урок в 5 классе по теме "Человек-биосоциальное существо. Наследственность."
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему

Данилова Евгения Вениаминовна

урок в 5 классе по теме 

Человек-биосоциальное

существо. Наследственность.

Цель: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий че­ловек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмо­ции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризо­вать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метпредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе; определять собственное отношение к яв­лениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно выражать свои мысли стоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие реше­ний; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3urok_5b_obshchestvozn.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

урок 3

Человек-биосоциальное

существо. Наследственность.

Цель: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метпредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно выражать свои мысли стоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: карточки с заданием для работы с материалом учебного фильма, для работы в парах и инд. работы; проектор; РПО.

Тип уроков: урок открытия нового знания.

Ход уроков

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.

  • Как вы поняли смысл этой легенды?
  • Чем человек отличается от других живых существ?
  • Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Изучение нового материала.

Тема нашего урока;

Человек-биосоциальное

существо. Наследственность.

(в-с классу) На какие вопросы нам предстоит ответить?

План уроков

  1. Чем человек отличается от животных.
  2. Зачем человек рождается.
  3. Что такое наследственность. Можно ли влиять на наследственность.

  1. Чем человек отличается от животных
  • Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп.

Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.

Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.

  • Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.

По-моему, человека можно сравнить с..., потому что...(для подготовки суждений познакомьтесь с учебным материалом на стр. 10 учебника)

  • Объясните свой выбор.

Проверяем выполнение задания.

Работа в парах: ( первичное закрепление и осмысление учебного материала по 1 вопросу)

  1. Задания для работы в парах:

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

  1. Способность к творчеству;
  2. потребность в отдыхе;
  3. наличие органов чувств;
  4. членораздельная речь

Черты сходства

Черты различия

23

14

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

  1. Словесная речь;
  2. сезонная линька;
  3. способность строить жилище;

4.обучение потомства;

5.потребность в пище;

6.зимняя спячка;

7.прямохождение;

8.потребность в общении;

9.умение фантазировать;

  1. густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

2610

1789

1

11

345

Проверка выполнения задания.

  1. Зачем человек рождается (5 мин)

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

  • Задание классу: прочитаем учебный материал и ответим на поставленный вопрос - зачем человек рождается?  

(Проверка выполнения задания.)

Итак, давайте подведем итоги.

  1. Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
  2. человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
  1. Что такое наследственность. Можно ли влиять на наследственность?

В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например англичанин Дж. Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так родился термин наследственность.

Для ознакомления с этим материалом мы с вами посмотрим учебный фильм, по ходу фильма мы будем отвечать на вопросы, которые содержатся на карточках (на столах).

Вопросы к фильму

1.Что такое наследственность?

2. Что передается по  наследству от родителей  детям? 3.Наследуемые признаки у людей.

4.Что не передается по наследству?

5.Какие болезни передаются по наследству?

6 Наука, изучающая наследственность.

7.Можно ли влиять на наследственность?

Беседа: (первичное закрепление и осмысление учебного материала по 3 вопросу)

После завершения просмотра отвечаем на поставленные вопросы.

Закрепление изученного материала (работаем индивидуально)

  • Укажите верное определение.(да, нет)
  1. Поведение человека определено только биологическими факторами.
  2. Человек — это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.
  3. Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.
  4. Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.

Проверяем правильность вып. задания

Выполняем задание в РПО §1 №4.

Проверяем правильность вып. задания

Подведение итогов урока, выставление отметок.

Рефлексия.

Домашнее задание:

  1. для всех §1, повторить  понятия и термины (выделены в § жирным курсивом):;
  2.  по желанию выполнить задание 1 на стр. 14 (из рубрики «В классе и дома»).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Урок биологии в 8 классе с использованием ИКТ. Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем.

Тип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профи...

Обобщающий урок по теме"Основы учения о наследственности и изменчивости" по биологии 9 класс технология естественного обучения Н.Н. Суртановой.

Конспект урока по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости" по технологии Естественного обучения Н.Н. Суртановой, для учащихся 9 класса к методическому комплекту И.Н. Пономаревой. С алгор...

Конспект урока биологии в 10 классе на тему "Закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание".

Данный конспект урока содержит материал о закономерностях наследственности и дигибридном скрещивании.  В текст включены задачи на дигибридное скрещивание разной степени сложности. Учителям биолог...

Урок в рамках дисциплины Основы исследовательской деятельности в 11 классе Тема: «Поиск вещества наследственности»

Урок целью которого является проведение лабораторной работы по выделению человеческой молекулы ДНК....