Урок по теме: « Правоотношения и их субъекты». Практическая работа №3 по теме: «Право и правоотношения».
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Рукавицына Ирина Геннадьевна
  1. Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения и субъекты правоотношений;
  2. Раскрыть смысл понятий: участники, объекты и содержание правоотношений;
  3. Выявить отличия и общие черты правоотношений от других социальных отношений;
  4. Познакомить учащихся с понятиями«правоспособность» и «дееспособность»;
  5. Раскрыть смысл понятия «субъективное право».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravootnosheniya_i_subekty_prava.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

                          Урок по теме: « Правоотношения и их субъекты».

Практическая работа №3 по теме: «Право и правоотношения».

Цель урока:

  1. Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения и субъекты правоотношений;
  2. Раскрыть смысл понятий: участники, объекты и содержание правоотношений;
  3. Выявить отличия и общие черты правоотношений от других социальных отношений;
  4. Познакомить учащихся с понятиями«правоспособность» и «дееспособность»;
  5. Раскрыть смысл понятия «субъективное право».

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ– Гражданского кодекса РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного, т.е. социализации личности;

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

4.Способствовать развитию у учащихся следующих УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор критериев для сравнения объектов; установление причинно-следственных связей, аргументация своей позиции, рефлексия способов и условий действий.

Основные понятия:правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

  1. Организационный момент. Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы.
  2. Проверка усвоения изученного материала.
  1. Работа по карточкам с заданиями.

- Каково основное назначение права в обществе?

- Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чём их сходство и различие?

- Перечислите отрасли права. Почему существует множество отраслей права?

- Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

                  2. Работа по вопросам с заданиями на с. 77-78.

                   3. Работа с тестами по теме: «Право и его роль в жизни общества и государства»

                  4.Задание:в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

  • “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.”

. Искандер)

  • “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать» (П.Коэльо)
  • “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших …” (Э.Борк)
  • “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” (И.Шевелев)
  • “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …”( О.Бальзак)
  • “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”(Ж.Деламбер)

Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.

Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?

  1. Изучение нового материала.
  1. Что называют социальными отношениями? Раскройте смысл понятия«правоотношения»?
  2. Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?
  3. Выделить сущность и особенности правоотношения…

Запись в тетради:

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

 1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

- Работа с текстом учебника: изучите текст учебника на стр. 79 изаполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Субъекты

Объект

Содержание

Сущность

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

- Работа в группах.

Практическая работа №3 «Право и правоотношения»: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.В ходе разбора ситуаций заполните таблицу «Элементы правоотношений».

  • Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.
  •    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
  • После смерти гражданина Ю. его наследник, будучи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. подал в суд.
  • Гражданин М. потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролёры потребовали заплатить штраф.
  • Дедушка подарил внучке в связи с её вступлением в брак акции строительной компании.

-  В ходе разбора ситуаций заполните таблицу «Элементы правоотношений».

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах:

1.В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой?

2.Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений?

3. Как называются участники правоотношений?

- Если учащиеся затрудняются ответит на вопросы можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1) гражданин Иванов, 2) фонд помощи бездомным животным, 3) иностранный турист, 4) лицо без гражданства, 5)общеобразовательная школа, 6) адвокат, 7) контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы: «Субъекты  правоотношений»

Физические лица

Юридические лица

1,3,4, 6

2,5,7

- В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

- Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У физических и юридических лиц она возникает по-разному.

-  В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

  - Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите  особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Правоспособность

Дееспособность

Способность лица иметь права и нести обязанности

Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.

- Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физическое лицо

Юридическое лицо

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно(частичная с 14 лет, полная с 18 лет)

Становится правоспособным и дееспособным одновременно, в момент регистрации.

- Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность физических лиц действительно возникает постепенно.

- Работа с тестами по теме: «Правоотношения и субъекты права».

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Д/з: анализ конспекта, проработать параграф 9, выполнить задания и ответить на вопросы с. 83-84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права

Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...

Практическая работа по теме Источники права,обществознание, 10 класс

Практическая работа по теме "Источники права", обществознание, 10 класс может использоваться на разных этапах урока: для самостоятельного изучения нового материала в качестве инструмента сам...

Практическая работа для 5 класса "Правила ввода текста"

В документе представлены тексты для набора и форматирования в текстовом процессоре...

Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс

Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.Задачи урока:Образовательные: дать понятие ...

Практическая работа по праву тема МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Практическая работа по праву  тема МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО...

Презентация к уроку по теме: "Содержание и объем понятия" + практическая работа "Строим диаграммы", 6кл

Цель: сформировать представление о содержании и объеме понятия, об общих и единичных понятиях....