Проблема выбора профессии
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Проблема выбора професии у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6obno13.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Проблема выбора профессии ».

 Цель: Познакомить обучающихся с миром новых профессий.

Изучение нового материала.

План

1. Профессии, наиболее востребованные  на рынке труда

2. Стереотипы при выборе профессии. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»  

3. Тест: согласны ли вы с утверждениями?

4. Горячая десятка заблуждений в выборе профессии (анализ вопросов теста)

5.Заключительная часть. Подведение итогов урока

6.Бывает образование без успеха. Успех без образования исключен. Рекомендации по выбору профессии.

7.Вывод

8.Домашнее задание.

           Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает себе и образ жизни. Это мнение подкрепляется примерами: «Он работает геологом», что мы себе представляем, какой образ жизни у этого человека? (постоянные разъезды, экспедиции, человек мало бывает дома, с семьей); девушки, выбирающие профессию бухгалтер, не факт, что они любят математику или интересуются экономикой. Какой образ жизни они себе выбирают? (спокойный, профессия, не требующая большой отдачи, позволяющая уделять достаточное время семье).  Иначе говоря, выбирая профессию, в самом начале, вы выстраиваете не только профессиональный путь, но и жизненный.

1.Профессии, наиболее востребованные  на рынке труда

           Вы, наверное, уже знаете, как сложен и многообразен мир профессий. В нем насчитывается несколько тысяч профессий, и он постоянно изменяется: уходят в прошлое старые профессии, появляются новые. Чтобы не потеряться в этом сложном и многообразном мире, необходимо иметь знания о нём. Они помогут вам сделать более осознанный выбор профессии.

           Если мы сравним современный мир профессий с теми профессиями, которые выбирали ваши родители, то увидим существенную разницу. Двадцать лет назад вообще не знали о тех профессиях, которые существуют сегодня. Например, бизнес-менеджер, менеджер по персоналу, бренд-менеджер, маркетолог, имиджмейкер, стилист, мерчендайзер, промоутер (коммивояжёр), девелопер  и т.п.

           Еще одна тенденция развития мира профессий – сращивание технических университетов и промышленных предприятий. Это явление принято называть корпоративным университетом.

           Если вас интересуют инженерно-технические специальности, которые в перспективе будут пользоваться всё большим спросом, имеет смысл искать вузы, тесно сотрудничающие с предприятиями. Процесс обучения переплетается с освоением азов деятельности на предприятии. В рамках корпоративных университетов ваша профессиональная деятельность начнется в процессе обучения, и по окончании университета вы придете на позицию инженера.

           Заметной тенденцией обновления мира профессий становится гуманизация общества – появляется много специалистов, занимающихся помощью и поддержкой различных групп населения. 20 лет назад профессия «психолог» в России была экзотикой, а о специальности «социальный работник» никто не слышал. Сейчас существует много разных вспомогательных областей для трудоустройства таких специалистов: образование, здравоохранение, социальная защита, производство. К основным социально ориентированным специальностям относятся психолог, социальный работник, социальный педагог.

           На сегодняшний день мир профессий развивается в большей степени в данных направлениях. Поэтому имеет смысл, стремиться получить комплексное образование, которое бы соответствовало нескольким из перечисленных направлений. Например, менеджер по персоналу интегрирует в себе тенденцию менеджериализации, и гуманизацию профессиональной деятельности.   Специалист по связям с общественностью (PR-агент) также соединяет в себе несколько профессий: как психолог он учится понимать и управлять общественным мнением; как представитель поколения информатизации он знает, как оперативно найти информацию и построить самые эффективные каналы ее распространения; как управленец, представляет, каких специалистов привлечь для разработки проекта и т.д. Ваша задача – найти свое сочетание, которое позволит заниматься интересным делом и достойно жить.

 2.Стереотипы при выборе профессии      

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»  

           Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ – примерно каждый третий ошибся в своем выборе профессии, каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал сначала, пошёл бы другим путём. Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?

(«давят» родителя, идут за модой, выбирают за компанию, ничего не знают о выбранной профессии).                                                                                                                                           

 3.Тест: согласны ли вы с утверждениями? 

           Предлагаю выполнить небольшой тест, вопросы которого перед вами, если вы согласны с утверждениями, то ваш ответ будет «да», если не согласны, то «нет». В конце теста подсчитаете количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда.
  2. Выбирать профессию надо «за компанию»
  3. Выбирать профессию по признаку престижности
  4. Профессия предназначена человеку от рождения.
  5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами».
  6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

          Подсчитайте, со сколькими утверждениями вы согласились. На самом деле, все девять утверждений относятся к заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

4. Горячая десятка заблуждений в выборе профессии (анализ вопросов теста)

  1. Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако жизнь ускоряется, появляется всё больше возможностей. Вы не будете оставаться прежним и, научившись выбирать профессию сейчас, не побоитесь рисковать в последующем. Почему человек начинает думать, что профессия выбирается раз и а всю жизнь? Скорее всего, боится рисковать и предпочитает думать, что выбор профессии исключает право на ошибку. Такая логика часто «разрешает» человеку принимать решения не самостоятельно, перекладывать ответственность на других людей.
  2.  Выбор профессии «за компанию». Многие люди руководствуются принципом: «Мой друг хочет получить определенную профессию – значит, и мне нужно». Иногда выбор может оказаться удачным, но, как правило, чаще всего выбранная профессия более или менее подходит инициатору (ведь для него это осознанный выбор), а вот компаньону – не очень.
  3. Выбор профессии по признаку престижности. На профессии, как и на большинство жизненных явлений, существует мода. Это временно, мода на профессии меняется довольно быстро и к моменту, когда вы получите профессиональное образование и начнете работать, модными станут другие профессии.
  4. Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это, значит, боитесь пробовать себя. Лучший выбор – это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и расположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности (как быстро вы устаёте от монотонной работы, или, наоборот, от постоянной смены видов деятельности).
  5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с психами. Психолог умеет задавать вопросы и располагать человека к прояснению своих намерений. Иногда отказ от помощи специалиста – психолога связан с тем, что человек не хочет посмотреть на себя со стороны, или у человека складывается отрицательный опыт общения с психологом. В любом случае, стеснение перед обращением к специалисту по выбору профессии важно преодолеть, ведь можно столкнуться с проблемами, требующими опытного, объективного взгляда, а таким опытным специалистом чаще всего является психолог. Он обладает нужными знаниями и умениями, чтобы расположить вас к себе, выяснить ваши намерения, а не только протестироваться. Кстати, с «психами» работают психиатры и специальные психологи.
  6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит. Вовсе нет, так как многие вузы открывают дополнительные специализации по подготовке переводчиков, менеджеров, экономистов. Чтобы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам. Другое дело, хорошо ли получить специальность «менеджер» в каком-нибудь техническом вузе, а специальность «переводчик» - в медицинском. В то же время современные эксперименты с соединением разных специальностей (например, менеджер и переводчик, учитель начальных классов и психолог, программист и маркетолог) дают шанс получить более востребованное образование. Важно поподробнее узнать о специальностях и специализациях факультета, на который вы собираетесь поступать. Необходимо получить информацию о том, в каком объеме будет преподаваться дополнительная специализация, будет ли в документах об окончании вуза зафиксировано обучение по специализации и в какой форме.
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит на вас. С одной стороны, человек, который дорожит мнением близких ему людей, рискует отказаться от своей самостоятельности; с другой – всегда ли можно положиться на мнение близких людей, видят ли они проблему объективно, готовы ли они смотреть на ситуацию с перспективой. Многие взрослые знают о мире современных профессий намного меньше, чем подростки, поэтому они не всегда могут найти варианты подходящих профессий. Следовать за мнением друзей напоминает следование моде, когда профессия выбирается не потому, что нравиться, а потому, что многие к ней стремятся.
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии – один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обоснованно подойдете к будущей профессии. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Вспомни. Когда ты был маленьким, тебя регулярно спрашивали: «А кем хочет стать этот очаровательный ребенок?» Согласитесь, с возрастом таких вопросов поубавилось – ведь взрослые, даже самые разумные, боятся взросления своих детей и не всегда оказываются готовы к этому периоду жизни. Поэтому, выбирая профессию, вы утверждаете себя как взрослый человек.
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный ВУЗ. Престижная марка – во многом успешная реклама. Качество образования определяется по уровню библиотечного и информационного обслуживания студентов, сотрудничества с бизнес – организациями и предприятиями. Обо всем об этом лучше узнавать из первых рук. Качественное образование – это, прежде всего возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост. Хорошим показателем становится реальное сотрудничество вуза с западными вузами, наличие преподавателей с научными степенями.  

5.Заключительная часть. Подведение итогов урока

  1. Что интересного вы сегодня узнали?
  2. Что останется в памяти?
  3. О чём можно задуматься?

6.Бывает образование без успеха. Успех без образования исключен

Рекомендации по выбору профессии

  • Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

7.Вывод:

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желание – это максимум возможностей,

А не желание – множество причин

(Э. Асадов)

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться»

8.Домашнее задание: прочитать конспект .Ответить на вопросы теста .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема выбора профессии в современных условиях

Выбор профессии на сегодняшний день является первоочередной задачей которую необходимо решать в средней школе....

Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

Тренировочный тест для подготовки к ГИА...

Test 10 Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

тренировочный тест для подготовки к ГИА...

План- конспект урока по немецкому языку в 9 классе по теме: «Проблемы выбора профессии»

Цели:1.Формирование навыков монологической и диалогической речи по теме «Выбор профессии».2.Воспитаниеуважения к любому труду, к людям труда.3.Формированиеактивной жизненной позиции учащихся....

Проблема выбора профессии

Материал по профориентации со списком профессий различных сфер деятельности, кратким описанием, требованиями к профессиям и где можно работать по ним....

Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации детей.

Материалы стенда для родителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации.Как помочь детям минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание ...

Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации учащихся.

Материалы стенда для учителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации.Как помочь ученикам минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание...