Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Базаева Татьяна Константиновна

Рабочая программа элективного курса "Основы Финансовой грамотности" для обучающихся 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса по выбору «Основы финансовой грамотности»

  1. Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования[1] изучение курса «Основы финансовой грамотности» обеспечивает:

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;
  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
  1. Личностные планируемые результаты

Таблица 114

п/п

УУД

Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов

10 класс

11 класс

1

Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное)

1.2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка

1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок

1.6. Проектирование собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона

1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

1.7. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

2

Смыслообразование

2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными ценностями и идеалами

2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

2.2. Сформированность самостоятельности в учебной, проектной и других видах деятельности

2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

2.3. Сформированность умений сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрос-лыми в образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

2.4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

2.8. Способность к самообразованию и организации самообразовательной деятельности для достижения образовательных результатов

2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни

2.9. Понимание необходимости непрерывного образования в изменяющемся мире, в том числе в сфере профессиональной деятельности

2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

3

Нравственно-этическая ориентация

3.3. Принятие ценностей семейной жизни

3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

1.2. Метапредметные планируемые результаты

Таблица 115

Универсальные учебные действия

Метапредметные планируемые результаты

Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии)

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1 Целеполагание

Р1.1 Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Р1.2 Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция»

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Кейс-метод

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РПланирование

Р2.1 Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты

Р2.2 Самостоятельно составлять планы деятельности

Р2.3 Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

Р2.4 Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Кейс-метод

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РПрогнозирование

Р3.1 Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели

Р3.2 Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

Р3.3 Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

Кейс-метод

Технология формирующего оценивания (прием «прогностическая самооценка»)

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РКонтроль и коррекция

Р4.1 Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

Технология формирующего оценивания

Поэтапное формирование умственных действий

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РОценка

Р5.1 Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Технология формирующего оценивания

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

РПознавательная рефлексия

Р6.1 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Рефлексия»

Постановка и решение учебных задач

Технология формирующего оценивания

РПринятие решений

Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Кейс-метод

Учебно-познавательная и учебно-практические задача «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно-смысловые установки»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

П8 Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.1 Искать и находить обобщенные способы решения задач

П8.2 Владеть навыками разрешения проблем

П8.3 Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания

П8.4 Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин

П8.5 Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач

П8.6 Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни

П8.7 Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

П8.8 Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

П8.9 Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.10 Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.11 Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

П8.11.1 ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

П8.11.2 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

П8.11.3 планировать работу;

П8.11.4 осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;

П8.11.5 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

П8.11.6 структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;

П8.11.7 использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

П8.11.8 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы

П8.11.9 осуществлять презентацию результатов;

П8.11.10 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

П8.11.11 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

П8.11.12 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов

П8.11.13 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

П8.11.14 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

П8.11.15 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

П8.11.16 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Технология формирующего оценивания

Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Межпредметные интегративные погружения

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

П9 Работа с информацией

П9.1 Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач

П9.2 Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

П9.3 Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

П9.4 Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность

П9.5 Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов

П9.6 Уметь ориентироваться в различных источниках информации

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, граф-схем, тезирование, комментирование

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

П10 Моделирование

П10.1 Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели

Поэтапное формирование умственных действий

Метод ментальных карт

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка граф-схем

П11 ИКТ-компетентность

П11.1 Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «ИКТ-компетентность»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Коммуникативные универсальные учебные действия

К12 Сотрудничество

К12.1 Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

К12.2 Учитывать позиции других участников деятельности

К12.3 Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого

К12.4 Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

К12.5 При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

К12.6 Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия

К12.7 Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

К12.8 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

Постановка и решение учебных задач

Кейс-метод

Смена рабочих зон

Дискуссия

Дебаты

Групповые проекты

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Сотрудничество»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

К13 Коммуникация

К13.1 Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Коммуникация»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

1.3. Предметные планируемые результаты

Личное финансовое планирование

Обучающийся научится:

  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • различать экономические явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
  • понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
  • применять способы анализа индекса потребительских цен;
  • анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
  • объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
  • знать и конкретизировать примерами виды налогов;
  • различать сферы применения различных форм денег;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
  • грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
  • анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
  • применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
  • анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
  • разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Банковские и брокерские услуги

Обучающийся научится:

  • различать виды ценных бумаг;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
  • определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
  • различать виды кредитов и сферу их использования;
  • уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
  • применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
  • использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
  • определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
  • оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов.

Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке

Обучающийся научится:

  • знать и классифицировать виды предоставляемых страховых услуг;
  • рассчитывать страховые взносы в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхований и других факторов;
  • выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;
  • применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
  • разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
  1. Содержание курса

Личное финансовое планирование

Человеческий капитал. Перспективные профессии и компетенции будущего. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Виды, причины и последствия инфляции. Налоговая система в РФ. Предпринимательство.

Банковские и брокерские услуги

Банковская система. Кредитно-денежная система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Фондовый рынок, его инструменты. Акции облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.

Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10-11 классы (69 часов)

Таблица 116

п/п

Тема

Учебный

материал

Текущий контроль

успеваемости

Глава I. Личное финансовое планирование

1.

Человеческий капитал

§ 1.1

2.

Перспективные профессии и компетенции будущего

§ 1.2

3.

Перспективные профессии и компетенции будущего, востребованные в Челябинской области

§ 1.2

4.

Источники доходов и расходов семьи

Доп. лит-ра

5.

Источники доходов и расходов семьи

Доп. лит-ра

6.

Активы и пассивы

§ 3.2

7.

Активы и пассивы

§ 3.2

8.

Личный финансовый план

§ 3.1

9.

Личный финансовый план

§ 3.1

10.

Сбережения

Доп. лит-ра

11.

Сбережения

Доп. лит-ра

ПР №1

12.

Виды, причины и последствия инфляции

Доп. лит-ра

13.

Виды, причины и последствия инфляции

Доп. лит-ра

14.

Налоговая система в РФ

Доп. лит-ра

15.

Налоговая система в Челябинской области

Доп. лит-ра

16.

Налоговые декларации

§ 6.1

17.

Налоговые вычеты

Доп. лит-ра

18.

Налоговые вычеты

Доп. лит-ра

19.

Предпринимательство

Доп. лит-ра

20.

Предпринимательство

Доп. лит-ра

21.

Стартап: идеи и планы

Глава 7

22.

Стартап: идеи и планы. Развиваем Челябинскую область

Глава 7

23.

Повторительно-обобщающий урок по главе I. Личное финансовое планирование

УП №1

24.

Глава II. Банковские и брокерские услуги

Банковская система

Доп. лит-ра

25.

Банковская система

Доп. лит-ра

26.

Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России

Доп. лит-ра

27.

Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России

Доп. лит-ра

28.

Кредитно-денежная система российской федерации

Доп. лит-ра

29.

Кредитно-денежная система российской федерации

Доп. лит-ра

30.

Эволюция денег в XXI веке

§ 2.1

31.

Эволюция денег в XXI веке

§ 2.1

32.

Финансовые институты

Доп. лит-ра

33.

Финансовые институты

Доп. лит-ра

34.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит

Доп. лит-ра

35.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит

Доп. лит-ра

36.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам:  потребительские кредиты

§ 5.1

37.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: потребительские кредиты

§ 5.1

38.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: ипотечные кредиты

§ 5.1

39.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: ипотечные кредиты

§ 5.1

40.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: платежная карта

Доп. лит-ра

41.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: платежная карта. Предложения, доступные в Челябинской области

Доп. лит-ра

42.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: электронные деньги

Доп. лит-ра

43.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: электронные деньги

Доп. лит-ра

44

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: денежный перевод, обмен валюты

Доп. лит-ра

45.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: денежный перевод, обмен валюты

Доп. лит-ра

46.

Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг

Доп. лит-ра

47.

Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг

Доп. лит-ра

48.

Фондовый рынок, его инструменты

§ 4.2

49.

Фондовый рынок, его инструменты

§ 4.2

50.

Акции облигации и другие ценные бумаги

Доп. лит-ра

51.

Акции облигации и другие ценные бумаги

Доп. лит-ра

52.

Глава III. Страхование и защита от мошеннических действий на финансовом рынке

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья

§ 17

53.

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья

§ 17

54.

Страховые услуги: страхование имущества, ответственности

Доп. лит-ра

55.

Страховые услуги: страхование имущества, ответственности

Доп. лит-ра

56.

Пенсионное обеспечение

§ 6.1

57.

Пенсионное обеспечение

§ 6.1

58.

Дополнительное пенсионное страхование

§ 6.2

 

59.

Дополнительное пенсионное страхование

§ 6.2

60.

Защита прав потребителей

Доп. лит-ра

61.

Защита прав потребителей в Челябинской области

Доп. лит-ра

62.

Защита от финансовых махинаций: банковские услуги

§ 5.2

63.

Защита от финансовых махинаций: банковские услуги

§ 5.2

64.

Защита от финансовых махинаций: финансовые пирамиды

§ 4.3

65.

Защита от финансовых махинаций: финансовые пирамиды

§ 4.3

66.

Защита от финансовых махинаций: риски в сети Интернет

Доп. лит-ра

ПР №3

67.

Защита от финансовых махинаций: риски в сети Интернет

Доп. лит-ра

68.

Итоговая контрольная работа

КР №1, КР №2

Наименование учебника: Финансовая грамотность. Цифровой мир.

Авторы: Толкачева С.В.

Издательство «Просвещение»

Литература

Ученики и учебные пособия, входящие в Федеральный перечень учебников (Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 (ред. от 22.11.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Наименование пособия: Экономика: базовый и углубленный уровни. 10-11 классы.

Авторы: Хасбулатов Р.И.

Издательство «Дрофа»

Наименование пособия: Экономика (10-11)

Авторы: Королева Г.Э.

Издательство «Вентана-граф»

Наименование пособия: Экономика (10-11)

Авторы: Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н.

Издательство «Интелект-Центр»

Учебные пособия, допущенные к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Наименование пособия: Финансовая грамотность. Современный мир.

Авторы: Лавренова Е.Б., Лаврентьева О.Н.

Издательство «Просвещение»

Наименование пособия: Я управляю своими финансами. Практическое пособие.

Авторы: Обердерфер Д.Я., Кириллов К.В.

Издательство «Вита-пресс»

Наименование пособия: Интернет предпринимательство. 10-11 классы.

Авторы: Зобнина М.Р., Еремеев А.А., Калмыков П.П.

Издательство «Просвещение»

Наименование пособия: Экономика. Учебное пособие. 10 класс, 11 класс.

Авторы: Левицкий М.Л., Шейнин Э.Я., Виленский В.М.

Издательство «Просвещение»

Дополнительная литература

Наименование пособия: «Содержательное наполнение и методические подходы к организации процесса обучения основам финансовой грамотности. Финансовое мошенничество и финансовые пирамиды» Электронное пособие.

Авторы: Под ред. С.Г. Вагина

Наименование пособия: Электронное пособие в схемах «Системно-деятельностный подход к организации процесса обучения основам финансовой грамотности» Электронное пособие.

Авторы: Под ред. Н.И. Берзона, П.К. Бондарчука

[1] Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"

Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Рабочая программа Элективного курса "Финансовая грамотность" 8-9 класс

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» направленана достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобще...

Рабочая программа элективного курса _Финансовая грамотность_ 7-9 класс

Рабочая программа элективного курса  «Финансовая грамотность» для учащихся 7-9 классов разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:Федеральным законом от 29.12.2...

10-11 класс Рабочая учебная программа Элективного курса «Финансовая грамотность»

Рабочая программа создана на основе : "Финансовая грамотность": материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательной организации.Брехова Ю.В.,Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Издательство Bak...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...