Полезные материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)

Исмаилов Нурлан Дашдемирович
Проблема подготовки к ОГЭ по обществознанию можно решить, подготовив мини конспекты по всем темам кодификатора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Человек и общество

1.Общество как форма жизнедеятельности людей.

Общество – динамическая система. Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность. Существует понятие общество в широком и узком смысле.

В широком смысле:  Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Под обществом в узком смысле понимается:

-Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)

-Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)

-Население страны, государства (российское общество)

Различают следующие типы обществ:

- Традиционное (аграрное): преобладает сельское хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности

- Индустриальное: массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

- Постиндустриальное (информационное): Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства

Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Социальные институты:  собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Являются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1.  Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

2.  Демографическая;

3.  Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4.  Проблема ресурсов;

5.  Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

2. Взаимодействие общества и природы.

Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.

Типы отношений общества и природы:

Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.

Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.

Таким образом, взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.

3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

 В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая -  материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование,  СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство

Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.

4. Биологическое и социальное в человеке.

Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)

Основные отличия человека от животных:

- Человек способен производить орудия труда, использовать их;

- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;

- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;

Только для человека возможна самореализация личности.

Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.

Виды потребностей:

- Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)

- Социальные (общение, самореализация и др.)

- Духовные (вера, творчество)

Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.

Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.

5. Личность, особенности подросткового возраста.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.

Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

В  момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Процесс социализации продолжается всю жизнь.

Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы.

Особенности подросткового возраста:

-Психологические изменения

-Физиологические изменения

-Развитие мышления

-Формирование самосознания

-Формирование мировоззрения

-Полярность мнений и поведения

-Чувство взрослости

6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.

Структура деятельности включает в себя:

Мотив——цель—— средства——действия——результат + Объект +Субъект

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Результат – это конечный продукт деятельности.

Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

7. Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение.

Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.

Признаки малой группы:

-Наличие общей цели;

-Совместная деятельность;

-Личное взаимодействие членов группы;

-Длительность существования;

-Добровольный характер

-Определённый эмоциональный фон.

Различают следующие типы малых групп:

-Условные (нет постоянных контактов)

-Реальные (постоянные контакты)

-Естественные (складываются сами по себе)

-Формальные (официальные)

-Неформальные (неофициальные)

Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Межличностные отношения бывают формальные (переговоры о приеме на работу, беседа директора с родителями ученика, отношения между должностными лицами в служебное время и т.д.) и неформальные (вечеринка друзей, поездка с приятелями на пикник, знакомство с соседом и т.д.).

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Через общение человек:

- получает знания об окружающем мире

- происходит передача опыта

- усваивает культурные и нравственные     ценности, которые выработало человечество

- усваивает правила и нормы поведения

- учится оценивать поступки других людей

- формирует личные качества:  принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.

Причины конфликтов:

- Неумение контролировать эмоции

- Негативные чувства (зависть, корысть)

- Невоспитанность

- Различные ценностные ориентации

Стратегии поведения в условиях конфликта:

- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её

- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам

- Соперничество – открытая борьба за свои интересы

- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок

- Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.



Предварительный просмотр:

2. Сфера духовной культуры.

1. Сфера духовной культуры и ее особенности

Существует понятие культуры в широком и узком смысле.

Культура в широком смысле – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты, совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Под культурой в узком смысле понимается:

- Сфера, объединяющая искусство, религию, науку, образование, мораль;

- Исторически обусловленный уровень развития общества;

- Культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества.

Культура бывает духовная и материальная:

Материальная культура – создается в процессе материального производства (здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура – включает в себя процесс духовного творчества и созданные духовные ценности в виде произведений искусства, научных открытий, религии, идей.

Виды культуры:

Официальная (господствующая), элитарная (создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу, трудна для понимания, для избранных), массовая (для большинства, нацелена на коммерческий успех и массовый спрос, через СМИ), народная (основана на традициях, фольклор, создана народом, не имеет конкретных авторов).

Искусство форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Функции искусства: эстетическая, познавательная, творческая, коммуникативная, воспитательная, компенсаторная.

Виды искусства: литература, архитектура, музыка, кино, театр, живопись, графика, декоративно-прикладное, танец, скульптура, фотоискусство.

2. Наука в жизни современного общества

Наука – сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о человеке.

Элементы науки: научные знания, научная деятельность, научное самосознание.

Модели развития науки:

1. Постепенного развития

 2. Через научные революции. Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий, которые служат эталоном мышления в конкретный исторический период.

Функции науки: познавательная, мировоззренческая, прогностическая.

Функции современной науки: производительная, социальная, культурно-мировоззренческая.

Классификация наук: естественные, технические, гуманитарные (общественные).  

Нравственные принципы труда учёного – основные моральные     принципы    творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного  работника за результаты его деятельности.

3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию. Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Функции образования: экономическая, социальная, культурная, сохранения и передача культурного достояния.

Основные принципы образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) общедоступность образования;

4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

5) светский характер образования в  государственных учреждениях;

6) свобода и плюрализм в образовании.

Черты современного образования: интеграция областей знаний, развитие непрерывного образования, информатизация (компьютеризация),  развитие дистанционного образования (через Интернет), гуманизация (внимание к личности), гуманитаризация (усиление внимания к общественным наукам, интернационализация (создание единой системы для разных стран).

Система образования РФ:

- дошкольное образование;

- общее образование: начальное (1-4 класс); основное (5-9 класс); среднее  (10-11 класс);

- профессиональное образование:  начальное;   среднее;  высшее.

Также существует система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.).

В соответствии с п. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. 

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (Статья 43 Конституции РФ).

4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование  сверхъестественного.

Элементы: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.

Функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.

Типология религий:

- национальные: иудаизм; синтоизм;  даосизм;  индуизм;

- мировые:  буддизм; христианство; ислам (большое число последователей, за пределы нации).

Бывают религии  политеистические (вера в разных Богов)и  монотеистические (вера в одного Бога).

Атеизм – отрицание существование бога

Свобода совести (статья 28 Конституции РФ) - право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

5. Мораль.

Мораль - форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и вид общественных отношений, совокупность норм поведения людей по отношению друг к другу. Основные категории морали: добро; зло; долг; совесть.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.

Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).

Мораль включает:  нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.);  моральные качества (справедливость, мудрость); нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.);   моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

6. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Гуманизм: в широком смысле - мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом;

в узком смысле - нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов,  в основе которого лежит забота о человеке, стремление  к улучшению его жизни.

Патриотизм – нравственный и политический принцип,  социальное   чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей,  святынь и культуры.



Предварительный просмотр:

3. Экономика.

1. Экономика, ее роль в жизни общества.

Экономика - «искусства ведения домашнего хозяйства».

Экономика понимается в двух значениях. Экономика это:

- система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами;

- наука, изучающая процесс удовлетворения людьми их растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

Основными компонентами экономики являются:

-Производство

-Распределение

- Обмен

- Потребление

Экономика включает макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства в целом, региона, хозяйственных отраслей. Микроэкономика – уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.

Главная роль экономики в жизни общества – обеспечение людей материальными условиями их существования.

2. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Товар – продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

Свойства товара:

- Удовлетворяет потребность людей в чём-либо;

- Имеет определённое соотношение с другими товарами, в соответствии с которыми товары могут обмениваться.

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества.

Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.  

Блага – средства, удовлетворяющие потребности.

Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов.

Факторы производства – ресурсы, участвующие в процессе производства.

Различают следующие факторы производства: труд; земля; капитал; предпринимательская деятельность, информация.

Факторы производства

Труд – физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Доход, получаемый при этом, называется зарплатой, процентом с капитала.

Земля – природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т.е. всё то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые). Доходом является рента.

Капитал, или инвестиционные ресурсы, - средства производства, нужные при создании экономических благ, включая промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.). Экономический доход с капитала – прибыль.

Предпринимательская деятельность – управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства. Доход – прибыль.

Информация – знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности. Ею можно обмениваться и торговать, как любым ресурсом.

Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

Противоречие безграничности потребностей и ограниченности ресурсов определяет главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

3. Экономические системы и собственность.

Собственность – это принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам.

Юридическое содержание собственности:

- владение;

- пользование;

- распоряжение.

Виды собственности:

Частная собственность – владение факторами производства с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству. Частная собственность обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника.

Коллективная собственность – имущество, принадлежащее одновременно нескольким лицам, с определённой долей каждого из них (долевая собственность) или без определённых долей (совместная собственность).

Государственная собственность – одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектами могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.

Муниципальная собственность – собственность района, города и находящихся в них административно-территориальных образований.

Собственность общественных объединений – имущество, принадлежащее общественным объединениям (организациям), являющимся юридическими лицами.

Экономическая  система – способ организации хозяйственной жизни, представляющая совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями.

Традиционная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются традиционное ведение хозяйства, отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, преобладает общинная, государственная собственность.

Командно-административная (централизованная) экономика – система, отличительными чертами которой являются государственное регулирование, государственная собственность, планирование

Рыночная экономика – система, отличительными чертами которой являются свободное ценообразование, конкуренция, частная собственность, свободное предпринимательство, ограничение контроля государства, экономический цикл.

Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, основанный на использовании различных форм собственности, решение экономических вопросов осуществляется как рынком, так и государством.

Основные плюсы рыночной экономики:

- стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;                                                                          - больше прав и возможностей у потребителей и др.

Основные минусы рыночной экономики:

- усиливает неравенство в обществе;                                                                                                                - нестабильность в экономике;  кризисы                                                                                                                        - не заботиться о создании общественных благ и др.

Основные плюсы командно-административной  экономики:

- отсутствие кризисов;

- социальная защищенность

Основные минусы командно-административной экономики:

- дефицит;                                                                                                            

- отсутствие заинтересованности и мотивации                                                                                                                  

4. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Производство – это процесс создания материальных благ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества.

Производительность труда – мера (измеритель) эффективности труда, измеряемая количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени.

Факторы, влияющие на производительность труда:

-Материально-технические – использование новой техники, внедрение новых технологий, видов сырья и материалов.

-Организационно-экономические – улучшение уровня организации труда, производства и управления.

-Социально-психологические – социально-демографический состав трудовых коллективов, уровень квалификации работников, трудовая дисциплина, морально-психологический климат в коллективе;

-Условия, в которых протекает труд.

Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками.

Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

Разделение труда и специализация ведёт к увеличению производительности труда, и, как следствие, к более лучшему удовлетворению потребностей человека и общества.

5. Обмен, торговля.

Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ, имеющихся в его распоряжении, другому участнику с целью получения от него других благ.

Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи.

Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Формы торговли:

-Бартерная торговля: безденежный обмен одного товара на другой.

-Продажа за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке.

-Реализация по безналичному расчёту (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счёта деньги и переводит на счёт продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства.

-Продажа наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая её путём перечисления денег продавцу).

-Реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговорённые сроки).

6. Рынок и рыночный механизм.

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Основные признаки рынка:

Нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;  

Нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать;

Нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Виды рынков: рынок товаров, рынок труда, фондовый рынок, рынок инвестиций, рынок средств  производства, рынок иностранных валют, рынок информации.

Функции рынка:

-Посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей.

-Ценообразования – установление равновесной цены на тот или иной вид товара – цены, при которой спрос на товар равен предложению товара.

-Информационная – предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.

-Регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.

-Санирующая (оздоровительная) – «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание наиболее доходных производств.

Спрос – количество товара, который может быть куплен по определенной цене в определенный момент времени. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос.

Предложение – количество товара, который производитель готов продать по определенной цене в определенный момент. Закон предложения: чем ниже  цена, тем ниже предложение. Цена – выраженная в деньгах стоимость товара.

Фактор спроса: ценовой и неценовой: реклама, мода, доходы, наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров.

 Фактор предложения: ценовой и неценовой: изменение издержек (расходов), цена и наличие ресурсов, социальные и политические  факторы.

Цена равновесия – оптимальная цена для покупателей и продавцов в определенный момент времени на рынке.

Рыночное равновесие – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Типы рыночной конкуренции

Совершенная (чистая) – на рынке представлено значительное количество различных по масштабу фирм – производителей сходной продукции.

Монополистическая – на фоне мелких, средних и крупных фирм формируются и действуют монополистические объединения.

Олигополия – рынок поделён между несколькими монополиями.

Монополия – на рынке представлен один производитель.

Монопсония – на рынке при разнообразии производителей представлен один покупатель, обычно государство.

7. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Предпринимательство – инициативная деятельность граждан и организаций в рамках закона, основанная на самостоятельности, ответственности и риске и направленная на получение прибыли.

Субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы, государство).

Объекты  предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная деятельность и др.

Значение предпринимательской деятельности для общества:

-Предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики в целом.

 -Появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест.

 -Активные участники предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками. В связи с этим благосостояние государства может непосредственно от успешного развития коммерческих организаций.

Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Типы фирм:

- Индивидуальное частное предприятие. Всеми средствами владеет один собственник. Он самостоятельно решает что, как и для кого производить, единолично распоряжается прибылью и несёт полную материальную ответственность по долгам предприятия.

Товарищество – объединение двух или более лиц для организации и совместного ведения дела. Каждый участник вносит сумму денег (вклад, долю) в уставной капитал (фонд) фирмы, имеет права и несёт ответственность в зависимости от этой доли. У такой фирмы больше средств и соответственно больше возможностей увеличивать размеры производства, чем у индивидуального предприятия.

Акционерное общество – хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств посредством продажи акций. Совладельцами этой организации являются держатели акций (акционеры), которые несут риск убытков из-за деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Финансовые возможности акционерной компании выше, чем у других форм бизнеса. Дивиденд – доход владельца акции.

Малое предприятие – предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции (сфера обслуживания, сельское хозяйство и др.).

Преимущества малого предприятия:

-не требует больших денежных вложений;

-не боится рынка и быстро реагирует на изменения рыночного спроса (например, быстрее осваивает --выпуск новых видов продукции, внедряет технические новинки);

-имеет незначительные расходы на аппарат управления, возможность быстрой окупаемости расходов;

-обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью;

-самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда;

-вступает в объединения с другими предпринимателями.

Фермерское хозяйство – вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с сельским хозяйством.

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию.

Издержки – затраты на производство и реализацию продукции.

Издержки производства:

Постоянные – издержки, не связанные напрямую с объёмом выпуска продукции (арендная плата за помещения; зарплата управленцев, охраны и т.п.).

Переменные – издержки, которые связаны с затратами на покупку сырья, энергии, рабочей силы, то, что сказывается в конечном итоге на объёме производства.

Бухгалтерские – затраты на приобретение внешних ресурсов (например, наём работников, оплату коммунальных услуг, услуг страхования и др.).

Экономические – затраты, учитывающие помимо внешних ещё и внутренние ресурсы, т.е. потерянную выгоду от альтернативного использования тех же принадлежащих предпринимателю ресурсов (например, вложения собственных денежных средств в высокодоходные акции, размещения на банковском счёте и т.п.).

8. Деньги.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Виды денег:

1) Товарные. Золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках.

2) Символические. Монеты из недорогих металлов, бумажные деньги.

3) Кредитные. Чеки и кредитные карточки.

4) Электронные деньги.

Функции денег:

-мера стоимости (выражение денежной формы стоимости товара – цены);

-средство обращения (выступают посредником в актах купли-продажи товара);

-средство платежа (позволяют человеку использовать стоимость того, что продали сегодня, для покупки чего-то в будущем);

-средство накопления (изъятые из обращения полноценные реальные деньги, превращаясь в различные ценности, используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т.д.);

-мировые деньги (используются для расчётов на мировом рынке).

Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Причины инфляции:

1) Рост государственных расходов;                                                                                                                    2) расширение денежной массы за счёт массового кредитования;                                                               3) сокращение реального объёма национального производства.

Виды инфляции:

Ползучая инфляция - развивается медленными темпами, не превышая  3-5 % в год

Умеренная — развивается медленными темпами, не превышая 10% в год.

Галопирующая — высокие темпы (от 10 до 200% в год).

Гиперинфляция — очень высокий темп, практически неуправляемая инфляция (от 200 до 1000% в год).

Открытая — инфляция в виде роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов.

Скрытая — инфляция, возникшая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне.

9. Заработная плата и стимулирование труда.

Заработная плата – это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определённого объёма работ или исполнение им своих служебных обязанностей в течение определённого времени.

Формы заработной платы:

1) Повременная. Ставка зарплаты устанавливается за определённую единицу рабочего времени: час, день, неделю или месяц.

2) Сдельная. Ставка заработной платы устанавливается за определённый объём работы.

Также различают следующие виды заработной платы:

1) Номинальная. Её работник получает в виде определённой денежной суммы.

2) Реальная. Это то количество товаров и услуг, которое работник может купить на номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений.

Стимулирование труда:                                                        

1) Материально-денежное (премия);                                                                                                                2) Социальное (ценный подарок);                                                                                                                    3) Моральное (поощрение, награда).

Величина заработной платы зависит от следующих факторов:

-устанавливается с учётом стоимости жизненных средств (благ), необходимых для нормального производства рабочей силы – способности человека к труду. Государство в законодательном порядке устанавливает минимальный уровень оплаты труда для работников самой низкой квалификации, соответствующий прожиточному уровню (совокупность товаров и услуг, требующихся для удовлетворения минимальных жизненных потребностей человека);

-уровня квалификации работников;

-спроса и предложения на рынке труда.

10. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Неравенство доходов – различие в размере финансовых средств, получаемых гражданами в их распоряжение из различных источников.

Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

Потребительская корзина – перечень необходимых продуктов питания      и непродовольственных товаров и услуг.

Перераспределение доходов – изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.

Экономические меры социальной поддержки в России:

1) социальные выплаты;                                                                                                                                  2) социальное обслуживание;                                                                                                                             3) обеспечение равных  возможностей;                                                                                                           4) повышение занятости и др.

Государственное пособие, его виды

Государственное пособие – безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счёт государства.

В России существуют различные виды пособий. К ним, в частности, относятся:

-государственное пособие по уходу за больным ребёнком;

-государственное пособие по безработице;

-государственное пособие по беременности и родам;

-ежемесячное государственное пособие на ребёнка;

-государственное ежемесячное социальное пособие;

-пособие по временной нетрудоспособности;

-единовременное пособие беременным женщинам;

-единовременное пособие при рождении ребёнка.

Пенсия – регулярное денежное пособие (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца).

Экономические меры социальной поддержки в России:

-обеспечение равных возможностей в получении образования и доступа к профессиям независимо от национальности, пола и возраста людей;

-создание специальных центров переподготовки, финансируемых из средств государственного бюджета;

-квотирование рабочих мест для инвалидов;

-льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищённых категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.);

-ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.);

-компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;

-льготное государственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных категорий населения;

-выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д.

11. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Виды налогов:

1) Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество).

2) Косвенные – налоги на товары и услуги, включённые в цену товара или в тариф (акцизы, таможенный налог, налог на добавленную стоимость).

Налогообложение бывает прогрессивное (налог возрастает от облагаемой суммы), регрессивное (налог снижается, когда возрастает сумма), пропорциональное (налог не зависит от облагаемой суммы).

Функции налогов

-фискальная (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например, фундаментальная наука, учебные заведения и т.д.);

-распределительная (распределяют доходы между разными слоями населения с целью сглаживания неравенства в обществе);

-стимулирующая (способствует развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения);

-контрольно-учётная (учёт доход граждан, предприятий, организаций).

12. Экономические цели и функции государства.

Экономические цели государства:

1) повышение благосостояния и качества жизни населения в России;                                                           2) обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;                                                      3) усиление конкурентных позиций России и её регионов в мире;                                                                4) развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;                                                                                                                                  5) предотвращение отрицательных последствий рыночной системы и др.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику.

Экономические функции государства:

1) создание условий для стабильного экономического роста;                                                                       2) производство общественных благ;                                                                                                             3) ограничение отрицательных и стимулирование положительных внешних эффектов;                               4) организация денежного обращения;                                                                                                           5) законодательное регулирование.

Основные способы воздействия государства на экономику:

1) Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране.

2) Государственный бюджет – фонд денежных ресурсов, которым распоряжается правительство страны.

Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства на определённый период.

Бюджет: дефицитный (доход меньше расхода), профицитный (доход больше расхода) сбалансированный (доход равен расходу).

Бюджет состоит из 2 частей: доход (налоги, займы) и расход (содержание госаппарата, военные расходы, социальная сфера, инвестиции,  выплата долгов).



Предварительный просмотр:

4. Социальная сфера.

1. Социальная структура общества

Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое.

В состав социальной структуры общества входят: социальные общности, слои, группы, социальные институты.

Социальные группы – группы  людей, объединенные по какому-либо признаку

Признаки:

численность: малые, средние, большие группы. Малые группы – небольшое число людей (от 2 до 30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

демографический: мужчины, женщины, девушки, юноши, пенсионеры и т.д.

поселенческий критерий: москвичи, жители деревни

религиозный: католики, православные, мусульмане

этнический: русские, англичане

профессиональный: врачи, учителя

Социальный институт – форма организации людей, регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе.

Выделяют следующие социальные статусы:

Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство

Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.

Социальная роль – это способ поведения, соответствующий определённому статусу; каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами.

Социальная мобильность – переход индивида или группы из одной позиции  в другую.

Виды социальной мобильности:

Социальная мобильность: горизонтальная – без изменения статуса и вертикальная – переход из одного статуса по социальной лестнице в другой. Вертикальная мобильность  может быть нисходящей и восходящей.

Различают также индивидуальную и групповую мобильность.

2. Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья является социальным институтом и малой группой.

Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская (демократическая).

Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей (тип современной семьи).

Многопоколенная семья – семья, где все родственники проживают вместе.

Неполная семья – семья с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей.

Функции семьи: репродуктивная; социализации, психологическая, воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; статусная.

Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.

Причины увеличения различий между поколениями:                                                                                        1) обновление социальной среды обитания человека;                                                                                        2) возрастание социальной мобильности  всех видов;                                                                                 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.

Преемственность поколений – необходимое условие развития общества.

3. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

Социальные роли подростка: ребёнок; учащийся; гражданин; читатель; юноша и девушка; друзья;

член спортивной секции;

для подростков и взрослых – читатель, покупатель, гражданин  и т.д.

4. Социальные ценности и нормы.

Социальные нормы – правила социального поведения.

Социальные нормы: нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы, этикет.

Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.

Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. Это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны  общественными идеалами. Социальные ценности – здоровье, благополучие, семья и др.

5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Девиантное (отклоняющееся поведение) поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятых норм в обществе. Может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы).

Последствия наркомании и алкоголизма:

1) физическое истощение организма, разрушение личности, смерть;                                                                     2) страдания и переживания близких людей, родных и друзей;                                                                                        3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества;                                                                      4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления).

Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение    правил личной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни.

Значение здорового образа жизни: сохранение нравственного, психического и физического здоровья до старости, сохранение социальной активности.

6. Социальный конфликт и пути его решения.

Социальный конфликт – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами в обществе.

Причины социальных конфликтов:

1) социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;                                                                          2) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;                                                                                                                                                     3) религиозные различия;                                                                                                                                4) поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; применение силы, власти, закона.

Стадии социального конфликта:

Предконфликтная – период, в течение          которого накапливаются противоречия;

Конфликтная – столкновение  противоборстующих сторон;

Послеконфликтная – период, в течение которого принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта.

Конфликт -  это закономерное явление, может иметь  прогрессивное значение.

Значение конфликтов в развитии общества:

Позитивное:

1) разрешение проблемы, определение выхода из сложной ситуации;                                                         2) снятие социальной напряжённости;                                                                                                              3) стимулирование социальных изменений;                                                                                                       4) усиление групповой сплочённости и др.

Негативное:

1) создание стрессовых ситуаций;                                                                                                                  2) дезорганизация социальной жизни;                                                                                                                 3) внутригрупповое напряжение;                                                                                                                    4) разрушение социальной системы и др.

7. Межнациональные отношения.

Виды этнических общностей (этнос – народ): род; племя; народность; нация.

Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народность – объединение людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.

Основные тенденции в развитии межнациональных отношений

1. Интернациональная – интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок.

2. Национальная – стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру.

Основы межнационального сотрудничества – принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций.

Несоблюдение основ межнационального сотрудничества приводит к межнациональным конфликтам.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до войн.

Причины межнациональных конфликтов.

- Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

- Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

- Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

- Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

- Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

- Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т.д.).

- Религиозные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, существования различий в уровне религиозности населения.

- Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Пути разрешения межнациональных проблем:

- признание межнациональных проблем и решение их методами разумной национальной политики;

- осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений;

- использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации;

- организация эффективных международных организаций для мирного разрешения                    межнациональных проблем и др.



Предварительный просмотр:

5. Сфера политики и социального управления.

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на   поведение и деятельность людей.

Политическая власть:  государственная и общественная власть.

Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.

Структура власти:

1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии

2. Объекты власти – индивиды, группы, массы

3. Основания власти - юридические, экономические, силовые, социальные, информационные

4. Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы

5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой,  принимается народом добровольно.

Политика – «искусство управления государством» - это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная   на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность связанная с определением содержания задач и функций государства.

Роль политики:

1) организационная (определение целей и задач общества, распределение ресурсов);                                                2) коммуникативная (обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними);                          3) воспитательная (влияет на человека, приобщает личность к общественным делам, мобилизация);                  

4) контролирующая (контроль за выполнением норм  );                                                                                     5) интегративная (сплачивает,   консолидирует различные группы  и слои общества обеспечение стабильности).

2. Понятие и признаки государства.

Государство – особая организация власти и управления в обществе, обеспечивающая охрану  его социальной и экономической структуры.

Признаки государства

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

4. Налоги

5. Суверенитет власти

6. Издание законов.

Суверенитет -  независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Функции государства: 

Внутренние: защита конституционного строя;  обеспечение народовластия;  обеспечение правопорядка и законности;  экономическая;  социальная и др.                  

Внешние: участие в решении глобальных проблем; обеспечение национальной безопасности;                       развитие взаимовыгодного сотрудничества; отстаивание государственных интересов в международных отношениях

3. Разделение властей.

Разделение властей – разграничение полномочий и автономность законодательной (Парламент, издает законы), исполнительной (Правительство, управление государственными делами) и судебной власти (Суд, следит за исполнением законов, выносит наказания).

Принцип разделения властей: 

-создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса;

- определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по Конституции другой власти;

- равенство законодательной, исполнительной и судебной властей: ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой;

.

4. Формы государства.

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства: форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим.

 Форма правления – способ организации верховной власти. Форма правления:

 Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. Монархия:  абсолютная, парламентарная, дуалистическая.

Абсолютная монархия – форма правления, при которой верховная власть в стране безраздельно принадлежит наследственному правителю (законодательная и исполнительная власть принадлежит монарху) (Саудовская Аравия, Катар).

Ограниченная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом (Великобритания, Испания):

Дуалистическая монархия: законодательная власть разделена между монархом и парламентом; правительство ответственно перед монархом; монарх может в любой момент распустить парламент;

Парламентская монархия: законодательная власть принадлежит парламенту; правительство ответственно перед парламентом; исполнительная власть формально принадлежит монарху, а фактически – парламенту.

Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок.

Республика:  президентская, парламентская,  смешанная.

Президентская республика (США)

-президент избирается всенародным голосованием;

-правительство формируется президентом и ответственно перед ним;

-президент – глава государства и исполнительной власти;

-пост премьер-министра отсутствует;

-президент не имеет права роспуска парламента.

Парламентская республика (Италия, Германия)

-президент избирается парламентом;

-правительство формируется парламентом и ответственно перед ним;

-президентские полномочия минимальны;

-пост премьер-министра существует;

-президент имеет право роспуска парламента (по рекомендации правительства).

Смешанная республика (Россия, Франция)

-президент избирается всенародным голосованием;

-правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах партии;

-правительство формируется ответственно и перед парламентом и перед президентом;

-пост премьер-министра существует;

-президент имеет право роспуска парламента;

-президент глава государства, полномочия исполнительной власти президент делит с парламентом.

Форма государственно-территориального устройства – способ национального и административно-территориального устройства.

Формы государственного устройства: унитарное государство (единое, неделимое, составляющее одно целое государство), федерация (сложное государство, объединяющее государственные образования (субъекты федерации), имеющих некоторую самостоятельность),  конфедерация (союз независимых государств).

Унитарное государство (Великобритания, Франция, Швеция): единое законодательство, единая территория, административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Федерация (Индия, Россия, США):  верховенство федерального законодательства при наличии законов субъектов, субъекты обладают определённой политической самостоятельностью, субъекты лишены права выхода из федерации.

Конфедерация (СНГ, ЕС): отсутствие единой территории,  законодательства, полная политическая самостоятельность субъектов, субъекты могут выйти из конфедерации в одностороннем порядке.

5. Политический режим. Демократия.

Политический режим – совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Политический режим: демократический, антидемократический (авторитарный, тоталитарный,  военный).

Признаки тоталитарного режима:

- государство осуществляет тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни;

- господство одной партии;  оппозиция отрицается;                                                          

- права и свободы граждан   лишь декларируются;                                                              

- командно-административная экономика;

- существует единая обязательная официальная идеология.

Демократический режим  - государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. 

Авторитарный режим – политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.

Тоталитарный режим - политический режим, стремящийся к установлении абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.  

Демократия – признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.  

Признаки демократического режима: признание народа источником власти и  суверенитета, наличие прав и свобод, многопартийность, идеологический плюрализм, разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная),  гласность, выборность власти, развитая  система органов местного самоуправления, оппозиция действует легально, рыночная или смешанная экономика.

Формы демократии: прямая (непосредственная) и  косвенная (представительная).

Институты прямой демократии: выборы, референдум (всенародное голосование).

6. Местное самоуправление.

Местное самоуправление – реализуемое на практике право населения, проживающего на соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Задачи органов местного самоуправления:

-владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

-формирование и использование местного бюджета;

-установление местных налогов и сборов;

-содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

-содержание и развитие учреждений муниципального образования, здравоохранения;

-благоустройство территорий;

-охрана общественного порядка;

-муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

-организация транспортного обслуживания населения;

-обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения и др.

7. Участие граждан в политической жизни.

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор  представителей в органы власти.

Политическая культура – это совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

Формы участия граждан в политической жизни:

- участие в выборах и референдумах;

- участие в массовых акциях (митинги, демонстрации, забастовки);

- участие в деятельности политических партий и движений;  

- участие граждан в опросах;

- обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан.

-сетевое участие (блоги, ресурсы Интернета).

8. Выборы, референдум.

Выборы – особый политический институт, связанный с организацией и способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением его результатов

В Российской Федерации путём выборов избираются: Президент РФ, депутаты Государственной Думы, формируются законодательные органы субъектов РФ, выборные органы местного самоуправления.

Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего голосования.

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной   власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право:  активное (право избирать, с 18 лет) и пассивное (право быть избранным).

Признаки демократического избирательного права

-Равенство (кандидаты имеют в процессе выборов равные права, каждый избиратель в равной степени влияет на общий результат выборов).

-Всеобщность (любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым).

-Тайное голосование (избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе; обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него).

-Непосредственность (избиратель голосует непосредственно за депутата).

-Состязательность (выборы проводятся на альтернативной основе, т.е. избиратель должен иметь возможность выбора).

-Гласность (общественность может осуществлять контроль за проведением выборов).

-Свобода (любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет права оказывать на него давление).

9. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политическая партия  это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти                             или участию в её осуществлении.

Признаки партии: борьба за власть, программа с целями  и стратегией, устав,  организационная структура,  наличие руководящих органов.

Виды партий: 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства:  кадровые, массовые. 3. По идеологии: консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству  во власти: правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Роль партий в общественной жизни:

-борьба за власть в государстве и влияние на политику в государстве;

-участие в осуществлении власти;

-политическое воспитание;

-формирование общественного мнения;

-подготовка кадров политиков;

-выражение интересов социальных групп.

Многопартийность – деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.

Политическое движение – общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.

Отличительные признаки:

-стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении;

-не имеет строгой организационной структуры;

-ориентировано на выражение частных интересов;

-не требует обязательного идеологического    единения своих участников;

-имеет широкую, достаточно  пёструю социальную базу.

10. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей.

Признаки гражданского общества:

1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

2. развитость и разветвленность демократии;

3. правовая защищенность граждан;

4. определенный уровень гражданской культуры.

Структура гражданского общества:

-политические партии;

-общественно-политические организации и движения (антивоенные, экологические, правозащитные);

союзы предпринимателей и потребителей, кооперативы;

-научные и культурные организации и спортивные общества;

-независимые средства массовой информации;

-церковь;

-семья.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву.

 Признаки правового государства:

1. верховенство закона,

2. соблюдение прав и свобод,

3. принцип разделения властей,

4. взаимная ответственность государства и граждан.

5. политический и идеологический плюрализм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию

Тесты к разделу "Человек и общество"...

Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (вопросы экономики)

Материалы по подговке к ЕГЭ по обществознанию. Здесь даны задания  по экономике....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Тематические схемы по обществознанию, с помощью которых удобно повторять основные темы курса обществознания...

Полезные ресурсы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Ссылки на полезные ресурсы в Интернете для подготовки к ЕГЭ по обществознанию....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Экономика.

Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.  Экономика...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок Социальные отношения.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Содержательный блок  Социальные отношения....