Игра "Бюджет молодой семьи"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Социально – педагогический аспект: социальная адаптация старшеклассников. Выпускник должен обладать достаточными справочными знаниями и компетенциями, чтобы адекватно существовать в правовом поле: знать границы своих прав и своей ответственности, которые уже определены и требуют их соблюдения, самоопределение выпускников в рамках этих границ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byudzhet_molodoy_semi.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА

«БЮДЖЕТ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Всему свой устав и законный уклад.

Блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд.

С невеждой, ведущим себя неумело,

Не знающим правил, - не сделаешь дело.

Древнетюркский поэт

 Юсуф Баласагунский

Целевая установка:

  1. Социально – педагогический аспект: социальная адаптация старшеклассников. Выпускник должен обладать достаточными справочными знаниями и компетенциями, чтобы адекватно существовать в правовом поле: знать границы своих прав и своей ответственности, которые уже определены и требуют их соблюдения, самоопределение выпускников в рамках этих границ.
  2. Психолого – педагогический аспект: решение задач развития свободоспособности выпускника, его творческой способности в преодолении границ возрастного кризиса, скептического отношения к миру взрослых.
  3. Образовательный эффект: появление условий, при которых интенсифицируются процессы, связанные с самоопределением старшеклассников в индивидуально – социальных ценностях.

 С самого начала игры старшеклассники самостоятельно проектируют семейные отношения. Здесь актуализируется поиск собственных желаний и средств, соответствующих им, т.к. в игре предложенная проблема обращена к каждому конкретно и ко всему сразу.

Обучающиеся должны осознать:

  • Что человеческой деятельности цели и средства взаимосвязаны;
  • Качество этой взаимосвязи обнаруживает себя в результате;
  • Совместить и согласовать «как», «что» и «зачем» очень трудно, но, для того чтобы не использовать это право во вред себе и другим;
  • Любой конфликт можно разрешить цивилизованно с помощью договора;

Работа обучающихся в малых группах основан на реализации интерактивного обучения, т.к. осуществляется совместный процесс познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог игроков между собой и игротехниками, «экспертами». ОДИ  «Бюджет молодой семьи» - это многомерное явление, решающее одновременно три задачи:

  • Учебно- познавательную (предельно - конкретную);
  • Коммуникационно – развивающую (связанную с общим эмоционально – интеллектуальным фоном процесса познания);
  • Социально – ориентационную (результаты которой резонируют уже за пределами учебного времени и пространства).

В процессе игры создаются такие ситуации, когда диалог (общение внутри группы) переходит в полилог (общение между группами), что усиливает образовательный эффект. Методологи лишь управляют развитием ситуации, при необходимости восстанавливая способы, стимулирующие рефлексию и поддерживающие игровые интриги.

 

ХОД ИГРЫ

  1. Подготовительный этап:
  • Подготовка «экспертов - психологов» и «экспертов - экономистов»;
  • Подготовка материалов к игре: анкеты – опросника, игровых карточек, карточек для «экспертов»;
  • Составление условных обозначений, образцов заполнения карточек «экспертами»;
  • Подготовка коллективного анализа;
  • Распределение игроков по ролям (формирование «семей»).
  1. Игровой этап:
  • Верующий знакомит игроков с условиями игры;
  • Знакомство игроков с брачным контрактом;
  • «семьи» заполняют анкету – опросник для выполнения «месячного бюджета»;
  • «семьи» получают карточки с заданиями (каждая карточка – 1 месяц совместной жизни);
  • «эксперты» вникают в суть решений заданий, «подогревают» конфликты, заполняют собственные карточки, используя условные обозначения;
  • Семьи «проживают» 1 год (или полгода) совместной жизни.
  1. Коллективный анализ:
  • Позиция «экспертов» создает основу возникновения дискуссии;
  • Дискуссия.
  1. Образовательный эффект последствия:
  • Подготовка «экспертов - психологов» и «экспертов - экономистов»;

Структура работы

Подготовка к ОДИ методологов (разработчиков)

Подготовка «экспертов» (игротехников)

Подготовка материалов к игре (игротехники, методологи)

Разработка плана работы в группах

Работа в группах

Коллективный анализ

Набор игровых ролей в составе мини-группы:

  • «муж»
  • «жена»
  • «родители жены»
  • «родители мужа»
  • «эксперт - экономист»
  • «эксперт - психолог»

Правила ролевого взаимодействия:

  1. «Эксперт - экономист» - организует игру.
  2. «Эксперт - психолог» - отслеживает микроклимат в процессе игры.
  3. Члены «семьи» - выполняют задания и отвечают на вопросы «экспертов», выполняют требования «экспертов».

Ведущий. Для того чтобы знать, каким будет бюджет семьи, эксперт – экономист проводит анкетирование. Уважаемые эксперты – экономисты, раздайте, пожалуйста, анкеты – опросники для семьи (см. Приложение 1).

Каждая семья получила анкету. Ваша задача – обсудить вопросы на «семейном совете» и определить бюджет совместной жизни. Бюджет может корректироваться с участием эксперта – экономиста.

Бюджет семьи _____________________ составил ____________________________.

Эксперты – экономисты сообщают, какой суммой располагают семьи.

Ведущий. Вот сейчас все узнали, какой суммой располагает семья. Но теперь задача семьи – в течение месяца распределить бюджет.

Я попрошу экспертов – экономистов раздать карточки № 1. Уважаемые молодожены, желаем вам правильно распределить месячный доход вашей семьи.

После того как эксперты – экономисты раздали карточки, они следят вместе с экспертами – психологами за ходом распределения (оговаривают время, отведенное на выполнение задания). По окончании времени делают выводы по итогам месяца.

Эксперты – экономисты сообщают о первом успешно/неуспешно проведенном вместе месяце и итогах распределения денежных средств.

Ведущий. Одна карточка – это прожитый месяц «молодой семьи». Для того чтобы прожить этот месяц, вы должны шаг за шагом обсуждать те задания, которые есть в карточке в строгом порядке. Только после того, как примете конкретное решение по каждому вопросу карточки, получите следующую. Каждая семья получает абсолютно одинаковый набор карточек и решает задания в соответствии с месячным бюджетом.

А теперь эксперты – экономисты раздают карточки « 2. Эксперты – психологи внимательно следят за микроклиматом в семье.

Эксперты – экономисты информируют об итогах распределения бюджета за 1-й год.

Вот прошел 1-й год совместной жизни. Молодые семьи планировали свой бюджет: покупали необходимые вещи. Родители помогали не только материально, но и главное – советом, поддерживали молодых.

Что дает возможность приобрести жизненный опыт?

Коллективный анализ

Коллективный анализ выводит рефлексию на первый план, делает ее основным событием происходящего.

Схема коллективного анализа

Эксперты

Оценка экспертов

Отношение к «экспертизе»  членов семьи

Эксперт – экономист «семьи» № 1

Сообщает, как «семья» распоряжалась бюджетом, по каким вопросам было рациональное расходование, умеют ли члены «семьи» реально оценивать ситуации. Дает прогноз будущего «семьи»

Вступает в дискуссию

Эксперт – экономист «семьи» № 2

Сообщает, удалось ли в целом членам «семьи» достичь взаимопонимания, дает оценку микроклимату в «семье»

 Вступает в дискуссию

И т.д.

Таким образом, предложенная схема коллективного анализа оформляется в дискуссию. Именно позиция «экспертов» задают основу возникновения дискуссии, поскольку членам «семьи»есть в чем согласится или поспорить. Педагог в дискуссии занимают позицию «рефлексивного рефери», которая позволяет удерживать дискуссию в культурных рамках, не снимая эмоционального накала происходящего, но и не позволяя возобладать негативным эмоциям. Это дает тройной эффект:

  • Игра удерживается в необходимых организационных рамках;
  • Игра становится условием для обретения старшеклассниками способов коммуникативной регуляции конфликтов;
  • Педагог делает очевидным суть разногласий играющих.

Все три эффекта создают условия для целенаправленной воспитательной деятельности с использованием ресурса, который кроется в способностях игроков к рефлексии и самоопределении.

Игрокам предлагается написать (можно и устно), по поводу чего им бы хотелось продолжить дискуссию, что хотелось бы узнать дополнительно, чему хотелось бы научиться, как и когда они предлагают это сделать.

Так ОДИ переходит в совместное проектирование дальнейшей деятельности, связанной с правовым образованием, но уже по другим вопросам и в другое время.

Образовательный эффект последствия

Опыт проведения ОДИ для старшеклассников показывает, что они не ограничиваются обсуждением игры в рамках коллективного анализа, долго еще спорят, анализируют, вспоминают. А это мощное условие для самопознания и самооценки.

Позитивные эмоции, которые вызвала ОДИ, расширяют горизонты видения и понимания, способствуют выбору как единственно верному способу ориентации в социокультурном пространстве. Старшеклассники приходят с помощью методологов к выводу:

  • Нет и не может быть единого мнения;
  • Мнение еще не действие;
  • Самолюбие и ответственный выбор – не одно и то же;
  • Ошибку всегда можно исправить, пока человек жив;
  • Ошибку можно предотвратить, если воспользоваться выбором.

ОДИ позволяет педагогу увидеть целый спектр оснований, лежащий в социальной ориентации участников игры, что дает им пульс к проектированию педагогической деятельности, максимально учитывая конкретные проблемы и адресно направляя их разрешение.

Примечание. В разработке ОДИ  использованы методические рекомендации РФПР по внеклассной работе с обучающимися основами правовых знаний.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета – опросник для «семья»

После формирования команд («семей») «эксперт - экономист» раздает всем членам каждой семьи анкету – опросник.

  1. Представьтесь: кто вы, сколько вам лет («муж и жена» сообщают тот возраст, в каком старшеклассники предполагают вступить в брак: «родители» определяют свой возраст, ориентируясь на возраст «детей»).
  2. Назовите (с учетом возраста), чем вы занимаетесь: учитесь или работаете, где и кем.
  3. Сколько вы зарабатываете? Какова ваша стипендия?
  4. Каков доход родителей? Есть ли у них возможность помогать «молодой семье»? («Эксперт» принимает от родителей только приближенный к реальности план их «экономической помощи», согласованный между родственниками. Например, «мать мужа (жены)» говорит, что ежемесячно они будут выделять для «молодых» определенную сумму денег, а «отец мужа (жены)» - против, и если в ходе игры они не приходят к компромиссному решению, то эксперт фиксирует, что «молодые» остались без средств помощи. После опроса «эксперт» объявляет окончательную сумму, которой «молодые» располагают «ежемесячно».
  5. Где вы будете жить? («Молодые» и их «родители» решают этот вопрос совместно.)
  6. Какую сумму вы должны будете платить за жилье ежемесячно? (Согласно реально существующим тарифам на оплату жилья.)
  7. Сколько ежемесячно вы предполагаете тратить на питание? («Эксперт» предлагает «молодым» при участии родственников составить примерное меню на день и подсчитать, в какую сумму оно обойдется. Главным критерием этой работы являются количество, ассортимент и цены.)
  8. Пользуетесь ли вы мобильным телефоном, какую сумму предполагает платить ежемесячно?
  9. Есть ли у вас компьютер, пользуетесь ли вы Интернет – услугами? Во сколько это вам обходится?
  10. Какую сумму вы планируете на покупку самого необходимого (мыло, паста, стиральный порошок, чистящие средства, расходы на транспорт и т.д.)?
  11. Будете ли вы заключать брачный контракт? (Если ответ положительный, то его обсуждают сразу же).
  12. Будут ли родители обговаривать условия, связанные с собственностью на жилье и с возможными проблемами в связи с проживанием в квартире «зятя» или «невестки»?
  13. Какие расходы вы планируете для празднования свадьбы? Разделите все расходы между участниками.

«Эксперт - экономист» обязательно подводит итоги первого этапа по плану:

  • «молодые» ежемесячно получают _________ р;
  • За квартиру будут платить сами (родители);
  • «молодые» проживают совместно с семьей мужа (жены), за проживание платить не будут, будут вносить часть денег в размере ___________ р;
  • За питание решили вносить в общий бюджет ___________ р (питаться решили отдельно);
  • Выделили на обеды вне дома ____________ р;
  • Мелкие расходы _____________ р;
  • Транспорт _______________ р.

Задание «семьям»: от общей суммы семейного ежемесячного бюджета отнимите сумму всех перечисленных расходов. У вас осталось ___________ р. Получившийся остаток вам придется планировать ежемесячно в игре по карточкам.

Карточки для игры готовятся заранее совместно педагогами и «Специалистами - экспертами», что значительно повышает значимость ориентационно – ролевой игры как педагогического средства. «Эксперты» собирают необходимую информацию о ценах, до игры погружаются в проблемы, сопутствующие планированию семейного бюджета, составляют алгоритм для карточек, подбирают задания к игре.

Приложение 2

Алгоритм создания карточки.

  1. В карточку могут быть включены товары: молодежной субкультуры:
  • Желаемые и престижные для мужчин и женщин;
  • Необходимые для домашней работы;
  • Нужные для интерьера;
  • Мебель и т.д.
  1. В карточке должны быть задания, связанные с решением правовых вопросов:
  • Возможность заключения брачного договора;
  • Приватизация жилья;
  • Раздел имущества между «молодыми супругами»;
  • Раздел имущества между взрослыми детьми, вступающими в брак, и их родителями;
  • Получение наследства, его оформление;
  • Кредитование;
  • Страхование и т.д.;
  1. В карточке есть ситуации, связанные с неожиданностью:
  • Приезд гостя;
  • Семейные праздники;
  • Лотерейные выигрыши;
  • Возможность купить лотерейные билеты;
  • Крупный и мелкий ремонт и т.д.

Приложение 4

Подготовка «эксперта - экономиста»

Эксперт – экономист получает консультацию учителя экономики по планированию бюджета семьи, вычленяет «нужные» и «ненужные» приобретения, не вмешивается в решения заданий, однако информирует игроков о реальных ценах, фиксирует расходы «семьи».

Вопросы «эксперту - экономисту»:

  1. Соответствует ли действительности представление членов «семьи» о ценах?
  2. Какие типичные ошибки в определении цен вы заметили?
  3. Планируя бюджет, «молодые»:
  • Были самостоятельны и смогли обойтись в определении цен вы заметили?
  • Стремились к самостоятельности, но при этом не ограничивали свои просьбы к родителям, стремясь отдавать долги;
  • Стремились к самостоятельности, но при этом не ограничивали свои просьбы к родителям, не спеша отдавать долги;
  • Требовали денег у родителей как капризные дети
  1. Взгляды на ведение хозяйства какой семьи вам будет близки? Чем?
  2. Оцените правовую компетентность каждой семьи.
  3. Ваш прогноз: если и впредь «семья» будет также планировать бюджет, что ее ждет в будущем?

Эксперт – экономист имеет: справочные материалы по реальным ценам, рекламные ценовые проспекты, газету «Все для вас» и т.д.

Приложение 5

Инструкция для экспертов – экономистов

Задача экспертов – экономистов – следить за тем, чтобы все цены, которыми будут руководствоваться «молодые» и их родственники, соответствовали реальным. Будьте внимательны и к суммам, которые они будут называть. Эксперт – экономист не вмешивается в ход игры и в спор между членами «семьи». Он лишь корректирует реальность сумм и цен. Эксперт – экономист говорит об итогах прожитого месяца.

Семья должна сказать, что и по какой цене она будет приобретать. Если эксперт согласен, что цены реальные, то вы принимаете данное решение, после чего предлагает семье вычесть из имеющегося у них бюджета сумму, которую они потратили. Но если вы считаете, что таких сумм не бывает, то аргументируйте свою позицию.

ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ – ЗАДАНИЯ

№ 1

  1. Сделайте жене подарок – купите ей кухонный комбайн                                                          от 2000 до 4000 р.
  2. Мужу ужин подогреть                                                                                                               Пирогов напечь немножко,                                                                                                   Поможет все тебе успеть                                                                                                                   От фирмы «BOSCH» микроволновка                                                                                                    от 2000 до 7000 р.
  3. Паркет, ковролин, линолеум – огромный ассортимент строительных материалов для покрытия ваших полов                                                                                                                  от 2000 до 5000 р.
  4. Не знаете, как избавиться от вредной привычки – курения? Обращайтесь к нам           от 200 до 500 р.
  5. Вы часто вспоминаете запах свежего моря, т.к. недавно вернулись из свадебного путешествия. Свежесть цветов и аромат цитрусов будут наполнять ваш дом с новым кондиционером от «Марии»                                                                                                    от 100 р.
  6. После свадьбы вас стало двое, а значит, и белья для стирки тоже удвоилось. Купите стиральную машину                                                                                                                              от 7000 до 15000 р.

ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ – ЗАДАНИЯ

№ 2

  1. Муж поставил центральный замок в автомобиль                                                                       от 3000 до 5000 р.
  2. Вы захотели поменять сотовый телефон на новую модель. Вы можете это сделать у нас, оставив старый, вы всего лишь доплатите некоторую сумму до стоимости нового                                                                                                                                                       от 1500 до 6000 р.
  3. Вы на православные праздники решили пойти в церковь (свечи, пожертвования, молитвы)                                                                                                                                                 от 100 до 200 р.
  4. Денежные средства, потраченные на проезд в городском транспорте (маршрутки, трамваи, троллейбусы)                                                                                                                       от 100 до 400 р.
  5. Для того чтобы съездить в выходные на природу, необходимы денежные средства от 300 до 800 р.
  6. Жена ходила на выставку кошек и купила там котенка, а также все необходимое для него                                                                                                                                                     от 2000 до 4000 р.

ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ – ЗАДАНИЯ

№ 3

  1. Молодая пара отпраздновала год совместной жизни в ресторане и потратила определенную сумму                                                                                                                           от 1000 до 3000 р.
  2. Вы решили приобрести новый чехол на сотовый телефон и новые аксессуары к нему                                                                                                                                                           от 100 до 500 р.
  3. Денежные средства, потраченные на проезд в городском транспорте (маршрутки, трамваи, троллейбусы)                                                                                                                                           от 100 до 400 р.
  4. Для того чтобы съездить в выходные на природу, необходимы денежные средства от 300 до 800 р.
  5. Молодая пара отпраздновала год совместной жизни в ресторане и потратила определенную сумму                                                                                                                          от 1000 до 3000 р.
  6. На оплату коммунальных платежей у молодых уходит определенная сумма                   от 500 до 1500 р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Покупка жилья молодой семьей

План - конспект урока на тему: "Покупка жилья молодой семьей".  На этом уроке мы формируем знания учащихся по теме : "Бюджет молодой семьи", готовим учащихся к самостоятельной жизни, умению...

Проект организации клуба молодых семей «Домовенок»

Причинами современных семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, формирующие личность ребенка. ...

Методические рекомендации по организации клуба молодой семьи

Методические рекомендации по организации Клуба молодой семьи на базе патриотического центра Введение… Патриотика является одним из ведущих направлений деятельности центров по работе с детьми...

Проект по обществознанию на тему «Молодая семья сегодня»

Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отн...

Положение о Совете молодых семей.

Совет формируется на добровольной основе.  Членами Совета могут быть инициативные молодые семьи,  представители исполнительной и представительной власти  МО «Стёпанцевское», района,...

Молодая семья без алкоголя

В современных условиях здоровье граждан Российской Федерации стало важнейшей общенациональной проблемой, приоритетом государственной социальной политики. Состояние физического и духовно-нравственного ...

Буклет "Советы молодой семье"

Буклет "Советы молодой семье"....