Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся.
проект по обществознанию

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ивашко Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 511

Пушкинского района СПб

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда».

Древняя китайская пословица чрезвычайно актуальна, поскольку настоящий этап развития общества диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущими целями становятся развитие способностей и познавательных интересов детей.

Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени.

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является проектный метод в образовании. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, в том числе и путем самообразования. Проектная технология дает возможность реализовать системнодеятельностный подход в обучении истории и обществознания, формировать у учащихся информационные и коммуникативные компетенции. Она повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.

Цель проектной деятельности:

-Создание условий для развития у обучающихся исследовательских компетенций на уроках истории и обществознания.

Задачи:

1. Способствовать развитию исследовательских умений: коммуникативных, информационных, учебно-познавательных.

2. Способствовать повышению интереса к изучению предмету.

3. Способствовать повышению личной уверенности и творческого потенциала каждого ученика, его самореализации.

Проект — это «пять «П»»:

  1. Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  2. Проектирование (планирование деятельности).
  3. Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  4. Продукт (изготовление, оформление продукта).
  5. Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Стадии работы над проектом.

Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:

 − подготовка (формулирование темы и целей проекта);

 планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

 исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

 оформление результатов и выводов;

представление или отчет;

оценка результатов и процесса.

Организация работы над проектом.

1.Подготовительный - планирование работы над проектом:

  1. перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
  2. обсуждение возникших учащихся тем проектов;

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  1. уточнение намеченной цели и задач;
  2. поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  3. обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
  4. интерпретация данных;
  5. сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
  1. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

1.систематизация полученных данных;

2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

  1. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
  1. осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  2. обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).

Виды проектов:

1. Классификация проектов по количеству участников

  1. Индивидуальные.
  2. Парные.
  3. Групповые.

3.Классификация проектов по продолжительности

1.Мини-проекты могут укладываться в один урок.

2.Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

3.Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности.

4. Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

4. Классификация проектов по комплексности

(по предметно-содержательной области)

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
  2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
  3. Надпредметные (социальные) проекты.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать

и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в

проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом

себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи

обучения с жизнью.

  Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

   Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок,

развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует  совершенствованию учебной деятельности.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающегося

Проект является дополнительным материалом по теме: «Вычисление процентной суммы и начального числа» на уроках технологии при обучении в системе НПО/СПО по профессии «Повар, кондитер» по профессиональн...

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся.

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся....

Метод учебного проекта в образовательном процессе

Метод учебного проекта в образовательном процессе:  традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся  (из опыта работы учителя английского языка)....

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...