Мастер-класс «Кейс-технология на уроках обществознания»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Мастер-класс

«Кейс-технология на уроках обществознания»

Тема урока: « Правоохранительные органы в РФ»

Класс: 9-й

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Основные понятия урока: права человека, полиция, суд, адвокатура, прокуратура, нотариат.

Оборудование урока:

 мультимедийный  проектор

экран

кейсы для групповой работы

таблички с названиями правоохранительных органов

Организация урока: используемая технология предполагает деление класса на группы (5 групп соответственно количеству изучаемых вопросов). Каждая группа получила опережающее задание в рамках учебника и пакет документов (кейс) для работы на уроке. Кейс  включает в себя дополнительную информацию нормативно-правового  и публицистического характера и задания.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с назначением, целями, задачами, полномочиями и спецификой деятельности правоохранительных органов в РФ.

Развивающая: продолжить формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельной  работы с информацией, умений применять теоретические  знания в конкретных жизненных ситуациях, развивать критическое мышление.

Воспитательная:развиватьу школьников умение работать в команде, прививать им уважение к ценностям правового государства, правам и свободам граждан и своим личным, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам правоохранительных органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_9_kl.docx28.1 КБ
Файл master-klass1.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»

Мастер-класс

«Кейс-технология на уроках обществознания»

Тема урока: «Правоохранительные органы в РФ»

Класс 9Б

Ведущий: учитель истории и обществознания высшей категории

Глебова Елена Александровна

Городской округ Дзержинский  2014


Тема урока: « Правоохранительные органы в РФ»

Класс: 9-й

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Основные понятия урока: права человека, полиция, суд, адвокатура, прокуратура, нотариат.

Оборудование урока:

 мультимедийный  проектор

экран

кейсы для групповой работы

таблички с названиями правоохранительных органов

Организация урока: используемая технология предполагает деление класса на группы (5 групп соответственно количеству изучаемых вопросов). Каждая группа получила опережающее задание в рамках учебника и пакет документов (кейс) для работы на уроке. Кейс  включает в себя дополнительную информацию нормативно-правового  и публицистического характера и задания.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с назначением, целями, задачами, полномочиями и спецификой деятельности правоохранительных органов в РФ.

Развивающая: продолжить формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельной  работы с информацией, умений применять теоретические  знания в конкретных жизненных ситуациях, развивать критическое мышление.

Воспитательная:развиватьу школьников умение работать в команде, прививать им уважение к ценностям правового государства, правам и свободам граждан и своим личным, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам правоохранительных органов.

                                                                                                Где право, там средство его защиты.

                                                                                                           Латинское изречение.

Добрый день, ребята!  Конституция РФ  в ст. 45 гарантирует всем гражданам государственную защиту их прав и свобод. В основном законе нашей страны сказано, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. А что это за способы? Куда следует обращаться, если ваши права кто-либо нарушил?

Какие правоохранительные органы защищают наши права?

-полиция

-суд

-адвокатура

-прокуратура

-нотариат

Задача сегодняшней работы - подробнее познакомиться  с деятельностью каждого из этих органов. На ваших столах– пакеты документов, с которыми вам предстоит поработать. Первая группа изучает деятельность полиции, вторая - суда, третья – адвокатуры, четвёртая – прокуратуры, пятая – нотариата. Навигатором  для вас будут вопросы к документам. Затем каждая группа познакомит класс с результатами своей работы. Итогом  выступления каждой группы будет решение правовой  задачи.

Приступаем к работе. Время подготовки – 5 мин.

Учитель: куда обращаются граждане, когда на их глазах совершаются правонарушения? Куда они сообщают  прежде всего, если в подъезде расшумелась разгулявшаяся молодёжь или в квартиру проникли грабители?  Конечно, в полицию.

Первая группа учащихся под руководством учителя отвечает на вопросы кейса. Учитель  направляет учащихся, корректирует их ответы.

Безусловно, роль полиции очень важна и в профилактике, и в раскрытии преступлений.  Но полицейские принимают участие и в борьбе с последствиями стихийных бедствий, в тушении пожаров, в спасении людей, проявляя мужество и героизм. В нашей стране День полиции отмечается 10 ноября. Адрес полиции г. Дзержинский – ул. Томилинская, д.33А.

Решаем задачу №1(см. приложение «Учебные задачи»)

Решение: действия полицейского неправомерны. Принять и зарегистрировать заявление –  его должностная обязанность. Девушка может обратиться к начальнику отдела полиции и потребовать принять её заявление. Девушка также имеет право обратиться к прокурору.(Это случай из реальной жизни. По факту злоупотребления полицейским должностными полномочиями  возбуждено уголовное дело).

Одним из органов, с которым взаимодействует полиция, является суд.

Вторая группа учащихся предъявляет результаты своей работы. Слушая ответ на первый вопрос кейса «Что такое суд? Какие суды входят в судебную систему РФ?», учитель демонстрирует слайд «Судебная система в РФ». Продолжается работа над остальными заданиями.

Учитель:

судья должен быть беспристрастным, неподверженным постороннему влиянию, справедливым и объективным при оценке поступков участников процесса, самостоятельным в принятии решений. Недаром  деятельность судебной системы в нашей стране называют правосудием. Важно помнить, что суды дают санкцию (разрешение) на арест подозреваемого, на проведение обыска в его доме или квартире, на прослушивание его телефонных разговоров. По закону, без решения суда подозреваемого можно задержать не более, чем на 48 часов.

Как говорил известный русский юрист Кони А.Ф., «по важнейшим делам судебная власть зовёт к себе в помощь общество в лице присяжных заседателей».

Слушаем сообщение о суде присяжных. Слайд «Суд присяжных заседателей».

Учитель: «Как вы думаете, зачем в России  был вновь возрождён суд присяжных»?

Кстати, с 14-ти лет вы уже имеете право самостоятельного обращения в суд. Адрес мирового суда в г. Дзержинский – ул. Дзержинская, д.15.

Решаем задачу №2

Решение: действия судьи незаконны, так как судебное разбирательство в РФ является открытым. Любые граждане могут  свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нём во время слушания дела. Исключение составляют дела об изнасиловании, о  разглашении государственной тайны. Но ребята пришли послушать гражданское дело.

Суды тесно взаимодействуют с адвокатами.

Третья группа знакомит класс с деятельностью адвокатуры. Рассказ «Тридцать копеек» рекомендуется прочитать вслух. На экране – слайд «Плевако Фёдор Никифорович».

Ученица делает сообщение о Плевако Ф.Н.

 Один из современников знаменитого адвоката говорил, что природа наделила его редким даром проникновенного, убеждающего слова, в котором он не отказывал людям, ищущим защиту от несправедливости. Россия может гордиться такими адвокатами, как Кони А.Ф., Урусов Александр Иванович, Спасович Владимир Данилович, Резник Генри Маркович. Золотой медалью имени Плевако награждён Падва  Генрих Павлович.

На слайде – портреты Урусова А.И.,  Спасовича А.И., Резника Г.М., Падвы Г.П.

День российской адвокатуры отмечается 31 мая.

В нашем городе есть адвокатская контора - Юридическое бюро «Агенство Юнион», расположенная по адресу ул. Бондарева, д.19.

Решаем задачу №3

Решение: адвокат поступил неправильно. В его обязанности входит проведение юридических консультаций. Он должен  давать  своим клиентам разъяснения по вопросам права, в том числе справки по законодательству.

На страже закона в нашей стране стоит и прокуратура. Это один из старейших правоохранительных органов, учреждённых ещё Петром I в 1722 году.

Четвёртая группа даёт характеристику деятельности прокуратуры. После ответа на третий вопрос учитель предлагает классу видеоролик передачи «Прокурор на страже закона». После просмотра слушаются ответы на 4-й и другие вопросы. Генеральным прокурором РФ в настоящее время является Чайка Юрий Яковлевич, прокурором Московской области является Захаров Алексей Юрьевич.

Действие (бездействие)  прокурора может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суде.

Прокурорский надзор в нашем городе осуществляет Люберецкая городская прокуратура, расположенная по адресу г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.267А.

Решаем задачу №4

Решение: прокурор проводит проверку фактов, изложенных в жалобе Тарасовой.  Если они подтвердятся, прокурор должен направить дирекции завода представление с требованием устранить нарушения закона. Дирекция предприятия обязана сообщить прокурору о принятых мерах. Если меры не приняты, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Пятая группа учащихся даёт ответы на вопросы своего кейса.

Учитель: в целом, можно сказать, что нотариус обеспечивает беспристрастную, квалифицированную и полномасштабную юридическую помощь, надлежащее оформление и закрепление прав, правовую достоверность, доказательность, юридическую чистоту сделок и профессиональные гарантии (главная из которых - полная имущественная ответственность частнопрактикующего нотариуса). Таким образом, при обращении к нотариусу права и интересы становятся защищенными, а правоотношения - предсказуемыми.

В арсенале нотариусов – гербовая печать, бланк, штампы, электронная подпись.

День нотариата – 27 апреля. В этот день  в 1866 г. (14 апреля по старому стилю) Александр II утвердил в Российской империи «Положения о нотариальной части». С тех пор в России и существует самостоятельный общественный институт, который занимается защитой имущественных интересов граждан. А с 2008 г. отмечается День памяти нотариусов, пострадавших от преступлений и беззакония – 8 августа.

Адрес нотариальной конторы в г. Дзержинский – ул. Угрешская, д. 20.

Решаем задачу №5

Решение: действия налогового инспектора законны, так как договор купли-продажи магазина, заключённый Цветковым и покупателем, не был нотариально заверен и поэтому не имеет достаточной доказательственной силы. К тому же  в налоговые органы не поступила справка о смене владельца магазина, необходимая для исчисления налога на имущество. Поэтому налоговый инспектор и требует уплаты налогов с прежнего владельца магазина Цветкова.

Итак, сегодня мы изучили деятельность правоохранительных органов в нашей стране. Их основные функции:

- охрана государственного и общественного строя

- укрепление законности и правопорядка

- защита прав и свобод человека и гражданина

- охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений

- борьба с преступностью.

Таким образом, граждане РФ могут быть уверены, что их права и свободы надёжно защищены. Но всё - таки более надёжной гарантией законности, правопорядка является правомерное поведение каждого из нас, наше уважение к закону и его представителям. Тогда и поводов обращаться в полицию, суд, прокуратуру, адвокатуру станет меньше.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Кейс-технология на уроках обществознания» Ведущий: учитель истории и обществознания Глебова Е.А.

Слайд 2

Появление технологии Впервые кейс-технология была применена в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета в 1920 году В настоящее время широко используется в обучении за рубежом. Кейс – единый информационный комплекс, состоящий из 3 частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса описание конкретной ситуации з адания к кейсу

Слайд 3

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Слайд 4

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими. Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Возможны и мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

Слайд 5

Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла художественные произведения кинофильмы опыт учащихся нормативные правовые акты научная информация

Слайд 6

Преимущества кейс-технологии акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием; преодолевается «сухость» и отсутствие эмоций в изучении сложных вопросов; учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью; у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Слайд 7

Тема урока: «Правоохранительные органы в РФ» Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с назначением, целями, задачами, полномочиями и спецификой деятельности правоохранительных органов в РФ. Развивающая: продолжить формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с информацией, умений применять теоретические знания в конкретных жизненных ситуациях, развивать критическое мышление. Воспитательная: развивать у школьников умение работать в команде, прививать им уважение к ценностям правового государства, правам и свободам граждан и своим личным, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам правоохранительных органов.

Слайд 8

Где право, там средство его защиты Латинское изречение Тема урока: «Правоохранительные органы в РФ» Задачи урока: познакомиться с назначением, полномочиями, принципами деятельности правоохранительных органов научиться применять полученные знания на практике

Слайд 9

Правоохранительные органы – это государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность , направленную на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Слайд 10

Правоохранительные органы Государственные Негосударственные Полиция Суд Прокуратура ФСБ Адвокатура Нотариат

Слайд 11

Полиция

Слайд 12

Вопросы и задания к документам : Каково назначение полиции? Перечислите основные направления деятельности полиции. Какие принципы деятельности сотрудников полиции вы считаете самыми важными? Почему? Какими правами наделяет полицейских закон?

Слайд 13

День полиции – 10 ноября Адрес дзержинского отдела полиции: ул. Томилинская , д. 33а

Слайд 14

Решите задачу: в отдел полиции обратилась девушка с жалобой на то, что у неё украли телефон. Дежурный полицейский ответил, что она должна предоставить детализацию телефонных переговоров и документы на украденную технику, тогда он зарегистрирует её заявление. Правомерны ли такие действия полицейского? Посоветуйте девушке, как ей поступить дальше ?

Слайд 15

Суд Вопросы и задания: Что такое суд? Какие суды входят в судебную систему РФ? Кто может стать судьёй? В чём заключаются особенности судебной власти в РФ? В соответствии с законом, судьи в РФ несменяемы, означает ли это, что их полномочия не могут быть приостановлены или прекращены ни при каких обстоятельствах? Познакомьтесь с материалами интервью председателя коллегии Московского областного суда Романовского. Что нового вы узнали о деятельности судьи? Какие качества необходимы людям, занимающим эту должность?

Слайд 16

Суд Судебная система РФ Конституционный Суд РФ Федеральные суды общей юрисдикции Арбитражные суды Суды субъектов РФ (мировые судьи и конституционные уставные суды)

Слайд 17

Суд присяжных заседателей

Слайд 18

Мировой суд в городе Дзержинский расположен по адресу: ул. Дзержинская, д. 15.

Слайд 19

Решите задачу: на уроке по праву учитель дал задание: ознакомиться на практике с судебной процедурой. Для этого рекомендовал ученикам пойти в суд и послушать, как там идёт разбирательство. Дима и его друзья после школы пришли в здание суда и тихонько вошли в один из залов судебного заседания, где слушалось гражданское дело. Увидев ребят, судья прервала ход судебного заседания и спросила, зачем они пришли. Получив искренний ответ, она заметила, что суд-это не театр и смотреть здесь нечего и попросила их покинуть зал. Законны ли действия судьи?

Слайд 20

Адвокатура

Слайд 21

Вопросы и задания : Что такое адвокатура и чем она отличается от других правоохранительных органов? На каких принципах действует адвокатура РФ? Какие формы организации адвокатской деятельности в РФ устанавливает закон? Перечислите направления деятельности адвокатов. Кто может стать адвокатом в нашей стране? Подумайте и назовите жизненные ситуации, в которых человеку не обойтись без адвоката? Прочитайте рассказ «Тридцать копеек». Сделайте на основе описанного в рассказе случая вывод о роли адвоката в судьбе подсудимого.

Слайд 22

Фёдор Никифорович Плевако «За прокурором стоит закон, а за адвокатом – человек со своей судьбой, со своими чаяниями, и этот человек взбирается на адвоката, ищет у него защиты, и очень страшно поскользнуться с такой ношей» Фёдор Никифорович Плевако

Слайд 23

Выдающиеся адвокаты Урусов А.И. Спасович В.Д. Резник Г.М. Падва Г.П.

Слайд 24

Решите задачу: глава одной из фирм Федосеев обратился в юридическую консультацию с просьбой дать ему выписку из Положения о порядке безналичных расчётов, так как он нигде не может найти данный нормативный акт, хотя знает интересующую его норму наизусть. Выписку ему надо предоставить в суд, где он выясняет отношения с банком, который обслуживает его фирму. Однако Федосеев получил от адвоката следующий ответ: «Обратитесь в библиотеку, найдите, где опубликован нормативный акт, и снимите там с него ксерокопию». Правильно ли поступил адвокат, дав такой ответ на просьбу Федосеева?

Слайд 25

Прокуратура Вопросы и задания: Что такое прокуратура, каково её назначение? Что представляет собой система прокуратуры РФ? Каким требованиям должен соответствовать юрист, чтобы стать прокурором? Назовите основные направления деятельности прокурора. Почему закон запрещает прокурору состоять в политических партиях, заниматься какой либо другой оплачиваемой работой, кроме преподавания, науки и творчества? Каковы полномочия прокурора?

Слайд 26

Генеральный прокурор РФ Чайка Юрий Яковлевич

Слайд 27

Прокурор Московской области Захаров Алексей Юрьевич

Слайд 28

Решите задачу: госпожа Тарасова обратилась к прокурору с жалобой на то, что обогреватель, выпускаемый заводом «Север», покрашен краской, выделяющей в процессе работы вредные испарения. Прокурор потребовал от дирекции завода предоставить необходимую документацию для проверки жалобы. Однако дирекция завода отказалась выполнить требования прокурора, сославшись на то, что документация является коммерческой тайной. Что должен сделать прокурор?

Слайд 29

Нотариат Право – это формализованный гуманизм Круглов А.

Слайд 30

Что такое нотариат? Как устроен нотариат в РФ? Какие требования предъявляются к юристу, занимающему должность нотариуса? Какие действия совершает нотариус? В чём состоит предпочтительность нотариального удостоверения прав ? Вопросы и задания:

Слайд 31

Решите задачу: гражданин Цветков был владельцем маленького магазинчика. Когда торговля стала идти плохо, он решил его продать. Нашёлся и покупатель. Сговорившись о цене, они письменно заключили договор купли-продажи магазина. Цветков получил деньги, передал дела и стал подыскивать себе новый бизнес. Через некоторое время он был вызван в налоговые органы для объяснений по поводу неуплаты налогов. В своё оправдание он предъявил договор купли-продажи, где были подписи обеих сторон (продавца и покупателя). Налоговый инспектор назвал этот документ «филькиной грамотой» и вынес решение о наложении санкции. Законны ли действия налогового инспектора?

Слайд 32

Итоги урока Необходимость существования правоохранительных органов определяется их функциями: охрана государственного и общественного строя укрепление законности и правопорядка защита прав и свобод человека и гражданина охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений борьба с преступностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

мастер- класс "Применение кейс-технологий на уроках обществознания как средство реализации ФГОС"

Мастер-класс "Применение кейс-технологий   на уроках обществознания как средство реализации ФГОС " посвящен вопросам практического использования иновационной технологии - кейс-технологии в учебно...

Мастер-класс "Активизация познавательного интереса на уроках обществознания"

Использование нестандартных источников информации позволяет повысить познаваиельную активность обучающихся. В данном случае - это популярные мультфильмы....

Мастер-класс «Технология проведения дискуссии на уроках обществознания»

Цели урока:создать условия для формирования у обучающихся представления о том, что молодёжь - не только  особая социально-демографическая группа, но и важнейший стратегический ресурс страны, опре...

Мастер-класс "Использование кейс-технологий на уроках биологии"

В данной работе я рассказываю об использовании такой технологии,как кейсы.Кейс-методика позволит учителям активно работать и реализовать ФГОС....

Мастер-класс «Использование кейс-технологии в проектной деятельности учащихся на уроках информатики»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.Буклет «Программа празднования 75-летия Дня Победы в г. Данков»....