Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Обществознание» для 11 класса
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

              Рабочая  программа по предмету «Обществознание» адресована для работы в 11 классе общеобразовательного учебного учреждения и  составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации.

              Для реализации рабочей программы используются:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А.Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010

  2. Никитин А. Ф. Право: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

             Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов  по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Нурлат Республики Татарстан

                «Рассмотрено»

Руководитель МО

________/  Гудилина Е.В. /

                    Ф.И.О.

Протокол №   1   от

« 27 » августа  2018 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР   МАОУ «СОШ №4» г. Нурлат РТ

______/   Леонтьева О.С. /

                       Ф.И.О.        

« 27 »  августа   2018 г.

«Утверждено»

Директор МАОУ «СОШ №4»

г. Нурлат РТ

_________/   Ахметзанов С.Ф. /

                           Ф.И.О.

Приказ № 84  от

« 27 »  августа  2018 г.

                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Среднего общего образования

по предмету «Обществознание» для  11 класса

Срок реализации: 1 год

Количество часов: всего 68: в неделю 2 часа

Уровень: базовый

Составитель: Юсупова Венера Феликсовна, учитель истории, обществознания и права, высшая категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета

                               протокол №1  от «27» августа 2018 года

г. Нурлат, 2018 г.

2. Пояснительная записка

Рабочая  программа по предмету «Обществознание» адресована для работы в 11 классе общеобразовательного учебного учреждения и  составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

2. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.)

3. Приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

4. Конституция РФ. Официальный текст. М.: Рольф, 2007.

5. Примерная  программа основного общего образования по  обществознанию  МО РФ. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2008.

 6. Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 8-9,10-11  классов - М.: М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

2006.

   Для реализации рабочей программы используются:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А.Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
  2. Никитин А. Ф. Право: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов  по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Реализация рабочей программы способствует достижению следующих целей в изучении обществознания в старшей школе:

- развитию личности в период ранней юности; ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры; экономического образа мышления; социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности; гражданской ответственности; правового самосознания; толерантности; уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическими и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей; об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально–экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействию защите правопорядка в обществе правовыми способам.

Учитель планирует резервные часы по своему усмотрению. После каждого параграфа в учебнике автором предлагается практикум, для закрепления полученных знаний и формирования самостоятельных учебных действий по изученной теме. В данном учебнике содержатся и элементы дополнительного содержания образования: такие как общественное сознание и философия, образование в РФ, общественная значимость образования в РФ, социальное поведение, юность как этап социализации.

Типология уроков в основном предполагает традиционную классификацию: комбинированный урок и урок изучения нового материала, которые в свою очередь по усмотрению учителя могут проводиться в форме лекций, семинарских занятий, практикумов и др. По усмотрению учителя могут быть предложены не только самые разнообразные, но и любое количество повторительно-обобщающих уроков.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Межпредметные связи на уроках изучения обществознания

«Обществознание» - учебный предмет в средней школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, этике, а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер курса. «Обществознание» как учебный предмет акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Курс «Обществознание» в 10-11 классах  опирается на правовые и обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых - обращение к таким учебным предметам как «История», «Право», «Экономика», «Литература», «Искусство». Особое значение в данном перечислении отдаётся предметам «Право» и «Экономика».

Описание места  учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 70 (69) часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

  1. Содержание курса обществознания в 11 классе

Раздел 1. Закон и право (15 ч.)

Тема 1. Происхождение права, его формы и структура.

Основные концепции о происхождении и сущности права. Понятие права

Тема 2. Право в системе социальных норм.

Право в системе социальных норм. История развития правовых норм. Структура права. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Публичное и частное право. Институт права. Источники права. Иерархия нормативных актов.

Понятия и термины: право, прецедент, правовая норма, отрасль права, источники права, нормативно-правовой акт, закон

Тема 3. Система российского права.

Правовая система и система права. Законотворческий процесс в РФ. Конституция РФ как основной закон страны. Основания приобретения гражданства. Основные права и свободы граждан.

Понятия и термины: правовая система, закон, конституция, права и свободы

          Тема 4. Гражданство в РФ.

Гражданство РФ. Основания приобретения гражданства. Основные права и свободы граждан. Двойное гражданство.

Понятия и термины: гражданство, права и свободы 

Тема 5.Правосудие в современной России.

Субъекты, формы и методы осуществления правосудия. Система российского права. Судебная система страны. Представление о единой системе судопроизводства.

Понятия и термины: Конституционный суд, Арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировой суд, исковое заявление

Тема 6. Основные принципы российского судопроизводства.

Основные принципы российского судопроизводства. Истец и ответчик. Суды присяжных.Порядок обращения в суд и подготовка искового заявления. 

Понятия и термины: истец, ответчик, присяжные заседатели, презумпция невиновности, кассация

Тема 7. Юридическая ответственность.

  Поведение человека в правовой сфере. Правонарушения. Преступления. Юридическая ответственность, ее признаки и виды. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность и преступность деяния.

Понятия и термины: юридическая ответственность, правонарушение, преступление

Тема 8. Основные правила и принципы гражданского процесса.

 Тема 9. Особенности уголовного процесса

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Возраст наступления уголовной

ответственности. Виды административного правонарушения и административные взыскания. 

Понятия и термины: административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность, наказание. Смертная казнь. Мораторий на применение смертной казни

  Раздел 2. Гражданские правоотношения (15 ч.)

Тема 1. Гражданские правоотношения: понятие и виды. Субъекты гражданского права.

Гражданские правоотношения: понятие и виды. Субъекты гражданского права. Физическое лицо. Юридическое лицо. Правоспособность. Дееспособность. Осуществление и защита гражданских прав.

Понятия и термины: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, физическое лицо, юридическое лицо

Тема 2. Трудовые правоотношения.

Правовое регулирование трудовых отношений. Источники трудового права. Трудовые права российских граждан. Трудовой договор (контракт). Прекращение трудовых правоотношений. Права несовершеннолетних по трудовому законодательству. Социальное партнерство.

Понятия и термины: трудовые правоотношения, контракт

Тема 3. Жилищные правоотношения.

Жилищные правоотношения. Основания приобретения права собственности на жилье. Виды сделок граждан с жильем. Приватизация. Жилищные фонды, их классификация.

Понятия и термины: жилищные правоотношения, социальный найм, коммерческий найм, приватизация

Тема 4. Семейные правоотношения.

Юридические и правовые основы брака.

Тема 5. Семья и брак.

Брак и его правовое регулирование. Органы ЗАГС. Условия заключения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

Взаимоотношения родителей и детей, их правовое регулирование. Права и обязанности родителей и детей. Порядок и условия заключения и расторжения брака

Понятия и термины: семья, брак, брачный договор.

Тема 6. Имущественные правоотношения .

Имущественные права. Понятие собственности. Право собственности. Основания для приобретения права собственности. Защита права собственности. Договор, сделка. Оферта, акцепт. Виды договоров. Соблюдение договоров. Ответственность за несоблюдение обязательств по договору.

Понятия и термины: собственность, договор, сделка, оферта, акцепт

Тема 7. Права потребителя.

Основные права потребителя. Государство и потребитель. Основные правила грамотного потребительского поведения.

Понятия и термины: потребитель, гарантийный срок

Тема 8. Право на благоприятную окружающую среду. Экологические правонарушения.

Экология. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Мониторинг окружающей природной среды. Экологические правонарушения, природоохранные и природоресурсные нормы. Государственные гарантии в области экологии.

Понятия и термины: экология, экоцид, экологическое право, мониторинг

Тема 9. Поведение человека в правовой сфере

Причины нарушения закона. Проблемы и противоречия в правовой сфере. Защита своих прав. Права и обязанности налогоплательщика. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Неимущественные права: честь, достоинство, имя

Тема 10. Международная защита прав человека в военное и мирное время.

Понятие и система международного права. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Тема 11.Воинская обязанность , Альтернативная гражданская служба.

Почетное право – защита Родины. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Неуставные отношения и методы борьбы с ними

Тема 12.  Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

Раздел 3. Социальная система общества (14ч.)

Тема 1. Социальная стратификация  социальные отношения.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация и ее сущность. Критерии стратификации. Неравенство. Социальные группы и их типы. Рабство как первая система социальной стратификации. Кастовое общество. Сословия и их характеристика. Классовое общество. Открытое и закрытое общество.

Тема 2. Социальная мобильность.

Социальный статус. Статусный набор. Смена статуса. Социальная мобильность и ее виды. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Динамика общества

и изменение социальной мобильности. Образование как фактор мобильности. Каналы вертикальной мобильности.

Понятия и термины: социальный статус, мобильность: горизонтальная и вертикальная

Тема 3.Молодежь как социальная группа.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной культуры. Молодежная субкультура. Молодежные объединения, организации и их роль в воспитании молодежи

Тема  4.Семья как социальный институт.

Роль семьи в развитии общества. Семья как социальный институт. Семья и брак, их функции. Влияние семьи на развитие личности. Добрачное поведение. Создание семьи. Взаимоотношения родителей и детей. Современная семья. Структура и иерархия родства, степени родства 

Понятия и термины: семья, брак, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья.

Тема 5. Демографическая политика.

Современная демографическая ситуация в России. Демографический кризис и меры его преодоления. Демографическая политика. Проблема неполных семей

Тема 6. Как можно добиться успеха в бизнесе и личной жизни?

Социальная стратификация в современном российском обществе. Условия карьерного роста и достижения высокого социального статуса. Законодательство РФ об образовании. Успех в личной жизни. Знания, умения, навыки людей в условиях информационного общества

Тема 7. Повторительно-обобщающий урок «Социальная система общества»

Раздел 4. Взаимодействие людей в обществе  (9 ч.)

Тема 1. Социальное взаимодействие.

 Социальное взаимодействие, его сущность и структура. Потребности, мотивация. Основные формы взаимодействия людей: кооперация, конкуренция, конфликт.

Понятия и термины: поведение, поступок, взаимодействие, потребности, мотивация, кооперация, конкуренция

Тема 2. Деятельность и поведение.

Деятельность и поведение. Виды массовых действий. Панические действия. 

Понятия и термины: деятельность, конфликт, паника

Тема 3. Конфликт и протестное движение.

Конфликт и основные способы его разрешения. Стратегии конфликтного поведения. Протест как активная форма конфликтного поведения. Социальные и протестные движения, их характеристика и масштабность.

Понятия и термины: конфликт, противоречие, протест, протестное движение, социальное движение

Тема 4. Социальный контроль.

Социальные нормы. Виды социальных норм. Социальный контроль и его элементы. Функции социального контроля. Виды санкций. Самоконтроль. Внешний контроль. Формальный и неформальный контроль. Институты формального контроля.

Понятия и термины: нормы, санкции, самоконтроль, внешний контроль.

Тема 5. Отклоняющееся и противоправное поведение.

 Отклоняющееся (девиантное) поведение. Специфика отклоняющегося поведения. Наркомания, алкоголизм, преступность как виды девиантного поведения, их социальная опасность. Социальные и идеологические запреты. Степени и виды девиантного поведения.

Понятия и термины: девиантное поведение

Тема 6. Борьба с девиациями.

Борьба с девиациями. Роль общественного мнения в борьбе с девиантным поведением. Делинквентное поведение и его характеристика. 

Понятия и термины: делинквентное поведение, группа риска

Тема 7. Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе.

Конфликты в обществе: причины, сущность, способы разрешения. Самоконтроль поведения. Причины правонарушений и способы борьбы с ними.

Тема 8.  Повторительно-обобщающий урок «Взаимодействие людей в обществе»

Раздел 5. Культура и духовная жизнь (8 ч.)

Тема 1. Этическая основа культуры.

Понятие культуры. Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке. Основные ценности культуры как ядро культуры и духовной жизни общества. Классификация ценностей. Ценности как эталон и идеал поведения. Фундаментальные ценности.

Понятия и термины: культура, ценность.

Тема 2. Мораль и нравственность.

Понятие морали. Мораль и нравственность. Соотношение между моралью, культурой и духовной сферой. Моральные  нормы. 

Понятия и термины: мораль, этика, нравственность.

Тема 3. Нравственные чувства и моральное поведение.

Нравственные чувства. Моральное поведение и его оценка. Подавление моральных пороков. Разумное и рассудочное начала в человеке. Разумное, чувственное и нравственное поведение. Компромиссы и конфликты в сфере морального поведения. Абстрактность нравственной нормы и вариативность поведения. Моральное суждение и осуждение. Моральное познание и его отличие от научного.

Тема 4. Нравственные категории и добродетели.

Нравственные категории и их виды. Позитивные и негативные категории. Нравственный мир человека и нравственный идеал. Добро и зло. Добродетель и порок. Милосердие. Долг и моральный идеал. Стыд и совесть. Свобода совести и свобода выбора.

Понятия и термины: нравственные категории, добро и зло, добродетель и порок, стыд и совесть, милосердие, долг

Тема 5. Счастье, удовольствие, гедонизм

Счастье. Основные концепции в понимании счастья. Личное и всеобщее счастье. Способ обретения, источник и конечное состояния счастья. Утилитаризм. Польза как критерий человеческих поступков. Счастье и удовольствие. Гедонизм и его сущность. Наслаждение. Мораль наслаждения и мораль насилия.

Понятия и термины: счастье, утилитаризм, польза, удовольствие, гедонизм

Тема 6. Справедливость и равенство.

Понятие справедливости в современной науке. Справедливость и равенство. Справедливость и правосудие. Нравственное значение справедливости. Относительность социальной справедливости. Религиозная справедливость.

Тема 7. Проблемы духовной жизни человека и общества.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Мораль и моральное поведение. Нравственные категории и их реализация в жизни. «Формула» счастья.

Раздел 6. Внутренний мир и социализация человека (6 ч.)

Тема 1. Структура человеческой психики.

Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Биологическое и социальное начала в человеке. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Психика человека. Структура психики. Сознание как высшая форма психики. Психоаналитическая теория личности. Сверх сознание как нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей.

Понятия и термины: психика, подсознание, сознание, сверх сознание.

Тема 2.  Элементы человеческой психики и сознания.

Современное понимание человеческой психики и ее компонентов. Основные элементы человеческой психики: инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, эмоции, рассудок, разум, дух. Сущность человеческой деятельности, ее структура.

Понятия и термины: инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, эмоции, рассудок, разум, дух, личность, деятельность

Тема 3. Влияние общества на личность.

Личность как продукт культурной эволюции. Социализация и ее сущность. Социальная роль. Окружение человека. Детство и юность как основополагающие периоды социализации. Формирование мировоззрения. Роль группы в социализации.

Понятия и термины: социализация, взаимоотношения, окружение

Тема 4.  Проблемы социализации человека.

Внутренний мир человека. Влияние общества на личность человека.  Социальные роли в юношеском возрасте.

Итоговое повторение за курс «Обществознание. 11 класс» (3 ч.)

5. Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса

      

Курс «Обществознание», призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания выпускник основной средней школы должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- создавать собственные произведения, идеальные модели социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);       

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей;

- сознательного взаимодействия с социальными институтами

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;

- выработки собственной гражданской  позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических     ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;  

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального  образования;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

       

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Обществознания» в 11 классе

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию , являются:
-  мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-  заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания  проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

-  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного права наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных правовых источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной:

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

6. Тематическое планирование по предмету «Обществознание» за курс 11 класса

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Правовое регулирование общественных отношений – 30 ч.

1

Право в системе социальных норм.

1

2

Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

1

3

Конституционное право. Конституционное судопроизводство.

1

4

Общая характеристика Конституции РФ

1

5

Гражданство в Российской Федерации.

1

6

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

1

7

Права и обязанности налогоплательщиков

1

8

Налогообложение. Ответственность за уклонение  от  уплаты       налогов.

1

9

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения

1

10

Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

11

Гражданская правоспособность и дееспособность.

1

12

Имущественные права. Право собственности. Наследование.

1

13

Право на интеллектуальную собственность.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

1

14

Понятие и источники     семейного   права.

1

15

Порядок и условия  заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

1

16

Права и обязанности родителей и детей.   Усыновление,   опека (попечительство)

1

17

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

1

18

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

1

19

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство.

1

20

Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

1

21

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.

1

22

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения.

1

23

Административные наказания. Особенности административной юрисдикции.

1

24

Понятие и источники   уголовного   права. Преступление. Уголовная ответственность.

1

25

Особенности уголовного процесса

1

26

Понятие и система международного права.

1

27

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

1

28

Правовая культура

1

29

Практикум по теме «Право». Решение заданий ЕГЭ

1

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Социальная система общества – 14 часов

31

Социальная структура и социальные отношения.

1

32

Социальные группы, их типы.

1

33

Социальная стратификация. Исторические типы стратификации

1

34

Социальный статус и социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

1

35

Социальная мобильность

1

36

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.

1

37

Виды социальных норм.

1

38

Отклоняющееся и противоправное   поведение

1

39

Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

1

40

Семья как социальный институт. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

1

41

Этнические общности

1

42

Межнациональные отношения,  этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

1

43

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

1

44

 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная система общества»

1

Взаимодействие людей в обществе – 9 ч.

45

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

1

46

Социальное взаимодействие. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

1

47

Духовная жизнь человека.

1

48

Свобода и ответственность.

1

49

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Платное образование.

1

50

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

1

51

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие.

1

52

Политическое лидерство.

1

53

Повторительно-обобщающий урок по теме:  «Взаимодействие людей в обществе»

1

Культура и духовная жизнь – 8 ч.

54

Понятие культуры. Многообразие культур. Искусство

1

55

Элитарная, народная, массовая культура.

1

56

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Философия.

1

57

Мораль. Право.

1

58

Нравственные чувства и       моральное поведение

1

59

Нравственные категории       и  добродетели

1

60

Счастье, удовольствие, гедонизм

1

61

Справедливость и равенство

1

Внутренний мир и социализация человека - 6 ч.

62

Структура   человеческой психики

1

63

Элементы человеческой  психики и сознания

1

64

Влияние общества на личность

1

65

Проблемы социализации человека

1

Итоговое повторение – 3 ч

66

Практикум. Решение заданий ЕГЭ

1

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Решение заданий ЕГЭ.

1

7. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Нормативно-правовая документация:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

2. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.)

3. Приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

4. Конституция РФ. Официальный текст. - М.: Рольф, 2007.

5. Примерная  программа основного общего образования по  обществознанию  МО РФ. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2008.

 6. Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 8-9,10-11  классов - М.: М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

2006.

Учебно-методический комплект:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений . – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010

Информациоонно-компьютерная поддержка:

- Федеральный портал «Российское образование»:

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.73.5 Единый каталог образовательных Интернет-русурсов

http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования

- Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.8 – история

- Методические материалы:

http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://www.uchportal.ru/ Учительский портал методических разработок

http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал Pro Школу.ru

www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя истории и обществознания: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты).

Список литературы (основной и дополнительный):

Литература для учителя:

Основная литература: 

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений . – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
  3. Никитин А. Ф. Право: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная учебно-методическая литература для учителя:

1. Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник. – М.:Астрель; Владимир: ВКТ, 2011;

2. Баранов П.А. Обществознание в таблицах. Справочные материалы. – М.:Астрель: Полиграфиздат, 2012;

3. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

4. Кравченко А.И. Введение в социологию: 10-11-й кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений /А.И.Кравченко. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

5. Кочетов Н.С. Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. – М.: Экзамен, 2009.

7. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2009.

6. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Экзамен, 2009.

7. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Литература для учащихся:

Основная литература: 

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010

Учебно-методическая литература для учащихся:

1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2008.

2. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2018. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2018.

3. Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. — М.: Экзамен, 2009.

4. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы. – М.: Просвещение, 2018.

   

Дополнительная литература  для учащихся:

  1.  100 великих психологов. / Сост. В. Яровицкий М., 2004.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. Пособие для вузов. М., 2006.
  3. Авила А. Найди свою любовь! Типы людей и их совместимость. М., 2004.
  4. Айзенк Г.Й. Как измерить свой интеллект: Коэффициент IQ. Рн/Д.,2005.
  5. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000.
  6. Алексеева Л.С. и др. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие. М., 2000.
  7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.,2001.
  8. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры: Образование как социокультурный феномен. М., 2000.
  9. Барсова А. Формула личности, или Как свои недостатки превратить в достоинства. М.,2003.
  10. Батаршев А. Типология характера и личности: Практическое руководство. М.,2005.
  11. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. СПб, 2006.
  12. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. М., 2001.
  13. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  14. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды /Ред.-сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. М., 1999.
  15. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. СПб., 2004.
  16. Бойко Е.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. М., 2005.
  17. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. СПб., 2001.
  18. Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. М., 2000.
  19. Бьюзен Т. Могущество Духовного Интеллекта. /Пер. с англ. Минск, 2004.
  20. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия / Ред. Р.А. Варгезе. М., 2001.
  21. Волков В.Б. Тренинг социальной активности. СПб., 2005.
  22. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2005.
  23. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.
  24. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов. М., 2005.
  25. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003.
  26. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб., 2005.
  27. Гидденс Э. Социология. М., 2005.
  28. Гуревич П.С. Психология: Учебное пособие. М.,2005.
  29. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 1998.
  30. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум: Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2003.
  31. Джонстон Дж. К.  Психология. М., 2004.
  32. Дмитриевская Л. Путеводитель по лабиринту души, или В поисках любви. М., 2004.
  33. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 томах. Т. 4. Общество: статика и динамика. М., 2004.
  34. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 томах. Т. 5. Социальная структура. М., 2004.
  35. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 томах. Т. 6. Социальные деформации. М., 2004.
  36. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 томах. Т. 7. Человек. Индивид. Личность. М., 2004.
  37. Душкина М.Р. Психология влияния. СПб., 2004.
  38. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М., 2005.
  39. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2005.
  40. Журавлев В.Н. Развитие сознания, подсознания и психики человека. СПб., 2001.
  41. Изард К. Психология эмоций. /Пер.с англ. СПб., 2006.
  42. История современной зарубежной философии. Т. 1-2. СПб., 1998.
  43. История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для вузов /Отв. ред. Г.В.Осипов. М., 1999.
  44. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск, 1997.
  45. История философии: Учебник для вузов / Ред. В.П.Кохановский. Рн/Д., 2000.
  46. История философии: Энциклопедия. Минск., 2002.
  47. Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. –М., 2005.
  48. Киршбаум Э.И. Психологическая защита. СПб., 2005.
  49. Киященко Н.И. Стратегия образования в XXI веке // Полигнозис. 2001. № 2(14).
  50. Клонингер С. Теория личности: Познание человека / Пер. с англ. СПб., 2003.
  51. Клувэ Л.,  Маркс. Э., Петри М. Развитие школы: Модели и измерения. Калуга, 1993.
  52. Козубовский В.М. Общая психология: Личность: Учебное пособие. Минск, 2005.
  53. Козубовский В.М. Общая психология: Познавательные процессы: Учебное пособие. Минск, 2005.
  54. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. М., 2000.
  55. Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2003.
  56. Кроль В.М. Психология: Учебное пособие. М., 2005.
  57. Кузнецова И.Ю., Кузнецова С.А. Самоопределение личности на жизненном пути. М., 2003.
  58. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И.Кравченко. М., 2003.
  59. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М., 2004.
  60. Лега В.П. Лекции по истории западной философии. М., 1999.
  61. Леонтьев А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избр. психол. труды. М., 2004.
  62. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2005.
  63. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2006.
  64. Льюис Д. Язык эффективного общения. М., 2005.
  65. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб., 1995.
  66. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2005.
  67. Махарам Р. Типы людей. Взгляд из XXI века. Психология черных дыр. СПб., 2006.
  68. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
  69. Машков В.Н. Введение в психологию человека. Учебное пособие. -СПб., 2003.
  70. Менегетти А. Психология лидера. М., 2004.
  71. Менегетти А. Система и личность. М., 2003.
  72. Миллер А. Характер, личность, успех. М., 2005.
  73. Миронов В.В. Философия: Учебник. М., 1998.
  74. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.
  75. Моллон Ф. Бессознательное. М., 2002.
  76. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социология и антропология. Анализ / Под ред. В.В.Костюшева. СПб., 1999.
  77. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. М., 1997.
  78. Мораль и рациональность / Отв. ред. О.Г.Апресян. М., 1995.
  79. Морозов А.В. Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.
  80. Мудрик А. В. Социализация и воспитание. М., 1998.
  81. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В.С.Малахова и В.А.Тишкова. М., 2002.
  82. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: Тенденции и прогнозы. М., 2002.
  83. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. СПб., 2005.
  84. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. М., 2000.
  85. Образование в XXI в. // Экономика образования. 2002. № 2(9).
  86. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М., 2006.
  87. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь, 1999.
  88. Панферов В.Н. Психология человека: Учебное пособие. СПб., 2002.
  89. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология / Сост. Е.Троицкий. М., 1996.
  90. Познание человека человеком/Под ред. А.А.Бодалева. СПб., 2005.
  91. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.
  92. Практическая школьная энциклопедия / Под общ. ред. Н.В. Тулупова и П.М. Шестакова. М., 1912.
  93. Прусова Н.В. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М., 2005.
  94. Психологический словарь. /Авт.-сост. В. Копорулина. Рн/Д., 2004.
  95. Психология развития: Учебник для вузов. / Под. ред. Т. Марцинковской. М., 2005.
  96. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  97. Рассел К. Полная карманная энциклопедия IQ тестов. М., 2005.
  98. Религии народов современной России: А ― Я: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов и др. М., 1999.
  99. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник /Под общ. ред. М.М. Прусака, В.В. Борщева. М., 1996.
  100. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Учебное пособие для вузов / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М., 1996.
  101. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания: Учебное пособие. М., 2004.
  102. Розин В.М. Личность и ее изучение. М., 2004.
  103. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993-1999.
  104. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. Ред. Г.В.Осипова. М., 1998.
  105. Рудакова И.А. Девиантное поведение. Рн/Д., 2005.
  106. Саблин В. Психология человека. М., 2004.
  107. Сарычев С.В. Педагогическая психология: Краткий курс. СПб., 2006.
  108. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. СПб., 2004.
  109. Смелзер Н. Социология / Научн. ред. В.А. Ядов. М., 1998.
  110. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  111. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. М., 1999.
  112. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2005.
  113. Степин В.С. Философия науки: Общие проблемы. М., 2004.
  114. Стеценко А.П. Рождение сознания: Становление значений на ранних этапах жизни. -М., 2005.
  115. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. Рн/Д., 2005.
  116. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М., 2001.
  117. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. СПб., 2002.
  118. Уткин А.И. Глобализация: Процесс и осмысление. М., 2001.
  119. Фельдштейн Д. Психология взросления. М., 2004.
  120. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. М.,2005.
  121. Философия: Учебное пособие / Ред. В.Н. Лавриненко. М., 1996.
  122. Философы двадцатого века: Сборник статей / Ред. А.М. Руткевич. М., 1999.
  123. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М., 2004.
  124. Фрид Д. Язык личности. М., 2004.
  125. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2004.
  126. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость: Учебное пособие. М., 2005.
  127. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М., 2001.
  128. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2005.
  129. Хьюитт У. Сила разума. М., 2005.
  130. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2005.
  131. Шапарь В.Б. В лабиринтах психологии личности. Рн/Д., 2004.
  132. Штомка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  133. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.
  134. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М., СПб., 1997.
  135. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова. М., 1995.
  136. Энциклопедия семейного воспитания и обучения: В 59 вып. / Ред. П.Ф. Каптерев. СПб., 1898-1910.
  137. Эренберг М. Развитие возможностей интеллекта. Минск, 2004.
  138. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М., 2005.
  139. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.
  140. Ясперс К. Идея университета в ХХ веке. М., 1996.
  141. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего общего образования по обществознанию

Данная рабочая программа по обществознанию (базовый уровень)  составлена по учебнику Боголюбова Л.Н....

Рабочая программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень)

Рабочая программа среднего общего образования по обществознанию (профильный уровень) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.(8 класс)

Примерная программа по учебному предмету соответствует требованиям   федерального государственного образовательного стандарта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. (9 класс)

Предлагаемая программа построена на основе  рабочей авторской программы В.И. Лях «Физическая культура 5-9 класс», в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ( 6 класс )

Рабочая программа разработана на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 6 класса под общей редакцией А.П. Матвеева и примерной программы ...

Рабочая программа Среднее общее образование «ХИМИЯ» 10-11 КЛАСС

Рабочая программа учебного предмета «Химия» предназначена для обучающихся 10-11 классов и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образовани...

Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета "География" ,10-11 кл

География формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об о...