Глава№3 Социальная сфера
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Магомедова Луиза Абдужапаровна

ОТКРЫТЫЙ УРОК "Социальная структура общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока31.51 КБ
Файл sotsialnaya_struktura.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: Глава 3. Социальная сфера

«Социальная структура общества»

Цель:  1.Как устроено общество?
2.Что значит социальная стратификация?
3. Какие бывают социальные  конфликты?

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, Я хочу вам представиться, меня зовут Луиза Абдужапаровна. И сегодня урок обществознания проведу вам я.

 Для начала мы отметим есть ли те кто не пришел на урок, староста попрошу вас назвать имена и дежурного в классе.

Я повторюсь зовут меня Луиза Абдужапаровна, попрошу вас  не нервничать и быть самими собой. Моя личная цель на этом уроке я хочу чтоб вы получили новые знания, и приятные эмоции.

Я вам раздала листы с маршрутом урока, и к концу они должны  быть заполнены, для этого вам нужно просто внимательно слушать меня. В начале урока я попрошу вас отметить на ваших листах в виде смайлика в каком настроении вы пришли сегодня ко мне на урок.

 Вы уже прошли две главы, и я предлагаю вам вспомнить,  то  что мы уже знаем.  Как называлась первая глава кто поможет? (Личность и общество)

А вторая глава? ( Cфера духовной культуры)  

 В обществознание есть определение слову человек, Человек –это существо обладающее разумом.  ТАКЖЕ МЫ  говорим человек,  это «БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО» как вы это понимаете?

Биологическое и социальное две стороны человеческой сущности.

 Первая- природное, телесное, живое в человеке, связанное с его организмом, индивидуальность, рефлексы, инстинкты.

Второе-(социальное) свойства человека которые формируются и проявляются только в обществе.

 На странице 103 у нас есть вопросы  к главе 2 которую вы прошли, сейчас нам надо будет на них ответить.

  1. Что включает в себя духовная сфера человека? (мораль, долг и совесть, образование, наука, религия)
  2. Какое место в жизни человека и общества занимает духовная культура?
  3. В чем заключается взаимосвязь науки и  образования?
  4. Какое значение имеет мораль в жизни человека?
  5. В чем состоит роль религии  в современном обществе?

Спасибо вам за ответы, чтоб закрепить знания о духовной сфере у меня для вас подготовлен поход в музей. На мой взгляд, в условиях пандемии это самые актуальные маршруты. Духовная сфера- это сфера обогащающая, внутренний мир человека, сфера помогающая  сделать жизнь человека насыщеннее и интереснее. Есть два маршрута мы можем отправиться с вами и посмотреть экспонаты в Эрмитаж, а также можем посетить наш Исторический памятник Нарын-Кала в Дербенте. Я вам предлагаю выбрать маршрут самим.

После похода в музей, нам стоит немного передохнуть и настроиться на урок. Поставьте ручки на стол, закройте глаза и немного релакса, у нас физминутка.

 Переходим с вами к изучению новой темы, как называется тема урока кто мне подскажет. «Социальная структура общества»  

Сейчас мы с вами поставим целина этот урок.

 Цель: 1.Как устроено общество?
2.Что значит социальная стратификация?

  1. Какие бывают социальные   конфликты? 

Цели на урок у нас с вами есть листы рабочие у вас на столах, начнем изучать тему социальная структура общества.

 Изучение социальной сферы мы начнем с темы «Социальная структура общества»   для начала нам нужно разобраться с термином, что же он значит.

Социальная структура общества- это совокупность взаимосвязанных социальных  групп, и общностей которые образуют внутреннее строение общества. Термин немного сложноват для первичного восприятия, но немного углубившись все станет понятно.  Социальная структура, это наше внутреннее строение, у нас есть общество,  и от него есть какие то ответвления. Вот эти элементы ответвления называются социальной структурой. Это то что составляет наше общество в целом.

 Это самое базовое определение в ОГЭ. 

 Мы изучив термин соц.структура- столкнулись с новым определением, это социальная группа.

Что же значит этот термин, социальная группа- устойчивая совокупность людей, обладающих присущими только им социально значимыми признаками(социальное положение, интересы, ценности)

Теперь  давайте разбираться по порядку, устойчивость что же это такое? ( устойчивость предполагает что такая группа, существует длительное время, она создается не на какой то короткий промежуток времени,  и очень трудно распадается, обладающих присущими только им социально значимыми признаками – это признаки которые значатся в обществе, и выделение которых, важно.

Например какие это могут быть соц.группы: группы по соц.положению бедные, богатые, по интересам- например учащиеся которые готовятся к ОГЭ.  Что важно знать что социальная группа выделяется по социально значимым признакам, и еще важные особенности социальной группы.

Во первых: люди состоящие в соц.группе общаются между собой достаточно хорошо, эти люди состоящие в соц,группе например возьмем нас, мы общаемся друг с другом, осознаем принадлежность к этой группе, мы ведь все понимаем для чего мы здесь, у социальной группы есть свои признаки, атрибутика, например ваша школьная форма, и есть правила поведения в классе. Социальная группа в принципе создается по интересам людей, например я пришла сюда получить новый опыт, а вы собрались чтоб получить знания. Самое главное что вы должны понять, что люди состоящие в соц.группе должны понимать свою принадлежность к ней.

Еще одним примером соц.группы можно взять группу болельщиков на футбольных матчах, у них есть своя атрибутика, они имеют общий интерес, поддерживают ту или иную команду, и осознают что они поддерживают ту или иную команду, то есть понимают свою принадлежность.

 Теперь перейдем ко второму важному термину.

 Социальная общность- это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся и выступающая самостоятельным субъектом  исторического и социального действия.

Определение, достаточно сложное но оно наиболее точное. Реально существующая, означает что она есть прямо сейчас, эмпирически фиксируемая значит мы можем ее изучить с помощью органов чувств, мы можем ее видеть слышать о соц.общностях, знать  эмпирический уровень-это работа органов осязания, самое главное в этом определении это конец- выступающие самостоятельным субъектом  исторического и социального действия.

Определение сложное но по признакам мы с вами его разберем.

Главное отличие социальной группы от социальной общности в том, что соц.группы создаются по инициативе людей, (пример тому наш класс, и те же самые футбольные фанаты) а соц.общности создаются в силу естественных причин.

Например: нация- она создалась в силу естественных причин, (сначала был род, потом племя, потом нация, народность- все это происходило само собой, в силу экономических политических причин)  племя, город.

 В социальной общности люди не осознают своей принадлежности,  люди состоящие в одной социальной общности могут не знать друг друга, у них нет никакой атрибутики, у них нет ярко выраженных правил, и они главное создаются в силу естественных  причин. Второй пример поможет мне в точности разъяснить разницу между соц.группой и соц.общностью.

Например: пассажиры автобуса, согласитесь это не социальная группа, потому что у них нет между собой социально значимых связей, общих принадлежащих только им, нет атрибутики, они сложились в силу естественных причин. Им всем нужно кому на работу, на учебу они собрались в автобусе и составляют маленькую общность. Они являются субъектами социального действия- это перевозка  людей.

 Итак мы должны понять что соц.группы создаются по инициативе людей а соц.общности они просто есть, в силу естественных причин.

 

Итак тут мы можем поставить плюс, мы достигли первой цели за урок. Мы узнали что общество, состоит из соц.групп и соц.общностей.

 Теперь перейдем к новому термину: Социальная стратификация. Как социальная стратификация связана с социальной структурой общества, мы с вами уже знаем что социальная структура состоит из соц.групп и соц.общностей.

Сейчас  во внимание берем соц,групп, помните я в пример приводила группу бедные и богатые? Выделение по такому важному соц.признаку как положение- бедные и богатые, группы  не могут быть однородны, между ними есть расслоение, между такими группами есть разница.

То есть, социальная стратификация, такое интересное название,

Соц .стратификация-это расслоение общества по стратам.

Теперь предстоит понять что же такое страты: Страта- это большая группа людей, различающаяся по своему положению в социальной иерархии.

Иерархия- это от большего к меньшему, то есть мы понимаем что Соц.стратификация это деление общества на те или иные страты. Основания для выделения социальных страт: 1. Власть

  1. Доход  3. Образование 4. Престиж профессии. 4 основных критерия выделения той или иной страты.

Давайте разберемся, мы поняли  что это деление, что не бывает однородного общества, кто то всегда будет ниже, кто то выше.

Начнем с власти, кто то ею обладает- например кто то может управлять нами сверху, издавать законы, а кто то просто будет слушать. Разница в полномочиях, по управлению и властвованию, пример этому президент, и мы с вами.

Доход, кто-то зарабатывает миллион рублей,  а кто то 10 тысяч рублей.

Образование и престиж профессии они очень связаны, например кто то получает кто то получает два высших образования, а кто то получил средне профессиональное образование, я понимаю что у всех разные способности в обучении, но это все равно основание для выделения страты.

Престиж профессии кто то врач, или телезвезда, а кто то дворник. Я ни как не хочу никого обидеть, но примеры в социологии берутся из жизни. Так как социология наука изучающая общество.  Это основания для деления общества.

Так мы с вами разобрались с еще одним трудным термином социальная стратификация.

Соц.стратификация это деление или расслоение общества на страты.

История развивалась и в каждой эпохе, была своя историческая стратификация- было свое деление. В современном мире нет такого деления, мы разделяем страты по признакам, образование, власть, доход.  Все исторические типы стратификации остались в прошлом, рабство, касты, сословия, классы.  Теперь мы разберем эти ключевые типы,  и найдем их отличительные признаки по которым их можно выделить.

 Рабство- это исторически, первый тип социального неравенства, и социальной стратификации. В чем же его суть, в принципе тут понятно поэтому мы просто запишем определение.

Рабство- основанная на насилии система социальных взаимоотношений.

Раб, рабовладелец- когда у людей разное соц.положение это социальная стратификация.

Черты: Закрепощение людей в низших стратах,

Раб лишен прав и свобод.

Передавалось по наследству.

Самый главный признак, закрепощение и невозможность выйти из рабства.

Касты, это социальная стратификация присущая Индии, там по прежнему есть остатки каст, но уже не в таком объеме.

Касты- это закрытые общественные  группы, к которым человек относится исключительно по рождению. Переход из одной группы в другую невозможен.

Пример: брахманы- это вожди, жрецы, кшатрии-воины, шудры-слуги.

Сословия- общественные группы, членство в  которых передается по наследству, а их права и обязанности закреплены законодательно.

Пример: дворяне, крестьяне. Хороший пример этому Р.Империя. положение крестьян было закреплено законодательно.

Классы- это большие общественные группы членство  в которых обусловлено общественным разделением труда, а также способом и размером получения богатства.

Пример: рабочие буржуазия.

Это основные 4 исторических типа социальной стратификации общества.

 Теперь я вам предлагаю в словаре в конце учебника найти самостоятельно определение терминам социальный статус, социальная мобильность.

Социальная мобильность- это перемещение индивидов или соц.групп из одних общественных групп в другие. Главное слово тут  ПЕРЕМЕЩЕНИЕ.

Чем выше социальная мобильность, тем общество открыто. Открыто значит, склонно к изменениям.  У социальной мобильности два вида, вертикальная и горизонтальная.  Пример вертикальной мобильности- богатый разорился бедный, бездомный- получает наследство во Франции.

Горизонтальная- это перемещение позиции на одном социально-экономическом уровне, без изменения статуса. Пример: доктор, или учитель жили в Дагестане, переехали в Краснодар.

Виды социальной мобильности индивидуальная, групповая.

Достигли цели номер 2.

И последняя цель, мы с вами узнали что общество имеет расслоение, делится на группы и общности, в этих группах люди занимающие разное материальное положение, разные статусы и роли, разве в таком миксе возможно избежать конфликта- нет.  

Сейчас мы рассмотрим социальный конфликт что это такое?

Социальный конфликт – это высший этап развития противоречий между людьми или социальными группами, который обусловлен несовпадением интересов, мнений и целей.

Как и почему могут возникнуть конфликты вопрос сложный для одной формулировки, конфликт возникает из-за уровня дохода, из-за отношения к власти.

 Задания ОГЭ  на тему социальная структура общества.

1.

Социальные явления

Характеристики

Социальная ………………..

Любой переход индивида или социальной группы, из одной позиции в другую

Социальная……………….

Существующее в обществе структурированное неравенство между различными группами, по их уровню дохода

2. Социальный слой (группа), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением, называется:

1.Классом

2. Статусом

3.Стратой

4. Кастой

  1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют

 

1) социальными отношениями

2) социальной структурой

3) социальной нормой

4) социальной мобильностью

 

  1. Главным предметом социального конфликта в экономической сфере общественной жизни является

1) разъяснение высших ценностей                    3) обладание ресурсами

2) осуществление власти                                    4) организация общества

5.

 ТИП СТРАТИФИКАЦИИ

ПРИЗНАКИ

Сословный

Люди наследуют права и обязанности, перемещение из одной социальной группы в другую затруднены

Наибольшее значение имеет место, занимаемое человеком в обществе, и его труд

Взаимопроверка.

Ответы: 1. Мобильность, стратификация

2.Каста

3. 2

4. 3

5. Сословный, Классовый

Д,З  прочитать пр№13, знакомиться с документом на странице 111, и ответить на 3,4 вопрос в конце параграфа стр 114.

Оценки за урок, и настроение в  конце урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация в начале урока ОТМЕТЬТЕ С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ВЫ ПРИШЛИ НА УРОК ?

Слайд 2

Актуализация знаний виртуальный музеи 1. Экспонаты Государственного Эрмитажа (совместный проект с Google ) — https://artsandculture.google.com/partner/the-state-hermitage-museum Источник: https://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii / Экскурсия по крепости Нарын-кала г.Дербент — https:// www.culture.ru/vtour/naryn-kala-fortress/naryn-kala-fortress/index.html

Слайд 4

Глава №3 Тема урока: «Социальная структура общества» Цель: 1.Как устроено общество? 2.Что значит социальная стратификация? 3. Какие бывают социальные конфликты ?

Слайд 5

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА: 1. Социальная стратификация 2. Виды социальной мобильности 3. Виды социальных групп 4. С оциальные конфликты

Слайд 6

социальная структура общества- это совокупность взаимосвязанных социальных групп, и общностей которые образуют внутреннее строение общества . социальная группа- устойчивая совокупность людей, обладающих присущими только им социально значимыми признаками(социальное положение, интересы, ценности )

Слайд 7

Социальная общность- это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Слайд 8

Социальная стратификация- это расслоение общества по стратам . Страта- это большая группа людей, различающаяся по своему положению в социальной иерархии . Соц.стратификация -это деление общества на те или иные страты . Основания для выделения социальных страт: 1 . Власть 2.Доход 3 . Образование 4 . Престиж профессии .

Слайд 10

Историческая стратификация РАБСТВО КАСТЫ СОСЛОВИЯ КЛАССЫ Основанная на насилии система социальных взаимоотношений. Это закрытые общественные группы, к которым человек относится исключительно по рождению. Переход из одной группы в другую невозможен. Общественные группы, членство в которых передается по наследству, а их права и обязанности закреплены законодательно. Это большие общественные группы членство в которых обусловлено общественным разделением труда, а также способом и размером получения богатства. Черты: Раб лишен прав и свобод. Передавалось по наследству . Пример: брахманы- это вожди, жрецы, кшатрии-воины, шудры-слуги. Пример: дворяне, крестьяне. Пример: рабочие буржуазия.

Слайд 11

Социальная мобильность - это перемещение индивидов или социальных групп из одних общественных групп в другие. Социальный конфликт – это высший этап развития противоречий между людьми или социальными группами, который обусловлен несовпадением интересов, мнений и целей.

Слайд 12

Взаимопроверка. Ответы : 1. Мобильность, стратификация 2.Каста 3. 2 4. 3 5. Сословный, Классовый

Слайд 13

Д,З прочитать параграф№ 13, ознакомиться с документом на странице 111, и ответить на 3,4 вопрос в конце параграфа стр 114 . Настроение в конце урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по обществознанию 11 класс. Социальная сфера

Тестовые задания к разделу Социальная сфера......

презентация уроку "Социальная сфера"

презентация уроку "Социальная сфера". 8 класс. по учебнику Кравченко А.И....

Формирование полоролевых представлений несовершеннолетних в работе социального педагога в учреждениях социальной сферы.

Материал ориентирован на работу социального педагога по формированию полоролевых представлений несовершеннолетних в учреждениях социальной защиты населения...

Глава 2. Сфера духовной культуры. Тема: Наука в современном обществе

Тест по теме: Наука в современном обществе. 8 класс...

Тест Обществознание Глава 3.Социальная сфера (Боголюбов) 8 класс

Тест Обществознание 8 класс Глава 3.Социальная сфера (Боголюбов)...

Тесты по теме "Социальная сфера: социальная структура, социальные отношения"

Представлены тесты по теме  "Социальная сфера: социальная структура, социальные отношения"Часть1 . Задания уровня  А.А 1.  Элементом социальной структуры общества является1) с...