Рабочая программа по обществознанию 9 класс, линия Боголюбов Л.Н.
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

светлана николаевна ковалева

Планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета «Обществознание» 9 класс (34 ч.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._obshch.19-20_po_bogolyubovu.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по обществознанию являются в сфере:

- познавательной:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- ценностно-мотивационной:

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

В содержание авторской программы внесены изменения:

Авторская программа

Рабочая программа

35 ч.

34 ч.

резерв

Повторение по теме «Политика и власть. Государство»

резерв

Повторение по теме «Правовое государство. Гражданское общество и государство»

резерв

Повторение по теме «Право, его роль в жизни человека, общества, государства»

резерв

Повторение по теме «Конституция РФ. Права и свободы российских граждан»

заключительный урок

Итоговое тестирование по курсу

резерв

Работа над ошибками. Диагностика результатов итогового тестирования по курсу «Обществознание»

резерв

----


Содержание учебного предмета «Обществознание» 9 класс (34 ч.)

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Введение – 1 ч.

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

 Политика  (9 ч).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Характеризовать власть и политику как социальные явления

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Сопоставлять различные типы политических режимов.

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Раскрывать принципы правового государства.

Характеризовать разделение властей

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Раскрывать сущность гражданского общества.

Характеризовать местное самоуправление

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Приводить примеры гражданственности

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности

Практикум по теме «Политика»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия.

Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации.

Выбирать адекватные способы деятельности.

Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

Работа над ошибками. Диагностика результатов

Право – 18 ч. + 6 ч.

Роль права в жизни общества и государства. Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право.

Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

Правоотношения и субъекты права. Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности

Различать правонарушение и правомерное поведение.

Называть основные виды и признаки правонарушений.

Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения.

Объяснять смысл презумпции невиновности

Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат

Называть основные правоохранительные органы РФ.

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданин

Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя

Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права.

Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.                            Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей

Объяснять условия заключения и расторжения брака.

Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа

Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний

Уголовно-правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки преступления.

Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних

Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона

Называть основные социальные права человека.

Раскрывать понятие «социальное государство».

На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.

Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление»

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность

Объяснять смысл понятия «право на образование».

Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.

Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование

Практикум по теме «Право»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Работа над ошибками. Диагностика результатов.

Повторение по теме «Политика и власть. Государство»

Формировать, корректировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.

Повторение по теме «Правовое государство. Гражданское общество и государство»

Формировать, корректировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.

Повторение по теме «Право, его роль в жизни человека, общества, государства»

Формировать, корректировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.

Повторение по теме «Конституция РФ. Права и свободы российских граждан»

Формировать, корректировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.

Итоговое тестирование по курсу «Обществознание».

Выполнять самостоятельно работу, опираясь на знания содержания изученного курса

Работа над ошибками. Диагностика результатов.

Провести диагностику результатов обучения в 9 классе.

Подвести итоги учебной работы за год. 


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

план

факт

1.

Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Политика  – 9 ч.

2.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

3.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

4.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

5.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

6.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

7.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма

8.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

9.

Практикум по теме «Политика»

10.

Работа над ошибками. Диагностика результатов

Право – 18 ч. + 6 ч.

11.

Роль права в жизни общества и государства. Понятие нормы права. Система законодательства

12.

Правоотношения и субъекты права. Правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица

13.

Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности

14.

Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат

15.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Этапы развития Конституции.

16.

Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина.

17.

Права и свободы человека и гражданина. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права.

18.

Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ

19.

Гражданские правоотношения. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя

20.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

21.

Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей

22.

Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний

23.

Уголовно-правовые отношения. Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних

24.

Социальные права. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона

25.

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право.

26.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность

27.

Практикум по теме «Право»

28.

Работа над ошибками. Диагностика результатов.

29.

Повторение по теме «Политика и власть. Государство»

30.

Повторение по теме «Правовое государство. Гражданское общество и государство»

31.

Повторение по теме «Право, его роль в жизни человека, общества, государства»

32.

Повторение по теме «Конституция РФ. Права и свободы российских граждан»

33.

Итоговое тестирование по курсу «Обществознание»

34.

Работа над ошибками. Диагностика результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов

Рабочая программа по обществознанию 7 кл. Боголюбов...

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа для 5 класса линия "Полярная звезда"

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлен...

Рабочая программа 5-6 класс линия жизни к ученику Пасечник В.В

Аннотация к рабочей программе по биологии 5-6 класс1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной программыПредмет «Биология» включён в базовую часть Федерального базисного...

Рабочая программа по обществознании 9 кл (Боголюбов)

Изучение обществознания в основной школе призва¬но создать условия для полноценною выполнения выпуск¬ником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных с...