Диалог культур(открытый урок)
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Рассмотрение многообразия культур; их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.Конкретизировать и закрепить на примерах данное явление. Выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари. Продолжить работу по формированию толерантности, особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 415.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Казанская средняя общеобразовательная школа»
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
открытый урок по обществознанию в рамках республиканского семинара
«Реализация возможностей этнокультурного воспитания в условиях сельской школы» от 28 ноября 2018 года
учитель истории и обществознания
Шамова Людмила Максимовна.
Ноябрь 2018г.
Тема урока «Диалог культур»
Цель:
рассмотрение многообразия культур, их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.
Задачи:
Обучающие:
- рассмотреть основные компоненты культуры и ее многообразие (по критериям);
- выяснить содержание понятий «диалог культур» и «толерантность»;
- конкретизировать, закрепить на примерах данное явление.
- выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к проблемам диалога культур в этнокультурном пространстве;
- побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;
-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
-продолжить работу по формированию толерантности особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного общества;
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Форма урока: урок - практикум.
Методы обучения : проблемное изложение материала, частично - поисковый и исследовательский.
Формы работы обучающихся:
- самостоятельная работа с неадаптированным текстом и выполнение проблемных и учебных заданий;
- подбор и оценка примеров диалога по различным формам культур ;
- выступление ученика по составленной презентации;
-поиск учениками диалога в процессе урока;
- разбор эссе по заданной тематике.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Мотивационный этап
Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. (приём «ассоциации»)
Попробуйте предположить, как это относится к нашей теме Культура?
(обучающиеся высказывают свои ассоциации по поводу изображения) Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор про культуру.
? классу-Что представляет собой культура?
Культура –явление сложное, многогранное, непросто разобраться в многообразии культур. Существует множество классификаций.
?классу-Вспомним основные виды и формы культур.
Культуры переплетаются, взаимодействуют между собой. В мире происходит постоянный диалог культур. Путем диалога культур сложилась уникальная мозаика человеческой цивилизации.
?классу-Раскроем смысл понятия «диалог культур»?
Диалог культур особенно важен в условиях полиэтнической, многоконфессиональной страны. Взаимодействие носит и политический характер, т.к. это связано с одним из способов снятия межнациональной напряженности без применения силы, это ли не консолидация общества.
На первом этапе урока займемся примерами диалога между различными формами культур.
?классу - Приведем примеры диалога культур различных поколений? Тем более в семье происходит социализация личности, формируются черты характера, нравственные принципы, взаимоуважение и т.д. Поэтому важно, чтобы в семье был настоящий диалог , а не конфронтация.( Ученики приводят приготовленные примеры из «Тараса Бульбы», «Капитанской дочки», «Войны и мира»)
?классу- Приведем примеры диалога между массовой, элитарной, народной культур? (В качестве примера со стороны учеников : опера «Снегурочка»-элитарная, но на основе народного сюжета, песни. Шоу-балет на льду.
?классу- Примеры диалога национальных культур? ( Крещение Руси, заимствование византийской православной культуры, изучение иностранных языков, японская кухня)
Более подробно остановимся на диалоге религиозных культур. Тем более каждая религия-это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды.
Найдем ли диалог между православием и языческой религией мари? Кажется совершенно разные религии, это очевидно. Но возможно ли найти в очевидном –невероятное?----проблема урока.
Христианство основывается на таких добродетелях, как любовь к ближнему( а любовь не бывает без прощения), смирении, терпении. Человек греховен, должен избавиться от грехов через молитвы, через таинства, обращение к иконам, посещение храма.
Презентация «Древнерусская икона» .(учитель)
Исследовательский проект «Последний языческий народ Европы» ( Романова Ангелина)
Значит в ходе исследования нашли точки соприкосновения между православием и язычеством.(появление двоеверцев-синкретизм, язычники считают, что поклоняются одному и тому же Богу, моления в рощах проходят в православные праздники (праздник Николая Чудотворца-22 мая,19 декабря, признают Вербное Воскресенье, Пасху и т.д.)
Это тоже форма диалога. Мы попытались вас убедить - у нас получилось?
Вывод – Насколько мир многолик!
Перейдем к разнообразию в другой сфере культуры- к музыке. Мы прослушаем несколько композиций (всего на протяжении одной-двух минут, из-за отсутствия времени). Я воздержусь от комментарий. Слушайте, погружайтесь в мир своих ощущений и мыслей.
Подборка мелодий( Ф .Шопен «Весенний вальс», В. А. Моцарт «Турецкий марш», Наргиз «Ты моя нежность», Д. Ласт «Жизнь прекрасна», Г. Петухов «Немда кундем», Г. Свиридов «Метель», М. Легран «Осенняя грусть»).
?классу-Попробуем найти диалог в музыкальных композициях?
Классическая музыка в современной обработке, в несколько иных музыкальных формах воспринимается как пример, проявление массовой культуры, а музыка Мишеля Леграна и Джемса Ласта превратились почти в классику. Вот такая форма диалога получилась.
Второй этап урока.
Обратимся к тексту ЕГЭ. Текст из открытого банка данных (ЕГЭ 2019года).
Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е., модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).
…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.
Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории че-ловечества.
Культурная диффузия взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со¬прикосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности
Культурная трансмиссия процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поко¬ле¬ний к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.
Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.
.(А.И.Кравченко)
1.
С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества
2.
С опорой на авторский текст, сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.
3.
Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.
4.
Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Разделяете ли вы его? Приведите три пояснения (аргумента) в обоснование приведенного суждения.
5.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Философия «Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь чтобы он сбил меня с ног» (Р. Тагор)
Философия «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства» (М. Арнольд)
Отвечаем на вопросы (первый, второй вопросы – по тексту, особенно обращаем внимание на третий вопрос)
-выписать и привести примеры - культурной диффузии (заимствование элементов высокой моды представителями среднего класса у высшего класса, каналы могут быть через туризм, торговлю).
- культурной трансмиссии ( передача опыта от родителей к детям, от учителей к ученикам).
- культурной экспансии ( введение христианства в Марийском крае).
Рассмотрение эссе ( по времени).
Заключение урока.
В последнее время стало модно во время урока, на классных часах приводить в качестве примера притчи.
Притча об аксакале.
В одном селении умирал аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья живут в мире и согласии?» Уже не может говорить старик - подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились – на нем 100 раз было написано всего одно слово. Не догадываетесь какое? На листке было 100 раз написано слово «ТЕРПИМОСТЬ».
Вокруг нас такое разнообразие: религиозные взгляды, музыкальные пристрастия, научные знания, в литературе и в искусстве свои предпочтения плюс многонациональность. Все это в сознании отдельного человека, его внутренний мир, свое личное, переживаемое, ранимое- «храм моей души». Насколько важно быть толерантным. И особенно ценимым становится взаимоуважение, взаимопонимание и от этого внутренний мир только обогащается, человек становится чище. Это ли не является предназначением культуры в общем и в частности.
? классу- Что взяли с урока?
- Где пригодятся практические знания , приобретенные на уроке?
- Какие выводы сделали для себя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР» НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного российского образования, заявленные в Концепции модернизации образования: - сохр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-337141-1383847337.jpg)
Варианты приёмов и методов технологии проблемного диалога н а уроках обществознания
В работе содержатся варианты использования приёмов и методов технологии проблемного диалога....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-257547-1421779998.jpg)
Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").
Конспект урока по программе "Школа 2100", соответствует требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-257547-1421779998.jpg)
Презентация к уроку " Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").
Презентация относится к уроку развития речи (ФГОС; программа "Школа 2100")....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1185496-1578755748.jpg)
Физическая культура ( открытый урок)
План - конспект открытого урока по физической культуре для 7 «б» класса по разделу «легкая атлетика». Разработал учитель физической культуры МБОУ ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/04/picture-1447157-1672841151.jpg)
"Диалог культур на уроках родной (тувинской) литературы". Доклад на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур".
Выступление на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур" в направлении "Филология"....