Урок обществознания в 9 классе"Политические партии и движения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

На данном уроке формируется у учащихся устойчивое и осознанное представление о роли партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.docx980.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

  Платоновская средняя общеобразовательная школа»

Урок    обществознания

в 9 классе

по теме

«Политические партии и движения»

Подготовила  учитель истории и обществознания

 Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ

Стребкова Наталия Викторовна

                                             Пос.Зелёный,2020

Класс: 9

 предмет:  обществознание

Тема урока:  «Политические партии и движения»

 

Тип урока:   урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока:  традиционный

Цель и задачи урока:  Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока

образовательные:

  • рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;
  • изучить сущность и типологию партийных систем;
  • продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

  • закрепить умение ставить и формулировать проблему;
  • продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; 
  • способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

  • стимулировать мотив к поиску новых знаний; 
  • способствовать формированию толерантного мышления;
  • воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

 Планируемые результаты урока:

 предметные:

Научатся: определять, что такое политические партии и общественные движения; анализировать текст; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения. Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

метапредметные:

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний и определяют сферу своих жизненных интересов; самостоятельно отбирают для решения жизненных задач необходимые источники информации.

Регулятивные: составляют план действий; владеют навыками самоконтроля, осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: составляют план действий; вступают в диалог; сотрудничают с другими людьми; решают учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной работы

 личностные:

Формируют мировоззренческую, ценностно- смысловую сферу, правовое самосознание, гражданскую позицию ученика как активного и ответственного члена общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознан строящего свое поведение в соответствии с правовыми нормами; развивают толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; проявляют готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигают в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения в рамках правового поля

Оборудование

Учебник Обществознание, 9 класс, Л.Н.Боголюбова, М., «Просвещение»,     2019; рабочая тетрадь по обществознанию; листы оценивания; компьютер; видеопроектор; экран для показа презентации

Литература: 

1. Авакьян, С. А. Конституционно-правовой статус политических партий в России / С.А. Авакьян. - М.: Инфра-М, Норма, 2019. - 176 c.
2. История национальных политических партий России. - Москва:
Машиностроение, 2016. - 138 c.
3. Комментарий к ФЗ "О политических партиях". - М.: Тихомиров М.Ю.,
2019. - 129 c.
4. Никольский, В. К. Наши политические партии о будущем России. / В.К. Никольский. - М.: Книга по Требованию,
2019. - 102 c.
5. Политическая история России в партиях и лицах. - М.: Терра,
2017. - 184 c.
6. Политическая история России в партиях и лицах. - М.: Терра, 2019. - 137 c.
7. Чудаков, О В Документы Политических Партий и общественных организаций В России: История И Современность: Учебная Программа / Чудаков О В. - Москва:
СИНТЕГ, 2017. - 187 c.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.spravedlivo.ru/

2.http://www.yabloko.ru/

3. http://ldpr.ru/

4. http://kprf.ru/

5.https://er.ru/

Приложение: распечатка таблиц (для работы групп)   «Сравнительная таблица политических партий и общественно-политических движений», распечатка схемы (Приложение 2),  распечатка   практикума (Приложение 3); доклады о партиях ((Приложение 4); распечатка презентации (Приложение 5)

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. I.Организационный момент (1 мин.)

II.Тема, цели урока

(2 мин.)

Доброе утро ребята. Сегодня мы с вами работаем в группах. На столах у вас находятся листы оценивания, где вы будете фиксировать свои ответы.

Учитель:  

1 слайд Ребята, посмотрите на картинки, которые мы видим на слайде, исходя из них, определите тему нашего урока.

Молодцы.

2 слайд Название темы:         « Политические партии и движения»

 

Приветствуют. Рассматривают листы

 III.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  1. мин.)

 

Учитель: Британский премьер министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем туда войти». Однако мы понимаем, что каждому из нас придётся войти в этот «лабиринт». Как же не заблудиться в нём? Как разобраться в калейдоскопе политических событий, партий, движений. Понять для чего они нужны, с какой целью создаются, вот на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке.

Слушают

IV.Актуализация знаний

Фронтальный опрос

(7 мин.)

Учитель:

Какую сферу общества мы изучаем?

Политика неотделима от власти. А что такое власть?

Какие виды государственной власти вы знаете?

В каком государстве мы живем?

 

Назовите формы участия граждан в политической жизни общества.

Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?

Значит прямые выборы - наше влияние на политику. Самое главное - референдум. На референдуме 12 декабря 1993 на всенародном голосовании по особенно важным вопросам, была принята Конституция России! 2020 г. Были внесены поправки в Конституцию. Выборы и референдум - наша основная возможность участвовать в политике.

Ответ:

Политическую

Ответ:

власть – это влияние на основе закона и традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая

Ответ:

исполнительная, законодательная, судебная

Ответ:

Демократическое государство;

Федеративное государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. С республиканской формой правления.

Ответ:

Выборы, референдум, обращение в органы власти, участие в общественных объединениях – политических партиях, движениях

Ответ:

Это наша возможность влиять на формирование власти, мы выбираем депутатов Государственной Думы. а они принимают законы. по которым живёт страна. Мы выбираем Президента, а он руководит внешней политикой нашего государства.

III Изучение нового материала

(16 мин.)

Работа с учебником

Работа в тетрадях по заполнению таблицы

  1. Работа в парах по результатам заполнения таблицы. Взаимопроверка.

Индивидуальное задание: (группам было дано опережающее задание подготовить сообщение по одной из   партий)

Учитель:

Наша тема звучит «Политические партии и движения», значит, мы должны выяснить что это. Вспоминаем мы ,что изучали на уроках истории.

Политическая партия – определение (3 слайд)

А что такое общественные движения, найдите в учебнике стр. 59

Учитель: А теперь я попросила бы ребят из всех групп назвать основные отличия политических партий от движений, и заполнить таблицу в тетради. Справиться с работой вам поможет материал учебника на странице 61

Проверка (Прил.1) (4,5 слайд)

Учитель: В начале апреля 2012 года в России вступил в силу закон, упростивший процедуру регистрации политических партий. Он, в частности, предусматривает снижение в 80 раз - с 40 тысяч до 500 человек - минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации – и это естественно привело к увеличению количества партий с 11 до 44. Ребята, а какие партии вы знаете?  

18 сентября 2016 года в нашей стране состоялись выборы в Федеральное собрание и в государственную Думу прошло 4 партии.

 (8слайд )

Ответ:

Политическая партия –

Ответ:

Общественные движения-

Ответы:

«Единая Россия»

«КПРФ»

«Яблоко»

«ЛДПР»

«Справедливая Россия»

Выступления учащихся

IV Первичное осмысление и закрепление (15 мин.)

Работа со схемой

Практикум

Учитель: Я думаю, вы увидели, что все партии очень разные. А чем же они отличаются друг от друга? Посмотрите, пожалуйста, на экран и дополните схему. (Приложение 2)

Разбирает  вопросы (Приложение 3) 

Учащиеся записывают  схему в тетрадь 

Отвечают на вопросы

V Итоги урока. Рефлексия Оценивание

(3 мин.)

Беседа по вопросам

  1. Учитель: Понравился ли вам урок?
  2. Как вы себя чувствовали на уроке?
  3. Какие трудности у вас возникли в ходе урока?
  4. Учитель: Оцените работу на уроке своих товарищей

Молодцы! Хорошо работали. Листы оценивания сдайте, и я вам на следующем уроке скажу оценки

Да. Комфортно. Интересно.

Трудно было дополнять схему классификации партий.

Все группы работали хорошо.

Домашнее задание не задаётся в связи с особенностями обучения.

Приложение 1.

Сравнительная таблица политических партий и общественно-политических движений

Признаки

Общественно - политические движения

Политические партии

Цели

          повлиять на власть, чтобы решить определенные социальные проблемы.

           завоевание политической власти.

Продолжительность существования

          непродолжительное;

          преобразование в политическую партию.

           существуют долговременно.

Организационная структура

          самоуправление;

          выборный коллегиальный руководящий орган;

          нет фиксированного членства.

           четкое определение организационной структуры в партийном уставе.

«Массовая опора»

          пестрый социальный состав.

           объединение представителей опреде-ленных социальных групп (близкие взгляды на социальные проблемы)

Взгляды на социальные проблемы

          разнообразные;

          нет единой идеологии и программы.

           четкая идеология, зафиксированная в программе

                                                                                                               Приложение 2

Классификация политических партий

                                                                                                                                                                   

hello_html_m681be4b.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                    Приложение 3.

Практикум

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

   Налоги; политика; образование; партии; мораль.

   Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. В России сложилась двухпартийная система.

Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.

1) верно только А                           3) верны оба суждения                  

2) верно только Б                            4) оба суждения неверны

3. В государстве Z действует множество политических партий и общественных движений. Какой признак свидетельствует о том, что новая политическая организация, возникшая на фоне массового недовольства экономической политикой правительства, является политической партией?

1) стремление организации оказать влияние на власть

2) выражение интересов граждан

3) система фиксированного членства

4) выступление с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни государства

Приложение 4

Партия «Единая Россия».

Начало процессу создания Всероссийской политической партии "Единая Россия" было положено совместным политическим заявлением Лидеров ОПОО - Партия "Единство" и ОПОО "Отечество" - С.К. Шойгу и Ю.М.Лужкова от 12 апреля 2001 года. Для практической реализации интеграционного процесса, согласования позиций по содержательным и организационным вопросам был образован Координационный Совет. Главным итогом деятельности Координационного Совета и его комиссий стала выработка предложений по модели дальнейшего взаимодействия "Отечества" и "Единства".

12 июля 2001 г. состоялся Учредительный съезд Общероссийского союза "Единство" и "Отечество". Союз возглавили два Сопредседателя: Сергей Шойгу и Юрий Лужков. В соответствии с начавшимся процессом консолидации центристских политических сил в Государственной Думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций "Отечество- Вся Россия" и "Единство", а также депутатских групп - "Регионы России" и "Народный депутат".

27 октября 2001 г. состоялся второй съезд Союза общественных объединений "Единство" и "Отечество", на котором было принято решение о преобразовании Союза в Общероссийскую общественную организацию "Союз "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО". На съезде к Союзу присоединилось движение "Вся Россия". Делегаты приняли Обращение к членам организаций "Единство", "Отечество" и "Вся Россия" с призывом начать работу по преобразованию Союза в политическую партию, формированию во всех регионах России партийных организаций, обсуждению проектов Устава и Программы партии, привлечению в ее ряды самых активных и деятельных сограждан.

1 декабря 2001 г. состоялся третий съезд Союза. На нем делегаты единогласно приняли решение о преобразовании Общероссийской общественной организации "Союз "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" во Всероссийскую партию "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия. Сопредседателями Высшего совета партии были избраны Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев.

На Учредительном съезде Партии выступил Президент Российской Федерации Владимир Путин.

В ноябре 2002 года Председателем Высшего совета Партии избран Борис Вячеславович Грызлов.

29 марта 2003 года в Москве состоялся II съезд Всероссийской партии "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия. Съезд одобрил Политический доклад, с которым выступил Председатель Высшего Совета Партии Б. В. Грызлов, принял Манифест Партии "Единая Россия" "Путь национального успеха" и утвердил изменения и дополнения к Уставу Партии, приняв его в новой редакции.

Съезд одобрил решение о разработке предвыборной Программы "Единой России" и внес изменения в состав руководящих органов Партии. Секретарем Генерального Совета Партии избран Богомолов Валерий Николаевич, Руководителем Центрального исполнительного комитета назначен Волков Юрий Николаевич.

20 сентября 2003 года состоялся III Съезд Партии, на котором была принята Предвыборная Программа Партии "Единая Россия".

24 декабря 2003 года состоялся IV Съезд Партии, на котором с докладом "О политической ситуации в стране после выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" выступил Председатель Высшего совета Партии Б.В. Грызлов. Съезд одобрил основные положения и выводы доклада, а также деятельность Политической партии "Единая Россия" в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы четвертого созыва.

IV Съезд Партии "Единая Россия" принял единогласное решение о поддержке кандидатуры Владимира Путина на выборах Президента Российской Федерации и принял соответствующее обращение к гражданам России.

IV Съезд принял решение о переименовании Всероссийской политической партии "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия во Всероссийскую политическую партию "Единая Россия". Это решение стало партийным нормативным актом, завершившим период идейно-политического и организационного становления Партии "Единая Россия".

При внимательном рассмотрении предвыборной программы «Единой России» среди стандартных обкатанных клише можно выделить следующее: в случае прихода «Единой России» к власти сохраняется президентская республика, причем объем полномочий президента если и будет пересмотрен, то, скорей всего, в сторону расширения (что мы и видим в данную ситуацию – укрепление вертикали власти, назначение губернаторов); номенклатурный капитализм остается неизменным; полного пересмотра результатов приватизации не предвидится; при некоторой либерализации экономики (снижение налогов, поощрение мелкого производителя) контроль со стороны государства, в частности, налоговый, ужесточается и т.д.

Во внутренних вопросах России «Единая Россия» занимает слабую националистическую позицию. Тем не менее, многие полагают, что «Единая Россия» может представлять собой основу для общего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, при котором права и свободы граждан будут ограничиваться. Полностью лояльная сильному президенту, партия не будет защищать молодой российский парламентаризм, если возникнет угроза его ограничения. В этом случае партия станет авторитарной и ничего не потеряет. Многие российские либералы уже сейчас говорят о полной несамостоятельности партии власти, её подконтрольности бюрократии и поддержке всех президентских инициатив. Тем более, на выборах 2003 года «Единая Россия» набрала большинство голосов, а вместе с депутатами-одномандатниками её фракция составляет около половины Государственной Думы, что позволяет партии лоббировать свои интересы и принимать угодные ей и президенту законы практически беспрепятственно.

Социальная база “Единства”, то есть те слои, интересы которых оно выражает, - несомненно, основная часть губернаторов, и их аппарат, связанные с этими губернаторами крупные предприниматели, часть крупного криминала, в частности, ОПС “Уралмаш”, и связанный с “Уралмашем” Исламский культурный центр (часть движения “Рефах”). Так как «Единую Россию» на выборах 2003 года поддержало более четверти всех проголосовавших, то можно сказать, что электорат партии весьма разнороден – от части интеллигенции и связанных с государством предпринимателей и до квалифицированных рабочих и служащих.

« Коммунистическая партия Российской Федерации»

13 февраля 1993 года в подмосковном пансионате открылся II Чрезвычайный съезд Коммунистической партии Российской Федерации. После почти полутора летнего запрета съезд заявил о возобновлении деятельности партии, которая стала именоваться "Коммунистической партией Российской Федерации". Уже в марте того же года КПРФ официально была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационное свидетельство № 1618).

На съезде было принято Программное заявление партии, утверждён её Устав. Резолюции съезда "О взаимоотношениях коммунистов России с коммунистическими партиями и движениями бывших союзных республик", "За права коммунистов и свободу политических убеждений", "О собственности Компартии Российской Федерации", "За единство действий коммунистов" стали основой для восстановления и создания первичных, районных, городских, окружных, областных, краевых и республиканских организаций КПРФ, мобилизации коммунистов на борьбу с ненавистным режимом.

Сегодня первичные организации действуют во всех районах и городах России. Практически полностью восстановлена сеть местных партийных организаций. Городские и районные комитеты компартии существуют в 1979 административных образованиях. Региональные организации партии восстановлены во всех субъектах федерации, включая все республики в составе России. Вертикальное строение партии подкрепляется горизонтальными структурами, состоящими из советов секретарей первичных, районных и городских, а также региональных организаций.

За период после восстановления партии ее численность возросла до 547 тысяч членов КПРФ. В партии более 20000 первичных организаций, в том числе территориально-производственных-7500, территориальных по месту жительства -14869, территориально-профессиональных - 421 и смешанных первичных организаций -1470.

На четвертом съезде партии избран Центральный Комитет партии в составе 147 членов и 38 кандидатов в члены ЦК. Из их числа образованы 14 постоянных рабочих комиссий. Центральная Контрольно-Ревизионная комиссия избрана в количестве 33 человек.

Стратегия и тактика действий партии вырабатывалась на съездах и конференциях, конкретизировалась на Пленумах, заседаниях Президиума и Секретариата ЦК. Главными направлениями деятельности за прошедший пятилетний период стали: организационное развитие и укрепление партии, формирование в массовом сознании её нового облика, усиление влияния КПРФ в различных социальных слоях и группах населения, организация массового движения трудящихся за смену политического и социально-экономического курса правящего режима, защита интересов людей труда, пропагандистская и агитационно-массовая работа, создание и развитие собственной информационной базы, участие в выборах.

Реализация политического курса партии получала развитие в постановлениях, обращениях и заявлениях ЦК КПРФ по различным актуальным вопросам жизни страны и партии, в том числе по событиям в Чечне, об отношении к действующему режиму, в защиту трудящихся и других.

Большое внимание уделялось организационной и кадровой работе, теоретической разработке проблем партийного строительства, подготовке инструкций и методических рекомендаций, обобщению опыта региональных комитетов КПРФ, осуществлению постоянной связи и оказанию помощи партийным комитетам.

Важное место в деятельности партии занимает идеологическая работа, предметно направленная на политическое просвещение граждан России и контрпропаганду; политическую учебу партийного актива; развитие форм и методов агитационно-массовой работы; выработку позиций партии в вопросах государственного строительства, национальной и региональной политики. Много внимания уделено вопросам творческого развития теоретической мысли в партии. По инициативе партии была создана организация Российских учёных социалистической ориентации. Выпускаются журналы "ИЗМ" и "Диалог".

В 1996 году была создана общественная организация "Всероссийский женский союз", региональные отделения которой созданы во всех субъектах России.

В поле зрения партии, ее Центрального Комитета находятся вопросы социально-экономического положения страны, выработка общей политики партии и конкретных предложений по изменению экономического курса, осуществлению экстренных мер государственного контроля за деятельностью коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений, различных фондов, стимулированию отечественных товаропроизводителей, социальному улучшению населения.

Одно из главных направлений деятельности партии - участие в выборах.

В 1996 году был создан Народно-патриотический Союз России, в состав которого вошли основные оппозиционные партии и движения страны, но стержнем которого является КПРФ.

Важным для партии в политическом плане является работа фракции "Коммунистическая партия Российской Федерации" в Государственной Думе. Так как именно через нее компартия реализует свои программные положения по отстаиванию интересов своих избирателей. Фракция является политическим рупором всей партии, наиболее устойчивым каналом повседневной связи коммунистов с населением всех регионов России.

Много внимания уделяется развитию связей с коммунистическими партиями в странах СНГ. Постоянной практикой стали встречи с руководителями партий Армении, Белоруссии, Молдавии, Украины и других, их участие в мероприятиях, проводимых КПРФ. Проводятся регулярные консультации по различным вопросам и проблемам.

КПРФ взаимодействует с коммунистическими и социалистическими партиями дальнего зарубежья. Делегации ЦК принимали участие в съездах компартий Вьетнама, Германии, Греции, Италии, Португалии, Сирии, Словакии, Финляндии, Франции, Югославии и других.

Либерально-демократическая партия России.

Первый съезд ЛДПР легально провела 31 марта 1990 года.

В июне 1991 года на выборах Президента России партия выставила кандидатуру своего руководителя, Владимира Вольфовича Жириновского.

В августе 1991 года члены партии поддержали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). После этого деятельность партии на территории Москвы была временно запрещена.

ЛДПР выступила против Беловежских договоренностей.

В 1992 году ЛДПР боролась с Правительством Е. Гайдара против ваучеризации страны и приватизации.

В 1993 году ЛДПР приняла участие в Конституционном совещании.

В октябре 1993 года партия осудила расстрел Белого Дома.

В декабре 1993 года на первых выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации ЛДПР получила 23 процента или 13 млн. голосов избирателей страны.

В феврале 1994 года ЛДПР провела первую в истории России политическую амнистию. Все политические узники 1991 - 1993 годов были выпущены на свободу.

ЛДПР постоянно выступает за жесткое решение проблем на Северном Кавказе.

В 2002 году ЛДПР выступила за штурм ДК на Дубровке, чтобы освободить заложников. В связи со штурмом погибло 129 зрителей.

По отдельным вопросам ЛДПР сотрудничает с КПРФ.

Руководство партии утверждает, что ЛДПР находится в конструктивной оппозиции к «Единой России» как проправительственной структуре.

За 13 лет в Госдуме фракция ЛДПР вынесла на обсуждение множество законов и постановлений, протокольных поручений. Большинство из них не было принято и реализовано.

Изучение результатов выборов по регионам обнаружило корреляцию между «Единой Россией» и ЛДПР. В тех регионах, где «Единая Россия» набирала больше среднероссийского показателя, “росло” и ЛДПР, причем часто – на столько же процентов. Соответственно, низкие показатели «Единой России» неизбежно означали низкий уровень ЛДПР. При том, что нельзя с уверенностью говорить ни об электорате нынешней «партии власти», ни о численности этого электората, можно предположить, что по некоторым признакам он сходен с электоратом ЛДПР. Это люди, голосующие за “сильную руку”, за национал-популистские лозунги, скорее противники, чем сторонники реформ, однако на долю ЛДПР достаются из этой группы подростки и молодые мужчины 20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех выборах не менее 3% голосов).

Предвыборные тезисы ЛДПР - это тезисы «Единой России», только более утрированные. Первоначально ЛДПР была леворадикальной партией. Однако, начиная с 1994 г., партия все больше превращалась в коммерческую структуру, соответственно, при оппозиционном имидже ее взгляды дрейфовали вправо.

В целом можно сделать вывод, что электорат ЛДПР - это потенциальный левый и радикально-националистический электорат (не случайно из ЛДПР вышла Национал-большевистская партия), который не “охвачен” соответствующей пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях с криминалом, тогда как это характерно для многих партий. Но с ЛДПР проще работать криминалу средней руки, тогда как в «Единую Россию» может попасть только крупный криминал - там место или возможность влиять стоят гораздо дороже и не всегда исчисляются в денежном эквиваленте.

«Яблоко»

Партия «ЯБЛОКО», возникшая поначалу как избирательное объединение, была создана 11 ноября 1993 г. после сентябрьско-октябрьского политического кризиса. Избирательное объединение получило название по фамилиям трех своих тогдашних лидеров: известного экономиста Григория Явлинского, а также видных политиков первой «демократической волны» – Юрия Болдырева, в прошлом члена Межрегиональной депутатской группы в Верховном Совете СССР и ученого Владимира Лукина, успевшего поработать в должности посла России в США. Практически сразу это предвыборное объединение стали называть «ЯБЛОКО» – по начальным буквам фамилий лидеров.

В состав блока вошли несколько политических партий: Республиканская партия РФ, Социал-демократическая партия РФ и партия Российский Христианско-демократический союз. Участники вновь созданного избирательного объединения существенно отличались и по политическому опыту, и по взглядам на происходившие в стране события. У одних, как, например, у Шостаковского, были за плечами долгие годы работы в партийном аппарате КПСС, у других, как у Борщова, участие в диссидентском движении. Некоторые из политиков, вошедших в объединение (Лысенко, Шейнис), поддержали действия президента и правительства в период сентябрьско-октябрьского кризиса 1993 г., направленные на вооруженный разгром Верховного Совета, поскольку считали это вынужденной мерой. Другие, напротив, резко критиковали Ельцина, полагая, что на нем лежит огромная ответственность за случившуюся трагедию.

Лидером нового блока с самого начала его создания стал Григорий Явлинский, известный в стране политик.

Декабрьские выборы в Государственную Думу 1993 г. были первыми многопартийными выборами в истории современной России.

В своей предвыборной платформе, подготовленной ЭПИцентром (центром экономических и политических исследований – «мозговым центром» партии «Яблоко»), «Яблоко» провозгласило свою оппозиционность существующей власти, заявив о себе как о демократической оппозиции. Такое положение фактически сохранилось и на последующее десятилетие1.

Анализируя деятельность власти в стране накануне выборов, авторы программы отмечали, что в России люди чувствуют себя оторванными от властных институтов, в стране нет гарантий прав и свобод личности, нет и политической стабильности. Все это может привести к тому, что наше общество превратится в страну несостоявшейся демократии.

Резкой критике в программе блока подвергся проект Конституции и процедура его обсуждения и принятия. Блок предлагал передать проект для широкого общественного обсуждения в Федеральное собрание, после чего переизбрать (приблизительно через 2 года) обе ветви власти. Парламент, таким образом, изначально должен был носить переходный, временный характер.

Критически оценивая сложившуюся в стране общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию и оставаясь верным демократическим идеалам, «ЯБЛОКО» выражало уверенность в том, что России нужен иной путь развития. Его видение и было изложено в предвыборной платформе.

В области экономики партия предлагала провести жесткое и максимально быстрое разрушение монополий, продолжавших играть ключевую роль в экономической жизни и после реформ Гайдара. Одновременно «ЯБЛОКО» выступало за создание правовых и экономических условий для развития конкуренции, за расширение частного сектора экономики и начало постепенной земельной реформы. В качестве приоритета в социальной политике провозглашались защита и развитие дошкольной медицины и общеобразовательной школы.

В области государственного строительства предвыборная платформа уделяла основное внимание проблемам укрепления федеративных основ российской государственности. Этот вопрос в то время был одним из основных в повестке дня отечественной политики. Многие субъекты Федерации принимали местные законы, противоречащие общефедеральным, в ряде регионов страны набрали силу этнические и региональные сепаратистские тенденции. В целях укрепления единства и территориальной целостности Российской Федерации «ЯБЛОКО» предлагало отказаться от идеи договорной федерации для России, а строить вместо нее конституционную федерацию. В этих же целях партия предлагала ввести единообразие в распределение бюджета между федеральным Центром и регионами, развивать межрегиональную интеграцию, осуществлять национальную политику на базе экстерриториальной культурной автономии. Платформа «Яблока» в качестве важной задачи государственного строительства называла развитие системы местного самоуправления.

Выбор политических приоритетов «Яблока» в значительной мере предопределил и тот круг людей, которые были готовы отдать свои голоса за это объединение. В первую очередь, это были высокообразованные слои населения, ориентированные на демократические ценности, но критически относящиеся к проводимой властью политике преобразований и складывавшемуся в ее результате общественному порядку. Среди них были представители массовых «интеллигентских» профессий: врачи, учителя, другие работники бюджетной сферы, но были мелкие и средние предприниматели, лица свободных профессий, рабочие. Уже первые выборы показали, что электорат «ЯБЛОКА» сосредоточен в основном в крупных городах.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу. За общефедеральный список «ЯБЛОКА» проголосовали 4233219 человек. Это составило 7,86% от общего числа избирателей и дало возможность провести в Государственную Думу 20 депутатов. Еще 7 человек было избрано по мажоритарной системе в одномандатных округах. В самой Думе «ЯБЛОКО» добилось двух важных постов. Владимир Лукин возглавил Комитет по международным делам, а Михаил Задорнов стал председателем Комитета по бюджету.

Законотворческая деятельность партии строилась исходя из нескольких приоритетов, определявших конкретные направления работы партийной фракции в Думе. Среди этих приоритетов нужно назвать следующие:

  1. стремление максимально приблизить российское законодательство к европейскому, имея в виду вступление России в Европейский союз в течение 15–20 лет;
  2. усилия, направленные на построение в России либеральной экономической системы, основанной на низких налогах, простом экономическом законодательстве, которое даст возможность сформировать открытую конкурентную среду и придаст импульс развитию мелкой и средней частной собственности;
  3. это построение в России демократического правового государства, создание юридических и политических гарантий соблюдения прав и свобод человека, зафиксированных в Конституции.

Наиболее плодотворной оказалась деятельность фракции в сфере экономического и социального законодательства. «Яблоко» было в числе главных разработчиков бюджетного, налогового, лесного, воздушного и земельного кодексов Российской Федерации, выступило одним из инициаторов введения плоской шкалы подоходного налога. Заметную лепту фракция «Яблока» внесла в разработку и принятие важнейших для российской финансовой системы законов «О банках и банковской деятельности» (1995 г.) и «О Центральном банке Российской Федерации» (в новой редакции принят в 2002 г.). В последнем законе благодаря усилиям Михаила Задорнова удалось найти необходимый баланс интересов между стремлением правительства страны усилить контроль над Центробанком и желанием последнего сохранить традиционную независимость от исполнительной власти.

Среди экономических законов, разработанных фракцией «Яблоко» и утвержденных парламентом, особое место занимает Законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП). Работа над системой законов о СРП велась в соответствии с программным заявлением «Яблока» «Реформы для большинства», выработанным накануне парламентских выборов 1995 г.2 Фракция настойчиво проводила Закон «О соглашениях о разделе продукции» через Государственную Думу в течение 5 лет. Параллельно шла длительная работа по приведению федерального законодательства в соответствие с принятым законом.

В числе других законов экономического блока следует назвать принятый и вступивший в силу Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995 г., новая редакция 2002 г.), объявивший законными все известные в мире методы поддержки малого бизнеса (гарантии, льготные кредиты и т.п.) и вводящий заявительный характер регистрации предприятий.

Важное значение имели поправки, внесенные в Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (2001 г.), законодательно регулирующее производство и оборот алкогольной продукции, которые защищали и потребителя, и государство от последствий развития в стране неконтролируемого алкогольного рынка. Закон ввел государственную монополию на производство и оборот пищевого этилового спирта, с которого и должны взиматься основные акцизные платежи.

В области социальной политики следует выделить разработку и принятие Закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» (1998 г.), который предусматривал поэтапное повышение заработной платы в бюджетной сфере до оплаты труда работников, занятых в промышленности. По предложению «ЯБЛОКА», с 1 апреля 1999 г. устанавливалась тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки в размере 110 рублей.

По инициативе «ЯБЛОКА» был разработан закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в России» (1999 г.).

При активном участии «ЯБЛОКА» были установлены государственные гарантии финансирования системы общего образования. В Думе третьего созыва фракция стала одним из главных разработчиков Закона «О государственном стандарте общего образования», прошедшем 2 чтения в нижней палате парламента (2002-2003 гг.).

Часть законов, разработанных по инициативе «ЯБЛОКА», была направлена на поддержку социально слабозащищенных групп населения. Это законы о поддержке пострадавших от радиации на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк», на Семипалатинском полигоне (2000–2002 г.), изменения в законодательстве, направленные на улучшение материального положения вдов военнослужащих, погибших во Второй мировой войне (2000 г.). Кроме этого при активном участии «ЯБЛОКА» были приняты законы, защищавшие права некоторых категорий пенсионеров (2000–2002 гг.).

Фракция внесла существенные изменения, направленные на развитие программ охраны материнства и детства и реконструкции ожогового центра Института хирургии им. Вишневского в закон «О бюджете Федерального фонда медицинского страхования на 1997 г.».

Одним из главных и одновременно наиболее успешных направлений законотворческой деятельности «ЯБЛОКА» в сфере формирования и укрепления демократических основ российской государственности была работа по созданию нормативной базы для реформирования судебной системы. С точки зрения партии, эта реформа должна базироваться на таких принципах, как гуманность и гласность правосудия, защита прав личности, состязательность и равноправие сторон в суде, справедливое и публичное разбирательство дела в разумные сроки, законность и обоснованность каждого постановленного судебного акта, строгое подчинение судей закону, организационное укрепление судебной системы, улучшение ее финансирования.

«Яблоко» активно участвовало в разразботке Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» (1998 г.), которые должны действовать на уровне местного самоуправления и разгрузить суды общей юрисдикции от огромного количества мелких дел. Этот Закон вступил в силу в декабре 1998 г. В рамках совершенствования юридического законодательства «Яблоко» разработало принятый Государственной Думой закон «Об исполнительном производстве в Российской Федерации» (1997 г.), регламентирующий порядок исполнения судебных решений. Заметным был вклад фракции в разработку и принятие Закона «О статусе судей» и поправок к нему (1995–2001 гг.), направленных на укрепление независимости судебной ветви власти.

Существенным оказался вклад фракции «Яблока» в законодательное обеспечение второго этапа федеративной реформы, прежде всего в правовое регулирование вопросов, связанных с укреплением органов местного самоуправления (2003 г.).

При рассмотрении Думой Закона «О политических партиях» (2001 г.) во многом благодаря усилиям «Яблока» удалось ограничить возможности административного вмешательства государственных органов в деятельность партий.

В плане юридического обеспечения конституционных прав граждан наиболее успешным для «Яблока» было участие в разработке одного из важнейших законов, направленных на создание законодательных гарантий и реальных механизмов соблюдения гражданских прав и ограничения произвола со стороны государственных органов – Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека» (1997 г.).

Активно фракция «Яблока» участвовала и в разработке Уголовно-процессуального (2001 г.) и Гражданского процессуального кодексов Российской Федерации (2002 г.).

Находясь в оппозиции к правительствам, «Яблоко» в Думе первого и второго созывов регулярно голосовало против проектов бюджета страны, вносившихся Кабинетами министров на утверждение парламента. «ЯБЛОКО» участвовало в двух попытках выразить в Думе вотум недоверия правительству (октябрь 1997 г. и июнь 2003 г). Такие попытки имели место в Думе всех трех созывов. В ряде случаев «Яблоко» выступало в качестве основного инициатора подобных попыток.

В октябре 2003 г., после штурма российскими силами безопасности здания Театрального центра на Дубровке в Москве, захваченного чеченскими террористами, в результате халатности должностных лиц, и несогласованности действий властей погибло 129 заложников. «Яблоко» также выступило за создание парламентской комиссии по расследованию этих трагических событий. Так же как и в 1994–1995 гг., когда партия выступала за создание комиссии по расследования событий 1993 года, парламентское большинство не выразило желания выяснить причины происшедшего.

На выборах в Государственную Думу 4 созыва «Яблоко» не смогло преодолеть пятипроцентный барьер, набрав 4,3% голосов. В связи с этим интересы либерально настроенной части общества в нижней палате парламента не представлены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 9 классе "Политические партии и движения".

Урок "Политические партии и движения" составлен для 9 класса (обществознание). В ходе урока формируется представление у учащихся о политических партиях и движениях, их роли в жизни общества, развивают...

Обществознание 9 класс.Открытый урок "Политические партии и движения"

Конспект урока "Политические партии и движения" 9 класс Кравченко...

презентация к уроку обществознания 9 класс "Политические режимы"

рассмотрение политических режимов , согласно учебнику Кравченко "Обществознание "9 класс...

Урок в 9 классе "Политические партии"

Урок обществознания в 9 классе. Политические движения,их виды,политические партии,их классификация, партийная система....

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические партии"

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические партии"...

Конспект урока обществознания в 9 классе "Политические партии и движения"

Конспект урока по ФГОС  с применением элементов технологии критического мышления....