Экономика: итоговая контрольная работа. ЕГЭ. 11 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Задания по разделу "Экономика" для закрепления знаний по теме и для подготовки ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Экономика».

11 класс

1 – вариант

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

...

Защита интересов внутренних производителей от зарубежных конкурентов

Фритредерство

Открытие внутреннего рынка для иностранных компаний

 

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) налог на собственность

2) прямой налог

3) подоходный налог

4) налог на прибыль фирм

5) налог на землю

3. Найдите в приведенном списке последствия рыночного регулирования экономики. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имущественное расслоение товаропроизводителей

2) товарный дефицит

3) заинтересованность в технических новинках

4) полная занятость трудоспособных

5) преодоление цикличности развития экономики

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Формирование _________(А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения ____(В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает______(Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является ___(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется____________(Е) власти».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) трудовой договор

2) рыночная цена

3) экономические границы

4) безработица

5) наёмные работники

6) прожиточный минимум

7) законодательные органы

8) безопасность труда

9) профессия

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

5. Экономическая политика государства R основана на регулировании объёма денежной массы в обращении. По каким признакам можно установить, что эта политика монетарная (денежно-кредитная)?

1) повышаются таможенные пошлины

2) расширяется государственная закупка товаров и услуг

3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента

4) вводятся запреты на импорт продукции         5) увеличивается размер налогов

6) устанавливается норма обязательных резервов

6.Найдите в приведённом списке операции центрального банка.

    1) кредитование банков           2) открытие депозитных вкладов

    3) эмиссия денег                      4) определение учётной ставки

    5) консультирование граждан по финансовым вопросам

    6) приём коммунальных платежей

7.Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу. 

1) обязательность уплаты

2) безвозмездность

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

8.Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы.

 1) домохозяйки     2) частично занятые на производстве

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьма 5) работающие по гибкому графику

9.Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции

 1) увеличение расходов государства на социальные программы

2) закрытие убыточных предприятий   3) отказ от повышения зарплат и пенсий

4) изъятие «лишних» денег центральным банком

5) переход на натуральный обмен вместо денежного

10.Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 1) рабочая сила

2) безработные

3) занятые

4) трудоспособное население

5) производители материальных благ

11. Одним из направлений экономической политики государства выступает протекционизм. Приведите три конкретных примера проявления протекционизма в экономической политике.

1)___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________2)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «Безработица». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы, и другое, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 13-16.

Инфляция и ее виды

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.

Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции...

С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...

С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:

— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10%% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;

— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер;

— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.

В Д. Камаев

13. Какие два определения инфляции приводит автор?

14. Приведите два критерия, лежащие в основе выделения различных видов инфляции.

15. В тексте отмечается, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два фактора, которые могут привести к росту цен. Проиллюстрируйте один из них примером

16. Автор подчеркивает, что в условиях гиперинфляции вести успешный бизнес невозможно. Используя знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в обоснование этого вывода.

Контрольная работа по теме: «Экономика».

11 класс

2 – вариант

1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) инвестиционный фонд

2) коммерческий банк

3) кредитная организация

4) страховое общество

5) сберегательная касса

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют операции коммерческих банков.

1) эмиссия ценных бумаг

2) управление золото-валютными резервами государства

3) предоставление потребительских кредитов

4) открытие депозитных вкладов физических лиц

5) эмиссия национальной валюты

6) выдача ипотечных кредитов

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

3. Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поддержка и защита конкуренции

2) изменение учётной ставки процента за кредит

3) обеспечение защиты прав собственности

4) регулирование доходов населения

5) установление нормы банковского резерва

6) операции на рынке ценных бумаг

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в __________(А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, пользоваться, распоряжаться ресурсами.

Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за __________(Б). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью к __________(В) и продает именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый __________(Г). Владелец физического __________(Д) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части __________(Е) этой фирмы».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) рента

2) прибыль

3) производство

4) труд

5) капитал

6) собственность

7) плата

8) обмен

9) закон

 Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

5.Банк расположен в деловом центре столицы государства. По каким признакам можно установить, что это коммерческий банк?

 1) Банк выдаёт кредиты гражданам и фирмам.

2) Банк устанавливает учётную ставку процента.

3) Банк осуществляет эмиссию денег.

4) Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.

5) Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.

6) Банк обслуживает расчёты предприятий.

6.Экономическая политика государства R основана на регулировании государственных расходов и государственного бюджета. По каким признакам можно установить, что эта политика фискальная (бюджетно-налоговая)? 

1) повышаются таможенные пошлины         2) увеличивается размер налогов

3) расширяется государственная закупка товаров и услуг

4) Центральный банк изменяет учётную ставку процента

5) вводятся запреты на импорт продукции

6) устанавливается норма обязательных резервов

7.Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда.

 1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером.

2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.

3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо перекввалифицироваться.

4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.

5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон»

6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.

8.Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу.

 1) обязательность уплаты

2) безвозмездность

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

9.Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы. 

 1) домохозяйки         2) частично занятые на производстве

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах       5) работающие по гибкому графику

10.Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции

 1) увеличение расходов государства на социальные программы

2) закрытие убыточных предприятий   3) отказ от повышения зарплат и пенсий

4) изъятие «лишних» денег центральным банком

5) переход на натуральный обмен вместо денежного

11.Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.  

1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 13-16.

Должно ли государство регулировать экономику?

 

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования. 

А. Фелдстайн

 

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения. 

Р. Альфонсин

13. Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

14. Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

15. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

16. Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа 5 класс

Контрольная работа за курс 5 класса...

итоговая контрольная работа 5 класс

итоговая контрольная работа 5 класс...

итоговая контрольная работа 6 класс

итоговая контрольная работа 6 класс...

итоговая контрольная работа 6 класс

итоговая контрольная работа 6 класс...

итоговая контрольная работа 7 класс

итоговая контрольная работа 7 класс...

Итоговая контрольная работа 3 класс ( для учебника Верещагиной 3 класс)

Контрольная работа разработана для учащихся 3 классов с углубленным изучением английского языка...

Итоговая контрольная работа 6 класс

Предложенная контрольная работа может использоваться как итоговое тестирование, для проверки усвоения учащимися материала, пройденного в течении  6 класса по биологии. Работа составлена в формате...