Элективный курс по обществознанию для 11 класса "Мир и современное общество"
элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему

Пшеничная Екатерина Сергеевна

В условиях  реформирования российской системы образования, актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителя обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так  и запросами учеников в осмыслении  стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г.Мичуринска Тамбовской области

РАССМОТРЕНА:

на заседании ШПОУ

Протокол № ___

от «__»__________20___г.

руководитель ШПОУ

_____________/_________/

ФИО

СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора по УВР _____________/__________/

ФИО

 «__»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ СОШ №7

_____________/___________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«МИР И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

Для 11-х классов

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях  реформирования российской системы образования, актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по  специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителя обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так  и запросами учеников в осмыслении  стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.      

Программа курса предусматривает возможность систематизации, углубления и обобщения знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности  в силу различных причин:  появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов  в силу кажущейся очевидности  в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Программа элективного курса  составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004.»1089);

- Демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов единого государственного экзамена текущего года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников,  общеобразовательных учреждений для проведения в текущем году единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в текущем году    единого государственного экзамена по обществознанию.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г. 273-ФЗ;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями от 5.07.2017 г.);
  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 7.07.2015 г);
  • Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России  от 07.06.2017 №506); 
  • Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями на 23.12.2016);
  • Положения о рабочих программах  МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 156  от   31.08.2017 г.

В соответствии Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012  дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение, оздоровление и воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В программе уделяется внимание детям с ОВЗ. Применяются следующие формы работы: дифференцированный подход, индивидуальные занятия, различные виды письменных работ. Это помогает учащимся усваивать программный материал и чувствовать себя в классе комфортно.

Рекомендации  по оптимизации инклюзивного образовательного процесса детей с ОВЗ (Приложение 1), особенности развития детей с задержкой психического развития, с нарушением слуха, нарушением зрения, нарушением опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью,  с РАС  (Приложение 2).

Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения.
  • Формировать умения, актуализированные  целью и содержанием обществоведческой подготовки  в контексте готовности выпускников к ЕГЭ.
  • Развивать методологическую культуру при   операциях с понятиями,  работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,  раскрытии смысла афористичного высказывания.

Задачи курса:

  • - повышение предметной компетентности учащихся;
  • - развитие у учащихся стойкого интереса к предмету;
  • - краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • - формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
  • - формирование умений выполнять задания повышенной сложности;
  • - воспитания положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
  •  - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределение заданий различного типа (с выбором ответов, с кратким ответом,  с развёрнутым ответом);
  •  - формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими, процедуру проведения экзамена в целом: эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решение заданий с развёрнутым ответом;
  •  - психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений проверяемых в рамках ЕГЭ:

  • - биосоциальная сущность человека, основные факторы и этапы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • - особенности социально-гуманитарного познания;
  • - распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  •  - сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
  •  - соотносить обществоведческие  знания с социальными реалиями, их отражающими;
  • - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • - анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых  системах (схема, таблица, диаграмма);
  • - распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;
  • - устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • - применять знания о характерных чертах, признаков понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор определённых позиций из предложенного списка;
  • - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • - называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту и применять в прилагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  • - перечислять признаки какого либо явления, объекты одного класса и т.д.;
  • - раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных  наук, приводить примеры определённых общественных явлений, действий, ситуаций:
  • - применять социально гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  • - осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  •  -  формулировать на основе приобретённых социально гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённой теме.

Курс позволит преодолеть психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • - лекции с обсуждением документов;
  • - беседа;
  • - практические занятия;
  • - анализ альтернативных ситуация;
  • - работа в парах,  группах, индивидуально;
  • - выполнение работ по заданному алгоритму;
  • - решение заданий 1, 2 части.  

Система оценивания и формы контроля: на протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности.  В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках одной темы. В конце курса  учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение. 1 час 

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, специфика проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ. Входной контроль.

 Модульный блок «Человек. Познание». 6 часов

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

Деятельность человека, ее основные формы. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.

Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.

Модульный блок «Социальные отношения». 5 часов

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества.

Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.

Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.

Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.

Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.

Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Личные правоотношения между супругами. Имущественные правоотношения между супругами.

Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Права ребёнка в семье. Осуществление родительских прав. Ответственность родителей.

          Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.

Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.

Модульный блок «Экономика». 8 часов

Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.

Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.

Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.

Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП.

Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.

Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.

Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.

Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.

Модульный блок «Политика». 6 часов

Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.

Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.

Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы.

Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.

Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.

Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.

Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.

 Модульный блок «Право» 5 часов

Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.

Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.

Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.

Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание. Система основных прав и обязанностей гражданина РФ. Конституционное закрепление прав, свобод и обязанностей гражданина РФ. Защита прав и свобод человека.

Понятие государственного устройства. Особенности государственного устройства РФ.

Социальное назначение Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ, сроки его полномочий. Права, обязанности и ответственность Президента РФ.

Понятие Федерального Собрания. Состав и структура Федерального Собрания. Внутренняя организация. Полномочия и ответственность Федерального Собрания. Особый статус депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации.

Правительство РФ: социальное назначение, порядок назначения, внутренняя организация, полномочия.

Правовая основа судебной власти в Российской Федерации. Статус судей. Функции прокуратуры РФ. Основные принципы судебной власти.

Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица.  Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и личные неимущественные права граждан. Гражданско-правовая ответственность. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Понятие процессуального права. Специфика гражданско-процессуальных отношений. Понятие и состав участников гражданского процесса. Понятие принципов гражданского процессуального права. Принципы организации правосудия и их содержание. Принципы, определяющие деятельность гражданского процесса. Понятие экологического права. Специфика экологического законодательства. Право природопользования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности. Понятие и задачи уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятие преступления.  Виды преступлений. Состав преступления. Сущность вины. Формы вины. Невиновное причинение вреда. Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнёрство в сфере труда. Трудовой договор: понятие, структура, содержание. Охрана труда. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения.

Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.

Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 3 часа

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Форма занятия

Самостоятельная работа учащихся

Дата проведения

1

Введение

Входной контроль

Работа с КИМами с целью изучения структуры

Раздел 1.  «Человек. Познание» 6 часов

2

Человек.  Деятельность человека, ее основные формы. Индивид, индивидуальность, личность. Внутренний мир человека

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем

3

Познание и его формы.  Виды человеческих знаний. Социальные науки

Лекция с элементами беседы

Работа над составлением схем, практическое задание по классификации наук

4

Практикум «Выполнение заданий части 1»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над  понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?»

5

Практикум «Работа над заданиями части 2»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу

6

Как написать эссе.

Алгоритм написания эссе, фразы – клише, выбор темы и работа над ней

Выполнение заданий по написанию эссе в соответствии с требованиями. Подбор фактического материала

7

Итоговое занятие по разделу  «Человек. Познание»

Тестирование

Выполнение тренировочных заданий

Раздел 2.«Социальные отношения»  5 часов

8

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты. Общество и природа. Общество и культура

Лекция

Работа над понятиями составление схем

9

Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер общества. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Глобальные проблемы человечества

Урок-практикум

Беседа, работа с материалами периодической печати и историческим текстом

10

Практикум «Выполнение заданий части 1»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над  понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?»

11

Практикум «Работа над заданиями части 2»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу

12

Как написать эссе

Алгоритм написания эссе, фразы – клише, выбор темы и работа над ней

Выполнение заданий по написанию эссе в соответствии с требованиями. Подбор фактического материала

Раздел 3. «Экономика» 8 часов

13

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост

Лекция

Работа над понятиями составление сравнительной характеристики

14

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система

Лекция

Лекция с элементами беседы, практическая работа

15

Экономика потребителя. Экономика производителя

Урок - практикум

Работа с дополнительными материалами  по вопросам экономики

16

Рынок труда. Безработица

Урок - практикум

Работа с дополнительными материалами  по вопросам экономики

17

Функции денег в современной экономике. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования.

Урок - практикум

Работа с дополнительными материалами  по вопросам экономики

18

Практикум «Выполнение заданий части 1»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над  понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?»

19

Практикум «Работа над заданиями части 2»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу

20

Итоговый контроль по блоку «Экономика»

Урок тестирования

Решение практических заданий части 1, 2

Раздел 4. «Политика» 6 часов

21

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

Урок-практикум

Работа над понятиями составление схем и таблиц Составление тезисов, работа с историческими источниками и материалами периодической печати

22

Политический режим. Типы политических режимов

Урок-практикум

Выделение особенностей политических режимов (составление сравнительной характеристики) работа над понятиями

23

Политическая идеология. Политическая культура

Лекция

Составление тезисов, работа с понятиями и материалами периодической печати

24

Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие

Лекция с элементами беседы

Обсуждение проблем формирования гражданского общества

25

Практикум «Выполнение заданий части 1»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Выполнение заданий, работа над  понятиями, анализ логических задач «Верны ли суждения?»

26

Практикум «Работа над заданиями части 2»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу

Раздел 5. «Право»  5 часов

27

Право в системе социальных норм

Источники права. Правовые акты Система права: основные отрасли, институты, отношения

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц

28

Конституция РФ

Практическая работа с текстом Конституции

Работа над понятиями, изучение источников (научный текст)

29

Правонарушения Юридическая ответственность и ее виды

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями, решение практических задач

30

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями, терминами,  ситуациями составление сравнительной характеристики

31

Практикум «Выполнение заданий части 1, 2»

Практикум. Алгоритм выполнения наиболее сложных заданий

Решение заданий, составление схем, соотнесение понятий и фактов. Работа с текстом, знакомство с вопросами по кодификатору, выполнение задания по образцу

Раздел 6.  «Духовная жизнь общества» 3 часа

32

Культура и духовная жизнь Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Тенденции духовной жизни современной России

Лекция с элементами беседы

Работа над понятиями составление схем и таблиц

33

Тестирование  по модульному блоку «Духовная жизнь общества»

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий части 1, 2

34

Пробный ЕГЭ

Практическая контрольная работа

Решение практических заданий

Требования  к уровню подготовки обучающихся:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
  • Ориентация учащегося   в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий различного  уровня; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2015.
  2. Баранов П.А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, С.В. Щевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения  единого государственного экзамена по обществознанию, 2015, «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  4. Спецификация контрольных измерительных материалов  для проведения в 2015 году  единого государственного экзамена  по обществознанию, 2015, «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  5. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л, Королькова Е.С. – Обществознание. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен»,  Москва, 2015.
  6. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л, Королькова Е.С. – практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ Издательство «Экзамен»,  Москва, 2015.
  7. Чернышева О.А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.
  8. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения        
  • http://soc.reshuege.ru/  -  решу ЕГЭ, образовательный портал для подготовки к экзаменам                                                        

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

РЕКОМЕНДАЦИИ

по оптимизации инклюзивного образовательного процесса

        Главная задача образовательного процесса для детей с ОВЗ - оптимизация учебной работы, компенсация пробелов в знаниях.

        Инклюзивное обучение скорректировано с учетом основных принципов:

•        Усиление практической направленности материала;

•        Актуализация основных признаков изучаемых явлений;

•        Опора на жизненный опыт ребенка, на объективные связи в содержании изучаемого материала;

•        Соблюдение объема необходимости и достаточности;

•        Органичное включение в содержание учебных программ коррекционно-развивающего блока.

        Важно поставить реально достижимые цели, отобрать те знания и умения, которые  помогут обучающимся почувствовать свои  силы, пробудят надежду и веру в успешность работы.

        В основе успеха работы с детьми с ОВЗ лежит система общения учителя с учащимися. Работа учителя строится в расчете на конкретного ученика, а в целом включает в себя мощное коррекционно-развивающее воздействие на развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. Обязательным условием является соблюдение охранного режима. Именно организация работы на основе индивидуально-дифференцированного подхода дает возможность избегать физических,  психических перегрузок школьника, снять отрицательные факторы неожиданности, растерянности, страха, неуверенности.

        Методы и приемы, позволяющие одновременно с обучением вести работы по коррекции:

•        опорные карты и конспекты на уроках истории;

•        обращение к непосредственному опыту учащихся;

•        применение игровых форм, разнообразие заданий на уроках;

•        постоянная активизация действий каждого учащегося на уроках.

        Формированию оптимальной самооценки способствуют:

        знакомство учащихся с критериями оценок;

        подробная и конструктивная интерпретация выставленной отметки;

        включение учеников в оценку результатов своей собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников;

        безотметочное оценочное суждение в случае неудачных ответов; в таких случаях учитель должен высказывать оптимистическое суждение относительно возможностей ученика получить лучшую отметку и спросить его в следующий раз.

        Необходимо на уроке доказать ребенку его интеллектуальную состоятельность:

•        Во-первых, показать, что он что-то может в учебном процессе. Пока не так важно, за какую оценку, но может.

•        Во-вторых, формируется мотив обучения.

•        В-третьих, формируется адекватное представление о собственных знаниях. Практикуем оценку «авансом».

        Контрольно-оценочная деятельность учащегося с ОВЗ:

1.        Оценка учащемуся ставится за каждый вид деятельности при соблюдении следующих параметров:

•        оценка имеет характер психологической поддержки;

•        не каждая оценка сопровождается отметкой в баллах;

•        оценка не отсрочена во времени. Обсуждение результатов, разбор и анализ оценки проводится сразу, тогда, когда ученик еще «живет» выполненной работой.

2.        Для детей с ОВЗ понятие отрицательной отметки в процессе усвоения знаний должно отсутствовать. Отрицательная оценка – это сигнал для учителя и ученика о том, что данный ученик еще не вышел на нужный для положительной отметки уровень и нуждается в организации некоторой дополнительной индивидуальной работы по овладению данным разделом.

        Для переживания эмоционального благополучия детям с ограниченными возможностями на уроках и в школе в целом необходимо:

        снятие страха у учащихся перед предстоящей деятельностью;

        использование приемов подкрепления, персональной исключительности и других;

        развитие в детях веры в собственные силы, создание ситуаций успеха;

        создание положительной атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в ученическом коллективе;

        установление личностного доверительного общения педагогов и учащихся.

        ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ при обучении детей с ОВЗ!

        Работа в классе

- Наличие индивидуальных правил для учащихся.

- Оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся.

- Поддержание тишины во время интенсивных занятий.

- Отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).

- Обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ.

- Близость учеников к учителю.

- Предоставление краткого содержания глав учебников.

- Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.

- Использование маркеров для выделения важной информации.

- Использование предложений с пропущенными словами.

- Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста.

- Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.

- Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.

        Обучение и задания

- Использование указаний, как в устной, так и письменной форме.

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

        Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

        Письменные задания

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Обеспечение школьника с ограниченными возможностями здоровья копией конспекта других учащихся или записями учителя.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

        Организация учебного процесса

- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.

- Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.

- Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника.

- Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

- Знания об изменениях в поведении, которые указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Особенности развития детей с ЗПР

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям  с минимальными органическими или  функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также  длительно находящимся  в условиях социальной депривации.  Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет образовательный процесс.

Недостаточная  выраженность познавательных  интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью  высших психических функций, с нарушениями памяти, с неустойчивостью внимания, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с отставанием в развитии всех форм мышления,  с плохой  координацией движений. Малая  дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивности письма, каллиграфии.

Снижение познавательной активности проявляется в  ограниченности запаса знаний об  окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку в обучении.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях  усвоения логико-грамматических конструкций, слабости техники чтения. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Чаще низкий навык самоконтроля, низкая работоспособность, повышенная истощаемость ЦНС.

При создании определенных  образовательных  условий, дети с ЗПР способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Особенности развития детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети представляют собой неоднородную группу по степени, характеру, времени снижения слуха, уровню общего и речевого развития, наличию (отсутствию) дополнительных нарушений. Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия, педагогическими условиями, в которых находился ребёнок после появления нарушения слуха; его индивидуальными особенностями. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребёнка.

Внимание детей с нарушением слуха  характеризуется рядом особенностей: сниженным объемом, меньшей устойчивостью, высокой утомляемостью, низким темпом переключения, трудностями в распределении внимания (школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушением слуха при этом испытывает серьезные затруднения).

Формирование памяти у детей с нарушенным слухом зависит от специфики мыслительной деятельности. Как правило, у детей данной категории образная память развита лучше, чем словесная, уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка (им требуется гораздо больше времени на запоминание, чем нормально развивающемуся сверстнику).

Мышление человека неразрывно связано с речью. У слабослышащих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, мыслительная деятельность характеризуется стереотипностью мышления при решении задач различного вида, преобладанием наглядно-образного мышления.

На протяжении всего школьного обучения идет формирование фразовой речи, с правильной расстановкой слов в предложении, с правильным их согласованием и управлением, с использованием нужных окончаний. С трудом осваиваются навыки употребления наречий, союзов и особенно сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих целевые, причинно-следственные и другие логические зависимости. Это оказывается трудным для детей и подростков не только из-за сложности лексико-грамматических зависимостей, но и из-за недостаточного понимания содержания предложений, несформированности у них словесно-логического, понятийного мышления.

Своевременно организованное психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии слабослышащих детей.

Особенности развития детей с нарушение зрения

Категория слабовидящих учащихся неоднородна по составу, в том числе: по индивидуальным зрительным возможностям, уровню компенсаторных возможностей, особенностям психофизического развития, обусловленными особенностями интеллектуальной сферы.

Слабовидение прямо или опосредованно оказывает негативное влияние на формирование школьных навыков. Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затрудненность выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

Развитие внимания у детей данной категории несколько замедленно во времени, преобладающим является непроизвольное внимание.

При зрительном  восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.

Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения: нерасчлененность зрительного восприятия буквенного образца («слияние» двух сходных букв, «перевертывание» буквы слева направо, невосприятие отдельных элементов или добавление лишних), недостаточная сформированность пространственных представлений.

Во время письма детям с нарушением зрения свойственны: искажения, замены, пропуски букв, зеркальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках.

Память детей с нарушением зрения характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запоминания данная категория детей отстают от своих нормально видящих сверстников. Запоминаемый материал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти.

Для речи слабовидящего характерно изменение темпа развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Специфика развития речи также выражается в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их восприятие и делают невозможным использование такого рода выразительных средств.

Как правило, у детей с нарушением зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей данной категории недостаточно развиты наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в раздражительности, замкнутости, негативизме, связанные с неудачами.

При создании определенных  образовательных  условий, дети с нарушениями зрения способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Особенности развития детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом (ДЦП); с последствиями полиомиелита; с миопатией; с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

 Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.

В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.

Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).

Помимо двигательных расстройств у детей с НОДА могут отмечаться недостатки интеллектуального развития (ЗПР), которые проявляются в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных в астенических проявлениях.

У многих детей отмечается трудность в развитии восприятия и формирования пространственных и временных представлений. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.

Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия. Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, то недостаточность психической сферы значительно снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем мире.

  У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией (ДЦП) не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.

Практически всегда НОДА влекут за собой различные нарушения речи: отдельные звуки не произносятся, или  произносятся искаженно, или заменяются другими, речь теряет плавность и выразительность, голос отличается монотонностью и имеет гнусавый оттенок. У некоторых детей отмечаются разнообразные насильственные движения в речевом аппарате: неестественная улыбка, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. Иногда эти проявления сочетаются с усиленным слюнотечением, непонятной речью, неадекватной мимикой.

Нарушения мыслительной деятельности проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано, в первую очередь, с ограниченным практическим опытом ребенка. 

Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости, который характеризуется повышенной истощаемостью психических процессов, утомляемостью, раздражительностью, плаксивостью, капризностью. Дети с НОДА психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.

Для развития речи и мышления у детей данной категории имеет большое  значение расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта.

При создании определенных  образовательных  условий, дети с НОДА способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.

Особенности развития детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые  —  это  дети,  у  которых  в  результате  органических поражений  головного  мозга  наблюдается  нарушение   нормального развития психических, особенно   высших   познавательных,   процессов    (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для детей с умственной  отсталостью характерно  наличие   патологических   черт   в эмоциональной сфере:  повышенной  возбудимости  или,  наоборот,  инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности, недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

     Отмечается также узость и пассивность восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Мышление у умственно отсталых детей недостаточно сформировано и имеет своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Дети с умственной отсталостью затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки; затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся.

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых детей имеют специфические особенности.  Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

 У детей данной категории страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Особенности развития детей с РАС

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в  становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального школьного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

  • в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость  постепенного  и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса  должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно  приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
  • выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
  • большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе)  в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
  • может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником)  организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
  • в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными  занятиями с педагогом по  отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
  • периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном  адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе  (что  может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;  
  • необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в  школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
  • необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
  • в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
  •  необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности  представлений об окружающем, отработке средств коммуникации,  социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в  проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;  
  • ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
  • ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
  • ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения,  ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
  • необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
  • педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
  • необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
  •  для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
  • процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться  психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
  • ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"

Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"...

Элективный курс по обществознанию для 11 класса "Современная экономика"

Курс по микроэкономике- теория потребительского поведения и спроса...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

Элективный курс по обществознанию 9 класс "Закон и общество"

Элективный курс по обществознанию "Закон и общество" направлен на подготовку девятиклассников к ОГЕ, успешной сдаче экзамена....

Элективный курс по обществознанию для 8 класса "Человек и общество"

Цель курса «Человек и общество» в 8 классе заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых предст...

Программа элективного курса по обществознанию "Человек в современном мире" для обучающихся 9 классов

Программа элективного курса по обществознанию, направленная на подготовку обучающихся к ГИА по обществознанию  за курс основной школы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по обществознанию «Человек и общество» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательно...