Рабочая программа по Основам финансовой грамотности
рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рабочая программа по Основам финансовой грамотности для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5-10_klassy.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17» города Обнинска

(МБОУ «СОШ № 17» г. Обнинска)

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей _________________ Протокол № ______________

от «_____» ________ 2021 г. Руководитель ШМО

________ / ______________ /

Согласовано

с зам. директора по УВР

_________ /______________ /

«_____» __________ 2021 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________ /С. Н. Чубарова/

Приказ № ________________

от «_____» ________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Основы финансовой грамотности»

Утверждена на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «____» __________2021 г.

г. Обнинск

2021 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии со следующими документами:                                                                                                            

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577, п.15.
  • Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации;
  • Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ № 17»;
  • Учебный план МБОУ «СОШ № 17» на текущий учебный год.
  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 17»

  1. Цель реализации программы, задачи

    Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями к планируемым результатам основного общего образования по финансовой грамотности. Ключевой целью программы является развитие компетенций финансовой грамотности выпускников, формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.

    Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

    Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем,  применить полученные знания в реальной жизни. Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

    Особенностью данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью  программы предмета «Основы финансовой грамотности»  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

    Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

  • создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;
  • формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;
  • изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
  • освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
  • овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
  • формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
  • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
  • воспитывать ответственность за экономические решения.

   

    Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

  1. Общая характеристика предмета

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного бюджета, умений необходимых для поиска и использования финансовой информации, проектирования и создания личного финансового плана;
  • овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности защиты прав как потребителей финансовых услуг;
  • развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи изучения курса:

  • формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
  • формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
  • формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
  • формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
  • формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
  • обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

    При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.

  1. Место предмета в учебном плане

    Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями. Курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в образовательной организации следующими способами:

  • в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в виде отдельного курса, дисциплины (модуля) за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
  • в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в интеграции с другими предметами: экономикой, математикой, информатикой, обществознанием, правом, ОБЖ;
  • в рамках программы дополнительного образования.

    Особое место при реализации курса «Основы финансовой грамотности» отведено предметам обществознание и экономика. Темы данного курса включены в планируемые результаты примерной основной образовательной программы по этим предметам. УМК «Основы финансовой грамотности» может применяться в образовательных организациях при преподавании курса экономики, так как полностью соответствует содержанию и будет способствовать достижению предметных результатов. В этом случае достаточно рабочей программы по предмету экономика или обществознание.

  1.  УМК

    Методическое обеспечение программы данного курса — учебно-методический комплект (УМК), включающий учебник и рабочую тетрадь: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение».

    Электронная версия (ссылка): УМК «Основы финансовой грамотности» — Группа компаний «Просвещение» (prosv.ru)

    В дополнение к непосредственной работе с УМК следует активно использовать Интернет-источники актуальной аналитической информации, сведения о текущих показателях финансовых рынков, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в законодательстве.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Личностные

Личностные результаты изучения курса:

  • сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
  • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

  1. Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия

  1. Предметные

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности» на базовом уровне могут быть достигнуты как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования.

Выпускник научится:

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • различать экономические явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
  • понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
  • применять способы анализа индекса потребительских цен;
  • анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
  • объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
  • знать и конкретизировать примерами виды налогов;
  • различать сферы применения различных форм денег;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
  • грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни • различать виды ценных бумаг; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
  • определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
  • различать виды кредитов и сферу их использования;
  • уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
  • разумному и безопасному финансовому поведению;
  • применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
  • выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
  • применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
  • анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
  • применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
  • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
  • определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
  • оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
  • разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса «Основы финансовой грамотности»

Модуль 1 «Личное финансовое планирование» (6 часов). Основные понятия: Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса; Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана; Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив»

Модуль 2 «Депозит» (4 часа). Основные понятия: Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:  Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»; Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий); Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».                                                                                                                    

Модуль 3 «Кредит» (5 часов). Основные понятия: Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»; Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»; Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».

Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» (3 часа). Основные понятия: Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»; Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Модуль 5 «Страхование» (4 часа). Основные понятия: Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов; Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг; Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя; Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».

Модуль 6 «Инвестиции» (4 часа). Основные понятия: Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.); Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции; Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей; Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»; Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»; Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

Модуль 7 «Пенсии» (2 часа). Основные понятия: Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования; Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»

Модуль 8 «Налоги» (2 часа). Основные понятия: Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц; Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.

Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» (4 часа). Основные понятия: Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ ДЛЯ КАЖДОЙ ТЕМЫ, ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Темы курса должны быть интегрированы в другие учебные предметы (обществознание, экономика, право, математика, информатика) при составлении авторских программ и календарно-тематического планирования.

Модуль 1. «Личное финансовое планирование» Обществознание, экономика 6 часов 1. Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений — 2 ч. 2. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета — 1 ч. 3. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения — 1 ч. 4. Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет — 2 ч.

Модуль 2. «Депозит» Обществознание, экономика, право, математика, информатика 4 часа 1. Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов — 1 ч. 2. Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах — 2 ч. 3. Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту — 1 ч.

Модуль 3. «Кредит» Обществознание, экономика, математика, информатика 5 часов 1. Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) — 1 ч. 2. Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах — 2 ч. 3. Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности — 1 ч. 4. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины» — 1 ч

Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 3 часа 1. Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц — 1 ч. 2. Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом — 1 ч. 3. Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом — 1 ч.

Модуль 5. «Страхование» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 4 часа 1. Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования — 1 ч. 2. Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц — 1 ч. 3. Как использовать страхование в повседневной жизни — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Страхование жизни» — 1 ч.

Модуль 6. «Инвестиции» Обществознание, экономика, математика, информатика 4 часа 1. Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций — 1 ч. 2. Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков — 1 ч. 3. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Куда вложить деньги» — 1 ч.

Модуль 7. «Пенсии» Обществознание, экономика, право 2 часа 1. Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают — 1 ч. 2. Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане — 1 ч.

Модуль 8. «Налоги» Обществознание, экономика, право, математика 2 часа 1. Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц — 1 ч. 2. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты — 1 ч. Модуль 9. «Защита от мошеннических действий на финансовом рынке» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 4 часа 1. Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами — 1 ч. 2. Махинации с кредитами — 1 ч. 3. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение» — 1 ч. Итоговое занятие — 1 ч. Итого — 35 часов

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"

Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности"

Общеобразовательный курс, 10 класс, 34 часа...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности

Рабочая программа по основам финансовой грамотности...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности

Данная рабочая программа может быть использована как программа элективного занятия или может быть вставлена выборочно в обществознание в раздел "Экономика"...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"

Рабочая программа  по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...

рабочая программа по Основам финансовой грамотности

Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию  и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...