Индивидуальный проект в 7 классе на тему "Какие организации защищают права человека"
проект по обществознанию (7 класс)

Елисеева Лидия Тарасовна

Данный проект был подготовлен с ученицей 7 класса в рамках РИКО. 

 
Нельзя жить в обществе, не зная своих прав и обязанностей, а также, куда  бежать, если вдруг права детей оказались нарушены? О них нам рассказывают  законы – это как особенный путеводитель по жизни для каждого человека. Хочешь быть здоровым и счастливым, жить в мире и безопасности – знай законы, и тогда ты будешь защищен или сможешь защитить себя сам. И у детей и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, и несут полную ответственность за свои действия. А что дети? Как все знают, ребенок – это лицо, не достигшее совершеннолетия. Но означает ли, что ребенок может осуществлять свои права только после восемнадцати лет? Поэтому мы решили немного сузить тему нашего проекта и заострить внимание именно на организациях, защищающих права детей в стране, регионе и нашей школе.
Актуальность проекта в том, что любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По  мере взросления подростки порой не знают, как поступить, как защитить свои права. Но к кому обратиться за помощью? Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям. Они пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.
Цель проекта – создать памятку-рекомендацию «Куда бежать, если твои права нарушили?!»
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить различные источники информации по теме проекта;
2.Провести опрос среди учащихся 7-х классов МОУ «Рощинская СОШ» на знание прав и их соблюдение; 
3. Выяснить, какие организации занимаются защитой прав в мире, в России, Челябинской области;
4. Выявить методы защиты прав школьников МОУ «Рощинская СОШ»;
5. Разработать памятку-рекомендацию для школьников «Куда бежать, если твои права нарушены».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_kakie_organizatsii_zaschischayut_prava_cheloveka.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рощинская средняя общеобразовательная школа»

Тема проекта: «Какие организации защищают права человека?»

Выполнила: Шебеда Элина,

ученица 7 класса

Наставник: Елисеева Л.Т.,

учитель истории и обществознания

Рощино, 2022

Содержание

Введение……………………………………………………………........................3

Глава 1. Права ребенка и их виды………………………………………..……….5

Глава 2. Методы защиты прав детей в современной России, регионе, школе…7

Заключение………………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………………12

Введение

Изо дня в день я слышу от родителей и учителей такие фразы: «ты должна хорошо учиться», «ты обязана вовремя приходить домой», «ты должна слушать родителей», « ты должна помогать взрослым», «ты обязана выполнять домашнее задание»…И тогда у меня возник вопрос: «У меня есть только обязанности? Или есть и права?».  Ведь, я – человек, гражданин, а, значит, они у меня есть! Но какие? На что я имею право? Что я на самом деле и кому обязана? Все ли мои права соблюдаются по-настоящему?

Нельзя жить в обществе, не зная своих прав и обязанностей, а также, куда бежать, если вдруг наши права оказались нарушены? О них нам рассказывают  законы – это как особенный путеводитель по жизни для каждого человека. Хочешь быть здоровым и счастливым, жить в мире и безопасности – знай законы, и тогда ты будешь защищен или сможешь защитить себя сам. И у детей и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, и несут полную ответственность за свои действия. А что дети? Как все знают, ребенок – это лицо, не достигшее совершеннолетия. Но означает ли, что ребенок может осуществлять свои права только после восемнадцати лет? Поэтому мы решили немного сузить тему нашего проекта и заострить внимание именно на организациях, защищающих права детей в стране, регионе и нашей школе.

Актуальность моего проекта в том, что любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки порой не знают, как поступить, как защитить свои права. Но к кому обратиться за помощью? Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям. Они пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.

Цель проекта – создать памятку-рекомендацию «Куда бежать, если твои права нарушили?!»

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить различные источники информации по теме проекта;

2.Провести опрос среди учащихся 7-х классов МОУ «Рощинская СОШ» на знание прав и их соблюдение;

3. Выяснить, какие организации занимаются защитой прав в мире, в России, Челябинской области;

4. Выявить методы защиты прав школьников МОУ «Рощинская СОШ»;

5. Разработать памятку-рекомендацию для школьников «Куда бежать, если твои права нарушены».

Глава 1

 

Для начала, обратимся к понятию «права ребенка». Согласно онлайн –  энциклопедии «Кругосвет», «права ребенка (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». [4]

Для того, чтобы понять, что вообще знают о своих правах ученики нашей школы, нами был проведен опрос на тему "Знаете ли Вы о своих правах?". В опросе приняли участие учащиеся в возрасте 11-17 лет.

В нем приняли участие 29 человек: 72% девушек и 28% парней в возрасте от 11 до 17 лет. Им было предложено ответить на ряд вопросов.

Первый вопрос "В каких документах записаны права человека и гражданина" был открытым, нужно было самим написать ответ, чтобы определить уровень правовой осведомленности учащихся, мы получили следующие ответы. Самый популярный ответ – это Конституция РФ, что говорит о том, что дети знают основной закон нашей страны и его назначение. Так же в указанных ответах были упомянуты кодексы: семейный, гражданский, административный, уголовный, трудовой. Помимо законов, учащиеся отметили, что права записаны в паспорте, хотя, мы должны сделать поправку, что паспорт – это документ, удостоверяющий личность, он дает гарантию того, что вы действительно гражданин государства и имеете правовую защиту с его стороны, но конкретные права там не прописываются. Также, был ответ «не знаю», что говорит о недостаточной правовой грамотности наших учеников. В этом и есть задача проекта – расширить понимание наших учеников с помощью информационного буклета, чтобы они знали, какие документы созданы для того, чтобы защищать их права, а затем и организации.

Второй вопрос "Соблюдаются ли ваши права" Мы получили следующие ответы. Самый популярный ответ- это скорее да, чем нет, за него проголосовали 71,4%.  25% человек проголосовали за ответ «да» и 3,6% выбрали ответ «скорее да, чем нет». За вариант «нет» не проголосовал никто.

 Третий вопрос "Знаете ли вы свои права" Самый популярный ответ- это да, многие, за него проголосовали 57,1% учащихся, что говорит нам о том, что многие знают свои права. Второй по популярности был ответ «Слышал что-то на уроках обществознания», его выбрали  28,6% учеников. 14,3% выбрали ответ «Частично». Ни один человек не проголосовал за вариант ответа «нет». Это хорошо! Это говорит нам о том, что все из проголосовавших в той или иной мере знают о своих правах.

В четвертом вопросе "Знаете ли Вы, с какого возраста можно получить образование в нашей стране?" мы получили следующие ответы. Большинство выбрали ответ «с 6 лет 6 месяцев», за него проголосовали 67,9%. 25% проголосовали за вариант «14 лет». За вариант «8 лет» проголосовали 7,1% учеников. Но правильный ответ был 6 лет 6 месяцев.

Пятый вопрос "Знаете ли вы, с какого возраста в нашей стране можно открыть банковский счет на имя ребенка?" Мы получили следующие ответы. За варианты «с рождения» и «14 лет» проголосовало одинаковое количество учащихся- 46,4%. За вариант с «16 лет» проголосовали 7,1% человек. Правильный ответ- с рождения.

Шестой вопрос "Знаете ли Вы, с какого возраста в нашей стране можно получить гражданство?" Мы получили следующие ответы. Правильный вариант ответа- С рождения, за него проголосовало больше всего людей (71,4%). 17,9% выбрали ответ «с 14 лет» и 10,7% выбрали ответ «с 16 лет».

Седьмой вопрос "Знаете ли Вы, с какого возраста в нашей стране можно давать согласия на изменение имени и фамилии?" Мы получили следующие ответы. Самый популярный ответ- С 14 лет, за него проголосовало 66,7% учащихся.

18,5% выбрали вариант «с 16 лет». За ответ «с 10 лет» проголосовали 11,1% учеников.

И вариант «С рождения» выбрали 3,7%. Правильный ответ – с 10 лет.

Восьмой вопрос "Нарушались ли когда-нибудь ваши права?" Мы получили следующие ответы. За вариант «нет» проголосовали 40,7% учащихся и за вариант «да» проголосовали 59,3%. У большинства нарушались права, возможно это произошло именно потому, что они не знали, что делать и как защитить себя.

Девятый вопрос "Знаете ли Вы, с какого возраста в нашей стране можно обратиться в суд за защитой прав?" Мы получили следующие ответы. Большинство людей (66,7%) выбрали вариант ответа «с 14 лет» и это был правильный ответ. 14,8% выбрали ответ «с 16 лет», 11,1% выбрали ответ «с 10 лет». И 7,4% выбрали ответ «с рождения».

Десятый вопрос "Куда бы Вы обратились, если бы ваши права были нарушены?" Мы получили следующие ответы. 48,3% проголосовавших выбрали вариант «родители», 41,4% выбрали вариант «полиция, суд».

.

                                                                   Глава 2

Детство является важным этапом в жизни каждого гражданина, поэтому государство признает его значимость и создает специальные механизмы для защиты их прав. К сожалению, в современном мире суровая реальность такова, что большинство из тех прав, которые имеют несовершеннолетние, часто нарушаются. И нарушают их именно те, кто, казалось бы, должен первым вставать на их защиту – взрослые. Как же тогда защитить себя? История становления детского права, как бы ни печально это звучало, но началась не так давно, буквально сто лет назад.

В 1919 г., после окончания Первой мировой войны,  в Британии была создана первая в Европе благотворительная организация для оказания помощи детям «Спасти детей», основательницей которых была  Эглантайн Джебб.   Сегодня «Спасём Детей» – это третья в мире по величине организация, созданная женщиной и насчитывающая более 14 тысяч сотрудников в 130 странах мира. Зародившись в Великобритании 100 лет назад, теперь «Спасём Детей» – международная организация, которая оказывает помощь детям, оказавшимся в бедственном положении, а также способствует развитию систем защиты ребенка на межправительственном уровне. В течение 1919-1920 гг. в сторону фонда неоднократно выражались протесты, так как фонд помогал как победителям в войне, так и побежденным. На что, согласно цитате, приведенной в одной из ее биографий, Э.Джебб заявила: “Фонд “Спасём Детей” работает вне политики, расы или религии. Ребенок есть ребенок – красный или белый, коричневый или черный».

Таково было начало, а что же мы имеем сейчас? Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН. В 1965 году ему присуждают Нобелевскую премию за утверждение братства на международном уровне. Его цель обеспечить развитие детей с самого раннего  детства, которые имеют особенности физического развития, предотвращение и профилактика болезней, а также защита прав детей. В 1999 общая стоимость проектов ЮНИСЕФ в России достигла 2,5 млн. долларов. Основная часть этих средств предоставлена странами-донорами – Германией, США, Великобританией, Финляндией – на осуществление целевых программ, в основном, это гуманитарная помощь детям, пострадавшим от вооруженных конфликтов и стихийных бедствий. С 2011 года наша страна сама является активным донором данного фонда.

В России права и интересы каждого ребенка защищаются органами опеки и попечительства, которые контролируют условия, в которых воспитывается несовершеннолетний, помогают детям, оставшимся без попечительства родителей, а так же правоохранительные органы: полиция и прокуратура.

Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ? Сегодня наиболее действенным в данном вопросе является институт Уполномоченного по правам ребенка в РФ и отдельных ее субъектах. В Челябинской области на этой должности находится Майорова Евгения Викторовна.  Прямым назначением данного института является осуществление контроля за тем, чтобы права и интересы несовершеннолетних соблюдались в полной мере.

Угрозы, от которых должна осуществляться защита прав несовершеннолетних детей:

  • неправомерное посягательство на честь несовершеннолетнего и его достоинство;
  • эксплуатация ребенка, моральное и физическое насилие, небрежное отношение прочее;
  • принуждение к работе, которая может навредить здоровью и развитию;
  • привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ;
  • сексуальное развращение и эксплуатация;
  • унижение и бесчеловечное обращение;
  • другие типы эксплуатации, которые могут нанести вред.

Порядок действий, которые должны осуществляться в случае нарушения прав несовершеннолетних, определяется каждой отдельной ситуацией. Если это было допущено в сфере образования (садике, школе, ВУЗе), родители могут попытаться решить данный вопрос сами посредством обращения к директорам данных учреждений. При невозможности это сделать мирным путем, родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Что касается нарушения прав и интересов непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них, то о данном факте может сообщить любое заинтересованное лицо.

Органы, куда можно обратиться за помощью (с 14 лет ребенок сам может обращаться в данные инстанции)

  • попечительские органы;
  • прокуратура;
  • органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
  • участковые уполномоченные полиции.

Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 69 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).

Если права несовершеннолетнего нарушены, то нужно подать заявление в организацию по защите прав ребенка. Заявление должно быть обязательно составлено письменно с учетом всех правил, действующих при оформлении официальных ходатайств. Вся представленная в нем информация, должна быть максимально полной и соответствовать действительности.

Содержание заявления:

  • наименование организации по защите прав детей, в которую подается заявление;
  • паспортные данные заявителя с указанием его контактов;
  • название документа;
  • данные несовершеннолетнего, относительно которого составляется документ;
  • суть жалобы. Здесь следует изложить все известные факты;
  • дата и подпись автора жалобы.

К заявлению нужно приложить все документы, подтверждающие правомерность написания заявления. Это могут быть видео и фотоматериалы, задокументированные показания свидетелей прочее.

В суд же можно обратиться не позже, чем через три месяца с того момента, когда стало известно о нарушении, а не с момента, когда оно произошло.

Защита прав ребенка в Российской Федерации предполагает привлечение к ответственности всех виновных лиц. Законом в таких случаях предусмотрена дисциплинарная, административная, и уголовная ответственности.

Основания для привлечения к административной ответственности:

  • уклонение родителей от осуществления алиментных выплат;
  • отказ родителей забирать отпрыска из учреждений, где те временно пребывали ввиду определенных обстоятельств;
  • злоупотребление родительскими правами и т. д.

Как правило, родителям для начала делается предупреждение и накладывается штраф размером от ста до пятисот рублей. В случае повторения ситуаций суммы штрафов значительно увеличиваются.

Основания для привлечения к уголовной ответственности:

  • жестокое обращение (статья 156 Уголовного Кодекса РФ);
  • привлечение несовершеннолетних к преступной деятельности (статья 150 Уголовного Кодекса РФ);
  • привлечение несовершеннолетних к употреблению наркотиков, алкоголя прочее;
  • сексуальное растление и т. д.

Должностные лица за свою бездеятельность в ситуациях, когда нарушаются интересы несовершеннолетних, защищать которые является их прямой обязанностью, также могут быть привлечены к ответу перед законом. [2]

А что же может сделать учащийся именно нашей школы в случае, если его права окажутся нарушены? Для того, чтобы выяснить ответ на этот вопрос, я обратилась за помощью к социальному педагогу нашей школы – Юферовой Валентине Юрьевне и провела мини-интервью. В ходе беседы я выяснила, что в первую очередь, сама школа является организацией по защите прав детей, так как в детском, подростковом и юношеском возрасте учебная деятельность – основная. К кому может обратиться ребенок нашей школы, это конечно же, классный руководитель, администрация школы, социальный педагог, а так же в нашей школе недавно появился новый психолог, к которому также можно обратиться за помощью в решении вопросов.

Школа уже сотрудничает с такими организациями как Управление Образования, которые могут защитить права ребенка, связанные с учебной деятельностью: экзаменами и промежуточной аттестацией. На тех же ОГЭ и ЕГЭ ребятам сообщается, что они вправе не согласиться с выставленными баллами и подать апелляцию.

Если же поведение ребенка выходит за рамки должного и приводит к нарушению социальных норм, то в таком случае школа обращается за помощью к Инспекции по делам несовершеннолетних, Дежурной части и в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав. Это те организации, которые могут помочь детям, которые стали жертвами краж, буллинга и пр. А так же они решают вопросы, касаемые добросовестного выполнения родителями своих обязательств по отношению к детям.

Заключение

Мы – дети приходим в этот мир беспомощными и беззащитными. Наша жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от действий других взрослых людей. Мы верим в их любовь и доброе отношение и очень надеемся на их защиту. Мы уязвимы и зависимы от мира взрослых. По этой причине у нас есть особые права по сравнению со взрослыми. И эти права нуждаются в особой защите.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. В нашей стране существует система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав.

Научив сегодня детей пользоваться правами и свободами, можно надеяться на то, что они научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, но и права старшего поколения.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/aa024bea4fbdd5649c70f098847671c246cf90ec/)

2. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в РФ/ В. Селеванов

https://vsemobrake.ru/roditeli-i-deti/prava-detej/zashhita-prav-rebenka.html

3. Конституция РФ в ред.2018 года

4. Кругосвет. Онлайн-энциклопедия https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/PRAVA_REBENKA.html

5. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребёнка в Челябинской области

http://chel.deti.eps74.ru/

6. Российское представительство объединения «Спасём Детей» (Норвегия)

http://www.scnorway.ru/glavnaya/

7. Юнисеф – Детский фонд организации объединенных наций

(https://utmagazine.ru/posts/8395-detskiy-fond-organizacii-obedinennyh-naciy)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...

Рабочая программа элективного курса " Индивидуальный проект" (9 класс)

Рабочая программа  по элективному курсу  "Индивидуальный проект" для учащихся 9 классов разработана на основе ФГОС ООО и образовательных ресурсов сети Интернет. Программа включает ...

Итоговый индивидуальный проект 9 класс. Направление: психология «Барьеры общения, их выявление и устранение»

laquo;Барьеры общения, их выявление и устранение». Актуальность проблемы затруднений в общении обусловлена целым рядом факторов. Начиная от личностных особенностей и заканчивая семей...

Рабочая программа по курсу "Индивидуальный проект" 10 класс

Рабочая программа новой дисциплины в 10 классе по ФГОС "Индивидуальный проект". Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по ФГОС Индивидуальный проект 10 класс

Рабочая программа учебного курса "Индивидуальный проект" 10 класс разработана с учетом актуальных изменений в системе образования (2020 год)...

Программа «Индивидуальный проект» (10 класс)

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 10 класса«Индивидуальный проект»...