Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания на примере изучения темы "Межнациональные отношения".
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным
материалом на уроках обществознания
на примере изучения темы  "Межнациональные отношения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tatarinova.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Организация  самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания

на примере изучения темы  "Межнациональные отношения".

Адресность: 8 класс

Цель: развитие умения работать с научно-популярным текстом в процессе изучения темы «Межнациональные отношения» 

Задачи:

Личностная:  нравственно — этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; способствовать формированию уважения к этнокультурным особенностям различных народов.

Метапредметные:  развитие познавательных УУД:  поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  письменной форме; умение проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры, давать им оценку. Развитие коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 Предметные: сформировать и углубить знания учащихся об этносоциальных сообществах, нациях, межнациональных отношениях, причинах и способов разрешения конфликтов в современном мире.

Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, род, народность, национальное самосознание, межнациональные (этнические)  конфликты, этноцентризм.

Блок 1. Примерная инструкция для обучающихся:

        Сегодня нам предстоит обсудить очень важную тему. Мы будем говорить о межнациональных отношениях внутри государства.  Что влияет на взаимоотношения представителей разных народов, отчего они складываются так или иначе, - это очень важные вопросы, от правильных ответов на которые зависит мир иногда в целом государстве, а иногда – в отдельно взятом подъезде.

        Сейчас я попрошу вас изучить лежащий перед вами текст и письменно ответить на вопросы. Потом мы обсудим различные точки зрения. Прошу приступать к работе.

Блок 1. Раздаточный материал:

Задание 1.Прочитайте текст и ответь на вопросы:

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

 (По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

1.Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

2.Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора)

3.Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам.

Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

4.Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Блок 1.  Самооценка, рефлексия.

        Обучающиеся в парах  обмениваются ответами, обсуждают расхождения, если таковые обнаруживаются и пытаются прийти к единому мнению. Затем  по распоряжению учителя ученики объединяются в группы по три пары в каждой и проделывают ту же работу. Затем каждая группа  кратко излагает получившиеся ответы всему классу. Учитель резюмирует итог общей работы и формулирует единый вывод.

Блок 2. Раздаточный материал:

Задание 2. Прочитай текст и ответь на вопросы

        Учительница написала на доске тему для эссе «Межнациональный мир – основа отношений между народами в Российской Федерации». В этот момент ее по телефону срочно вызвали к директору.

- Работайте самостоятельно, - с этими словами учительница вышла из  класса.

- Да чего тут «работать»? – раздался голос Коли. – Россия – страна русских! Чего мне писать про «чужих»?! Пусть они нас слушают, и тогда им будет … «мир».

- Между прочим, - обернулся Ромка, - у меня папа не русский, а удмурт. То есть по твоим меркам я «чужак»?

- Тогда и мы с Рустамом тебе чужаки? – поднялся из-за парты Тимур. – Только ты имей в виду, что в России каждый пятый – не русский, а татарин, украинец, еврей, башкир и т.д. Всего более 100 национальностей!

- Да откуда вы взялись? – не сдавался Коля. – Понаехали тут… Житья от вас нет – какой уж тут «мир»!

- Мои предки всегда на своей земле жили – в Татарстане, - заявил Тимур. – Мы же не виноваты, что 400 лет назад наши ханства вошли в состав России.

- Да ладно тебе, Тим, проехали, - махнул рукой Коля. – Мы-то с тобой хоть по-русски говорим. А вот в соседнем классе новенькие – Ашот и Радик, - так они все слова коверкают, понять невозможно! Какой у меня с ним «мир» может быть?!

- А чего ты, Коля, к ним все время цепляешься, проходу не даешь? – встрял Денис. – Ребята виноваты, что ли, что русский язык пока не очень хорошо знают? Он же для них не родной. Или тебя напрягает, что у них черты лица не такие как у меня и тебя?!

- А вы помните, как Ашот с Радиком лезгинку танцевали на празднике «Национальные культуры»? – вступила в разговор Маша. – У меня даже дух захватило! Какие движения! Резкие, уверенные, сильные … Хотя я ни одного слова не поняла в их песне, но это было так здорово!

1.Сравни тему для эссе, которую предложила учительница, и позицию Коли. В чем, на твой взгляд, они противоречат друг другу? Как ты считаешь, мог ли разговор одноклассников превратиться в национальный конфликт? Дай развернутый ответ, аргументируй свое мнение.

Блок 2. Оценка, рефлексия.

По окончании урока учитель собирает письменные работы учеников для проверки.  В процессе проверки отбирает наиболее интересные ответы,  заслуживающие обсуждения, содержащие убедительные аргументы. На следующем уроке  с разрешения авторов зачитывает фрагменты этих работ, сопровождая своими комментариями.

Другой вариант: после проверки  наиболее удачные работы перерабатываются в очерк или эссе по теме дискуссии для публикации в школьных СМИ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист к уроку обществознания в 8 классе. Тема: «Межнациональные отношения»

Рабочий лист к уроку по теме «Межнациональные отношения»  позволяет активизировать самостоятельную работу учащихся на  уроке. Позволяет отработать умение работать в группе, самостоятельно до...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12 Химия

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образователь...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский язык) для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

   Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного формирования устойчивых навыков и умений по разн...

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Информатика"

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Информатика"...