«Конфликты в межличностных отношениях» 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Газахова Сабина Бахрузовна

Конспект урока по обществознанию 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_tema_konflikt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Основные стадии (этапы) конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование:  компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

Демонстрирует Фрагмент  выпуска №4 киножурнала «Ералаш»

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? Так какую тему мы сегодня изучим?

- Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?

-подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Просматривают видео

- драка, ссора, конфликт

- Конфликты

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

- при общении

- это взаимные деловые и дружеские отношения людей

- речь, невербальное общение

- конечно могут

Изучение нового материала

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

- сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецирует эталон ответа на экран

- разногласия между людьми

- Выписывают определение

Изучают схему

- ступени конфликта; - этапы конфликта

-5 групп

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

-чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

- один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Первичное осмысление и закрепление

Разобрать сюжет из «Ералаша» на стадии.

?какова причина конфликта?

?Каким было поведение участников?

?что послужило инцидентом?

?этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

? каков исход конфликта?

Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

-внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей

? какова причина конфликта?

? каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

? что послужило инцидентом?

? каков вид данного конфликта?

? охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

(Различия, связанные с положением в обществе)

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление

Неконструктивный, закончился дракой

Прерывание конфликтных действий

Противоположные желания и интересы

Избегание

Мальчик обрызгал водой

Неконструктивный

Прерывание конфликта

Различия, связанные с положением в обществе

эмоциональное состояние

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

поведение– приспособление

компромисс

сотрудничество

Домашнее задание

П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта)

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

  Оцените свою работу в группе смайликом:

 активно работал

😐 делал то, о чем просили

 внимательно наблюдал за работой других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс "Конфликты в межличностных отношениях"

урок обществознания в 6 классе с учетом требований ФГОС...

Разаботка урока по обществознанию 10 класс "Конфликт в межличностных отношений"

урок  обществознания в 10 классах,  разработан для профильных обучения...

Конфликты в межличностных отношениях. 6 класс Обществознание

Коспект урока обществознания по теме "Конфликты в межличностных отношениях (второй час)" 6 класс...

Урок обществознания в 6 классе Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Урок обществознания в 6 классеТема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»...

Презентация "Конфликты в межличностных отношениях". Обществознание, 6 класс

Презентация "Конфликты в межличностных отношениях". Обществознание, 6 класс...

Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)

Разработка урока по обществознанию на тему : «Конфликты в межличностных отношениях» (6 класс)...