Конспект урока "Мировая экономика"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Теплякова Айгуль Толобековна

Разработка включает конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirovaya_ekonomika.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока на тему «Мировая экономика»

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть основные понятия темы;
  • сформировать представление о теориях абсолютных и сравнительных преимуществ во внешней торговле;
  • изучить основные направления государственной политики в области мировой торговли.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, обобщать, работать со статистическими данными;
  • продолжать развивать навык работы в группах.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к экономическим явлениям, происходящим как в стране, так и в мире.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Средства обучения: учебник «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева, раздаточный материал, мультимедийная презентация (На диске: Мировая экономика), проектор.

План урока (2 часа):

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала:
  • Международная торговля.
  • Теории абсолютных и сравнительных преимуществ во внешней торговле.
  • Государственная политика в области мировой торговли.
  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный

момент

1 мин.

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя,

готовятся к занятию

Актуализация знаний

7 мин.

   Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним материал который мы изучали на прошлом уроке. Для этого вам необходимо выполнить задание (Приложение 1).

Выполняют тест, сдают на проверку учителю.

Изучение нового материала

Международная торговля.

72 мин.

    До сих пор мы с вами рассматривали национальную экономику и ничего не говорили о связях с внешним миром. Но в нашей жизни таких связей очень много. Мы идём в магазин и видим там, наряду с отечественными, множество товаров из разных стран мира. Мы употребляем в пищу не только отечественные, но и заграничные продукты питания, ездим на импортных машинах и используем в быту оборудование и технику из разных стран мира.

   Слайд 1.

 Всё это говорит о связях и зависимости различных стран друг от друга в рамках мирового хозяйства. Таким образом, темой нашего сегодняшнего урока является «Мировая экономика». Охарактеризуйте данное понятие. Как вы его понимаете?

Слайд 2.

    Молодцы, вы правильно дали определение понятию мировой экономики. Так какие же отношения имеются в виду? Прежде всего, это международное разделение труда, как вы понимаете, что это такое?

    Таким образом, если существует международное разделение труда, значит, существует и международная торговля. Какая бы большая страна ни была, она не может производить все товары, которые ей необходимы. Основными терминами международной торговли являются экспорт, импорт и сальдо торгового баланса.

 Вспомните ранее изученный материал и ответьте: что такое экспорт и импорт?

Слайд 3.

    Совершенно верно. Новым для вас является понятие сальдо торгового баланса - разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период. Запишите понятие и его определение в тетрадь. Например, США – самая развитая и богатая страна в мире – постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса, т. е. импорт в США значительно превышает экспорт. Россия, напротив, вывозит больше товаров, чем ввозит, и её торговое сальдо положительно.

Слайд 4.

   Для осмысления этой информации выполните следующее задание (Приложение 2) , учащимся раздается документ «Экспорт и импорт РФ за восемь месяцев 2013 года», Задание: С опорой на схему «Экспорт и импорт РФ за восемь месяцев 2013 года», выполните задания. Со странами какой группы наблюдается рост и  спад внешней торговли за восемь месяцев 2013 г. в сравнении с прошлым годом? Торговля со странами какой группы является преобладающей во внешней торговле РФ? Чем обусловлено установление равного процентного соотношения в экспорте и импорте стран СНГ и Дальнего зарубежья?

   Далее происходит обсуждение внешней торговли РФ по заданию.

Слайд 5.

   А теперь давайте рассмотрим российский экспорт в страны Дальнего зарубежья в 2013 г. Обратите внимание на диаграмму, какие товары Россия вывозит в страны Дальнего зарубежья?

Слайд 6.

  Обратите внимание на диаграмму, какие товары ввозятся в Россию из стран Дальнего зарубежья?

  Таким образом, какой вывод можно сделать по экспорту и импорту РФ? Какие товары ввозятся, а какие вывозятся?

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопрос учителя.

Мировая экономика – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос учителя. Экспорт – это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке.

Импорт – это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке.

Записывают новое понятие в тетрадь.

Анализируют данные схемы (слайд 4) и документа, выполняют задания.

Участвуют в обсуждении.

Анализируют диаграммы (слайд 5 и 6) и отвечают на вопросы учителя.

На основании знаний, полученных на уроке формулируют выводы.

Теории абсолютных и сравнительных преимуществ во внешней торговле.

    Ещё в XVII в. учёные-экономисты задавались вопросом: «Почему страны торгуют друг с другом?» В то время они полагали, что внешняя торговля создаёт богатство, которое ассоциировалось с золотом, и призывали правительства вывозить больше товаров, чтобы получать больше золота для страны, и меньше ввозить, чтобы не было оттока золота.

   Но уже во второй половине XVIII в., когда в Англии начался промышленный переворот, отношение к торговле изменилось.

  Примерно в это же время ученые-экономисты А.Смит и Д.Рикардо разработали теории абсолютных и сравнительных преимуществ во внешней торговле. Откройте учебник на стр. 118, проанализируйте приведенные теории и заполните таблицу. (слайд 7).

  А сейчас давайте попробуем разобраться в факторах абсолютного преимущества во внешней торговле. Какие факторы вы можете назвать?

  Хорошо, а теперь давайте рассмотрим факторы абсолютного преимущества на примерах. Я привожу примеры, а вы называете факторы.

  Слайд 8.

   Эквадор – это страна на северо-западе Южной Америки, которая поставляет на международный рынок бананы и кофе. Назовите фактор абсолютного преимущества внешней торговли Эквадора.

   Россия – это страна, которая является одним из крупнейших поставщиков нефти и газа на международный рынок. Назовите фактор абсолютного преимущества внешней торговли России.

  Япония – это страна, которая поставляет на международный рынок машины и оборудование. Назовите фактор абсолютного преимущества внешней торговли Японии.

  Следовательно, кто нужен для того, чтобы производить качественную технику и развивать технологии.

   США – это страна, которая имеет развитую систему дорог, электро- и водоснабжения, телекоммуникаций и общественного транспорта, поддерживающих  повседневную жизнь и экономическую активность в обществе. Назовите фактор абсолютного преимущества США.

  Германия – это страна, которая в случае необходимости оказывает материальную помощь другим государствам. Назовите фактор абсолютного преимущества Германии.

  После того, как мы рассмотрели теорию абсолютного преимущества, давайте подробнее изучим теорию сравнительного преимущества. К примеру, возьмем три государства, специализирующихся на производстве оливкового масла высшего качества - Грецию, Италию и Испанию, назовите государство, которое будет иметь сравнительное преимущество внешней торговли по сравнению с другими, если греческое масло стоит 500 ед., итальянское 358 ед., а испанское 283 ед.

   Таким образом, мы с вами рассмотрели принципы внешней торговли. Как вы думаете, выгодна ли для государства внешняя торговля?

   

Верно. Выйти из этого положения поможет политика государства в области международной торговли.

анализируют текст учебника, заполняют таблицу по теориям.

Отвечают на вопрос.

Выявляют фактор – климат и географическое положение.

Выявляют фактор – сырьевые ресурсы.

Выявляют фактор – качественная техника и технологии.

Выявляют фактор – квалифицированные кадры.

Выявляют фактор – развитая инфраструктура.

Выявляют фактор – финансы.

Решают задачу (слайд 9) и приходят к выводу, что Испания имеет сравнительное преимущество внешней торговли, так как себестоимость испанского оливкового масла дешевле, чем в других странах.

С одной стороны,  выгодна, потребители, получают качественные товары зачастую по более низким ценам. Но, с другой стороны, товары отечественных производителей не выдерживают конкуренции, производство их сокращается, люди теряют работу, а значит, их платёжеспособность сокращается.

Государственная политика в области мировой торговли.

  Государственная политика в области мировой торговли включает в себя два направления. Первое – политика свободной торговли. Обратите внимание на слайд 10. На него вынесены плюсы и минусы свободной торговли.

 + насыщение национального рынка дешёвыми и качественными товарами;

+ иностранные фирмы должны будут открыть свои филиалы в другой стране для продажи своих товаров.

- спрос на отечественную продукцию упадёт;

- возрастёт зависимость страны от иностранных товаров, цены на них повысятся, большинство населения не сможет их покупать.

  Как вы думаете, почему к положительным чертам относится насыщение национального рынка дешёвыми и качественными товарами?

 Назовите причины негативных последствий свободной торговли.

  Таким образом, на основе полученной информации, предположите, кому выгодна свободная торговля?

   Совершенно верно. Характерно, что в современном мире не существует государств с полностью свободной внешней торговлей, так, экономически развитые страны защищают свой внутренний рынок, используя протекционистские методы регулирования внешней торговли.

  О которых мы сейчас и поговорим. Таким образом, Протекционизм – это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов. Слайд 11.

  Протекционизм появился очень давно, ещё в XVII-XVIII вв. В России таможенные тарифы впервые были введены Петром I.

  Класс делится на две группы. Первая работает с тарифными методами в учебнике на стр. 121. Вторая с нетарифными на стр. 121-122. На доске учителем обозначена таблица «Тарифные и нетарифные методы».

   

Тариф. методы

Нетариф. методы

Тамож. тарифы

на импорт

Квоты

Экспорт. тариф

Уст.стандартов

на продукцию

Тамож. союз

Эмбарго

Однако, два человека в группе составляют карточки с наименованиями методов и на магнит крепит к доске, остальные составляют план устного ответа по методам, затем три человека представляют результаты, т.е. дают характеристику указанным методам.

  Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. – это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО – Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле – квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий. Россия только с августа 2012 года является членом ВТО, хотя заявку на вступление в организацию подавал ещё СССР.

Анализируют сведения, приведенные на слайде 10. Записывают в тетрадь плюсы и минусы.

население сможет купить больше товаров и по выгодным ценам мирового рынка.

население предпочтёт более качественные импортные товары, спрос на отечественную продукцию упадёт, производители сократят производство, уволят своих рабочих, будут платить меньше налогов государству.

экономически развитым странам, так они стремятся проникнуть на внутренние рынки развивающихся стран для сбыта излишек своего производства.

записывают понятие в тетрадь.

Работают в группах, составляют карточки и отвечают устно у доски. Во время ответа одной группы, другая конспектирует полученную информацию.

Рефлексия.

7 мин.

Дайте определение понятиям:

Мировая экономика – это …

Сальдо торгового баланса – это …

Свободная торговля – это …

Протекционизм – это …

Экспорт – это …

Импорт – это …

Выполняют задание, сдают на проверку.

Домашнее задание

3 мин.

Слайд 12.

Параграф 10.

Составьте письменно сложный план по теме «Глобальные проблемы экономики», задание выполняется на отдельных листах, а не в тетради.

Прочитайте документ на стр. 126, вопросы

1 и 2 устно.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы предпринимательства, план-конспект по экономике 10-11 класса

План-коспект урока по экономике 10-11 классов "Основы предпринимательства". Материал урока может быть использован для элективного курса по основам менеджмента. К конспекту прилагается электронная през...

Конспект урока "Экономика" 7 класс

Это конспект открытого урока в 7 классе по обществознанию "Экономика". К уроку подготовлена презентация, с поомщью которой проведение урока становится более продуктивным и результативным....

Конспекты по экономике: "Государственный бюджет и налоги"

Материалы подходят для использования при подготовке к ЕГЭ по обществознанию...

Конспекты по экономике: "Деловая среда бизнеса. Биржа"

Материалы  можно использовать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Конспекты по экономике: "Рынок земли и природных ресурсов"

Материалы можно использовать при подготовке к ЕГЭ по обществознанию...

Конспекты по экономике: "Рынок финансового капитала"

Материалы можно использовать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Конспекты по экономике: "Экономическая политика государства"

Материалы можно использовать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...