Девиантное поведение несовершеннолетних.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Лескова Людмила Ивановна

Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свои особенности, выращающиеся в особых причинах и юридичских последствиях. Урок помогает ученикам понять эти особенности и сделать соответствующие выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie_nesovershennoletnih.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание

8 класс

Тема урока: Девиантное поведение несовершеннолетних.

 Тема занятия непосредственно связана с блоком Право, вопросами морали курса 8 класса. В ходе урока учащиеся закрепляют негативное отношение к употреблению алкоголя, наркотических средств и иным вредным привычкам.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийное оборудование, проектор, учебник, слайдовая презентация урока.

Основная цель урока:

Сформировать представление об отклоняющемся поведении и его последствиях.

Задачи урока:

  1. Предоставить условия для дальнейшего развития у учащихся умений анализировать актуальные ситуации в общественной жизни, выбирать правовые модели поведения в рамках социальных ролей, а также адекватные способы выхода из сложных конфликтных моментов.
  2. Помочь ученикам выделять причины отклоняющегося поведения; предполагать последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества в целом.  Закреплять значение здорового образа жизни.
  3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентации в сфере нравственно-этических отношений; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание; работа с текстом, анализ информации из СМИ по теме; ориентация в личностных особенностях собеседника; учёт разных мнений.

Планируемые результаты: 

предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятия отклоняющееся поведение; определять сущность отклоняющегося поведения; оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества; анализировать причины отклоняющегося поведения; описывать значение регулирующих норм для «оздоровления» общества; оценивать социальное значение здорового образа жизни; 

метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; 

личностные УУД: формирование активной жизненной позиции; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

План изучения нового материала:

  1. Правомерное поведение.
  2. Какое поведение можно считать отклоняющимся?
  3. Алкоголизм и наркомания- вредная привычка или серьёзная проблема для общества?
  4. Причины отклоняющегося поведения.

Комбинированный урок.

- Учитель задаёт несколько вопросов из раздела «Вспомним»

  1. Что такое «норма»?
  2. Для чего нужно регулировать поведение людей?
  3. Все ли должны поступать одинаково в аналогичных ситуация?
  4. Просит привести примеры.
  5. Учитель даёт задание одному из учеников сделать вывод из ответов одноклассников.

- Учитель с помощью компьютера воспроизводит музыку к кинофильму «Пацаны»

Далее предоставляет слово одному из учеников, которому ранее было дано задание просмотреть фильм и пересказать краткое содержание его.

Фильм начинается как документальный: подростки — будущие герои картины отвечают на вопросы: «Мог бы ты ударить человека?», «Что такое добро?» и тому подобное.

Затем происходит суд над 15-летним мальчиком — воришкой, которому сейчас угрожает реальный тюремный срок. По сути мальчик тоже стал жертвой неблагополучной среды. Мальчика привозят в суд в «воронке» из СИЗО. За него вступается главный герой, свидетель на суде — в миру начальник трудового лагеря. В последнем слове мальчик просит суд «дать ему поменьше», и в протоколе отмечают, что он раскаялся.

Валерий Приёмыхов в роли начальника летнего спортивно-трудового лагеря, выпускника Ленинградского института физкультуры, собрал «трудных» подростков, многие из которых состояли на учёте в милиции, а юного героя он взял на поруки прямо из зала суда, где тому был объявлен приговор — два года лишения свободы с предоставлением отсрочки сроком на один год. Они едут поездом в лагерь, где мы видим жизнь неблагополучных ребят, их поведение и реакции на происходящие события, отношения к родителям, женщине, взрослым, их творческую и спортивную активность, и сможем сами составить о них — сложных детях — своё мнение.

В лагере проживают в палатках, практикуется традиционный «общественно-полезный труд» для этого сезона — прополка полей и другое. Основное развлечение в лагере — вечерние танцы, в честь которых начальник лагеря каждый раз запускает ракету. Фильм заканчивается тем, что при очередном объявлении танцев обнаруживается отсутствие ракетницы. Выясняется, что взял её главный герой фильма (Киреев) после того, как узнал, что его отец, чтобы порадовать свою сожительницу, обстриг свою дочь, сестру главного героя. Из-за этого та отравилась газом, и брат решил отомстить отцу. Весь контингент лагеря отправляется в погоню в направлении железнодорожной станции за Киреевым.

- Учитель воспроизводит на экран отрывок из кинофильма «Пацаны»

После просмотра ролика учитель задаёт вопросы учащимся:

  1. Что стало причиной конфликта?
  2. Какую роль алкоголь сыграл в глубине конфликта?
  3. Можно ли такое поведение назвать отклоняющимся?

- Учитель выводит на экран слайд с графическими результатами опроса учащихся 5 и 10 классов учёными по вопросу «Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены в среде ваших сверстников?»

Просит сделать выводы о результатах опроса.

Задаёт вопрос ученикам «А как вы бы ответили на этот вопрос?» Свой ответ обоснуйте. Приведите примеры из собственной жизни.

- Учитель объясняет, что из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельны группы, характеризуя проявления отклоняющегося поведения на уровне отдельной личности, в рамках межличностных отношений, на уровне государств.

Далее можно раскрыть на нескольких примерах идею о том, что есть такие формы, которые не создают неудобств для окружающих, не подрывают стабильность общества.

- Учитель, переходя к следующему пункту плана, рассказывает, как один подросток, вступив в конфликт, перешёл в следующую стадию, применив физическую силу, его оппонент получил травму. Друзья хулигана оправдывают его, объясняя, что он находился в алкогольном опьянении. Может ли быть опьянение смягчающим вину обстоятельством? Своё мнение обоснуйте.

При характеристике употребления алкоголя, как одной из наиболее опасных форм отклоняющегося поведения учитель рассказывает о том, как бытовое пьянство перерастает в алкоголизм. Важно также озвучить распространённое мнение о полезных свойствах алкоголя, сделав акцент на отрицательном воздействии алкоголя на организм человека (печень, сосуды, клетки головного мозга, психику), подчеркнув его разрушающее воздействие на личность алкоголика (длительная хроническая алкогольная интоксикация приводит к абсолютной бездеятельности, человек неадекватно воспринимает окружающую действительность).

- Учитель выводит на экран слайд «Влияние алкоголя на подростков». Просит сделать вывод по этому слайду одного из учеников.

- Учитель предлагает обсудить следующую ситуацию: приятели предлагают подростку покурить травку за компанию, ссылаясь на «безобидность» и на то, что «с одного раза ничего не будет»

Человек, который поддаётся уговорам приятелей, рассуждает чаще всего так: «не надо выбиваться из компании, ничего со мной страшного после одного раза не случится, я же знаю, что наркотики – это плохо, и я никогда не попаду от них в зависимость, зато мои приятели будут смотреть на меня с уважением, не будут подшучивать надо мной». Такое обоснование может показаться оправданны: все мы нуждаемся в общении, в людях, с которыми можно обсудить волнующие проблемы, да и просто провести время. К тому же потребность в общении – одна из основных в подростковом возрасте. Констатировав это, восьмиклассникам предлагается оценить степень такого риска. Понятно, что одним разом такие эксперименты не заканчиваются и отказаться от этого, один раз уступив внешнему давлению, будет гораздо сложнее, а неоднократное употребление наркотика вызывает весьма серьёзный риск развития болезни.

- Учитель выводит на экран слайд «Влияние наркотических веществ на подростков». Просит сделать вывод по этому слайду одного из учеников.

В завершении урока учитель предлагает классу поработать в группах, для чего выводит на экран слайд с таблицей, которую они должны заполнить после совместного обсуждения «Причины отклоняющегося поведения».

Через несколько минут учитель просит озвучить первую группу биологические причины, вторую группу социальные, третью психологические, и четвёртую - культурологическую.

- Учитель выводит на экран слайд с таблицей «Причины отклоняющегося поведения»

Домашнее задание

- Учитель выводит на экран слайд с домашним заданием, благодарит учеников за участие в обсуждении темы и объявляет отметки за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказ...

Девиантное поведение несовершеннолетних

Растет число преступлений, совершенных подростками. В чем причина? Откуда берутся "плохие" дети?...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.В основе работы с учащимися, оказав...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе образовательных учреждений

Цель исследования: разработать систему психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанные с алкогольно-зависимыми родителями....

Рекомендации родителям в случаях обнаружения признаков суицидального и девиантного поведения несовершеннолетних, рекомендованные психологом колледжа для внимания родителей студентов 1-2 курсов

Что такое вейп и чем он вреден, исследования ученых. Дорогие родители, прошу ознакомиться с материалами, посвященными вопросам курения подростов и использования мим вейпов. Материал по данно...

"Причины девиантного поведения несовершеннолетних."

Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с друг...