АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Купеева Аза Савлоховна

1.Ожидаемые учебные результаты

 После этого занятия учащиеся смогут:

Знания:

  • Объяснить, чем различаются административное и уголовное правонарушения
  • Назвать виды административных наказаний и органы, их назначающие

Умения и навыки:

  • Анализировать казус
  • Квалифицировать деяние, применяя конкретную статью КоАП или УК
  • Готовить аргументы в защиту своей позиции
  • Выступать публично с аргументами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_administrativnye_pravonarusheniya_1.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

1.Ожидаемые учебные результаты

 После этого занятия учащиеся смогут:

Знания:

  • Объяснить, чем различаются административное и уголовное правонарушения
  • Назвать виды административных наказаний и органы, их назначающие

Умения и навыки:

  • Анализировать казус
  • Квалифицировать деяние, применяя конкретную статью КоАП или УК
  • Готовить аргументы в защиту своей позиции
  • Выступать публично с аргументами

Отношения, ценности, внутренние установки:

  • Высказать свое мнение о целях и последствиях использования
    уголовных и административных механизмов решения проблем.

2.  Основные используемые понятия

  • Административный проступок
  • Преступление
  • Административные и уголовные наказания
  • Квалифицирующий признак
  • Квалификация деяния.

3.  Основная деятельность на занятии.

Работа в малых группах по решению казусов (на основе задания № 3).

4.  Опережающие домашние задания

Беседа 15: Памятка № 17, задания №,1, 2.

5.  Ресурсы к занятию

♦        Возможно приглашение милиционера, адвоката, прокурора,

судьи в качестве консультантов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ (45 МИН.)

1.        Мотивация (5 мин.)

Проверка (или выполнение) задания № 2 в парах. Возможно распределить вопросы по рядам, по одному-два вопроса.

  1. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (2 мин.)
  2. Введение в новый материал (7 мин.)

Задайте детям все вопросы таблицы из задания № 2, в том числе:

  • Чем отличается преступление от административного проступка?
  • Какие виды административных наказаний вы можете назвать? Чем они отличаются от уголовных?
  • Какие органы могут наложить административное наказание? А уголовные?
  1. Интерактивная часть (25 мин.)

Работа в малых группах по решению казусов (на основе задания № 3 Беседы 15).

4.1.        Разъяснение задания № 3. объединение в группы, распределение казусов (3 мин.)

Попросите распределить вопросы между членами группы для подготовки ответа: один вопрос - один человек. Можно некоторые группы сделать ролевыми: отвечать на эти вопросы (особенно на последний вопрос) с точки зрения пострадавшего или представителя власти.

  1.  Решение казусов (10 мин.)
  2.  Обсуждение результатов работы (12 мин.)

5.        Подведение итогов (6 мин.)

  • Что нового узнали мы сегодня? Что научились делать?
  • Какое основное отличие преступления от правонарушения?
    Снова задайте вопросы из таблицы задания № 2 и из нового материала.
  • Трудно ли сделать выбор между уголовным и административным видом преследования и назначить наказание? Почему?
  • От чего зависит принятие этих решений?
  • Какие цели достигаются наказаниями? Решают ли они проблемы, которые возникли после правонарушения? Какой ответ 1 общества, потерпевшего и нарушителя был бы более эффективен?

Раздаточный материал.

Памятка 1

Виды правонарушений

Юристы выделяют 4 основных вида правонарушений;

1.Дисциплинарные правонарушения - это нарушения учебной, трудовой или воинской дисциплины, которая установлена в учебных заведениях, организациях, воинских частях. Например: грубость по отношению к преподавателю, опоздание на работу, невыполнение приказа командира. За подобные нарушения следуют «дисциплинарные наказания»: замечание, выговор, удаление из класса, увольнение с работы, «наряды вне очереди» и т.д. Нарушения и наказания за них описаны в разных документах: в трудовом кодексе, правилах внутреннего распорядка, уставе школы или вуза, воинских уставах.

  1. Гражданско-правовые правонарушения связаны, прежде всего, с хозяйственной, экономической жизнью, например: продажа недоброкачественного товара, невыплата долга в срок, нарушение договора, затенение соседского огорода высокими кустами или забором. Но в то же время многие нарушения прав и свобод граждан, их чести и достоинства также являются гражданско-правовыми нарушениями. Правонарушителям грозят, как правило, имущественные последствия, установленные Гражданским кодексом (ГК), законом о защите прав потребителей и другими законами: штрафы, возмещение убытков, обмен недоброкачественного товара на доброкачественный, вырубка кустов для ликвидации тени, выплата компенсации за моральный вред и так далее... По Гражданскому кодексу ответственность наступает частично с 14 лет, а полностью - с 18 лет.
  2. Уголовные правонарушения (преступления) - самые опасные правонарушения. К ним относятся: кража, грабеж, разбой, убийство, терроризм и другие общественно опасные поступки (или, как говорят юристы, «деяния»). За преступление следует суровое уголовное наказание: штраф, исправительные работы, лишение свободы и даже смертная казнь. И даже после отбытия наказания человек получает «пятно» в биографии на несколько лет - «уголовный шлейф» - судимость: его могут не принять на работу на определенные должности, а если он совершит какое-то новое преступление в течение этих лет, то новое наказание будет гораздо строже. Преступления и уголовные наказания описаны только в одном законе - Уголовном кодексе (УК). С 14 лет наказывают за некоторые преступления, а полная уголовная ответственность наступает с 16 лет.
  3. Административные правонарушения — поступки, похожие на преступления, но не имеющие такой большой общественной опасности. Они запрещены

другими законами, например, Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Мелкая кража, мелкое хулиганство, неповиновение милиционеру (без применения насилия) - примеры административных правонарушений. За них предусмотрены административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение прав (например, водительских), административный арест до 15 суток. Административная ответственность наступает с 16 лет.

Памятка 16:

1.        Наказание сейчас является основным ответом общества на преступление и заключается в ограничении прав и свобод осужденного. Общество считает, что наказание достигает следующих
целей (ст. 43 УК, ст. 2 УИК):

  • восстановление социальной справедливости,
  • исправление осужденного,
  • предупреждение новых преступлений.

2.        Виды наказаний (ст. 44 - 59 УК, особенная часть УИК):

а)        Штраф (в случае неуплаты заменяется другим наказанием).

б)        Лишение права занимать определенные должности (например, руководителей) или заниматься определенной деятельностью (например, торговой, бухгалтерской, юридической, преподавательской, медицинской деятельностью).

в)        Обязательные работы (бесплатная работа в свободное время не менее 12 часов в неделю на общую пользу: уборка, ремонт и т.д.).

г)        Исправительные работы (отчисление из заработка от 5 до 20%, а также другие ограничения, например, обязательное пребывание дома в определенные дни и часы).

д)        Ограничение свободы (осужденный находится на территории исправительного центра - поселения, проживает в общежитии, должен устроиться на работу, может быть поощрен выездом
за пределы центра).

е)        Арест (отбывание наказания в специальных тюрьмах - арестных домах; будет введен с 2006 года).

ж)        Лишение свободы (отбывание наказания в колониях разных режимов либо в тюрьме, от двух месяцев до пожизненного заключения как замены смертной казни).

з)        Смертная казнь (с 1997 года фактически не применяется).

3.        Не может быть назначено два наказания за одно преступление, однако есть и исключения: в качестве второго дополнительного наказания могут быть назначены штраф и лишение права (см. пункты 2а и 26), а также лишение званий и наград
(ст. 45
УК).

4.        Наказание может быть «отложено», «смягчено», а потом и отменено, например, в случае назначения наказания условно, с испытательным сроком (ст. 73-74 УК), в случае отсрочки отбывания наказания (ст. 82 УК), условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК), замены наказания более мягким (ст. 80 УК), либо назначения наказания «ниже низшего предела» (ст. 64 УК).

Памятка 17

Виды административных наказаний

Административные наказания могут понести физические лица (граждане), начиная с 16 лет, а также юридические лица (только наказания, предусмотренные пунктами 1-3).

1.        Предупреждение, т.е. письменное порицание.

2.        Административный штраф, минимальный размер которого - 1/10 минимального размера оплаты труда (МРОТ), а максимальный для граждан - 25 МРОТ. Кроме того, размер штрафа может исчисляться исходя из стоимости сокрытых налогов, похищенных вещей и т.д., но не может превышать трехкратную их стоимость. При неуплате штрафа в месячный срок штраф может быть удвоен, либо нарушитель может получить 15 суток ареста.

3.        Возмездное изъятие или конфискация (безвозмездное изъятие) орудия совершения или предмета административного проступка (например, охотничьего ружья, рыболовных сетей, выловленной рыбы).

4.        Лишение специального права (например, права управления автомобилем, права охоты).

5.        Административный арест на срок до 15 суток (а в чрезвычайных условиях или в зоне контртеррористической операции - до 30 суток).

6.        Административное выдворение за пределы РФ иностранцев или лиц без гражданства.

7.        Дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности в любой организации на срок от 6 месяцев до 3 лет (либо заниматься частным предпринимательством).

Административные дела рассматриваются и наказания назначаются: судьей (наказания, указанные в пунктах 3-7, - только судьей, за исключением административного выдворения при пересечении границы);

предупреждение и штраф назначаются: 4$ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав - КДН - (в отношении несовершеннолетних и их родителей); административными комиссиями (специальными коллегиальными органами); 60 различными государственными органами и их должностными лицами.

Административная «судимость» сохраняется 1 год после исполнения административного наказания. Повторное совершение проступка в этот период может повлечь за собой более суровое наказание.

Творческие задания

Задание 2. Заполните таблицу

Вопросы, для сравнения

Преступления

Административные проступки

1. Степень общественной опасности

Очень опасные

2. Законы, запрещающие данные правонарушения

3. Органы, выносящие решение о наказании

4. Самый распространенный вид наказания

5. Кто может быть наказан, с какого возраста

Задание 3. Назначь наказание

Прочитай казусы и ответь на вопросы:

  • Какое дело может быть возбуждено против нарушителя?
  • Какой закон и какие статьи нужно применить в этих случаях?
  • Какое наказание может последовать? (См. Памятки № 16 и 17.)
  • От чего зависит принятие этих решений?
  • Каких целей вы желаете достичь этим наказанием?

    1. Инспектор ГИБДД засек скорость движения мотоцикла в городе: 82 км/ч. (в населенных пунктах скорость ограничена 60 км/ч.). Инспектор собирался остановить нарушителя, но в это время на пешеходный переход выехал велосипедист. Мотоциклист не справился с управлением и врезался в велосипед. Велосипедист получил ушибы, ссадины и, возможно, сотрясение мозга. См. ст. 12.9 и 12.24 КоАП, 264 УК.

     2. Участковый милиционер остановил пьяного гражданина. Этот гражданин приставал к прохожим, ругался, угрожал избить, если ему не дадут закурить, порвал рукав пальто у прохожего. См. ст. 20.1 КоАП, а также ст. 213 УК.

     3. Инспектор по охране природы увидел, что гражданка в лесу, который недавно объявлен национальным парком, рвет ландыши (ландыши занесены в Красную книгу). См ст. 8.35, 8.39 КоАП и ст. 262 УК.

  1. Охраной магазина был задержан воришка с продуктами на сумму 451 рубль (на то время 1 МРОТ = 450 руб.). См ст. 7.27 КоАП и 158 УК.
  2. Милиционер попросил прохожего предъявить документы. Тот отказался и грубо обозвал милиционера. Тогда милиционер попытался задержать его, взяв гражданина за локоть, гражданин вырвался, пытаясь убежать, но был задержан.   См. ст. 19.3 КоАП, ст. 318 и 319 УК РФ.
  3. Инспектор по делам несовершенно летних два раза разгонял компанию, которая после 11 вечера распивала спиртное во дворе его дома, горланила песни, кричала, нецензурно выражалась. В компании был один 18-летний парень, один 16-летний, а остальные пятеро были младше их. На третий раз инспектор не выдержал и вместе со своими коллегами задержал всю компанию, а также вызвал родителей несовершеннолетних. См. ст. 6.10, 20.1, 20.20, 20.22, 5.35 КоАП и ст. 151, 156 УК.
  4. Рассмотри ситуацию на фото 1. Ст. 6.10, 20.20-20.22 КоАП и ст. 151 УК.

8.        Рассмотри ситуацию на фото 2. Ст. 20.1 КоАП и ст. 115-119, 213 УК.
9. Рассмотри ситуацию на фото 3. Ст. 7.17, 20.1 КоАП и ст. 214 УК.

Кейс-метод (разбор ситуаций)

Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Преимущества метода 

  • Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
  • Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
  • Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

ФОТО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответственность несовершеннолетних за совершение административных правонарушений

В борьбе с правонарушениями в среде несовершеннолетних основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности исп...

Административное правонарушение и административная ответственность

Административное правонарушение и административная ответственность. 11 класс....

Классный час. Тема: Изменения, внесенные в 2007 году в кодекс РФ об административных правонарушениях.

Цель занятия: ознакомить с последними изменениями, внесенными в 2007 году.Задачи:Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.Формировать представления школьников о безопасности дорожного д...

Административные правонарушения

Разработка  урока "Административные  правонарушения" для 11 класса...

Виды административных правонарушений в Санкт-Петербурге

Виды наказаний для несовершеннолетних в СПб....