Понятие “фейк”в современном мире
статья по обществознанию (8 класс)

Фролова Татьяна Владимировна

Слово “фейк” знакомо даже людям, далеким от интернета. Само звучание слова наталкивает на мысль о чем-то фальшивом и поддельном, подмене, которую выдают за оригинал. В переводе с английского языка “fake” означает подлог, фальсификацию, мошенничество.

Понятие “фейк” давно вышло за пределы всемирной паутины и плотно вошло в повседневную жизнь.

Проще всего значение термина можно объяснить на примерах из жизни. Фейком можно назвать любую подделку в сфере науки, творчества или промышленного производства.
На самом примитивном бытовом уровне встречаются фейки-подделки известных брендов, производящих фирменную одежду, обувь и другую продукцию. Созвучное название, где изменена всего одна буква, вводит потребителя в заблуждения, заставляя принимать подделку за товар надежного производителя. Спортивная обувь “Adibas”, костюмы “Puna”, подделки продукции известных косметических брендов служат самыми типичными примерами товаров-фейков.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_feykv_sovremennom_mire.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие “фейк”в современном мире

Слово “фейк” знакомо даже людям, далеким от интернета. Само звучание слова наталкивает на мысль о чем-то фальшивом и поддельном, подмене, которую выдают за оригинал. В переводе с английского языка “fake” означает подлог, фальсификацию, мошенничество.

Понятие “фейк” давно вышло за пределы всемирной паутины и плотно вошло в повседневную жизнь.

Проще всего значение термина можно объяснить на примерах из жизни. Фейком можно назвать любую подделку в сфере науки, творчества или промышленного производства.
На самом примитивном бытовом уровне встречаются фейки-подделки известных брендов, производящих фирменную одежду, обувь и другую продукцию. Созвучное название, где изменена всего одна буква, вводит потребителя в заблуждения, заставляя принимать подделку за товар надежного производителя. Спортивная обувь “Adibas”, костюмы “Puna”, подделки продукции известных косметических брендов служат самыми типичными примерами товаров-фейков.

Цель производителей подобной продукции очень проста. Получение прибыли, которая возникает за счет роста продаж поддельной продукции, принимаемой покупателем по ошибке за известную марку.
Люди создавали копии ценных предметов с давних времен. Появление изысканной вещи, заинтересовавшей общественность, всегда сопровождалось появлением ее копий. Подделывали художественные полотна известных мастеров, драгоценности, посуду. Прежде покупка подделки считалось большой неприятностью. В наше время покупатели иногда сознательно приобретают дешевые копии товаров известных производителей.

Производители подобных товаров используют схожесть с наименованием популярной торговой марки для активного продвижения своей продукции. Известным приемом является замена одной буквы в знаменитом логотипе. Закон соблюден, но по отношению к потребителю не совсем честно.
На сегодняшний день примером фейка в реальной жизни могут служить Айфоны от китайских производителей, лекарства и продукты питания, например, продажа маргарина под видом масла. Поддельные лекарственные препараты способны нанести вред здоровью потребителя также, как и косметические средства с сомнительным составом.

Наиболее развит фейк в сети интернет. В это понятие входят и фейковые аккаунты на различных форумах и в соц сетях, фальшивые интернет-магазины и различные сайты, снимки, ролики и даже новости.

Фейковые ролики активно расходятся по сети, собирая множество комментариев в обсуждениях. Огромное количество просмотров приносит хорошую прибыль создателям подобных видео. В отличие от поддельных лекарств, эти ролики безобидны. А вот сайты фишеров, цель создания которых выуживание паролей доступа к электронным кошелькам и банковским картам, способны нанести ущерб финансам граждан. Поэтому следует быть внимательными в сети, читая электронные письма или переходя по ссылкам на сторонние сайты.

С распространением интернета на человечество нахлынул нескончаемый поток новостей. Как правило, картина мира, создаваемая в медиа-пространстве, отличается от реальной. С этим связано становление важнейшей функции СМИ – воздействие на сознание людей и манипулирование им. Как следствие, объекты информации могут быть как реальными, так и ирреальными, «вымышленными», а проверить подлинность довольно сложно. В таких новостях искаженная информация не воспринимается адресатом как мистификация фактов.

Причина этого заключается в стремлении СМИ представить своей аудитории сенсацию. Скорость подачи информации часто не дает журналистам возможность проверить достоверность контента. Данные на максимальной скорости помещаются в сеть, а оттуда – на радио и телевидение. Скандалы, возникающие из-за фейковых новостей, обеспечивают полноценную монетизацию медиа-сайтам.

Часто в СМИ и соцсетях появляется ложная информация, которую распространяют боты или даже злоумышленники. К сожалению, иногда люди принимают «утку» за правду и распространяют ее дальше.
В основе фейка лежит манипуляция, которая достигается с помощью лингвистических приемов, применяемых в сочетании с графическими и психологическими средствами воздействия». Таким образом, первая особенность фейковой информации – её мнимая правдивость и сенсационность.
Из-за скорости распространения таких новостей и формы их преподношения (утвердительные предложения), у людей даже не появляется возможности опровергнуть эту информацию. Текст, как правило, очень легко усваивается и не позволяет усомниться в исключительной честности автора. Утвердительное высказывание часто воспринимается людьми в качестве проверенного. Это способ постановки чёткой позиции по какому-либо вопросу, таким образом можно убедить людей в правоте тезисов, высказанных ранее, ведь эти «факты» всё подтверждают.

Виктор Сороченко, автор «Энциклопедии методов пропаганды» выделяет методы внедрения пропагандисткой информации (которая практически всегда является фейковой) в поток текста таким образом, чтобы она была не заметна для обычного человека и максимально достигала своей цели. Я выделила наиболее, на мой взгляд, эффективные:

Авторитетный источник (акцент на значимость лица без упоминания конкретного имени/названия организации). Пример: 25 марта 2017 года во время трагических событий пожара в ТЦ «Зимняя вишня» (г. Кемерово) с огромной скоростью распространялась информация, рассказанная якобы сотрудником службы МЧС. Неизвестный заявлял, что трупов гораздо больше, чем сообщали по новостям. Позднее эта информация была опровергнута.
Эффект присутствия (автор сообщает множество мелких фальсифицированных факторов, которые заставляют потребителя информации действительно поверить в её правдивость); Пример: В серии книг С. Коллинз «Голодные игры» каждая телепередача, каждый эфир, каждое выступление насыщены лживой информацией. Но группе людей всё-таки удаётся разоблачить действия правительства. Путём анализа новостей, которые передавались в течение месяца в качества «эксклюзива», они сделали вывод, что представленные видеоматериалы являются подделкой, нарезкой кадров, причём зачастую повторяющихся, а тексты, сопровождавшие видео- и фотоматериалы с интересными подробностями, – не более чем выдумка. Кроме того, текст сообщений был снабжён такими формулировками, как «нам, жителям дистриктов», «мы все в ответе», которые уже как будто исходят от самого реципиента.
Отвлечение внимания (новость имеет развлекательный характер. В этом случае под развлечением понимается любое средство, которое возбуждает интерес к сообщению и в то же время маскирует его истинный смысл, блокирует критичность восприятия. Действительно, большинство заголовков жёлтой прессы «цепляет», они составлены с определённой толикой юмора, факты гиперболизированы). Использование эвфемизмов: Пример: приём наиболее распространен в фейках, посвящённых военным действиям в Ираке, Сирии и на Украине. Грубые выражения, открыто описывающие насилие, заменяются нейтральными оборотами: второстепенный ущерб –ненамеренное разрушение объектов авиационными бомбами, бомбардировка –непосредственная воздушная поддержка, военные действия –программа умиротворения. С помощью эвфемизации речи автор манипулирует сознанием людей, создавая ложное представление спокойствия и скрывая от них истинную картину той жестокости, что происходит на мировой арене».
Соответственно, эти методы внедрения фейковой информации являются одновременно её признаками. Упоминание якобы авторитетных источников без прямых ссылок, маловажные детали, манипулятивные формулировки, яркий заголовок, использование эвфемизмов – эти характеристики по отдельности и в сочетаниях выдают фальшь.

К настоящему времени в мире идет усиление борьбы с неправомерным использованием чужой интеллектуальной собственности. Последний виток этой борьбы вызван повсеместным проникновением широкополосного Интернета, удешевлением доступа к нему, ростом количества сервисов и услуг, которые можно получить удаленно, доступностью систем электронной коммерции; последние два пункта форсируют совершенствованием законодательства в данной сфере.
Однако, существует такое понятие, как правомерное использование чужой интеллектуальной собственности. Правомерное использование чужой интеллектуальной собственности в Российской Федерации, без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения регулируется гражданским кодексом РФ, ст. 1274 «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях».
В применении к сфере обучения и образования, ее положения можно свести к следующим:
1. цитируемое произведение должно быть правомерно обнародовано и/или введено в гражданский оборот;
2. допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Следует обратить внимание в тексте закона на формулировки «объеме, оправданном целью цитирования» и «с учетом цели» – понятие о «целях» и «объемах» заимствования могут не совпадать у заимствующего, правообладателя и суда. Например, материал данного сообщения я взял в статье Евгения Сергеевича Чиркина, которая более чем наполовину состоит из цитат юридических документов. Однако, я не преследую цели личного обогащения, а стремлюсь передать аудитории данное знание. Поэтому в моих действиях нет правонарушения.

Как правильно организовать поиск в Интернете
Проблема поиска во Всемирной паутине не в том, что информации мало, а в том, что ее много. Поиск информации в Интернете — краеугольный камень эффективной работы в Сети. Владение навыками поиска делает Интернет для пользователя полезным как во время работы, так и во время отдыха.
Для организации поиска в Интернете существуют специализированные службы, называемые поисковыми системами.

Поисковые системы.
Поисковые системы — программно-аппаратный комплекс с web-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet. Для поиска информации с помощью поисковой системы пользователь формулирует поисковый запрос. По запросу пользователя поисковая система генерирует страницу результатов поиска. Такая поисковая выдача может сочетать различные типы файлов, например: веб-страницы, изображения, аудиофайлы. Некоторые поисковые системы также извлекают данные из баз данных и каталогов ресурсов в Интернете.
Цель поисковой системы заключается в том, чтобы находить документы, содержащие либо ключевые слова, либо слова как-либо связанные с ключевыми словами. Поисковая система тем лучше, чем больше документов, релевантных запросу пользователя, она будет возвращать. Результаты поиска могут становиться хуже из-за особенностей алгоритмов. Например, на запрос домашние животные поисковый сервер «Яндекс» (подробнее о нем см. ниже) выдает более 14 000 000 ссылок на страницы, содержащие нужные, на его взгляд, сведения. Однако далеко не все так гладко: при посещении некоторых найденных страниц выясняется, что искомой информации на них недостаточно, а то и вовсе нет.
Чтобы искать с максимальной результативностью необходимо знать как работают поисковые серверы и правильно составлять запрос на поиск информации.

Принципы работы поисковых систем
Поисковые системы работают, храня информацию о многих web-страницах, которые они получают из HTML страниц. Основные составляющие поисковой системы: поисковый робот, индексатор, поисковик. Обычно системы работают поэтапно. Сначала поисковый робот получает контент, затем он просматривает содержимое web-сайтов. Только после этого индексатор генерирует доступный для поиска индекс. Индексатор — это модуль, который анализирует страницу, предварительно разбив её на части, применяя собственные лексические и морфологические алгоритмы.
В основе работы большинства современных поисковиков лежит индекс цитирования, который вычисляется индексатором в результате анализа ссылок на текущую страницу с других страниц Интернета. Чем их больше, тем выше индекс цитирования анализируемой страницы, тем выше эта страница будет отображена в результатах поиска и тем выше страница будет представлена в списке найденных ресурсов.

Правила построения поисковых запросов
Как уже отмечалось, в Интернете существует множество поисковых серверов, отечественных и зарубежных.
Российские поисковые серверы: Яндекс (www.yandex.ru); Рамблер (www.rambler.ru); Апорт (www.aport.ru) и Gogo (www.gogo.ru).

Зарубежные поисковые серверы: Google (www.google.com); Altavista (www.altavista.com) и Yahoo! (www.yahoo.com).
Для поиска на русском языке лучше подходят российские серверы, на иностранном — зарубежные, хотя, Google неплохо справляется с поиском на многих языках. Несмотря на заявления многих владельцев поисковых систем, что запросы могут быть написаны практически на языке, который люди используют для общения между собой, это далеко не так. Благодаря внедрению новых языковых технологий поисковые системы стали гораздо лучше понимать пользователя. Поисковики теперь ищут не только запрашиваемое слово, но и его словоформы, что позволяет делать результаты поиска более точными. Например, если в поисковом запросе присутствует слово умный, то его результаты будут содержать не только это слово, но и его производные: умного, умная, а также ум и даже разум. Естественно, страницы со словоформами будут не в числе первых результатов поиска, но элементы искусственного интеллекта налицо. Этот факт полезно учитывать при построении поисковых запросов.
Следует помнить о том, что поисковые системы при обработке запроса не учитывают регистр символов, а применять знаки препинания в поисковых запросах вовсе не обязательно, так как они также игнорируются поисковыми серверами. Однако при построении сложных расширенных запросов, результаты поиска по которым обычно гораздо ближе к ожидаемым, используют традиционные знаки препинания. Большинство поисковых систем может бороться с опечатками. Если поисковому серверу покажется, что в слове допущена ошибка или опечатка, то он предупредит об этом той же фразой: Быть может, вы искали….

Существует распространенное убеждение, что каждое новое поколение программ совершенней предыдущего.
Но что же поменялось в действительности за последние годы? Не алгоритмы и не структуры данных, не математические модели. Хотя и они тоже. Поменялась парадигма использования систем.
Как и любая программа, поисковая система оперирует со структурами данных и исполняет алгоритм. Разнообразие алгоритмов не очень велико, но оно есть.
Приблизительно 3 из 5 поисковых систем и модулей функционируют безо всяких математических моделей. Точнее сказать, их разработчики не ставят перед собой задачу реализовывать абстрактную модель.
Способность находить и ранжировать документы, не содержащие слов из запроса, часто считают признаком искусственного интеллекта или поиска по смыслу и относят априори к преимуществам модели.
Характеристики поисковых систем
Полнота – одна из основных характеристик поисковой системы, представляющая собой отношение количества найденных по запросу документов к общему числу документов в сети Интернет.
Точность – еще одна основная характеристика поисковой машины, которая определяется степенью соответствия найденных документов запросу пользователя.
Актуальность – не менее важная составляющая поиска, которая характеризуется временем, проходящим с момента публикации документов в сети Интернет, до занесения их в индексную базу поисковой системы.
Основные задачи поисковых серверов:
■ находить новые сайты и вносить их в собственную базу данных (хранилище) адресов;
■ ранжировать сайты в базе данных и делать результаты поиска наиболее соответствующими запросам пользователей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Фейк в современном информационном поле

То, что история, как России, так и зарубежья пропитана ложью, уже мало кто сомневается. Процесс искажения истории продолжается и сейчас. В эпоху цифровых технологий историческая ложь приобретает друго...

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Статья о формах, технологиях и методах проведения современного урока...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...