Диалог культур(открытый урок)
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Рассмотрение многообразия культур; их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.Конкретизировать и закрепить на примерах данное явление. Выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари. Продолжить работу по формированию толерантности, особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx415.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Казанская средняя общеобразовательная школа»

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

открытый урок  по обществознанию в рамках республиканского семинара

«Реализация возможностей этнокультурного воспитания в условиях сельской школы» от 28 ноября 2018 года

учитель истории и обществознания

Шамова Людмила Максимовна.

Ноябрь 2018г.

Тема урока «Диалог культур»

Цель:

рассмотрение многообразия культур, их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.

Задачи:

Обучающие:

- рассмотреть основные компоненты культуры и ее многообразие (по критериям);

- выяснить содержание понятий «диалог культур» и «толерантность»;

- конкретизировать, закрепить  на примерах данное явление.

- выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к проблемам диалога культур в этнокультурном пространстве;

- побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;

-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;

-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

-продолжить работу по формированию  толерантности   особенно в условиях  поликультурности  и  многоконфессиональности современного общества;

Тип урока: урок  закрепления полученных  знаний.

Форма урока: урок - практикум.

Методы обучения : проблемное изложение материала, частично - поисковый и исследовательский.

Формы работы обучающихся:

- самостоятельная работа  с неадаптированным текстом  и  выполнение проблемных и учебных заданий;

- подбор и оценка  примеров диалога по различным формам культур ;

- выступление ученика по составленной презентации;

-поиск учениками диалога в процессе урока;

- разбор эссе по заданной тематике.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Мотивационный этап

tree

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. (приём «ассоциации»)

Попробуйте предположить, как это относится к нашей теме Культура?

(обучающиеся высказывают свои ассоциации по поводу изображения) Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

   Сегодня на уроке мы продолжим разговор про культуру.

            ? классу-Что представляет собой культура?

Культура –явление сложное, многогранное, непросто разобраться в многообразии культур. Существует множество классификаций.

           ?классу-Вспомним основные виды и формы культур.

Культуры переплетаются, взаимодействуют между собой. В мире происходит постоянный диалог культур. Путем диалога культур сложилась уникальная мозаика человеческой цивилизации.

             ?классу-Раскроем смысл понятия «диалог культур»?

Диалог культур особенно важен в условиях полиэтнической, многоконфессиональной страны. Взаимодействие носит и политический характер, т.к. это связано с одним из способов снятия межнациональной напряженности без применения силы, это ли не консолидация общества.

              На первом этапе урока займемся примерами диалога между различными формами культур.

            ?классу - Приведем примеры диалога культур различных поколений? Тем более в семье  происходит социализация личности, формируются черты характера, нравственные принципы, взаимоуважение и т.д. Поэтому важно, чтобы в семье был настоящий диалог , а не конфронтация.( Ученики приводят приготовленные  примеры из «Тараса Бульбы», «Капитанской дочки», «Войны и мира»)

            ?классу- Приведем примеры диалога между массовой, элитарной, народной культур? (В качестве примера со стороны учеников : опера «Снегурочка»-элитарная, но на основе народного сюжета, песни. Шоу-балет на льду.

           ?классу- Примеры диалога национальных культур? ( Крещение Руси,  заимствование византийской православной культуры, изучение иностранных языков, японская кухня)

Более подробно остановимся на диалоге религиозных культур. Тем более каждая религия-это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды.

           Найдем ли диалог между православием и языческой религией мари? Кажется совершенно разные религии, это очевидно. Но возможно ли найти в очевидном –невероятное?----проблема урока.

Христианство основывается на таких добродетелях, как любовь к ближнему( а любовь не бывает без прощения), смирении, терпении. Человек греховен, должен избавиться от грехов через молитвы,  через таинства, обращение к иконам, посещение храма.

Презентация «Древнерусская икона» .(учитель)

Исследовательский проект «Последний языческий народ Европы»  ( Романова Ангелина)

Значит в ходе исследования нашли точки соприкосновения между православием и язычеством.(появление двоеверцев-синкретизм,  язычники считают, что поклоняются одному и тому же Богу, моления в рощах проходят в православные праздники (праздник Николая Чудотворца-22 мая,19 декабря, признают Вербное Воскресенье, Пасху и т.д.)

Это тоже форма диалога. Мы попытались вас убедить - у нас получилось?

Вывод – Насколько мир многолик!

             Перейдем к разнообразию в другой сфере культуры- к музыке. Мы прослушаем несколько композиций (всего на протяжении одной-двух минут, из-за отсутствия времени). Я воздержусь от комментарий. Слушайте, погружайтесь в мир своих ощущений и мыслей.

Подборка мелодий( Ф .Шопен  «Весенний вальс», В. А. Моцарт «Турецкий марш», Наргиз «Ты моя нежность», Д. Ласт «Жизнь прекрасна»,  Г. Петухов «Немда кундем», Г. Свиридов «Метель», М. Легран «Осенняя грусть»).

            ?классу-Попробуем найти диалог в музыкальных композициях?

Классическая музыка в современной обработке, в несколько иных музыкальных формах воспринимается как пример, проявление массовой культуры, а музыка Мишеля Леграна и Джемса Ласта превратились почти в классику. Вот такая форма диалога получилась.

           Второй этап урока.

Обратимся к тексту ЕГЭ. Текст из открытого банка данных (ЕГЭ 2019года).

Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е., модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).

…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.

Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории че-ловечества.

Культурная диффузия взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со¬прикосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности

Культурная трансмиссия процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поко¬ле¬ний к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.

.(А.И.Кравченко)

1.

С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества

  2.

  С опорой на авторский текст, сформулируйте понятие «диалог                культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий?  Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.

 3.

Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.

4.

Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Разделяете ли вы его? Приведите три пояснения (аргумента) в обоснование приведенного суждения.

 

5.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

 

Философия        «Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь чтобы он сбил меня с ног» (Р. Тагор)

 

Философия        «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства» (М. Арнольд)

       

         Отвечаем на вопросы (первый, второй вопросы – по тексту,  особенно обращаем внимание на третий вопрос)

-выписать и привести примеры  - культурной диффузии (заимствование элементов высокой моды представителями среднего класса у высшего класса, каналы могут быть через туризм, торговлю).

                                                                - культурной трансмиссии ( передача опыта от родителей к детям, от учителей к ученикам).

                                                               - культурной экспансии ( введение христианства  в Марийском крае).

 Рассмотрение  эссе   ( по времени).

            Заключение урока.

В последнее время стало модно во время урока, на классных часах приводить в качестве примера притчи.

 Притча об аксакале.

В одном селении умирал аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья живут в мире и согласии?» Уже не может говорить старик - подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились – на нем 100 раз было написано всего одно слово. Не догадываетесь какое? На листке было 100 раз написано слово «ТЕРПИМОСТЬ».

Вокруг нас такое разнообразие: религиозные взгляды, музыкальные пристрастия, научные знания, в литературе и в искусстве свои предпочтения плюс многонациональность. Все это в сознании отдельного человека, его внутренний мир, свое личное, переживаемое, ранимое- «храм моей души». Насколько важно быть толерантным. И особенно ценимым становится  взаимоуважение,  взаимопонимание и от этого внутренний мир только обогащается, человек становится чище. Это ли не является предназначением культуры  в общем и в частности.

 

? классу- Что взяли с урока?

              - Где пригодятся практические знания , приобретенные на уроке?

              - Какие выводы сделали для себя?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР» НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного российского образования, заявленные в Концепции модернизации образования: - сохр...

Варианты приёмов и методов технологии проблемного диалога н а уроках обществознания

В работе содержатся варианты использования приёмов и методов технологии проблемного диалога....

Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").

Конспект урока по программе "Школа 2100", соответствует требованиям ФГОС....

Презентация к уроку " Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").

Презентация относится к уроку развития речи (ФГОС; программа "Школа 2100")....

Физическая культура ( открытый урок)

План - конспект открытого урока по физической культуре для 7 «б» класса по разделу «легкая атлетика».   Разработал учитель физической культуры МБОУ ...

"Диалог культур на уроках родной (тувинской) литературы". Доклад на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур".

Выступление на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур" в направлении "Филология"....