Материалы по подготовке к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Сандак Людмила Александровна

Материалы, представленные на сайте не являются авторскими. В помощь коллегам при подготовке обучающихся к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_k_zadaniyam_17181920.doc165 КБ
Microsoft Office document icon teoriya_k_zadaniyam_oge_14_15_16.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Теория к заданиям № 17,18,19,20

Право

Право — совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Термин «право» используется в нескольких значениях:

  1. правовые нормы
  2. возможность поступать определённым образом
  3. естественное право (то есть данное человеку при рождении)

Отличительные признаки правовой нормы:

  • Единственная в ряду социальных норм, исходящая от государства и являющаяся официальным выражением его воли;
  • Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека;
  • Издается в конкретной, четко сформулированной форме;
  • Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений;
  • Поддерживается в своем осуществлении государством и охраняется его силой;
  • Всегда представляет собой властное предписание государства;
  • Является единственным государственным регулятором общественных отношений;
  • Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;
  • Предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Структура нормы права:

  1. Гипотеза – указывает на обстоятельства, когда норма вступает в действие;
  2. Диспозиция – основной элемент; содержит непосредственно правило поведения и указывает на его содержание, права и обязанности субъектов;
  3. Санкция – определяет, что наступает в том случае, если участники общественных отношений нарушат предписания, изложенные в диспозиции.
  4. Норма права выполняет регулятивную и охранительную функции – регулирует общественные отношения и охраняет интересы их участников.

Выделяют довольно много норм права в зависимости от основания, выбранного для классификации.

Нормы права

Основания

Наименование видов

Их сущность

для классификации

По субъектам правотворчества

Нормы, исходящие от государства

Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти

Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения

Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны

По социальному назначению

Учредительные

Нормы — принципы

Регулятивные

Нормы — правила поведения

Охранительные

Нормы — стражи порядка

Обеспечительные

Нормы — гарантии

Декларативные

Нормы — объявления

Дефинитивные 

Нормы — определения

Коллизионные

Нормы — арбитры

Оперативные

Нормы — инструменты

По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения

Обязывающие

Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия

Управомочивающие

Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий

Запрещающие

Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий

По функциональной роли

Общие

Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права

Специальные

Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы

По методу правового регулирования

Императивные 

Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении

Диспозиционные

Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений

Рекомендательные

Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения

Поощрительные

Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования

По сфере и субъектам действия

Общего действия

Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства

Ограниченного действия

Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами

Локального действия

Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация)

Функции права

Наименование функции

Ее сущность

Культурно-историческая

Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое

Воспитательная

Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания

Социального контроля

Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов, общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения

Регулятивная

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми

Охранительная

Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития

Признаки права

Основные признаки права:

  1. Социальность — право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе;
  2. Нормативность – право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы;
  3. Системность – система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов.
  4. Обеспеченность государством — Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения.
  5. Общеобязательность – нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном письменном документе — нормативном (или правовом) акте. Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены, и могут быть конституционными, нормами обыкновенных законов или подзаконных актов.

Правоотношения – это основной элемент всех отраслей права, которые, в свою очередь, являются основным элементом системы права (наравне с нормами права и институтами права).

Правонарушение — общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

Его признаки:

  • Оно всегда является конкретным актом поведения;
  • Оно является виновным деянием, совершая которое индивид осознанно наносит вред общественным отношениям;
  • Оно является общественно опасным деянием;
  • Оно нарушает требования норм права.

Правонарушения делятся на следующие виды:

  1. Проступки — виновные противоправные деяния, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлением.
  2. Преступления — общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством.

Проступки делятся на:

Дисциплинарные

Гражданские

Административные

нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины, противоправное виновное неисполнение своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего распорядка

правонарушения, совершённые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность, например, достоинство

деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления (нарушение правил уличного движения, санитарных правил, пожарной безопасности и др.)

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Признаки юридической ответственности:

  • Обязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления.
  • Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя.
  • Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.
  • Характер и объем лишений правонарушителя установлены в санкции юридической нормы.
  • Использование механизмов государственного принуждения.

Функции юридической ответственности:

  • Воспитательная — Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных способствуют повышению ответственности и дисциплины граждан, активизации их трудовой деятельности, а в конечном счете — укреплению законности и правопорядка.
  • Организующая — Сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.
  • Карательная — Реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем, его наказание.
  • Превентивная — Наказание правонарушителя является средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений.

Принципы юридической ответственности:

  • Законность;
  • Справедливость;
  • Индивидуальность наказания;
  • Неотвратимость наступления;
  • Ответственность за вину;
  • Недопустимость удвоения ответственности.

Основные виды юридической ответственности:

Вид ответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Материальная

За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации

Администрация предприятия, учреждения, организации

Штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки: нарушение трудовой, учебной, воинской и служебной дисциплины

Уполномоченное на то лицо

Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест

Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.

В некоторых случаях лица могут быть освобождены от юридической ответственности:

Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности и наказания

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

деятельное раскаяние виновного лица;

возраст: к уголовной ответственности привлекаются лица с 16 лет, а по ряду преступлений — с 14 лет; к административной и дисциплинарной ответственности — с 16 лет; к гражданской — с 18 лет;

примирение лица, совершившего деяние, с потерпевшим;

необходимая оборона;

изменение обстановки, вследствие которой лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными;

причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

изменение сроков давности;

крайняя необходимость: устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица, если эта опасность не может быть устранена другим средствами;

условно-досрочное освобождение виновного лица от отбывания наказания;

физическое и (или) психическое принуждение, когда лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

замена неотбытой части наказания более мягким видом;

обоснованный риск для достижения общественно полезной цели;

освобождение от наказания в связи с болезнью лица;

исполнение приказа или распоряжения;

в связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;

невменяемость лица, совершившего деяние

в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора

Конституция

Конституция — основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна — новый законодательный орган: Государственную думу. Этот документ фактически принято считать прообразом первой русской конституции.

Потом были четыре советские конституции:

1918 г. — Конституция РСФСР

1924 г. — Конституция СССР

1936 г. — «сталинская» Конституция

1977 г. — «брежневская» Конституция.

Но многие положения этих законов не работали, оставаясь лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации — первая конституция демократической России.

Конституция включает в себя преамбулу и два раздела.

В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел:

Главы

Название

1

Основы конституционного строя (статьи 1−16)

2

Права и свободы человека и гражданина (статьи 17−64)

3

Федеративное устройство (статьи 65−79)

4

Президент Российской Федерации (статьи 80−93)

5

Федеральное Собрание (статьи 94−109)

6

Правительство Российской Федерации (статьи 110−117)

7

Судебная власть (статьи 118−129)

8

Местное самоуправление (статьи 130−133)

9

Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134−137)

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения: о введении Конституции в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Конституционный строй РФ — это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами государства.

Основные принципы Конституционного строя:

Федерализм — Россия является федеративным государством. Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территорий, единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ выхода из состава РФ или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности РФ. Принцип федерализма выражается в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов (разделение властей по вертикали).

Демократизм —  в Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или демократическим государством. Народовластие в данном случае – это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны и не вправе выходить за пределы своих полномочий. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического разнообразия (плюрализма). Что создает возможность всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и осуществляется в рамках Конституции, оказывать влияние на политический процесс.

Правовая государственность — В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона.

Республиканское правление — В Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократия – республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Сейчас в состав РФ входит 85 субъектов.

Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием. Он состоит из двух палат:

Совет Федерации (верхняя) – в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ)

Государственная Дума (нижняя) — состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

Они выполняют следующие функции:

  1. Обсуждение и принятие законов
  2. Обсуждение и принятие федерального бюджета
  3. Установление налогов и сборов, финансовое регулирование
  4. Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира
  5. Вопросы статуса и защиты государственных границ

Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:

  1. Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета
  2. Осуществление управления федеральной собственностью
  3. Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологи, а также – единой финансовой и денежно-кредитной политики
  4. Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высший судебный орган – Конституционный суд РФ: он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам – Верховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.

Президент РФ — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Функции президента:

  • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
  • Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности
  • Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
  • Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
  • Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

Правоохранительные органы осуществляют правоохранительную деятельность, обладают для этого соответствующей компетенцией и достаточными материальными ресурсами. Их признаки:

  1. Осуществляют свою деятельность в соответствии с законом;
  2. Имеют подтвержденные законом полномочия для ведения своей деятельности;
  3. Имеют право принимать меры государственного регулирования по отношению к тем, кто совершил правонарушение;
  4. Принятые ими решения и законы подлежат обязательному исполнению гражданами.

К функциям правоохранительных органов относятся:

  1. Охрана государственного и общественного строя.
  2. Укрепление законности и правопорядка.
  3. Защита прав и свобод человека и гражданина.
  4. Охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений.
  5. Борьба с преступностью.

Структура правоохранительных органов в РФ:

Суд

Осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Прокуратура

Осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.

Органы внутренних дел

Примеры: милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др. — занимаются вопросами законности и правопорядка.

Органы государственной безопасности

Осуществляют обеспечение безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.

Органы таможни

Контролируют ввоз и вывоз товаров, занимаются взиманием пошлин и сборов.

Органы налоговой полиции

Осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.

Нотариат

Осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.

Адвокатура

Оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Каждый человек и гражданин обладает определенными правами,

соблюдение которых гарантируется законом.

В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются как те права, которые неразрывно связаны с личностью самого правообладателя. В сфере личных прав реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства. К личным правам относятся следующие права.

Право на жизнь. Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Закрепление в Конституции РФ права на жизнь требует от государства решительной борьбы с террористическими акциями и другими преступными посягательствами, уносящими десятки тысяч жизней. Меры, направленные на развитие здравоохранения, борьба с потреблением наркотических средств, контроль оборота оружия, радиоактивных веществ также служит гарантиями права на жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Любое лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. При этом арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Право на достоинство личности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его действительной социальной ценности. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Под умалением достоинства личности понимаются такие действия, которые позорят человека, подрывают общественную оценку личности, причиняя нравственные страдания (оскорбление, клевета, распространение порочащих сведений и т.д.). Еще одним аспектом права на достоинство является то, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Также никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан.

Право на определение национальной принадлежности. Каждый вправе самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.

Право на тайну личной и семейной жизни. Человеку предоставлена и гарантирована государством возможность препятствовать разглашению сведений личного характера. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого прав допускается только по судебному решению.

Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Право на свободное передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода совести и вероисповедания. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода мысли и слова. Свобода слова, гарантированная Конституцией РФ дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Политические права реализуются в свободе граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

Возможность участия в управлении делами общества и государства. Это право реализуется в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, имеют равный доступ к государственной службе, имеют право участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжного или народного заседателя.

Равный доступ к государственным должностям. Равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Такое право имеют граждане от 18 до 65 лет.

Право на объединение, собрания, митинги, шествия. Граждане могут беспрепятственно объединяться по интересам и целям. Гарантируется также свобода деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается. Граждане России имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Обращение в государственные органы. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Тем самым обеспечивается обратная связь власти и граждан.

Социальные права реализуются в области наемного труда и социального обеспечения.

Право на труд. Гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий или вообще не заниматься трудовой деятельностью. Запрещается принудительный труд. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Свобода заключения трудовых договоров. Никто не вправе принудить гражданина заключить трудовой договор. В трудовом договоре не допускаются положения, противоречащие Трудовому кодексу РФТрудовой кодекс РФ.

Право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Право на социальное обеспечение. Каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на защиту материнства, детства, семьи. Это право реализуется через государственную семейную политику, которая является составной частью социальной политики России и представляет собой комплекс мер организационного, экономического, правового характера, направленных на обеспечение необходимых условий для рождения и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь — это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи.

Право на жилище — возможность для каждого гражданина иметь жилье и пользоваться им на условиях, установленных законом. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Экономические права связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на собственность — каждый может иметь на праве собственности любое имущество — движимое и недвижимое, предметы потребления и средства производства.

Право заниматься предпринимательской деятельностью означает обеспечение нормального беспрепятственного занятия бизнесом, государственные меры по поддержке мелкого и среднего бизнеса.

Культурные права связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Право на образование — это право гражданина на получение знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Право на творчество. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Экологические права вызваны к жизни противоречиями научно-технической революции и проблемой выживания человечества в условиях использования атомной энергии, развития химической промышленности, разработки природных ресурсов. К ним относятся следующие права.

Право на благоприятную окружающую среду.

Право на получение достоверной информации о ее состоянии

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Однако граждане нашей страны обладают не только правами, но и обязанностями:

  • обязанность каждого соблюдать Конституцию РФ и Федеральные законы;
  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
  • обязанность по защите Отечества;
  • обязанность родителей воспитывать детей и заботиться о них;
  • обязанность совершеннолетних и трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях;
  • обязанность получить общее среднее образование;
  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
  • обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Перечень всех прав ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка:

  • право на имя и на приобретение гражданства;
  • право на жизнь;
  • право на сохранение своей индивидуальности;
  • право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, его затрагивающим;
  • право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;
  • право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь или посягательства на неё;
  • право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;
  • право на свободу мысли, совести, религии;
  • право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;
  • право на уровень жизни, необходимый для его развития;
  • право на образование;
  • право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения чужого труда);
  • право на отдых и досуг.

Семейное право — это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Принципы семейного права:

  • Добровольность союза;
  • Равенство супругов;
  • Принцип единобрачия;
  • Свобода расторжения брака под государственным контролем;
  • Приоритет семейного воспитания детей;
  • Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

  1. Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
  2. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Заключение трудового договора допускается лишь с теми, кто достиг 16 лет, или 14 лет с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учёбы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Для лиц, не достигших 14 лет, допускается только работа в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства, при условии, что данная работа не нанесёт ущерба здоровью и нравственному развитию.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания.

Виды преступлений:

  • Небольшой тяжести – умышленные и неосторожные, до 2 лет лишения свободы
  • Средней тяжести – умышленные и неосторожные, от 2 до 5 лет лишения свободы
  • Тяжкие – умышленные, от 5 до 10 лет лишения свободы
  • Особо тяжкие – умышленные, от 10 лет лишения свободы

Уголовное право— это отрасль права, определяющая преступность деяния, виды и размеры наказаний, принципы уголовной ответственности. Нормы уголовного права устанавливаются только государством в лице его законодательного органа. Общеобязательность уголовно-правовых норм предполагает, с одной стороны, что каждый, совершивший преступление, должен нести уголовную ответственность, а с другой — что государство в лице уполномоченных органов обязано использовать уголовно-правовые нормы.

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.



Предварительный просмотр:

Теория к заданиям №14,15,16 ОГЭ по обществознанию

Власть

Политическая власть  это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.

Законодательная власть обладает верховенством и самостоятельностью в сфере установления правовых начал государственной и общественной жизни. Она определяет в конечном счёте всю законодательную систему общества. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов. В России такую законотворческую функцию осуществляет Федеральное собрание: парламент, состоящий из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.

Исполнительная власть — Правительство и административные органы — самостоятельны в своих действиях по управлению различными сферами жизни общества. Однако в своей деятельности они не должны выходить за пределы закона. Так, при нарушении закона даже высшее должностное лицо государства, Президент, может быть отстранён от власти (процедура импичмента). В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия административных органов и должностных лиц в судебном порядке. Эта норма действует и в России.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никакой другой орган не может присвоить себе функции суда. Независимость правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Государство

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. Оно является
главным институтом политической системы.

Признаки государства

Среди признаков государства можно выделить:

  • территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы)
  • публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления)
  • суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях)
  • принудительный характер власти («монополия на законное насилие»)
  • исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег
  • обязательность членства в государстве
  • представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага
  • наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов. Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами.

Функции государства

Основные функции государства:

Внутренние:

  • Обеспечение национальной безопасности
  • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Участие в решении глобальных проблем

Внешние:

  • Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
  • Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)
  • Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)

Формы государства

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

Из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству. Современные монархии принято делить на абсолютные и конституционные.

  1. Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства. Примеры – ОАЭ, Катар
  2. Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Примеры – Марокко, Иордания
  3. Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. Примеры – Швеция, Норвегия, Великобритания

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.

  1. Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США, страны Латинской Америки)
  2. Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария)
  3. Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция)

Современный мир знает три основных формы территориально-государственного устройства:

  1. Унитарное государство — единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство
  2. Федерация — объединение нескольких территориальных единиц в одно государство
  3. Конфедерация — объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии

 

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

Политическая самостоятельность

Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью

Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью

Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность

Конституция

Общая

Союза и субъектов, верховенство конституции союза

Государств-участников

Международная деятельность

В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях

Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены

Государства- участники осуществляют международную деятельность

Право расторжения договора

-

Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации

Может быть расторгнут в одностороннем порядке

Примеры

Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция

Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария

СНГ, ЕС

Политический режим

Политический режим — это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Выделяется три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

 

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

Государственное устройство

Государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

Государство, осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни

Государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни

Партийная система

Многопартийность

Одна господствующая партия

Правящая партия огосударствлена

Правовой принцип

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью

Права и свободы населения

Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан

Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

Экономика

Смешанная, доминирует частный сектор

Централизованная, наличие государственного планирования и жесткой производственной дисциплины

Обширный государственный

сектор может уживаться с рыночной экономикой

Политическое участие

Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Основные формы политического участия граждан:

  • Обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями
  • Участие в деятельности политических партий, организаций, движений
  • Участие в выборах и референдумах
  • Прямые действия (участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т. д.)

Выборы — процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.

Референдум— всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся с достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

Признаки партии:

  • Нацеленность на завоевание и участие в осуществлении власти
  • Наличие определенной идеологии и программы действий
  • Проведение общественных акций
  • Наличие определенной внутренней структуры: устава, руководящих органов, формы членства, организаций на местах

Классификация партий:

По составу

Кадровые и массовые

По отношению к закону

Легальные и нелегальные

По отношению к власти

Правящие и оппозиционные

По территории

Локальные, региональные, федеральные

По идеологии

Националистические, религиозные, консервативные, либеральные,

социал-демократические, коммунистические, анархистские

По шкале политического спектра

Правые, центристские, левые

Функции партии:

Внутренние:

  1. Набор новых членов партии
  2. Пополнение партийной кассы
  3. Оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.

Внешние:

  • Борьба за завоевание политической власти
  • Реализация партийной программы
  • Выражение интересов отдельных социальных групп и слоев
  • Обеспечение связи граждан с государственными структурами
  • Замена стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами
  • Отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба
  • Участие с их помощью в политическом управлении
  • Подготовка и участие в избирательной кампании
  • Осуществление политической социализации граждан

Правовое государство

Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан. Все структуры власти правового государства подчинены закону.

Признаки правового государства:

  • Верховенство закона
  • Разделение властей
  • Взаимная ответственность государства и личности
  • Гарантия прав и свобод человека
  • Правовая защита собственности

Законодательная власть в РФ представлены парламентом – Федеральным собранием.

Он состоит из двух палат:

  1. Совет Федерации (верхняя) – в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ)
  2. Государственная Дума (нижняя) — состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

Они выполняют следующие функции:

  1. Обсуждение и принятие законов
  2. Обсуждение и принятие федерального бюджета
  3. Установление налогов и сборов, финансовое регулирование
  4. Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира
  5. Вопросы статуса и защиты государственных границ

Исполнительная власть представлена Правительством: высшим исполнительным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти на всей территории России. К его полномочиям относятся:

  1. Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета
  2. Осуществление управления федеральной собственностью
  3. Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения экологии, а также – единой финансовой и денежно-кредитной политики
  4. Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высший судебный орган – Конституционный суд РФ: он контролирует, как в законах и правовых актах соблюдаются прописанные в Конституции нормы. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам – Верховный суд РФ, а Высший Арбитражный суд занимается разрешением экономических споров.

Президент РФ — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Функции президента:

  1. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
  2. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности
  3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
  4. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
  5. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения (народа, т.е. территориальных коллективов в масштабах города, села, района и т.д.) по решению непосредственно или через создаваемые населением органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.

Принципы федерализма:

  1. Государственная целостность
  2. Единство системы государственной власти
  3. Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов
  4. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  5. Принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения
  6. Установление русского языка как единого государственного языка на всей территории Российской Федерации. Свои государственные языки могут устанавливать и республики

Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию

Тесты к разделу "Человек и общество"...

Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (вопросы экономики)

Материалы по подговке к ЕГЭ по обществознанию. Здесь даны задания  по экономике....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Тематические схемы по обществознанию, с помощью которых удобно повторять основные темы курса обществознания...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Экономика.

Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.  Экономика...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок  Социальные отношения....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Право.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок  Право....