеобязательное правило поведения, установленное государством и закрепленное в нормативных правовых актах» относится к понятию

1) норма права

2) отрасль права

3) норма морали

4) институт права

11. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовом акте?

А. Нормативно-правовой акт — это система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер.

Б. Нормативно-правовой акт — это официальный документ компетентного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит конкретные нормы права.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о текущих законах?

А. Текущие законы принимаются на основе федеральных конституционных законов.

Б. Текущие законы регулируют различные стороны экономической, социальной, политической, культурной жизни общества.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о сущности частного права?

А. К частному праву относятся конституционное, административное, уголовное право.

Б. К частному праву относятся гражданское, банковское, страховое право.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения о сущности правоотношений?

А. Правоотношениями являются такие отношения, которые урегулированы нормами права.

Б. Правоотношения отличаются неопределенностью состава участников.

1) верно только А                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о специфике правоотношений?

А. Правоотношения в сфере власти называются гражданскими.

Б. Правоотношения в сфере трудовой деятельности регулируются нормами административного права.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

16. Совет Федерации федеральные законы

1) подписывает

2) одобряет

3) утверждает

4) принимает

17. Цель юридической ответственности состоит в том, чтобы

1) перевоспитать правонарушителя

2) наказать правонарушителя

3) предупредить совершение противоправных действий в будущем

4) все вышеперечисленное

18. Принцип конституционного устройства России, реализующийся через признание народа единственным источником власти

1) суверенитет народа

2) признание человека и его прав высшей ценностью

3) республиканская форма правления

4) ни один из вышеперечисленных

19. Конституционная возможность получения гражданином каких-либо благ называется

1) гарантией

2) правом

3) свободой

4) привилегией

20. Политическое право, которое может быть реализовано лицами, не являющимися гражданами России

1) право избирать

2) право на собрания

3) право быть избранным

4) право на доступ к государственной службе

21. Важнейшим экономическом правом, закрепленным в Конституции РФ, является

1) утверждение приоритета государственной собственности

2) запрет наемного труда

3) предоставление дополнительных прав лицам, занятым предпринимательской деятельностью

4) утверждение свободы предпринимательской деятельности

22. Психическое отношение лица к своему противоправному деянию называется

1) целью

2) виной

3) проступком

4) мотивом

23. К функциям Президента РФ не относится

1) выступать гарантом Конституции РФ

2) разрабатывать бюджет России

3) принимать меры по охране суверенитета РФ

4) определять основные направления внутренней и внешней политики российского государства

24. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

3) осуществление представительской функции

4) руководство исполнительной властью

25. Государственная структура, которая на территории Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением всех законов

1) Правительство РФ

2) Конституционный Суд РФ

3) Прокуратура РФ

4) Верховный Суд РФ

26. Верны ли следующие суждения о функциях Президента России?

А. Президент России обеспечивает единство власти в масштабах всей страны.

Б. Президент России представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о сферах компетенции Государственной Думы?

А. В сферу компетенции Государственной Думы входит формирование Правительства России.

Б. В сферу компетенции Государственной Думы входят защита и восстановление нарушенных прав и свобод.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

28. Верны ли следующие суждения о статусе Правительства РФ?

А. Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Б. Правительство РФ — это центральный орган власти, определяющий направления развития в экономической, социальной и культурной сферах жизни российского общества.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

29. Верны ли следующие суждения о путях приобретения гражданства России?

А. Гражданство России предоставляется по праву рождения.

Б, Гражданство России предоставляется в результате приема в него.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

30. Верны ли следующие суждения о действии Конституции РФ?

А. Конституция РФ закрепляет положения, обладающие высшей юридической силой и составляющие основу всей системы правового регулирования.

Б. Конституция РФ юридически оформляет важнейшие институты государства и общества.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

31. Верны ли следующие суждения об общих гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ?

А. Гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина является конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции и неотчуждаемом естественном праве.

Б. Гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина является законодательная регламентация ситуаций, в которых данные права и свободы наиболее уязвимы.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

32. Верны ли следующие суждения о приоритетах, закрепленных в Конституции РФ?

А. В Конституции РФ закреплен приоритет обязанностей над правами.

Б. В Конституции РФ закреплен приоритет прав над обязанностями.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

33. Верны ли следующие суждения о парламенте России?

А. Конституция РФ разделяет функции обеих палат парламента России.

Б. Конституция РФ именует парламент России Государственной Думой.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

34. Президент РФ федеральные законы

1) утверждает

2) подписывает

3) одобряет

4) принимает

35. Верны ли следующие суждения об особенностях Конституции РФ?

А. Прямое действие Конституции РФ означает непосредственную реализацию ее норм.

Б. Верховенство Конституции РФ означает, что ее нормы являются основополагающим источником для всех отраслей права.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

36. Верны ли следующие суждения о конституционно-правовом статусе Президента РФ?

А. По Конституции Президент РФ провозглашается главой исполнительной власти.

Б. По Конституции Президент РФ является главой государства.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

37. Нормы семейного права применяются в случае

1) жестокого обращения с ребенком

2) усыновления ребенка

3) получения наследства

4) злостного отказа от выплаты алиментов

38. Уголовная ответственность четырнадцатилетних не наступает за

1) хулиганство

2) изнасилование

3) взяточничество

4) разбой

39. К обязанностям работника относится

1) соблюдение трудовой дисциплины

2) предоставление своевременной оплаты труда

3) обеспечение оборудованием

4) осуществление социального страхования

40. Правомерным считается следующее действие

1) принял в подарок библиотечную книгу

2) самостоятельно собрал автомобиль из деталей, вынесенных с завода

3) вернул хозяину найденные вещи за вознаграждение

4) продавал продукцию, выращенную на колхозном поле

41. Неумышленным административным правонарушением является

1) предвидение вредных последствий своих действий

2) желание наступления вредных последствий

3) сознательное бездействие в момент правонарушения

4) расчет на предотвращение вредных последствий своих действий

42. Нормы административного права применяются в случае

1) установления неправильности записей актов гражданского состояния

2) увольнения за появление на работе в нетрезвом виде

3) невыполнения служебных обязанностей, приведшее к гибели человека

4) нарушения правил дорожного движения

43. Нормы трудового права используются в случае

1) хулиганских действий на производстве

2) невыполнения служебных обязанностей, приведших к гибели человека

3) подписания контракта о поставке оборудования на предприятие

4) выполнения сверхурочных работ

44. Нормы гражданского права применяются при

1) получении патента

2) выборах в органы представительной власти

3) экологических правонарушениях

4) решении трудовых споров

45. Нормы уголовного права применяются в случае

1) оскорбления граждан

2) клеветы

3) нарушения правил дорожного движения

4) нарушения правил природопользования

46. Двухсторонней сделкой является

1) доверенность

2) дарение

3) наследование

4) поручительство

47. Обособленная группа норм внутри той или иной отрасли права называется

1) нормой права

2) публичным правом

3) институтом права

4) подотраслью права

48. Хранение и распространение наркотиков является правонарушением

1) административным

2) уголовным

3) гражданско-правовым

4) дисциплинарным

49. За нарушение договорных обязательств имущественного характера наступает

1) административная ответственность

2) уголовная ответственность

3) гражданско-правовая ответственность

4) дисциплинарная ответственность

50. Вынесение приговора по особо тяжким преступлениям осуществляется

1) прокуратурой

2) Президентом РФ

3) судом

4) органами внутренних дел

51. Работник для оспаривания решения работодателя об увольнении должен обратиться в

1) профсоюз

2) суд

3) комиссию по трудовым спорам

4) прокуратуру

52. Верны ли следующие суждения о дисциплинарных взысканиях?

А. Дисциплинарные взыскания заносятся в трудовую книжку работника.

Б. Дисциплинарные взыскания применяются в строго определенном порядке.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

53. Верны ли следующие суждения о механизме расторжения брака в судебном порядке?

А. Расторжение брака в судебном порядке происходит при наличии у супругов несовершеннолетних детей.

Б. Расторжение брака в судебном порядке происходит при обоюдном согласии сторон.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

54. Верны ли следующие суждения о правомочии гражданина с ограниченной дееспособностью?

А. Гражданин с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность за причиненный вред.

Б. Гражданин с ограниченной дееспособностью не вправе совершать мелкие бытовые сделки.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

55. Верны ли следующие суждения об особенностях административного наказания?

А. Административное наказание, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

Б. Административное наказание не освобождает от исполнения обязанностей, за неисполнение которых и было назначено.

56. Верны ли следующие суждения о сущности преступления?

А. Преступление предполагает совершение только общественно опасного действия.

Б. Преступление может быть выражено как в общественно опасном действии, так и в бездействии.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

57. Верны ли следующие суждения о сущности административного правонарушения?

А. Административное правонарушение — это посягательство на установленный порядок государственного управления, институт собственности, права и законные интересы граждан, а также нарушение обязательных правил поведения.

Б. Административное правонарушение — это проступок, совершенный в сфере имущественных и связанных с ним личных неимущественных отношений.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

58. Защита прав и свобод каждого человека стала одной из задач международного права в результате

1) Тридцатилетней войны

2) Великой Французской революции

3) Октябрьской революции в России

4) Второй Мировой войны

59. Основными правами и свободами человек обладает

1) с рождения

2) по гражданству

3) по воле государства

4) с момента совершеннолетия

60. Должностное лицо в РФ, призванное обеспечить защиту прав и свобод человека,— это

1) Президент РФ

2) Генеральный Прокурор РФ

3) депутат Государственной Думы

4) Уполномоченный по правам человека в РФ

61. Правовые положения, позволяющие сохранять свою самобытность, индивидуальность, особенности и традиции, называются

1) особыми правами

2) гражданскими свободами

3) привилегиями

4) льготами

62. Верны ли следующие суждения о сущности международных стандартов в области прав человека?

А. Международные стандарты в области прав человека — это международные обязательства государства, которые оно обязалось соблюдать в ходе военных действий.

Б. Международные стандарты в области прав человека — это принятые на себя государствами обязательства в отношении граждан других государств, находящихся на их территории.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

63. Политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что соответствует нормам

1) демократического государства

2) правового государства

3) светского государства

4) социального государства

64. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А. Федеративное устройство РФ основано на государственной самостоятельности ее субъектов.

Б. Федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов России.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

65. Верны ли следующие суждения о приобретении гражданства РФ?

А. Гражданство РФ приобретается по рождению.

Б. Гражданство РФ приобретается путем выбора при изменении государственной территории.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

66. К перечню конституционных обязанностей граждан РФ не относится

1) охрана природы и окружающей среды

2) получение основного общего образования

3) трудовая деятельность

4) уплата налогов

67. Верны ли следующие суждения о сущности власти многонационального народа РФ?

А. Народ осуществляет свою власть только через органы государственной власти.

Б. Высшим выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

1) верно только А                                                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                                                4) оба суждения неверны

68. Российская Федерация является светским государством, что означает

1) отделение церкви от государства

2) верховенство закона

3) обеспечение достойного уровня жизни

4) власть многонационального народа России

69. К основным обязанностям граждан РФ не относится

1) защита Отечества

2) уплата налогов

3) сохранение исторического и культурного наследия

4) защита семьи, материнства, детства

70. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит к группе

1) гражданских прав

2) экономических прав

3) социальных прав

4) культурных прав

Часть 2(В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 — В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В1        Запишите слово, пропущенное в схеме

1.

Признаки ...

деяние

противоправность

вина

общественная опасность

наказуемость

Ответ:                                                                                                

2.

Личные права супругов

свобода выбора профессии

равенство в решении коренных вопросов жизни семьи

свобода ...

свобода выбора места жительства

равенство в воспитании детей

Ответ:                                                                                                

3.

Конституционные основы ... РФ

единое: независимо от проживания на территории республики в составе РФ

равное: независимо от оснований приобретения

свобода сохранения или изменения

Ответ:                                                                                                

В2        1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «объект правоотношений».

Деньги и ценные бумаги; государственные образования; информация; работы и услуги; результаты интеллектуальной деятельности.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «объект правоотношений».

Ответ:                                                                                                

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «виды административного наказания».

Предупреждение; штраф; исправительные работы; лишение специального права; арест до 15 суток.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «виды административного наказания».

Ответ:                                                                                                

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «субъект РФ».

Край; область; федеральный округ; автономный округ; город федерального значения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «субъект РФ».

Ответ:                                                                                                

В3        1. Установите соответствие между отраслями права и правоотношениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Правоотношения

Отрасли права

А) Задержка выплаты заработной платы

Б) Участие в управлении производством

В) Нарушение производственной дисциплины

Г) Объявление выговора за опоздание

Д) Нарушение правил перевозки грузов

1) трудовое право

2) административное право

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

2. Установите соответствие между группами прав человека и основными правами, к ним относящимися: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Основные права

Группы прав человека

А) Право на предпринимательскую деятельность

Б) Право на благоприятную окружающую среду

В) Право на землю

Г) Право на труд

Д) Право на бесплатную медицинскую помощь

1) социальные права

2) экономические права

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

3.Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Субъекты государственной власти

А) Принимает меры по охране суверенитета РФ

Б) Решает вопросы гражданства РФ

В) Разрабатывает бюджет РФ

Г) Принимает меры по обеспечению обороны страны

Д) Обеспечивает осуществление полномочий федеральных органов государственной власти

1) Президент РФ

2) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

В4        1. Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права, и обведите цифры, под которыми они указаны

1) заключение брачного договора

2) заключение договора о поставке продукции

3) конфискация имущества

4) установление авторства

5) нарушение дисциплины труда

6) совершение покупки в магазине

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:                                                                                                

2. Найдите в приведенном списке источники права и обведите цифры, под которыми они указаны

1) правовой прецедент

2) норма морали

3) отрасль права

4) договор с нормативным содержанием

5) законопроект

6) правовой обычай

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:                                                                                                

3. Найдите в приведенном ниже списке основания, освобождающие от уголовной ответственности, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) деятельное раскаяние

2) примирение обвиняемого с потерпевшим

3) необходимая оборона

4) изменение обстановки

5) крайняя необходимость

6) совершение преступления с использованием документов представителя власти

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:                                                                                                

В5        1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Считается, чтобы понять как действует правовая норма, необходимо постичь смысл этого понятия. (2) Правовая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. (3) В некоторых случаях три элемента правовой нормы могут содержаться в разных статьях одного закона или даже в различных законах. (4) Так, статья 37 Конституции РФ говорит о праве на труд, отвечающем требованиям безопасности, а Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности труда.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, сформировала новую систему государственной власти. (2) Конституция РФ, по мнению специалистов, выполнила основную задачу — способствовала стабилизации положения в российском обществе. (3) Между тем, некоторые эксперты считают, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (4) Однако могущественна не сама конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Международные эксперты, изучая насколько защищена приватность в законодательстве 37 стран мира, пришли к выводу, что Россия не слишком далека в этом от других стран Европы. (2) На основе использованных методик, в так называемый «черный пояс» стран с тотальным контролем над населением были отнесены: Малайзия, Китай, Россия и Великобритания. (3) Немногим более набрали баллов свободолюбивые США, оказавшись в этом рейтинге вместе с Таиландом и Филиппинами в «красном поясе», где контроль над гражданами является всеохватывающим, но поверхностным. (4) Только в Германии законодательство защищает своих граждан от прослушивания телефонных переговоров, что было одобрено Европейским Судом по правам человека.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

В6        1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные                                 (1) государства, обеспечивающие его подчинение                                 (2). Государство само определяет степень важности тех или иных                                 (3) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в                                 (4); приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и                                 (5) — обязанность государства. Россия это социальное государство,                                 (6), которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) суд

Б)право

B) законотворчество

Г) принцип

Д) общество

Е) выбор

Ж) гарантия

3) гражданин

И)политика

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«По Конституции РФ Президент России призван обеспечить единство государственной власти, согласованность ее отраслей, устойчивость                                 (1). Президент РФ является                                 (2) Конституции, прав, свобод человека и гражданина. Законодательная инициатива позволяет ему приводить текущее законодательство в соответствие с действующими положениями Конституции РФ, обладая правом                                 (3) на стадии подписания федеральных законов. Президент издает                                 (4), направленные на защиту правового положения граждан. Он решает вопросы                                 (5) и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ; осуществляет                                 (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) указ

Б) гарант

В) политик

Г) законность

Д) вето

Е) помилование

Ж) закон

З) государство

И) гражданство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему                                 (1), мер государственного принуждения в целях охраны                                 (2). Существуют определенные принципы применения юридической ответственности. Принцип                                 (3) требует строгой и точной реализации правовых предписаний. Принцип                                 (4) предусматривает доказательность вины, применения одного наказания за одно преступное деяние. Принцип                                 (5) указывает соответствие наказания тяжести деяния. Признание интересов человека основополагающими определяется принципом                                 (6). Важными принципами юридической ответственности также являются неотвратимость наступления и индивидуальность наказания».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) гуманизм

Б) правопорядок

В) преступление

Г) справедливость

Д) целостность

Е) демократизм

Ж) целесообразность

З) законность

И) правонарушение

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

Часть 3(С)

Для ответов на задания этой части (С1 — С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4

Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. ...

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. ...

Спору нет «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. (Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. — 2000, № 2. — С. 102—104)

С1        Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?

С2        Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.

С3        Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми системами.

С4        Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.

                                                                                                                                                               

С5        1. Какой смысл вкладывается в понятие «публичное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о публичном праве.

2. Какой смысл вкладывается в понятие «гуманитарное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гуманитарном праве.

3. Какой смысл вкладывается в понятие «субъекты федерации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о субъектах федерации.

С6        1. Назовите любые три правоотношения, регулируемые нормами трудового права.

2. Приведите три примера международной защиты прав человека.

3. В стране Б международные эксперты отметили преобладание в правосознании правового нигилизма. Раскройте на трех примерах это явление.

С7        1. Иногда можно услышать точку зрения, что нарушение дисциплины не относится к правонарушениям. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу.

2. Может ли быть низкой правовая культура общества при высокой правовой культуре отдельно взятых личностей? Свою позицию обоснуйте.

3. Поясните, почему Президент РФ обладает максимальными полномочиями в сфере исполнительной власти, ограниченными применительно к законодательной, и минимальными в отношении судебной власти? Свой ответ аргументируйте.

С8

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Порядок заключения трудового договора». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности уголовного процесса». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Судебная система РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1.«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он — до времени — не превратился в ад» (В. Соловьев)

2.«Где нет закона, нет и преступления» (Апостол Павел)

3. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М. Салтыков-Щедрин)

4. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению» (Аристотель)

5.«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» (Т. Карлейль)

6. «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него, на свете есть другие люди» (И. Ильин)



Предварительный просмотр:

Ответы на тренировочные задания по теме: «Право».

Задания части 1 (А)

Тип
задания


варианта
задания

Ответы

1

2

3

4

А

1

×

2

×

3

×

4

×

5

×

6

×

7

×

8

×

9

×

10

×

11

×

12

×

13

×

14

×

15

×

16

×

17

×

18

×

19

×

20

×

21

×

22

×

23

×

24

×

25

×

26

×

27

×

28

×

29

×

30

×

31

×

32

×

33

×

34

×

35

×

36

×

37

×

38

×

39

×

40

×

41

×

42

×

43

×

44

×

45

×

46

×

47

×

48

×

49

×

50

×

51

×

52

×

53

×

54

×

55

×

56

×

57

×

58

×

59

×

60

×

61

×

62

×

63

×

64

×

65

×

66

×

67

×

68

×

69

×

70

×

Задания части 2 (В)

Тип
задания

№ варианта
задания

Ответы

В1

1

преступления

2

выбора фамилии

3

гражданства

В2

1

государственные образования

2

исправительные работы

3

федеральный округ

В3

1

21112

2

21221

3

11221

В4

1

246

2

146

3

124

В5

1

БААА

2

АББА

3

БААА

В6

1

ГБЖВЗИ

2

ЗБДАИЕ

3

ИБЗГЖА

Основное содержание ответов на задания части 3 (С)

Тип
задания


варианта
задания

Основное содержание ответов

С1

Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. К признакам, отличающим право от других социальных институтов, можно отнести следующие: право носит нормативный характер, то есть предписывает или запрещает те или иные поступки, то или иное поведение; право — это не простая, случайная, произвольная совокупность социальных норм, а именно сложная и упорядоченная их система, отличающаяся своей целостностью и структурированностью; право — система не всяких социальных норм, а только тех, которые обеспечены угрозой применения санкций со стороны государства в случае их невыполнения.

С2

По мнению автора, роль права в историческом развитии человечества заключается в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо общества. Данная роль обусловлена общеобязательностью системно-нормативной природой и сущностью права.

С3

В качестве примеров государств могут быть приведены фашистские, расистские, тоталитарные и другие.

С4

Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, которые нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит свое выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы (законодательство) сами по себе, но и их действие, основанные на них правоотношения; право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека, принципы и нормы международного права и др.; действующее законодательство определенной страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека, нормы и принципы демократического международного права.

С5

1

Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес.

Примеры предложений: К отраслям публичного права относятся международное публичное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное и ряд других. Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Предметом публичного права выступают общественные отношения в области государственного управления и др.

2

Гуманитарное право — отрасль международного и внутригосударственного права, объединяющая принципы, институты и нормы, призванные обеспечить уважение прав человека, наций и народов.

Примеры предложений: Важной сферой гуманитарного права являются вопросы правового урегулирования военных конфликтов. Гуманитарное право защищает права коренных народов, которым грозит потеря самобытности, культуры и традиций в условиях глобализации. Задача гуманитарного права заключается в ограничении выбора средств и методов вооруженной борьбы, запрещении наиболее жестоких из них и др.

3

Субъекты федерации — государственно-правовые образования на территории РФ

Примеры предложений: Конституция РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ — республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Согласно Конституции РФ все субъекты Федерации равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам и др.

С6

1

В качестве правоотношений, регулируемых нормами трудового права, могут быть названы: Трудоустройство. Увольнение. Соблюдение трудовой дисциплины. Подписание или расторжение трудового договора. Получение права на отдых. Соблюдение трудового распорядка и др.

2

В качестве примеров международной защиты прав человека могут быть приведены: Наличие международной и региональной систем по защите прав человека. Деятельность международных организаций, защищающих права человека (ООН; ОБСЕ; Совет Европы). Деятельность международных судов по защите прав человека (Страсбургский суд; международный трибунал) и др.

3

Правовой нигилизм — отрицание социальной ценности права; убежденность в его малой пригодности для регулирования общественных отношений. Это явление может быть раскрыто на следующих примерах: Отрицание моральных ценностей общества, его традиций. Попрание правовых норм. Рост преступности и правонарушений и др.

С7

1

Дисциплинарная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности, одним из признаков которой является обязательное наличие правонарушения как основания для ее наступления. Дисциплинарная ответственность обусловлена совершением дисциплинарного проступка, который является правонарушением, хотя и характеризуется меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. Поэтому нарушение дисциплины относится к правонарушениям

2

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние, как отдельной личности, так и общества в целом. Поэтому возможно, когда отдельные личности, обладая высокой правовой культурой, живут в обществе с низкой правовой культурой. В этой связи значима общественная позиция этих граждан, их деятельность, которая поможет сформировать общественное мнение, общественные институты, нацеленные на складывание высокой правовой культуры всего общества. В целом, два среза правовой культуры — личности и общества — тесно переплетаются друг с другом, являясь взаимно необходимыми условиями и предпосылками

3

Специфика полномочий Президента РФ по отношению к различным ветвям государственной власти в стране обусловлена необходимостью поддержания их баланса, равновесия, что способствует укреплению всего государственного аппарата. Поскольку Президент по Конституции РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, он может эффективно обеспечивать их согласованное функционирование. Так, Президент РФ является главой государства. Круг полномочий обусловливает его ведущую роль в сфере исполнительной власти. При этом вмешательство Президента РФ в законотворческий процесс ограничено законотворческой инициативой и правом вето. По Конституции РФ судебная власть должна отличаться независимостью от всех ветвей власти, поэтому Президент обладает в отношении ее минимальными полномочиями

С8

1

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие трудового договора

2) Стороны трудового договора и их обязанности:

   а) работодатель

   б) работник

3) Содержание трудового договора

   а) обязательные условия

   б) дополнительные условия

4) Виды трудового договора

   а) бессрочный трудовой договор

   б) срочный трудовой договор

5) Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

   а) внутренние

   б) внешние

6) Документы, необходимые при заключении трудового договора

7) Оформление приёма на работу и вступление трудового договора в силу

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

2

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие уголовного процесса

2) Стадии уголовного процесса и их краткая характеристика

   а) возбуждение уголовного дела

   б) предварительное расследование

   в) подготовка уголовного дела к судебному разбирательству

   г) судебное разбирательство

   д) производство в суде второй инстанции

   е) исполнение приговора

   ж) производство в надзорной инстанции

3) Судебное разбирательство — основная стадия уголовного процесса

   а) этапы судебного разбирательства

   б) понятие судебного решения и его виды

4) Участники уголовного процесса и их статус

   а) суд

   б) прокурор

   в) следователь

   г) потерпевший

   д) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый

   е) защитник

   ж) свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

3

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие судебной системы РФ

2) Структура судебной системы РФ

   а) федеральные суды

   б) конституционные (уставные) суды субъектов РФ

   в) мировые судьи субъектов РФ

3) Звенья судебной системы РФ

   а) высшее звено

   б) среднее звено

   в) первое (основное) звено

4) Юрисдикция федеральных судов РФ

   а) Конституционного суда РФ

   б) судов общей юрисдикции

   в) арбитражных судов

5) Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

C9

Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

 Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

 Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

 Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

Тезис — то, что требуется доказать

Аргументы — факты, примеры, доводы, суждения

Выводы — в силу каких доказательств ваш тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

 В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания для подготовки к ГИА по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ (Задание № 11)

Решение задания № 11  Задание: На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.Скол...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3

Знакомство с тестовыми заданиями ГИА  задание А3...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А5

Тестовые задания для учащихся при подготовке к ГИА по русскому языку...

Тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014 г. по математике 9 класс. Тематические тренировочные задания. Отработка заданий: модуль «Алгебра» Тема№2 «Решение линейных уравнений»

Представляю вашему вниманию очередной тематический тренажер для подготовки к ГИА в 2014г по алгебре по теме "Решение линейных уравнений". Подобраны упражнения, которые соответствуют типовым заданиям К...

тренировочные задания для подготовки в ОГЭ по химии 15 тестовых заданий

тестовые задания направлены повторение материала и проверку знаний части А в ОГЭ по химии...

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку...

Практическое тренировочное задание для подготовки к разделу Письмо (ЕГЭ, задание 40 - эссе): перефраз и выражение своего мнения

Данный материал включает в себя 2 упражнения для развития навыков письма и подготовки к эссе формата ЕГЭ:Задание 1 - перефразировать данные в задании утверждения.Задание 2 - выразить свое мнение по ут...