Игра-путешествие в Страну Правовых Знаний
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Клевцова Нина Петровна

Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Задачи:
- Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
- Развивать умение рассуждать, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_srana_pravovyh_znaniy.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие в Страну Правовых Знаний                         4 - 5 классы

Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.
Задачи:
- Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;
- Развивать умение рассуждать, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Ход мероприятия:

Сообщение темы занятия. 
Педагог:
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в страну Какую?  Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, которое подскажет нам её название.
Разгадывание кроссворда: (на доске изображение)
1.«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?»
(петух).
2.«Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука»
(рак).
3.«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей»
(айболит).
4.«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?»
(волк).
5.«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?»
(Аленушка).
Педагог: Какое же ключевое слово получилось?
Дети: Права.
Педагог: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. О них мы узнаем
в СТРАНЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
Педагог: Ну, что , ребята, вы готовы отправиться в удивительное путешествие по стране правовых знаний?
Дети: Готовы.
Педагог: Тогда вперёд! Кто знает из вас, что такое права человека, ребёнка ( Возможность что – либо делать) . Путешествуя по стране правовых знаний...
(вбегает Незнайка)
Незнайка: Каких знаний? Правовых? Там, что ходят только направо?!
Педагог: Причем здесь направо? В стране правовых знаний можно много узнать интересного и нового о самом важном для всех людей– о правах!
Незнайка: О чем, о чем? О каких таких правах?
Педагог: Права – это правила, по которым живут все люди.
Почемучка: А я живу без всяких там прав и прекрасно себя чувствую.
Педагог: Ошибаешься, ты пользуешься многими правами. Поехали с нами в путешествие, и мы с ребятами тебе это докажем.

Незнайка: Я знаю, знаю на этой машине  
Дети: Нет! Неправильно! Это поезд.
Педагог: Правильно, ребята, это поезд.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Педагог: А вот и первая станция: станция "Забытых вещей". Ребята, посмотрите, что это?
Дети: коробочка
Педагог: А давайте посмотрим, что же в нем находится? (педагог приглашает ребенка открыть сундучок и достать Свидетельство о рождении).
Педагог: Что это за документ? 
Дети: Свидетельство о рождении.
Незнайка: Это о чьём это рождении?
Педагог: Свидетельство о рождении - это первый документ каждого человека. Выдается он после рождения каждого ребёнка.
Педагог: О каком праве он вам напоминает? 
Дети: О праве на имя, фамилию, отчество.
Незнайка: А вот и неправда! Имя у всех детей одно – Незнайка.
Педагог: Нет,незнайка, имена у всех разные. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?
Дети: Чтобы нас не перепутали, различали.
Педагог: Правильно. Смотри, Незнайка, сколько ребят у нас в классе. Практически у всех разные имена. Давай проверим!?

Педагог:   Ребята, к кому ябуду подходить, вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя. (дети по очереди называют фамилию, имя)
Педагог: Вот видишь, Незнайка, у каждого из ребят есть свои фамилия и имя. И они пользуются этим правом с рождения.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Педагог: Ну, что ребята, поехали дальше?!
(Незнайка читает: "Сказочная")
Педагог: Наша следующая станция, как уже успел прочитать Незнайка, "Сказочная"
(просмотр фрагмента русской народной сказки «Петушок-золотой гребешок», где лиса хватает петушка и убегает).
Педагог: Вспомнили сказку?
Дети: Да
Педагог: Как она называется?
Дети: Петушок - золотой гребешок.
Педагог: Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею было нарушено? (ответы детей)
Педагог: Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали. Именно право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу и нарушила лиса-плутовка.
Незнайка: Ой - ой, подумаешь. Право на жизнь.... Я вот могу жить и без этого вашего права: права на жизнь и свободу.
Педагог: Ну, не скажи, Незнайка. Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Если рабовладелец жестоко относился к своему рабу, для него не было никакого наказания. Например, древнее государство, название которого Спарта, славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного осматривали и решали: если крепкий, здоровый ребенок – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как ты думаешь, Незнайка, правильно поступали жители Спарты? (Незнайка отвечает)
Незнайка: Ой, как страшно. Если бы я родился в те далекие времена, меня могли сбросить со скалы, ведь я часто болею!
Педагог: Ребята, а что надо делать, чтобы не болеть? (ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята, чтобы не заболеть, необходимо бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Незнайка: А я вижу впереди станцию "Медицинскую".
педагог:
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
(К.Чуйковский "Айболит")
Педагог: О ком идет речь? Что он делает? О каком праве он вам напоминает? (ответы детей)
Педагог: Верно, это доктор Айболит, который лечит всех зверей и птиц, а отрывок из книги К.Чуйковского "Айболит" напоминает нам о праве на медицинский уход.
Незнайка: А что же мне нужно сделать, если я вдруг заболел?
Дети: Обратиться к врачу.
Педагог: Правильно. И все врачи окажут медицинскую помощь.
(звучит минусовка песни Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Педагог: Ну, а мы подъезжаем к следующей станции, название которой я предлагаю вам отгадать в загадке:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится?
Дети (хором): Семья.
Педагог: О каком праве напоминает вам разгадка этой загадки?
Дети: Разгадка этой загадки напоминает нам о том, что каждый имеет право на семью.
Педагог: А что вы знаете об этом праве?
Дети: У каждого человека должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик или сестрёнка.
Незнайка: Кто хочет поиграть со мной в игру?
Игра «Назови ласково». 
Незнайка кидает мяч одному ребёнку и произносит: "бабушка". Ребёнок должен поймать мяч и кинуть его обратно, одновременно назвать это слово ласково: "бабуля".
(слова членов семьи для игры: бабушка, дедушка, сын, мама, дочь, брат, сестра, тётя, дядя, папа)
Педагог: Едем дальше?
Дети: Да!
Незнайка: Ой, да это же станция "Школьная".
Педагог: Верно, Незнайка. Это станция "Школьная" А какое право вы, ребята, осуществляете здесь ?

 Дети: Право на учёбу.

Педагог: Правильно, и каждый из вас должен это право использовать в полную силу.

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего?

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся

называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей)

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиеся

называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).

4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Педагог: Что хорошо усвоено ребятами, а что хуже? 

Педагог: ну вот, Ребята,  на школьной станции  закончилось наше  путешествие, понравилось  вам оно?

Незнайка: Спасибо, ребята, что взяли меня с собой в путешествие. Как много нового я сегодня узнал.
Педагог: Так о чём же мы с вами сегодня разговаривали?
Дети: О правах и обязанностях

Педагог: Правильно, сегодня мы с вами разговаривали о некоторых правах, о ваших правах и обязанностях.  И я вижу, что вы очень много знаете.

СПАСИБО,ребята,Вы порадовали меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой турнир "Страна правовых знаний"

Ориентирован на детей среднего школьного возраста....

презентация "Страна правовых знаний"

презентация для работы по правовому  просвещению для уч-ся 7-8 классов...

В стране правовых знаний.

Внеклассное  мероприятие  "В стране праовых  знаний"...

Сценарий "Страна правовых знаний" для обучающихся 7-8 классов

Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов "Страна правовых знаний" в рамках проведения недели "Правовых знаний"...

Проект по правовому просвещению "Страна правовых знаний"

Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов (6,5-11 лет). Целью проекта является формирование у обучающихся определенных знаний о правах, обязанностях, ответственности и умение применять полученные знани...

Классный час «Путешествие в страну правовых знаний» (деловая игра)

Разработка классного часа поможет классному руководителю воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки....

Страна правовых знаний

Сценарий внеклассного профилактического мероприятия разработан в рамках "Недели правовых знаний" и ассчитан на обучающихся 7-8 классов (ноябрь 2021г.)...