«Социальное развитие и молодёжь».
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Кого считать молодым?  Каковы особенности молодёжи ? Молодёжная субкультура: быть похожей или отличаться? На эти и другие вопросы  попытаемся дать ответы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Учителя : Постниковой Елены Анатольевны                                          ОУ № 404

Класс : 10

Предмет : обществознание

Тип урока:

Используемые образовательные технологии :

Тема : «Социальное развитие и молодёжь».

Цели урока:

- охарактеризовать молодёжь как социально-демографическую группу;

- определить статус современной молодёжи, её проблемы и особенности;

- рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире;

- воспитание толерантности в восприятии качеств окружающих;

- воспитание умения формировать собственную позицию;

- формировать навык схематизации учебного материала.

Информационно-обучающее обеспечение урока : презентация : «Молодёжная субкультура».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планом урока

Актуализацияция: Кого считать молодым?  Каковы особенности молодёжи ? Молодёжная субкультура: быть похожей или отличаться? На эти и другие вопросы мы сегодня и попытаемся дать ответы.

  1. Изучение нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о молодёжи. И вот мой первый вопрос к вам : С чем ассоциируется у вас  понятие «молодёжь»?

Учащиеся отвечают.

А теперь посмотрим какое определение молодёжи дают социологи.

Задание: Откройте учебник на стр. 209, найдите определение молодёжи и выпишите его в тетрадь / Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. / Работая с учебником  составьте кластер.

Учащиеся составляют кластер

Обсуждение кластера:

1. Возраст молодёжи.

Возрастные границы понятия «молодёжь» достаточно расплывчаты. Молодёжь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в неё людей до 30 лет).

Таким образом, существуют разные точки зрения на определение возраста молодёжи :

а)         от 14 до 25 лет;

б)        от 16 до 30 лет;

в)          тинейджер от 13 до 19 лет;

г)          от 18 до 25 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодёжь в социальной структуре общества занимает переходное положение, поэтому многие социологи и психологи считают, что нижняя граница возраста охватывает подростковый период, верхняя граница определяется по- разному в промежутке 10 лет.

Вопрос: Чем объяснить «размытость» возрастных границ, определяющих позицию молодёжи в обществе?

Ответ: У каждого своё понимание молодости :

  • завершение образования, получение профессии и начало  трудовой деятельности
  • материальная независимость, в том числе и от родителей ;
  • вступление в брак и появление детей;
  • осознание ответственности за свои поступки, принимаемые решения;
  • приобретение гражданских и политических прав.

Вопросы:

  • Что бы вы ещё добавили в качестве  критериев?
  •     Какой из них, на ваш взгляд, является определяющим?

Ответы : Учащиеся обсуждают предлагают свои критерии и приходят к выводу, что у каждого свой определяющий критерий.

Таким образом, объективного критерия в определении молодости нет.

2. Социальный статус молодёжи.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей.  

Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли.

Задание: Откройте учебник на стр. 211-213, а  также рабочую тетрадь на стр. 77-78 и  заполните таблицу.

Учащиеся  обсуждают и заполняют таблицу.

Таким образом, для социального статуса молодёжи характерно :

  • особые социальные роли ;
  • высокая степень социальной мобильности ;
  • активный поиск своего места в социуме

3. Особенности молодёжи.

Что выделяет человека или социальную группу? Что отличает нас от других ? Конечно же ценности.

Вопрос : Какие ценности, на ваш взгляд характерны для молодёжи?

Ответ : Одной из самых главных ценностей для молодёжи является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования.

Вопрос: Не станет ли молодежь обществом потребления?

Ответ : У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода. Вопрос: Какие ещё ценности вы можете выделить ?

Ответ :  Осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Большая ее часть это осознает.

Молодежь,  не может жить без общения - вот еще одна ценность.  С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку.

Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время  за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы ). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться сторожем, продавцом в киоске, уборщицей, на любую оплачиваемую работу.

Мои дополнения : Практически все социологи приходят к выводу о сложности процессов, происходящих сегодня в молодежной среде.

Все они вынуждены признать, что социальное и экономическое положение молодежи заметно ухудшилось. В целом оно характеризуется как нестабильное, не обеспечивающее необходимых возможностей жизненного самоопределения молодежи, что проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

Соответственно социологи отмечают изменения в сфере ценностных ориентаций молодежи.

Заметно повышается значимость личностных ценностей.

На первое место выходят такие ценности как семья, здоровье, материальное обеспечение. Этот вывод подтверждают исследования Русского консалтингового центра: конкретное воплощение успеха в жизнь молодежь видит, прежде всего, в достижении материального достатка (43,8 %), а также в любви и создании счастливой семьи (43 %). Следующим по значимости типом успеха является карьера и служебный рост.

В 2000 г. ЦБС г. Миасса провела среди молодых читателей (16-18 лет) анкетирование на тему «Твои жизненные цели и устремления». Анализ анкет показал, что для юношества жизненно важными сегодня являются материальное благополучие, образование и здоровье.

Таким образом, представления молодежи о том, что такое успех в жизни, являются довольно прагматичными и вполне отвечают здоровым консервативным ценностям. Идеалом является обеспеченная и счастливая семья, построенная на любви и материальном достатке. Служебный рост, карьера, профессиональные успехи являются скорее средствами достижения этого идеала.

Структура представлений молодых людей о самых важных для достижения успеха в жизни качествах остается неизменной на протяжении последних пяти лет. В государственном докладе Правительству Российской Федерации отмечается: «Все большее распространение получает уверенность молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. У молодежи приоритетными становятся такие качества как индивидуализм, стремление к материальному благополучию, что сопровождается оттеснением на задний план ценностей духовного саморазвития, альтруизма, взаимопомощи».

Во вторую очередь молодежь придает значение высокой квалификации и профессионализму, а на третье место ставит наличие полезных связей. Таким образом, молодежь вновь демонстрирует здоровый прагматизм.

Если в 1991-94 г.г. исследователи констатировали, что ценности, которые составляли цели человеческой жизни - образование, труд - резко снизили свое значение для большинства молодежи, происходило опрощение, примитивизация ценностей, выхолащивание из них духовного содержания, то в конце десятилетия картина несколько изменилась. Вновь приобрела значение ценность образования в глазах молодежи. Жизненный успех большинства молодых россиян связывается с высоким уровнем и качеством образования.

Итак, портрет современной молодежи России в зеркале социологии выглядит следующим образом.

С изменением идеалов общества произошла переориентация ее на материальную обеспеченную жизнь. Проблема физического выживания (или поддержания достойного уровня) выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности молодежи. Ценится то, что приносит доход и позволяет удобно жить. Молодое поколение, обладая выраженным рационализмом, ориентируется на чисто прагматические ценности. Как положительный факт можно отметить то, что для молодежи приоритетной является независимость, как способность действовать самостоятельно и решительно. Это приобретение нашего времени. Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации молодежи в ближайшем будущем.

4. Молодёжная субкультура

Ярким выражением духа и стиля времени, ценностей поколения современных молодых людей являются молодежные субкультуры.

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, характерных для небольшой группы людей.

Исследователи выделяют множество молодежных субкультур в России. Остановимся на некоторых.

Демонстрируется презентация. Перед показом ставится проблема :

Молодёжная субкультура – это движение души, стремление выделиться или социальный протест ?

Вывод : Молодёжная культура – это больше культура досуга, чем работы.

Вопрос : Согласны ли вы с этим выводом ?

5. Молодёжь – социальная группа.

Вопрос : Какие признаки позволяют нам объединить молодёжь в одну социальную группу ?

Ответ :

- общность потребностей;

- наличие совместной деятельности;

- формирование собственной культуры;

- социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

  1. Рефлексия.

  • Какие черты молодости вы бы хотели сохранить и в зрелом возрасте?

Домашнее задание: параграф 19 (учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова); провести опрос среди одноклассников, друзей, родственников и выявить, что вызывает большую озадаченность у представителей молодёжи (по 10-бальной шкале). Для работы над этим заданием предлагается следующая таблица.

Отношение к учёбе

Отношение к профессии (в том числе и будущей)

Отношение к досугу

Отношения с родителями        

Отношение к здоровью

Отношение к созданию семьи

Любовь

Отношение к религии

Отношение к стране, желание и готовность принять участие в решении её проблем и задач        

Общение со сверстниками

   

     

 

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное развитие и молодёжь».

Кого считать молодым?  Каковы особенности молодёжи ? Молодёжная субкультура: быть похожей или отличаться? На эти и другие вопросы  попытаемся дать ответы....

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Социальное развитие молодёжи в условиях информационного общества

Социальное развитие личности – представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде. Причем развитие может быть,...

«Социальное развитие и молодёжь».

Кого считать молодым?  Каковы особенности молодёжи ? Молодёжная субкультура: быть похожей или отличаться? На эти и другие вопросы  попытаемся дать ответы....

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью»

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью» ...

Из опыта работы "Наставничество в работе специалиста по социальной работе с молодёжью»

Наставническая деятельность как одна из эффективных форм работы специалиста по социальной работе с молодёжью...