Деятельность человека
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Подкарытов Иван Александрович

Технологическая карта к уроку "Деятельность человека" обществознание 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.docx85.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 6 классе

Тема урока:

Человек и его деятельность

Учитель

Подкарытов Иван Александрович

Образовательная цель

Формирование представлений о деятельности человека, ее формах и видах.

Задачи

Образовательные:

  • способствовать формированию знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях;
  • изучить структуру деятельности;
  • рассмотреть виды деятельности;

Развивающие:

  • работать над развитием устной речи;
  • способствовать развитию навыков работы с текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы;

Воспитательные:

  • способствовать формированию интереса к обществознанию;
  • способствовать формированию у детей уважения к труду;
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: сравнивает разные точки зрения;

ЛР-2: оценивает собственную учебную деятельность;

ПУД-1: умеет самостоятельно выделять и формулировать цели;

ПУД-2: умеет анализировать вопросы, формулировать ответы;

ПУД-3: умеет осуществлять поиск дополнительной информации;

ПУД-5: умеет сравнивать, обобщать факты и явления;

ПУД-6: дает определения понятиям;

КУД-1: участвует в коллективном обсуждении проблем;

КУД-2: обменивается мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

КУД-3: формулирует точку зрения

РУД-1: осознаёт и принимает учебную задачу;

РУД-2: умеет работать по предложенному плану;

ПР-1: имеет представление о деятельности человека;

ПР-2: применяет понятийный аппарат (деятельность, цель, результат, мотив);

ПР-3: понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека;

ПР-4: устанавливает причинно-следственные связи;

ПР-5: умеет работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;

ПР-6: умеет высказывать собственное мнение и суждения.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Человек в социальном измерении»

Обучающийся  научится:

  • представлению о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  • уважительно относиться к общекультурному наследию России и общемировому культурному наследию;  
  • оценивать социальное значение семьи, уважение к семейным ценностям;
  • доброжелательно относиться  к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, религии, традиции;
  • определять собственную активную позицию в общественной жизни для решения типичных задач в области межличностных отношений, включая отношения с людьми различных национальностей и социальных групп;
  • понимать необходимость использования правил - представления о своей роли и месте в обществе;
  • корректировать  собственное поведение в соответствии с принципами и нормами поведения, принятыми в обществе;
  • принимать участие в общественной деятельности ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;  
  • положительно относиться к трудовой деятельности.

Обучающейся получит возможность научиться:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • адекватной позитивной самооценки;
  • сопереживанию чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь;
  • умению самостоятельно оценивать социальную информацию;
  • навыкам написания эссе;  
  • потребности в самовыражении и самореализации;  
  • применять  полученные  знания;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирая основания для классификации;
  • умения строить причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • выдвигать гипотезы при решении обществоведческих задач;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.

Программное содержание

Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как  условие успешной деятельности. Потребности человека.

Мировоззренческая идея

Человек существо общественное, без общения не может существовать. 

Ценностно-смысловые ориентиры

Личностно-ориентированная направленность. 

План изучения учебного материала

  1. 1. Что такое деятельность.
  2. 2. Структура деятельности
  •     Мотив
  •     Цель
  •     Деятельность
  •     Результат
  1. 3. Виды деятельности
  2. 4. Подведение итогов

Основные понятия

  • Деятельность, субъект,  объект,  мотив, цель, результат.

Тип урока

Урок изучение нового материала.

Форма урока

Индивидуальная, фронтальная

Образовательная технология

Технология  развивающего обучения  проблемно-диалогическая

Оснащение  урока

  • Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2017 г.
  • Презентация: «Человек и его деятельность».
  • Компьютер.
  • Проектор.

Место проведения урока

Школьный  кабинет

Мизансцена урока

Традиционная

Домашнее задание

§7, читать. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель приветствует учеников:

- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вы пришли сегодня на урок с хорошим настроением. И так, приготовились работать. Желаю нам удачи!

Проверяют готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на работу

РУД-1

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ  

Беседа по высказываниям:

- Определите ключевое слово из пословиц:

Гляди не на человека, а на его дела.

Человека узнают не по речам, а по делам.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

Труд человека кормит.

- Ребятам, подумайте, что объединяет все эти пословицы? Предположите тему нашего урока. Правильно! «Человек и его деятельность»

-Скажите, пожалуйста, ребята, о чем бы вы сегодня хотели поговорить? Что вам было бы интересно узнать?

-Верно, цель нашего урока формирование представлений о деятельности человека и ее формах, видах.

Учащиеся выбирают ключевое слово – деятельность

«Человек и его деятельность»

Запись в рабочие листы (см. приложение 1)

Ответы ребят:

Что такое деятельность? Виды деятельность? Различия деятельности животных от деятельности людей?

Обозначают цель и проблему урока.

Формирование представлений о деятельности человека, ее структуре и видах.

КУД-1

ПУД-1

III.  ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Работа с понятием

Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.

- Кто создал все эти вещи?

Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни, мы постоянно занимаемся какой – либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.

Подумаем о понятии «деятельность»? С чем она у вас ассоциируется?

Давайте  подберем синонимы или однокоренные слова к этому понятию.

- Что такое деятельность? Попробуем сформулировать определение.

- Назовите ассоциации (синонимы) связанные со словом деятельность.

- Сверти свой вариант со словарем. Откройте учебник, стр. 108

Деятельность — это форма активного отношения человека к окружающему миру, с целью удовлетворения своих потребностей.

Что же такое деятельность? Давайте поразмышляем вместе.

Итак, деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Благодаря деятельности человек изменяет и преобразовывает окружающий его мира и самого себя.

В чем состоит различия деятельности человека от деятельности животных? Рассказ о различия в деятельности.

Итак, человек трудится осознанно, а действия животных основано на инстинктах.

Работа со схемой «Структура деятельности»

- Деятельность человека состоит из компонентов.  Давайте познакомимся с ними

Работа со схемой

- Что заставляет человека действовать?

- Почему он начинает заниматься деятельностью?

- Совершенно верно. Итак, первый компонент деятельности – это Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Учебник стр. 27

- Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»

«Алиса спрашивает Чеширского кота:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

- Мне всё равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.»

- Была у Алисы цель?

- Куда она придет?

-Что же такое цель?

Цель – определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.

- Рассмотрим примеры:

- Какая цель у учителя?

- Цель врача? 

- Цель менеджера?

На следующем этапе выбираются средства деятельности.

Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

Рассмотрим примеры:

-Какие средства вы будите использовать в учебной деятельности?

Четвертый этап включает в себя сам процесс деятельности

Завершающий этап Результат деятельности

Результат деятельности может быть разным: Результат может быть положительным, если цель достигнута и отрицательным, если цель не достигнута. 

Рассмотрим примеры:

- Что будет результатом учебы?            

- Назовите результат труда?            

- Результат научной деятельности?        

Подведем итог.

- Сформулируйте отличительные черты деятельности человека

IV. Физкультминутка

Будем мы трудиться,

А еще учиться.

Друг с другом мы общаемся.

Играем, развиваемся.

Работа с документом: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»» (см. приложение)

Прочитайте выдержку из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Автор помещает на необитаемый остров двух чиновников, привыкших жить на всем готовом.

- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?



- Какие бывают виды деятельности?

Виды деятельности

- Какие бывают виды деятельности?

Выделяют следующие основные виды деятельности:

  • Учение;
  • Игра;
  • Труд
  • Общение.

Рассказ учителя о видах деятельности, их характеристики.

Представим виды деятельности в виде лестницы.

Первая ступень – Игра, т.к. ребенок готовится к взрослой жизни.

Вторая ступень – Учеба является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает её умственно, физически, эстетически

Третья ступень – Труд требует определенных знаний, умений, навыков

(Во время выполнения задания заполняется таблица.)

Основные формы деятельности человека

Форма деятельности

Характеристика

Труд

Основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Любой вид труда, в котором проявляется что – то новое, усовершенствование, приобретает творческий характер.

Мотивом труда является осознание общественного долга. Труд осуществляется в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте.

Для взрослого труд – основная деятельность, но свободное время он может посвящать учебе, различным играм

Учение

Подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии.

Мотивом учения является осознание общественного долга. Учение осуществляется в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте.

Для школьника труд – основной вид деятельности, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет

Игра

Не дает общественно значимого продукта, мотивированна интересом, связана со свободной организацией – ребенок играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени – как хочет, когда хочет и сколько хочет.

Для дошкольника игра – основной вид деятельности, хотя в детском саду он и немного учиться и трудиться по силам

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют различное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности – игра, хотя в детском саду он и немного учится трудиться по силам. Основной вид деятельности школьника – учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд – основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете института), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).

Деятельность

Ответы ребят:

  • Действие
  • Занятие
  • Движение
  • Активность
  • Работа
  • Преобразование

Предлагают свои варианты ответов – деятельность это труд, деятельность это умение что-то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям ….

Записывают понятие деятельность в рабочие листы

Записывают в тетрадь название под – темы «Структура деятельности»

Зарисовывают схему по мере ее заполнения.

Отвечают на вопрос

(необходимость в чем-либо, повод)

Делают записи в рабочих листах

Работа с текстом учебника п.2

Читают отрывок сказки

Отвечают на вопросы

Формулируют определение понятия – цель

Делают запись в тетради, заполняют схему.

Отвечают на вопросы

- дать знания

- лечить больных

- хорошо руководить компанией

Делают записи в тетради

Делают записи в тетради

Отвечают на вопрос

Результат – это итог деятельности.

Отвечают на вопросы.

Знания;

товар;

идеи, изобретения;

Учащиеся формулируют вывод.

(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)

Учувствует в физкультминутке.

Отвечают на вопросы

Выписывают определения в тетрадь, заполняют таблицу.

ЛР-1

ПУД-2

ПУД-3

ПУД-6

КУД-3

РУД-2

ПР-2

ПР-3

ПР-4

ПР-5

ПР-6














































Регулятивные УУД:

-сознательность выполнения физических упражнений

Познавательные УУД:

-применение усвоенных
знаний в нестандартной ситуации

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Выполнение заданий на интерактивной доске.

Выполняют задания

КУД-2

ПУД-5

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Итог урока. Рефлексия деятельности

-Чему вы научились на уроке?                                              

  Расскажите по анкете:  

ДА

НЕТ

ЧАСТИЧНО

Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Я МОГУ РАЗЛИЧАТЬ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Я ЗНАЮ СТРУКТУРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я МОГУ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Самооценка в группе

Самооценка _____ балл

0 – не принимал участие

1 – низкая активность

2 – средняя активность

3 – высокая активность

- Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали! Спасибо за урок! Все встали! Урок окончен!

Рассказывают по схеме о том, что узнали на уроке, чему научились

ЛР-2

ПР-1

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

НА «3» - стр. 65 (проверим себя 1-5 вопрос устно);

НА «4» - стр. 65 (проверим себя 6 вопрос);

НА «5» - подготовить презентацию - труд представителей животного мира.

Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 1

Рабочий лист ученика (цы)  ___ класса

Имя/Фамилия __________________________

Тема урока ________________________________

Задание 1. Прочтите на странице 62 второй абзац и определите, что такое деятельность. …………… – это __________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. Подведите вывод, чем деятельность человека отличается от активности животного _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Впишите в пустующие фигуры недостающие слова

Задание 4. Определите виды деятельности.

___________ - вид деятельности, целью которого является не производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс, отдых, развлечение.

___________ - вид деятельности человека, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков

___________- это деятельность, направленная достижение практически полезного результата.

___________– это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, страдание, страх и т. д.)

Самооценка
____балл

0 – не принимал участие

1 – низкая активность

2 – средняя активность

3 – высокая активность

Я на сегодняшнем уроке

ДА

НЕТ

ЧАСТИЧНО

Я знаю, что такое деятельность

Я могу различать активность животных и деятельность людей

Я знаю структуру деятельности

Я могу определять виды деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связано ли появление чертежа с практической деятельностью человека ?(презентация)

Цель : 1.Формированиеинтереса к дисциплине «Инженерная графика». 2.Развитие самостоятельногопознавательного интереса к технике....

Деятельность человека

Презентация по обществознанию 8 класс...

Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".

Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....

Проверочная работа по обществознанию по темам «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность»

1. Одним из компонентов политической системы является: 1) политические нормы; 3) политическая традиция; 2) политическая этика; 4) политическая мораль. 2. Политология – это система: 1) социальных и...

Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Мультимедийные технологии.Тема урока:  Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."

В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...

Человек. Деятельность человека. Проверочная работа по обществознанию. 6 класс

Человек. Деятельность человека. Проверочная работа по обществознанию. 6 класс...