Политическая и социально-экономическая новость — основа образовательного проектирования в старшей школе
статья по обществознанию (10, 11 класс)

Рункова Наталия Александровна

Статья посвящена представлению личного десятилетнего опы­та проведения политинформаций в старшей школе и призвана по­казать возможности политинформации при подготовке к ЕГЭ как способ организации дискуссий и проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Политическая и социально-экономическая новость — основа образовательного проектирования в старшей школе

Аннотация. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. В связи с этим очень важной задачей для школы становится следующая: как в ограниченное количество часов, которые выделяются на изучение общественных наук, совместить реальную подготовку к ЕГЭ и постараться создать условия для формирования такой личности? Статья посвящена представлению личного десятилетнего опыта проведения политинформаций в старшей школе и призвана показать возможности политинформации при подготовке к ЕГЭ как способ организации дискуссий и проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, УУД, политинформация, ЕГЭ.

Одним из памятных моментов обучения в школе для меня до сих пор остается, как каждую неделю уже в начальной школе мы приходили в класс на 15–20 минут раньше, и старшеклассники рассказывали о том, что происходило за эту неделю в мире. И прекрасно помню, что, когда перешла в среднюю школу, уже сама готовила политинформацию и приходила в начальную школу. В СССР в 1980-е гг. вообще уделяли большое внимание политическому воспитанию. Наверное, уже потому, что все это сохранилось в памяти, можно ска зать, что эта работа оказала на меня огромное влияние. Рисовали плакаты, оформляли стенгазеты против войны, и как бы то ни было, именно эти внеклассные мероприятия давали понимание и уважение к истории своей страны, стремление к мирной жизни.

Политинформация в этот период — это, скорее, вид идеологической и политико-массовой работы в форме обязательных лекций или бесед в трудовых и воинских коллективах, учебных заведениях, партийных, комсомольских и пионерских организациях. Регулярное проведение политинформаций имело целью информирование аудитории об актуальных новостях внутренней и международной жизни, их комментирование и формирование определенного, идеологически обусловленного отношения к фактам, явлениям, процессам политической и экономической жизни общества.

Десятилетний опыт использования этого метода на уроках обществознания показал, что и сегодня он может быть эффективным, действенным. Многое, что использовалось в советской школе, осуждается, но политинформация, на наш взгляд, была забыта несправедливо, ее потенциал как средства воспитания не был оценен по достоинству.

Начало было положено еще в 1990-е гг. Тогда бомбардировки Югославии силами НАТО в период с 24 марта по 10 июня 1999 года, во время войны в Косово, а также террористические акты 11 сентября 2001 года, произошедшие в Соединенных Штатах Америки, заставили говорить о себе весь мир и, естественно, не оставили равнодушными учеников старших классов. Они сами выступили инициаторами обсуждений событий, происходящих в мире. Сначала это были разовые акции, мы обсуждали важнейшие события, происходившие в стране и в мире, потом это оформилось в систему занятий, особенно стало актуально с введением ЕГЭ в основной, а в будущем и в старшей школе. Появились элективные курсы и дополнительные занятия, часть времени которых можно посвятить политинформации.

Мною был разработан план работы на год:

1. В сентябре первую политинформацию готовит учитель, объясняя цель, задачи и структуру.

2. Ребята делятся на группы (численность зависит от количества ребят). Групп приблизительно 8 (по количеству учебных

месяцев). Каждая группа получает свой месяц для работы.

3. Обозначается дата политинформации (например, 1-й понедельник месяца). Желательно выделить для политинформации целый урок, тогда получается полноценная дискуссия.

4. Отметки группе выставляются самими учащимися по заранее разработанным критериям. Они в принципе вытекают из УУД:

Яркость

Личностное самовыражение

Своя позиция

Грамотная речь

Полнота и структура изложения

Умение работать в группе, не тянуть одеяло на себя

Умение отвечать на поставленные вопросы

Работа над политинформацией стала важным образовательным проектом в старшей школе. Самостоятельный поиск, самообразование — это первый шаг к формированию собственной политической культуры школьника. Это происходит в ходе подготовки и проведения политинформаций. Подготовиться к политинформации сложно, нужно заниматься систематически: найти примеры, которые будут интересны одноклассникам, решить, какой объем информации давать. Второй шаг — научиться формировать собственную позицию и уметь ее защитить.

Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

Политинформация — это и информационный, и исследовательский, и практико-ориентированный проект. Работа направлена и на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Проект включает в себя также обоснование актуальности вы

бранной темы, постановку задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов, но главное — проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Методика организации проекта-презентации предполагает несколько этапов:

——планирование работы над проектом (определение основных вопросов, внутренней, внешней, социально-экономической политики РФ, которые хотелось бы осветить);

——поисковый этап (поиск нужных источников получения информации);

——этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);

——защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора и ответов на вопросы, обсуждение).

Проанализировав опыт проведения политинформаций за текущий учебный год, можно прийти к следующим выводам:

1. Основная тема — внешняя политика. Критерий значимости информации для учеников — это упоминаемость в СМИ и обсуждаемость.

2. Очень интересен анализ источников, которыми пользуются учащиеся. Безусловно, чаще всего это Интернет, старшеклассники, к сожалению, совсем не смотрят по телевидению новости, информационно-публицистические фильмы и аналитические передачи. Больше ориентируются на мнение своих родителей, друзей, информации в Интернете, каким бы образом она ни была изложена.

Умения, которые получают учащиеся, когда готовятся к представлению политинформации, можно объединить в три группы:

••Личностные — личностное самоопределение, ценностно- смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Так, очень интересно было наблюдать, как менялись проблемы, обсуждаемые учащимися в зависимости от эпохи и событий. Мы обсуждали МММ и даже отговорили одного молодого человека вкла

дывать деньги в эту пирамиду, объяснив ему принцип, на котором она строится. На примере «Марша несогласных», свидетелями которого стали несколько учащихся, обсуждали, что такое санкционированный митинг и зачем необходимо заранее сообщать государственным органам о проведении мероприятия.

••Познавательные — умение поставить учебную задачу, выбрать способы работы с информацией, структурировать полученные знания.

Работа над политинформацией заставляет учащихся, привлекая различные источники (интернет-ресурсы, новостные передачи по телевидению), составлять план своего выступления, анализируя, предлагать варианты использования тех или иных новостей как примеров для решения заданий ЕГЭ, для изучения истории вопроса, о котором рассказывают, учащиеся должны посмотреть архив новостей.

Учащиеся, организуясь в группы по 2–3 человека, должны распределить роли внутри группы, договориться и выступить с презентацией. Часто мнение выступающих вызывает вопросы, а иногда и противостояние в классе, возникает обсуждение, а иногда и конфликт. Здесь, конечно, очень важна роль учителя, который, как дирижер, должен, не навязывая своей точки зрения, стараясь не занимать четко одну из сторон, разрешить конфликт. Всегда самую серьезную дискуссию вызывают фигуры В. В. Путина и Б. Обамы.

••Регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.

Работа над политинформацией помогает учащимся в дальнейшем грамотно писать исследовательские работы. В том числе и при работе над курсовыми работами в вузах. Безусловно, на первоначальном этапе в 10-м классе требуется помощь учителя и индивидуальные консультации, но уже в 11-м классе работы самостоятельные, с четко сформулированной точкой зрения.

Для учителя, безусловно, важно, что политинформации позволяют добиться нескольких важных результатов в процессе обучения и воспитания:

——способствуют становлению гражданской позиции у молодежи, правильному пониманию политики российского правительства, росту социальной ответственности за будущее своей страны и всего мира. Обучение проектированию: ресурсы и границы

——решают задачу по оказанию помощи учащимся научиться самостоятельно ориентироваться в потоке событий.

——учат активному участию в культурной жизни социума, как школы, так и поселения, района, области, отстаивать личные суждения с учетом собственной социальной безопасности.

Учитель обществознания исполняет роль координатора, для каждой возрастной группы он разъясняет учащимся стратегию государства в сфере экономики, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, спорта, способствует формированию чувства любви к Родине, уважения к родному краю, своему народу, стремление знать и поддерживать политику своего государства. Он может повлиять на позицию, пусть не всех, но хотя бы большинства учащихся, сформировать представление о важности участия в избирательном процессе, формировании гражданского общества.

Фраза, которую я часто повторяю на уроках и, которая потом встречается в эссе учеников: « Народ имеет ту власть, которую заслуживает».

Нужна ли политинформация сейчас? Ректор МГИМО, академик РАН Анатолий Торкунов предложил возродить уроки политинформации. В интервью «Российской газете» он посетовал, что школьники получают сегодня огромный объем бессистемных данных. По мнению Торкунова, было бы очень полезно помочь учащимся разобраться в том, что происходит в мире. Эту работу ректор МГИМО предлагает поручить учителям истории. Предложение Торкунова перекликается с инициативой депутатов-коммунистов, которые еще в 2014 году готовили законопроект о пропаганде патриотизма среди школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2000.

2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Аркти, 2007.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, М. 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки образовательных событий в старшей школе.

Пояснительная записка В рамках ФГОС  в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним. Метапредметные образовательные результа...

Организация образовательного процесса в старшей школе в соответствиями с требованиями ФГОС СОО

Об изменениях в содержании, в  образовательных технологиях, системе оценки, учебных результатах компетенциях педагогов при реализации ФГОС СОО...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы

laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером  педагог...  И каждый из педагог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе»  для 10-11  классов          С цель обучения школьн...