Программа факультатива по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Стукалова Ирина Анатольевна

Программа факультатива по обществознанию. Программа предназначена для обучающихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_obshchestvoznaniyu.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ташаринская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения  

Протокол № 1

от «28» августа 2018 г.

Руководитель методического объединения

____________/Е. Н. Лакина/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______/Г. В. Шаталова/

«28» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Ташаринская СОШ

__________ /О. Х. Логинова/

Приказ № 61/15-04

от « 29» августа 2021 г.

Рабочая программа по курсу

внеурочной деятельности по обществознанию

« Подготовка к ОГЭ» 9 класс

                                         Составитель: Стукалова И.,

учитель истории и обществознания

2021 – 2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа элективного курса для   9 класса составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г  и в соответствии Примерной программой по обществознанию для основной школы. Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ОГЭ. Программа предполагает наличие осознанного выбора девятиклассниками предмета по выбору для сдачи в форме государственной итоговой аттестации.

Программа рассчитана на 34 часа. Представляется режим прохождения курса: в 1 и 2 полугодии 9 класса по 1 часу в неделю.

Программа представляет возможность более эффективной организации учебного процесса в целях реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования по обществознанию и для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Цели программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к аттестации в форме ОГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.

Задачи программы:

- повысить предметную компетентность учеников;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.

- ознакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;

- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11кл.

Программа содержит сведения о многочисленных формах контроля. Её реализация поможет развивать и совершенствовать метапредметные умения и навыки.

Обществознание как учебный предмет представляет собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни. Поэтому обществознание включает в себя основы экономики, политологии, права, философии, социологии, психологии и других наук. Знания основ обществознания помогает обществу в эффективном решении множества проблем, стоящих перед ним в экономической, политической, социальной или духовной сфере.

Предмет «обществознание» привлекателен в выборе учащимися 9 классов для сдачи в форме ОГЭ, так как для подросткового возраста свойственно как стремление разобраться в самом себе, стремление изменить мир вокруг себя. Большинство подростков (из 26 человека- 15) выбирают данный курс, так как в дальнейшем предполагают продолжать обучение в 10 классе, затем получать высшее образование. Для поступления в вуз именно обществознание будет одним из вступительных экзаменов и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят сосредоточиться на главном, систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в 10 классе, а затем меньше времени заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ. Именно эти два мотива побуждают подростков к выбору подготовительных курсов по обществознанию.

Программа данного курса составлена с учётом и на основе:

1. Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

2. Образовательной программы образовательного учреждения.

                      Метапредметные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся метапредметных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного предмета «Обществознание» являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Ожидаемый результат:

Основным результатом освоения данного курса учащимися 9 класса станет их готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как теоретическая, так и практическая, моральная и психологическая.

                       Основные виды деятельности учащихся:

индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);

индивидуальная работа по выполнению заданий ОГЭ:

- решение тестовых заданий

- решение заданий на анализ признаков событий или явлений

- решение заданий на классификацию событий, явлений;

- решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- составление простого плана.

- парная работа

- групповая работа

- творческая работа (составление кроссвордов по терминам идр.)

- прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий (в соответствии с Кодификатором)

- онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.

           Формы контроля:

Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома

Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)

Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по теме

Проверка подготовки (теоретической) во время работы с презентацией, содержащей частичные сведения и пустые графы для фронтальной беседы

Компьютерное тестирование по освоенной теме

Письменное тестирование

Проверка сформированности УУД при решении индивидуальных заданий ОГЭ

Контроль знания основных терминов и понятий (решение кроссвордов)

Контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом)

  Виды контроля:

Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.

Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.

Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.

Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития

Содержание курса

№ п/п

Название раздела

К-во часов

1

Особенности ОГЭ по обществознанию

2

2

Человек и общество

4

3

Сфера духовной культуры

4

4

Социальная сфера

3

5

Экономика

5

6

Сфера политики и социального управления

4

7

Право

4

8

Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второго уровня части 2

4

9

Практическое решение тестовых заданий

2

10

Итоговое обобщение

2

                   

                            Календарно-тематическое планирование.

Номер урока

Тема

Дом. задание

Кол-во часов

1

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ  по обществознанию.

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2021

1

2

Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2021

1

3

Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами.

Тесты

1

4

Глобальные проблемы современности. Человек и его ближайшее окружение.

Составление плана текста

1

5

Социальные конфликты и пути их решения.  Задания на установление соответствия.

Тесты

1

6

Биологическое и социальное в человеке. Личность и межличностные отношения.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

7

Личность и мораль.

Составление плана текста

1

8

Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.

Тесты

1

9

Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Составление плана текста

1

10

Особенности подросткового возраста. Решение задач.

Тест

1

11

Социальная структура. Страты и классы. Решение тестов.

Выполнение заданий 2-й части

1

12

Неравенство и социальная дифференциация.

Составление плана текста

1

13

Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

14

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных.

Составление плана текста

1

15

Экономические системы. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Задания на установление соответствия. Разбор ситуаций.

Тесты

1

16

Рынок и рыночный механизм. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

Записи в тетради

1

17

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Составление плана текста

1

18

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

19

Принципы конституционного устройства РФ.

Тесты

1

20

Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста.

Записи в тетради

21

Власть. Роль политики в жизни общества. Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий к тексту.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

22

Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.

Тесты

1

23

Основы Конституционного строя Российской федерации.

Составление плана текста

1

24

Правоохранительные органы в Российской федерации.

Записи в тетради

1

25

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

26

Семейные правоотношения. Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов.

Тесты

1

27

Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второго уровня части 2

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

28

Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второго уровня части 2

Выполнение заданий к тексту

1

29

Диагностическая работа в формате ОГЭ.

1

30

Анализ выполнения диагностической работы.

1

31

Практическое решение тестовых заданий

Составление плана текста

1

32

Выполнение заданий в формате ОГЭ.

Тесты

1

33

Выполнение итоговой работы.

Выполнение итоговой работы

1

34

Итоговое повторение

1

Литература:

  1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2019;
  2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2019;
  3. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
  4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.
  5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
  6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008.
  7. Конституция РФ.- Новосибирск  2017
  8. Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000
  9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010
  10. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
  11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
  12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011.
  13. Сборник кодексов РФ. – М., 2002
  14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1. Основные Internet-адреса:

  • http://www.mon.gov.ru – Министерство  образования и науки
  • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
  • http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
  • http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена

2. Электронные учебные пособия:

  • 1С: Школа. Экономика и право 9-11 классы.
  • Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
  • Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
  • Видеохрестоматия "Основы права"
  • Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс"
  • Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс

Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....

Программа по факультативу по обществознанию 8 класс

Изучение факультативного  курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере правовых отноше...

Рабочая программа факультатива по обществознанию 10 кл

Рабочая программа для проведения факультативных занятий по обществознанию для подготовки к ЕГЭ...

Программа факультатива по обществознанию «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» для обучающихся 11 класса

     Курс предназначен для изучения в 10 классе.  Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпуск...

Рабочая программа факультатива по обществознанию 11класс "Работа над сложными заданиями по обществознанию"2021-2022 уч. год

Рабочая программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ     2022года....