Урок "Антикоррупция"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Епифанова Марина Евгеньевна

Урок был проведен, в рамках районного открытого мероприятия, направленного на формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся.

Материалы можно использовать как на уроках обществознания, так и во внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок Антикоррупция1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по программе антикоррупционного воспитания для 6 классов.

Коррупция – что это такое?

Учитель истории и обществознания Епифанова Марина Евгеньевна.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. 

Задачи антикоррупционного воспитания:

•        Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

•        Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

•        Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Тип урока: изучение нового материала

Вид: комбинированный

Форма урока: практическая работа с различными источниками.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация

Раздаточный материал: рабочий лист с источниками элементов критического мышления.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Выяснение темы. Постановка цели и задач.

Игра «крестики-нолики»

Слайд 1 -7

На доске расчерчено поле для игры. Ученики выбирают цифру, отвечают на вопрос и открывают поле, в котором вписано слово, относящееся к теме урока.

Когда открыты все поля – учащиеся формулируют тему.

Слайд 8

«Коррупция – что это такое?» Так как тема урока сформулирована в виде вопроса, ученики делают вывод, что основная цель данного урока – выяснить, что же за явление такое, коррупция?

  1. Изучение нового материала.

Слайд 9

Внимательно посмотрите мультфильм «Сказка про коррупцию». После этого вам придется ответить на несколько вопросов.

Слайд 10

Эпиграф к уроку. Читают и комментируют дети.

Слайд 11

Теперь посмотрим, как вы поняли, что это за явление – коррупция. Перед Вами табличка (приложение, п.1) с вопросами. Впишите в каждую графу по предложению.

  1. Теоретическая часть.

Слайд 12

Проверим себя: вот такое определение приводится в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И.

Слайд 13

Рассмотрим, какие бывают виды коррупции. Приведите для каждого вида примеры.

Слайд 14

Что же порождает это явление? Давайте попытаемся выявить причины! Проверим себя.

Причины:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

4. Практическая часть.

Слайд 15 - 17

Теперь нам необходимо выявить последствия. Перед вами несколько примеров коррупционного поведения. Задача – выяснить, в чем опасность такого поведения. (Приложение, п.2)

Ситуации:

1.        При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Иванов И.И. заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Иванова И.И. (Взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)

2.        Государственный служащий  Петров А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.  Растрата государственных средств – материальный урон бюджету государства)

3.         Родственникам  больного Сидорова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».  (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)

Слайд 18

Предложите свои методы по борьбе с коррупцией. Работа в парах. (Приложение, п.3)

Слайд 19

В результате социологического опроса, граждане России предлагают следующие методы… Сравните с вашими предложениями.

Слайд 20

Явление это совсем не ново. Примеры проявления коррупции нам известны и описаны в трудах как древнейших ученых и писателей, живущих еще до нашей эры, так и в современной литературе. Обратимся к примерам известных литературных произведений. Выберите один отрывок и проанализируйте его. (Приложение, п.4)

Вывод: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

5. Самооценка.

Слайд 21

Поставьте любой символ в соответствующей графе.

Да

Нет.

Я был активен на уроке.

Я понял тему.

Я выработал свое отношение к проблеме.

Мне помогли мои  коммуникативные способности на уроке.

Этот урок был полезен для меня

Слайд 22 

Домашнее задание.

Список литературы:

  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
  • Гоголь Н.В. Ревизор. Азбука. 2012
  • Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая .- М.: Просвещение, 2011г.
  • Кириллова Л.Е., Кириллов А.Е. Профилактика нарушений, связанных с проявлением коррупции в сфере образовательной деятельности. Методическое пособие. - Казань: Магариф-Вакыт, 2011.
  • Кузовков Ю.В. История коррупции в России. Интернет-версия 2010
  • Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. – М.: Просвещение, 2008.
  • Материалы сети Интернет.