Фобия - непридуманная реальность
творческая работа учащихся по обществознанию (7 класс)

Галеева Анна Вячеславовна

Природа человека волновала всегда ученых, философов и простых обывателей особенно интересен вопрос внутренних переживаний, а именно фобий. Данное состояние человека свойственно не только для маленьких детей, но даже взрослым, например, Наполеон или Пётр I имели фобии. У Наполеона была гиппофобия (боязнь лошадей) и лейкофобия (боязнь белого цвета), а у Петра I - агорафобия (боязнь открытого пространства). В настоящее время в связи с появлением новейших технологий и интернета количество фобий значительно увеличилось, появились новые фобии такие, как интернетофобия (боязнь интернета), номофобия (боязнь остаться без телефона), аэрофобия (боязнь летать на самолётах), киберфобия (боязнь компьютеров) и многие другие. По мировой статистике, психиатры насчитывают 367 различных фобий, им подвержены 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или иную фобию испытывает каждый четвертый ребенок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_v.a.docx400.01 КБ

Предварительный просмотр:

XIII Городской конкурс исследовательских и проектных работ

учащихся 1–8-х классов «Интеллектуалы XXI века»

Фобия  - непридуманная реальность

Психолого-педагогические проблемы (исследовательская работа)

Автор:

Иванова Валерия , 7 с/э1 класс

МАОУ «Лицей №35 г. Челябинска»

Научный руководитель:

Галеева Анна Вячеславовна, учитель истории и обществознания, высшей категории, МАОУ «Лицей №35 г. Челябинска»

Челябинск, 2018


СОДЕРЖАНИЕ

Введение….………………………………………………….……………

ЧАСТЬ 1. Теоретические аспекты фобий человека

  1. Определение понятия фобия …………..………..…….…...
  2. Виды фобий……………………………...……….………….
  3. Сравнение фобии и страха……………………………...…..
  4. Признаки фобии……………………………………………..
  5. Причины появления фобии………..………………………..

ЧАСТЬ 2. Возрастные исследования фобии

2.1.Исследование фобий детей дошкольного возраста (1 – 6 лет)

  1. Исследование фобий детей начальной школы (1 - 4 класс)

2.3.Исследование фобий детей средней школы (5 – 9 класс)

2.4.Исследование фобий взрослых людей…… ………………..

  1. Пути избавления от фобий……...………………….………

Заключение………………………………………………………….…....

Литература………………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………….

Стр.

3

4

4

5

6

6

8

8

9

9

10

12

13

14


Введение

Природа человека волновала всегда ученых, философов и простых обывателей особенно интересен вопрос внутренних переживаний, а именно фобий. Данное состояние человека свойственно не только для маленьких детей, но даже взрослым, например, Наполеон или Пётр I имели фобии. У Наполеона была гиппофобия (боязнь лошадей) и лейкофобия (боязнь белого цвета), а у Петра I - агорафобия (боязнь открытого пространства). В настоящее время в связи с появлением новейших технологий и интернета количество фобий значительно увеличилось, появились новые фобии такие, как интернетофобия (боязнь интернета), номофобия (боязнь остаться без телефона), аэрофобия (боязнь летать на самолётах), киберфобия (боязнь компьютеров) и многие другие. По мировой статистике, психиатры насчитывают 367 различных фобий, им подвержены 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или иную фобию испытывает каждый четвертый ребенок.

Следовательно, фобии – это актуальная проблема современности. В том числе и у меня имеется фобия, что делает работу для меня более значимой.

ЦЕЛЬ: привлечение внимания общественности к феномену фобия, как одному из отклоняющихся состояний человека.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить понятие и виды фобий, их признаки и причины появления.
  2. Провести социологическое исследование фобий по возрастным категориям: дошкольники, младшие школьники, обучающиеся среднего звена и взрослые.
  3. Сравнить в количественном и видовом соотношении фобии у дошкольников, младших школьников, школьников среднего звена и взрослых.
  4. Определить методы избавления от фобий.

ГИПОТЕЗА:

Самый кризисный возраст проявления фобий человека – младший школьный возраст. С увеличением возраста количество фобий становится меньше или же они вообще исчезают.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ интернет источников, сравнение понятия «страх» и «фобия», сопоставление, анкетирование респондентов.


ЧАСТЬ 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОБИЙ ЧЕЛОВЕКА

  1. Определение понятия фобия

Фобия – это состояние человека, которое характеризуется беспричинной и чрезмерной степенью паники. Оно возникает при определенных обстоятельствах и вызывает вегетативные нарушения. Возникновение фобий не поддается логике.

Сутью фобии является неразумный неконтролируемый страх  или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта.1 К сожалению, фобия не поддается никому логическому объяснению, и от того она более неконтролируемая. К примеру, люди с аквафобией по совершенно непонятным причинам боятся плавать, а с айхмофобией – обходят стороной острые предметы.15 Люди, как правило, и сами понимают, что их страхи не обоснованы. Но, несмотря на это, ничего не могут с собой поделать. Порой такие состояния очень негативно сказываются на повседневной жизни, значительно снижая ее качество. Фобии – достаточно распространенная проблема в сегодняшнем мире. [5;Электронный ресурс]

Фобический страх можно излечить в начале его возникновения, но он в свою очередь может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем. Существует большое количество их видов, многие из которых подразделяются на подклассы.

  1. Виды фобий

Наиболее распространенная классификация фобий:

  1. Социофобии – страх ответственности, начальства, публичных выступлений, краха карьеры, бедности, одиночества, страх негативной оценки и так далее.
  2. Биофобии – страх природных явлений, воды, животных, насекомых, болезней, смерти, войны и так далее.
  3. Экзистенциофобии – страх перед будущим, страх смерти, пространства, страх перед свободой и так далее.
  4. Фобии, связанные с состояниями и действиями – страх вертикального положения и ходьбы, страх говорить, страх дрожи, страх ездить на транспорте и так далее.
  5. Фобии, связанные с предметами – страх стекла, страх больших, или маленьких предметов, страх компьютеров, страх колющих предметов и так далее.

С бытовой точки зрения все фобии можно разделить на три группы в зависимости от возраста:

  1. Детские фобии. Каждый ребенок испытывает страх к отрицательным персонажам сказок – Баба Яга, Бармалей, Кащей Бессмертный и так далее. У многих детей есть распространенный страх – боязнь темноты, барабашек и тому подобное. Конечно же, эти кошмары и страхи в большинстве случаях проходят. [2; 124]
  2. Подростковые фобии. Как известно личность человека в подростковом возрасте только формируется. Практически у всех подростков неустойчивая нервная система. Но это и не удивительно, ведь именно в этом возрасте на них выливается большой поток информации, домашние задания, личная жизнь, гормоны. Все это превращает подростков в рассадник страхов. Самая распространенная фобия в подростковом периоде танафобия – страх смерти и интимофобия – страх перед отношением перед противоположным полом. И эти все фобии тоже быстро проходят. Но, если какой-то страх остался с детского или подросткового периода, то к нему надо относиться, как к пожизненному диагнозу, очень важно его искоренить.
  3. Родительские фобии. Практически все родители подвержены самым разнообразным страхам, связанным с их ребенком – это страх, что ребенок потеряется, его украдут, побьют. В молодых семьях возникает панический страх перед ответственностью, но в этом нет ничего удивительного, ведь вырастить и воспитать хорошего человека – это непростое дело. [8;Электронный ресурс]

Более полную классификацию можно просмотреть в Приложении 1.

  1. Сравнение фобии и страха

Страх – нормальная реакция на опасность. Именно страх сыграл огромную роль в эволюции всего живого на Земле, помогая человеку и нашим «братьям меньшим» выжить. Выжить-то он помогает, а вот нормально жить, зачастую, — сильно мешает. Это происходит в тех случаях, когда страх из естественного превращается в невротический и начинает изрядно отравлять наше существование.14 Испытывая страх, мы не можем однозначно сказать, чего именно мы боимся, так как появляется он без всякой видимой причины.

На первый взгляд, разница между страхом и фобией небольшая. Там страшно, здесь страшно. На самом деле фобия – это иррациональный, панический, неконтролируемый, навязчивый, болезненный УЖАС, вынуждающий человека избегать относительно безопасных ситуаций и объектов[8;Электронный ресурс].

Разница между страхом и фобией – в интенсивности переживаемых эмоций. Испытывает страх каждый человек, так как это врожденная защитная реакция человека. Можно преодолеть страх, поняв его причину. В отличие от нормальных, присущих всем нам рациональных страхов, фобия нередко заставляет человека полностью поменять жизненный уклад.20 Рассмотрим разницу между страхом и фобией на реальном примере. Есть достаточное количество людей, которые боятся ездить в метрополитене. В случае если причиной является страх, он должен быть вызван определенным негативным опытом в прошлом. Например, человеку когда-то стало плохо в метро. Если причиной является страх, то человек будет предпочитать передвигаться по городу на наземном транспорте, однако при возникновении необходимости все же спуститься в метро. Естественно, это будет сопровождаться определенными переживаниями, однако будет контролироваться здравым смыслом и логическим мышлением. В случае фобии проблемы будут гораздо более существенны, в зависимости от выраженности фобии. В самых легких случаях человек все же спустится в метро, однако любые, даже незначительные, остановки вагода между станциями будут вызвать предпаническое состояние. В самых тяжелых – человек не сможет заставить себы спуститься в метрополитен даже в случае крайней необходимости, вопреки логике и здравому смыслу и любые попытки насильно совершить это другими людьми могут вызвать тяжелую психологическую травму. [11;Электронный ресурс]  

  1. Признаки фобии

Признаками фобии можно назвать:

  1.  Регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха.
  2. Приступы паники, которые сопровождаются:
  • Спазмами в горле, ощущением нехватки кислорода, удушьем.
  • Учащенным сердцебиением.
  • Потерей сознания.
  • Тошнотой, приступами рвоты, расстройством желудка.
  • Ощущением нереальности происходящего.
  • Страхом смерти или страхом потерять рассудок и др.

Если есть хотя бы четыре из перечисленных признаков, то можно предположить наличие фобии. Причем, вышеперечисленные симптомы нередко появляются даже от одной мысли о том, что является причиной навязчивого страха.

Фобии серьезно осложняют человеку жизнь. Они мешают адаптироваться в социуме, делают невозможным саморазвитие, а иногда приводят к тому, что человек вообще теряет возможность выходить из дома. Но, несмотря на всю тяжесть этого состояния и на то, что это фобическая ситуация в большинстве случаев сопровождается симптомами, сходными с признаками серьезных физических заболеваний, от фобии можно избавиться и без употребления лекарственных препаратов. [9;Электронный ресурс]

  1. Причины  появления фобии

Как правило, фобии возникают у человека в детском возрасте и сопровождают его по жизни. Примерно 90% людей, подверженных фобии, с возрастом способны побороть детские страхи и излечиться от иррационального чувства страха. А оставшиеся 10% не способны справиться с этой проблемой самостоятельно. Они либо убегают от своих проблем, стараясь свести к минимуму возникновение устрашающих их ситуаций, либо обращаются за квалифицированной помощью к специалистам. Чтобы понять причину возникновения фобии, важно осознавать, что существует две группы фобий. К первой группе относятся фобии, связанные с определенной травмирующей ситуацией, наложившей отпечаток на психику человека.

Одна из наиболее популярных причин – генетическая предрасположенность. В наших ДНК содержатся гены, отвечающие за определенную фобию. Так, у некоторых отсутствует страх высоты, а кому-то он передался по наследству от родителей. Наличие генетических фобий можно распознать уже у грудных детей, у которых прослеживаются реакции на тот или иной источник страха. Генетические страхи являются врожденными.[4; 99]

В отдельную группу можно отнести приобретенные фобии, возникающие в результате жизненного опыта или тех или иных событий. К причинам появления фобии в данном случае можно отнести стресс, возникший в результате потери близких людей, заболевания, развод родителей и так далее. На психику ребенка могут повлиять определенные  ассоциации, вызванные определенным событием. Например, ребенок увидел, как соседского мальчика укусила собака, в результате он стал бояться всех собак, даже спокойных. [15;Электронный ресурс]

Зигмунд Фрейд, изучавший разные виды фобий, пришел к выводу, что появляются они вследствие чрезмерного использования человеком механизмов блокировки и защиты для контроля внутренней тревоги. То есть, многие люди подавляют свои внутренние эмоции и не дают им выхода, в результате чего негативные состояния накапливаются, проникая в наше бессознательное Я.  Это приводит к возникновению фобии как реакции на сигнал или объект. Это может возникать, когда родители запрещают ребенку проявлять свои эмоции (например, плакать мальчику), стыдят своего ребенка. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как истоки всех фобий закладываются с детства. [15;Электронный ресурс]


ЧАСТЬ 2.  ВОЗРАСТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОБИЙ

2.1. Исследование фобий детей дошкольного возраста (1-6 лет)

Дошкольный возраст, согласно А.И. Захарову, – это период инстинктивных страхов.[1; 276] Ребенок и вправду боится, причем всего на свете. Людей, собак, магазинов, прыгнуть со скамейки и даже попробовать незнакомое блюдо. Вы подбадриваете, объясняете, показываете на своем примере, но в глубине души очень волнуетесь за своего малыша. Ведь он становится старше, а застенчивость и нерешительность никуда не уходят.

С дошкольниками (дети от 1 до 6 лет) я провела опрос. В моём опросе приняло участие 20 человек. Самыми основными фобиями среди ребят были никтофобия  - боязнь темноты, ей страдает 45% детей, и аниматофобия - боязнь мультяшных персонажей, ей страдает 30% опрашиваемых. Так же присутствовали такие фобии, как иатрофобия -  боязнь врачей и инсектофобия - боязнь насекомых (смотреть Приложение В). Дошкольники ещё очень маленькие для того, чтобы иметь какую-либо серьёзную фобию. Обычно фобии, описанные выше, проходят с возрастом. Например, я раньше жутко боялась насекомых, но сейчас эта фобия пропала и я не то, чтобы больше не боюсь насекомых, я их люблю. В данный опрос я включила фобию своего младшего брата Матвея. Он больше всего боится темноты. И, по результатам опроса, мы узнали о том, что самый главный страх маленьких детей – это именно темнота.

2.2. Исследование фобий детей начальной школы (1-4 класс)

Младший школьный возраст, согласно А.И. Захарову, – это период перехода от инстинктивных к социально-опосредованным страхам.[1; 279] При поступлении в школу после беззаботной жизни в детском саду ребенок подвергается серьезным испытаниям — новая обстановка, новые люди, серьезные обязательства, дисциплина и т.д. И это не может не сказаться на эмоциональном фоне малыша. У него вероятно возникнут определенные виды детских страхов, связанные с новыми, можно сказать экстремальными, условиями. Задача родителей на данном этапе — вовремя заметить, что ребенка что-то беспокоит и помочь адаптироваться к новой среде. [6;Электронный ресурс] С учениками начальных классов (7-10 лет) я провела опрос и анкетирование (смотреть Приложение Б). Участвовало в моём социологическом исследовании 25 человек. По результатам исследований самой распространённой фобией среди начальных классов является алгофобия - боязнь боли, ей страдают 32% опрашиваемых. Так же опрашиваемые указали такие фобии, как никтофобия - боязнь темноты, танатофобия - боязнь умереть, зоофобия - боязнь животных и акрофобия - боязнь высоты. Но 8% опрашиваемых учеников указали то, что у них нет никакой фобии (смотреть Приложение № 4). Я так же решила поставить в опрос фобию моего среднего брата Макара, а именно лилапсофобию  - боязнь ураганов, но, как мы успели заметить, такой фобии среди опрашиваемых не было. Ученики начальной школы – самые смелые среди остальных подкатегорий.

2.3. Исследование фобий детей средней школы (5 – 9 класс)

Подростковый возраст, согласно А.И. Захарову, – это период трансформации социально-опосредованных страхов в социальные страхи, как угрозы собственному благополучию в контексте отношений с окружением.[1; 278]

Дети школьного возраста все еще страдают от многочисленных страхов, которые развились в раннем детстве, например, боязнь приведений, боязнь темноты, а иногда и боязнь смерти. У каждого ребенка будут свои страхи. Родители даже могут не догадываться, что некоторое поведение основано на страхах ребенка. Дети часто переживают из-за ежедневных происшествий. [12;Электронный ресурс]

С детьми среднего школьного звена (11 – 15 лет) я провела такие социологические исследования, как опрос и анкетирование. В моём опросе так же приняло участие 20 человек. По результатам этих исследований выявилось, что самая распространённая фобия среди учащихся среднего звена – это инсектофобия  - боязнь насекомых, ей страдает 25% опрашиваемых. На втором месте расположилась танатофобия - боязнь умереть, ей страдает 20% учеников. Так же присутствовали такие фобии, как никтофобия - боязнь темноты, неофобия - боязнь всего нового, тестофобия - боязнь не сдать экзамены, клаустрофобия - боязнь закрытых пространств, антропофобия - боязнь людей, глоссофобия - боязнь сцены, патофобия - боязнь заболеть, агирофобия - боязнь переходить дорогу и страх потерять близких (смотреть Приложение Д). У всех расспрашиваемых была хотя бы одна фобия. Я решила включить в опрос три собственных фобии, агирофобию - боязнь переходить улицу, антропофобию - боязнь людей и трипофобию - боязнь дыр. Двое из опрашиваемых  всё же имели такие фобии, какие имею я (антропофобия, агирофобия). Но ни у кого из ребят не было трипофобии.

2.4 Исследование фобий взрослых людей

Сам по себе страх у взрослых — нормальная реакция человеческой психики на фактор опасности, он очень часто играет защитную роль. Иногда заложенные в психике рефлексы могут спасти жизнь как самому человеку, так и людям, которые вокруг. [10;Электронный ресурс]

Был проведен социологический опрос и анкетирование с взрослыми людьми. В этом опросе приняло участие 15 человек. По результатам исследований выявилось то, что большая часть опрашиваемых боится потерять близких людей (34%). Так же у взрослых присутствовали такие фобии: никтофобия (боязнь темноты), акрофобия (боязнь высоты), неофобия (боязнь пробовать новое) и страх остаться без денег. В данной подкатегории тоже нашёлся человек, который ничего не боится (смотреть Приложение Е).  Я поставила в опрос фобию моей мамы, а именно акрофобию (боязнь высоты), данная фобия была так же у 26% опрашиваемых, что меня достаточно удивило, так как я предполагала, что боязнь высоты – это фобия маленьких детей.

2.5. Пути избавления от фобий

Опасаться за жизнь, здоровье близких людей, бояться высоты и темноты – это нормальные ощущения для человека. Страх сопровождает нас с рождения до старости. Он необходим для защиты от травм, повреждений, неприятных ситуаций. Но, если страх превращается в фобию, то жизнь человека становится нелегкой. Нарушаются планы, откладываются поездки, некоторые люди и вовсе боятся выходить из дома. Боритесь с таким состоянием. Иначе возникнут панические атаки, которые с каждым днем усиливаются. [7;Электронный ресурс]

Чтобы вернуть свою жизнь в нормальное русло, следует избавиться от своих фобий. Это вполне реально, причем можно, как обратиться к помощи профессионала по этим вопросам, так и постараться помочь себе самостоятельно. Эффективность излечения достаточно высока и в первом, и во втором случае; главным условием успеха будет горячее желание избавиться от своих страхов, готовность проанализировать глубинные причины фобии. Все психологи сходятся во мнении, что основным методом избавления от фобий является непосредственное взаимодействие с источником фобии. [7;Электронный ресурс]

Некоторые методы избавления от фобий, разработанные психологами и психотерапевтами:

1.         Главным и основополагающим методом является психотерапия. Этот метод практикуют в каждой стране, ведь он дает огромный эффект. С помощью профессиональных навыков доктор ищет корень зла, причину страха. В процессе беседы он развеивает неточности, показывает больному верную сторону его болезни. Вторым этапом беседы является выработка новой модели поведения. Учат справляться с проблемами, решать самостоятельно тяжелые ситуации.

2.         Существует мнение, что фобии иногда исчезают сами или в ситуации, когда забытая травма, всплывет в памяти. Если человек в состоянии вспомнить психотравмирующую ситуацию, он может мысленно перемоделировать, «переиграть» ситуацию, с более позитивным финалом. Подобная работа может дать положительные результаты в устранении фобии. [14;Электронный ресурс]

3.         Любой страх легче устраняется, если действие фобического стимула происходит часто за короткое время, нежели при растянутом во времени, длительном воздействии. Был проведен эксперимент на мышах, в ходе которого было обнаружено, что если мышь подвергается стимулу 10 раз за час, то страх исчезает легче и быстрее, нежели если бы стимул возникал 10 раз в течение 10 часов. Ученые предполагают, что если это верно для мышей, то, скорее всего, это будет верным и в отношении людей. [14;Электронный ресурс]

На основании проведенных мной исследования, я предлагаю правила самостоятельного избавления от фобий:

 1)Страхи больше всего боятся смеха. Поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном.

2)Страхи не любят когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Чем больше говоришь о страхе - тем он становится меньше.

3)Страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, вырезать из бумаги, да просто осуществить с ними разнообразные действия, которые страхи просто не переносят.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мире огромное множество людей, имеющих фобии. Только некоторые отрицают наличие у себя каких-либо фобий, но и то, это может оказаться неправдой, ведь человек может не помнить о том, что у него есть фобия и какая она, человек может просто не понимать, что это именно признаки фобии, а не просто некомфортное состояние. Фобия помогает закалять нам организм, но чаще всего мешает нормально жить и поэтому от неё нужно скорее избавляться.

В результате исследований выявилось то, что самой «бесстрашной» возрастной категорией являются ученики начальных классов. В данной категории достаточно многие дети не боялись ничего, некоторые боялись обоснованных вещей, например, умереть или почувствовать боль, и лишь немногие имели фобию из-за того, что у них просто возникал страх или отвращение, например, боязнь темноты или же высоты. Дети дошкольного возраста в результате исследований оказались по количеству фобий на втором месте после детей подросткового возраста. Дошкольники смотрят на мир с опаской и боятся почти всего на своём пути. Самой распространенной фобией этой возрастной категории оказалась  аниматофобия - боязнь мультяшных героев, например, дети очень часто смотрят мультфильмы и слушают сказки от взрослых, но не все дети безразлично относятся к злым персонажам, некоторые начинают верить в их существование и бояться их. Второй по распространенности фобией детей дошкольного возраста является зоофобия – боязнь животных, например, дети очень часто представляют, что животные, которые находится рядом с ними обязательно нанесут им физическую травму.

Взрослые люди тоже оказались достаточно смелыми. Большая часть из них, конечно, очень биться потерять близких, не иметь средств для проживания, заболеть, умереть и так далее, но некоторые взрослые боятся необоснованных вещей, образовывающихся у них из неоткуда либо вытекающих из детства, например, некоторые взрослые боятся высоты, либо боятся летать на самолётах, у них возникает чувство, что они упадут. Также у некоторых взрослых есть фобии, связанные с работой. Дети средней школы – подростки в результате моих исследований, по количеству фобий, оказались самыми боязливыми. Нельзя сказать, что они боятся всего подряд, но у многих подростков имеется по несколько фобий. В этом возрасте, дети боятся быть насмешкой перед людьми или плохого мнения о себе. Такая фобия присутствует у многих детей и из-за этого они замкнуты и необщительны. Самая основная фобия у девочек – это инсектофобия – боязнь насекомых, у мальчиков – патофобия – боязнь заболеть.

Побороть фобию может только тот, кто: научился её в себе оценивать, научился распознавать её причины, заранее освоил приёмы управления собой.

Таким образом, фобия создается исключительно для самого себя и победить ее сможешь только ты сам


Литература

  1. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.  - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
  2. Бёрн Э. введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 446 с.
  3. Петровский А.П. Что мы знаем и чего мы не знаем о себе? – М.: Педагогика, 1988. – 16 с.
  4. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек./ Гл. редактор Володин В. – М: Аванта+, 2002. – 640 с.

Интернет – источники

  1. Ваш гид в мире здоровья. DomaDoktor. –– [электронный ресурс].   URL: http://domadoktor.ru/simptomy/
  2.  Все о детях от рождения до школы Kids:. –[электронный ресурс].  URL: http://kids365.ru/
  3. Всё о стрессе: классификация психических и эмоциальных расстройств. Симптомы. Диагностика. – [электронный ресурс].  URL: http://vseostresse.ru/
  4. Все о фобиях и страхе: fobia.info. - [электронный ресурс].  URL: http://fobiya.info/
  5. Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - [электронный ресурс]. URL: http://www.dzhmao.ru/
  6. Женский журнал TutKnow: здоровье, мода, красота, отношения, дети - [электронный ресурс]. URL: http://tutknow.ru/
  7. Клиника профессора Ф. Ф. Преображенского: наркология и психотерапия. [электронный ресурс]. – URL: http://www.preobrajenskij.ru/
  8. Медицинский портал:Eurolab. – [электронный ресурс].  URL: http://www.eurolab.ua/news/global/
  9. Психиатрия и психические заболевания: Neuroplus - [электронный ресурс]. URL: http://www.neuroplus.ru/
  10. Психология сегодня. Интернет журнал. - [электронный ресурс].  URL: http://psyhologytoday.ru/
  11. Рост духа: психология личности и саморазвитие. - [электронный ресурс]. URL http://rostduha.ru/

15.Страхи и фобии. Как с ними справиться? - [электронный ресурс].  URL: https://strahifobii.ru/


Приложение 1

Наиболее полная классификация фобий по алфавиту:

А

аблутофобия — боязнь плавать

аблютофобия (абультофобия) — боязнь мытья и водных процедур

авиафобия — боязнь полетов (в самолете)

агиофобия (гиерофобия, иерофобия, гадиофобия) — боязнь священных предметов, святынь, священников

атаксиофобия — боязнь нарушения координации движений

аэроакрофобия — боязнь высоких открытых мест

Б

базифобия (амбулофобия, базофобия) — боязнь ходить пешком

базостазофобия (стазобазофобия) — боязнь стояния

баллистофобия — боязнь пули, ракет, метательных предметов

бленнофобия — боязнь слизи

B

вагинофобия — боязнь женских гениталий (бывает у мужчин, реже у женщин)

ваккафобия — боязнь коров

вакцинофобия — боязнь прививок

винофобия — боязнь употребл*ть вино

виргинитифобия — боязнь изнасилования

витрикофобия — боязнь отчима

вомитофобия (эметофобия) — боязнь рвоты

Г

гадефобия — боязнь ада

гедонофобия — боязнь наслаждения, удовольствия, радости

гексакосиойгексеконтагексафобия — страх числа 666

гиалофобия (гиелофобия, кристаллофобия) — боязнь стекла

гилефобия — боязнь материализма

гилофобия (ксилофобия, никтогилофобия, хилофобия) — боязнь леса, темных зарослей

гимнофобия — боязнь наготы

гинекофобия (гинефобия, гинофобия феминофобия) — боязнь женщин

годофобия — боязнь путешествовать

гомилофобия (скопофобия) — боязнь общения с окружающими, привлечь к себе внимание, проповедей

гуворофобия — боязнь гуманизма

Д

дейпнофобия (дельпнофобия) — боязнь обеда, разговоров за обедом

декстрофобия — боязнь всего находящегося справа, правостороннего

демофобия (охлофобия) — боязнь скопления людей, толпы

доксофобия — боязнь благодарности, выражать свое мнение

доматофобия — боязнь домов вообще, пребывания в доме

дорафобия — боязнь меха, шкуры животных

дромофобия — боязнь уличного движения

Е

евпофобия — боязнь услышать хорошую новость

евресифобия — боязнь идей, отличающихся от общепринятых

З

зевсофобия — боязнь богов, злых духов

зелофобия — боязнь ревности

земмифобия — боязнь крыс

зоофобия — боязнь животных

И

иатрофобия — боязнь посещения врача

идеофобия — боязнь идей, мышления

ихтиофобия — боязнь рыб

К

каинофобия (каинолофобия, каинотофобия, кентофобия) — боязнь новостей

кайрофобия — боязнь перемен, появления незнакомых людей

контрелтофобия (контрельтофобия) — боязнь сексуального домогательства

копофобия — боязнь усталости, переутомления

кремнофобия — боязнь пропастей, оврагов

кхорофобия (хорофобия) — боязнь танцев

Л

лалиофобия — боязнь говорить

лалофобия — боязнь говорить из-за возникновения заикания

латерофобия — боязнь лежать на одном боку

лаундрифобия — боязнь прачечных

лаханофобия — боязнь овощей

луифобия (люофобия) — боязнь сифилиса

лютрафобия — боязнь выдр.

людофобия — боязнь скоморохов

М

магейрокофобия — боязнь готовить

макрофобия — боязнь долго ждать, ожидания

малевзиофобия (токофобия) — боязнь родов

маниофобия (лиссофобия) — боязнь психического заболевания, расстройства, веревок

металлофобия — боязнь металлов, металлических предметов

мирмекофобия — боязнь муравьев

мифофобия — боязнь мифов и сказок

мнемофобия — боязнь воспоминаний

мезофобия — навязчивый страх загрязнения либо заражения, стремление избежать соприкосновения с окружающими предметами.

Н

некрофобия — боязнь трупов и похоронных принадлежностей

неофармофобия — боязнь новых лекарств

неофобия (кайнофобия) — боязнь новизны

нефофобия — боязнь облаков

никтогилофобия (ксилофобия, хилофобия, гилофобия) — боязнь леса, темных зарослей

никтофобия (ахлуофобия, скотофобия, эклуофобия) — боязнь темноты, ночи

нозокомефобия — боязнь больниц

нозофобия (ипохондрия, патофобия, молизмофобия) — боязнь заболеть

нуклеомитуфобия — боязнь ядерного оружия

нумерофобия — боязнь чисел вообще

О

обезофобия — боязнь растолстеть

обсессия — боязнь (навязчивое состояние)

онейрогмофобия — боязнь ночной эякуляции

онейрофобия — боязнь снов

остраконофобия — боязнь моллюсков

офидиофобия (эпистемофобия) — боязнь змей

П

палофобия — боязнь паладинов

птеронофобия — боязнь птичьих перьев

Р

радиофобия — боязнь радиации

руброфобия (эритофобия, эрейтофобия, эритрофобия) — боязнь красного цвета, покраснеть

русофобия — боязнь всего русского

С

сатанофобия (демонофобия) — боязнь демонов, дьявола, злого духа, нечистой силы

сейсмофобия — боязнь землетрясения [1]

стенофобия — боязнь узких коридоров

суицидофобия — боязнь самоубийства

Т

табофобия — боязнь заболеть спинной сухоткой

талассофобия — боязнь морей, океанов, купания в море

туннелефобия — боязнь следования на транспорте или пешком через туннель

У

уранофобия — боязнь рая, смотреть в небо

уринофобия — боязнь мочиться

Ф

фагофобия — боязнь подавиться пищей, боязнь есть, боязнь быть съеденным

филемафобия — боязнь целоваться

футурофобия — боязнь будущего

Х

хайрофобия — боязнь появления чувства радости, веселья в неподобающей обстановке, например, на важном собеседовании.

харпаксофобия — боязнь разбойников, грабителей

херофобия — боязнь веселья

хирофобия — боязнь рук

хоплофобия — боязнь ножей

Ц

ценофобия — боязнь пустых комнат

цибофобия — боязнь пищи

циклофобия — боязнь велосипедов

цидофобия — боязнь убийств, быть убитым

Э

эйкофобия — боязнь окрестностей дома

эйсоптрофобия — боязнь собственного отражения в зеркале

эргофобия — боязнь работать, совершать какие-либо действия

эфебифобия — боязнь подростков

эргофобия — боязнь работы

Ю

юдофобия — боязнь всего еврейского

Я

японофобия — боязнь всего японского

ятрофобия — боязнь врача

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для дошкольника

  1. Есть ли у тебя фобия (страх к чему-либо, например к высоте)? Отметь верный ответ галочкой.
  • Да
  • Нет
  1. Отметь галочкой то, чего ты боишься больше всего. Если в списке нет варианта, который тебе подходит, напиши свой и отметь вариант «другое».

Больше всего я боюсь

  • Зверей
  • Темноты
  • Высоты
  • Насекомых
  • Приведений
  • Сказочных персонажей
  • Почувствовать боль
  • Переходить дорогу
  • Наказания
  • Воды
  • Другое: ________________________

Анкета для младшего школьника (1 – 4 класс)

1. Есть ли у тебя фобия (страх к чему-либо, например к высоте)? Отметь верный ответ галочкой.

  • Да
  • Нет

2. Отметь галочкой то, чего ты боишься больше всего. Если в списке нет варианта, который тебе подходит, напиши свой и отметь вариант «другое».

Больше всего я боюсь

  • Высоты
  • Природных явлений
  • Насекомых
  • Зверей
  • Умереть
  • Темноты
  • Почувствовать боль
  • Переходить через дорогу
  • Клоунов
  • Приведений
  • Другое: ________________________

Анкета для учащихся среднего звена (5 – 9 класс)

1. Есть ли у тебя фобия (страх к чему-либо, например к высоте)? Отметь верный ответ галочкой.

  • Да
  • Нет

2.        Отметь галочкой то, чего ты боишься больше всего. Если в списке нет варианта, который тебе подходит, напиши свой и отметь вариант «другое».

Больше всего я боюсь

  • Высоты
  • Умереть
  • Заболеть
  • Дырок
  • Насекомых
  • Быть в окружении людей
  • Чувствовать боль
  • Переходить большие дороги
  • Темноты
  • Публичных выступлений
  • Другое: ________________________

Анкета для взрослых

1. Есть ли у тебя фобия (страх к чему-либо, например к высоте)? Отметь верный ответ галочкой.

  • Да                        
  • Нет

2.        Отметь галочкой то, чего ты боишься больше всего. Если в списке нет варианта, который тебе подходит, напиши свой и отметь вариант «другое».

Больше всего я боюсь

  • Заболеть
  • Умереть
  • Высоты
  • Остаться без  телефона
  • Перелётов в самолёте
  • Денег
  • Темноты
  • Чувствовать боль
  • Подавиться
  • Пробовать что-то новое
  • Другое: ________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Исследование фобий дошкольников:


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Исследование фобий младших школьников


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Исследование фобий школьников среднего звена

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Исследование фобий взрослых людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непридуманные сюжеты Ильи Репина

5 августа 1844 года родился Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь пре...

Презентация "Фобии и страхи"

Для учащихся 8-11 классов. Знакомит с понятием страха, видами, причинами страхов, определить, какие факторы провоцируют чувство страха у тебя....

Презентация "Страхи и фобии" 9 класс Спотлайт

Презентация к учебнику Спотлайт 9 класс на тему "Страхи и фобии"...

Проект "Непридуманная история"

Благотворительный киновечер "Непридуманная история"...

Методическая разработка урока по английскому языку в 9 классе "Страхи и фобии"

Документ содержит план урока со всеми видами заданий и предполагаемыми ответами....

урок с поддержкой икт Страхи и фобии для 9 класса

Урок по теме Страхи и фобии для 9 класса к учебнику Spotlight 9...