Обществознание 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Шишмакова Анна Михайловна

Обществознание 9 класс Л.Н. Боголюбов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl-obshchestvo.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Мысовская СОШ №56»

 МО «Кабанский район»  Республики Бурятия

 

Рассмотрено                           Согласовано                                                               Утверждаю

На заседании МО                   Зам. директора по УВР                                            Директор школы

«____»__20__г.                        ________Иванова Р. Е.                           _____ Шишмарёва Н.Ф.

                                                  «____»__________20__г.                         «____»___________20__г.                                                                  

Рабочая программа

по обществознанию для  9  класса

на  2022-2023 уч. год

Программа составлена:

Учителем истории 1 категории

МАОУ «Мысовская СОШ № 56»

Шишмаковой Анной Михайловной

Г. Бабушкин, 2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов, рабочей программы Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы», базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Программа ориентирована на использование учебника под ред. Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 9 класс» (М.: Просвещение, 2017).

Программа выполняет две основные функции:

  • информационна-методическую – позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
  • организационно-планирующую - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели и задачи преподавания обществознания в 9 классе

Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения на основе правовых норм, гуманистических и демократических ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, становление социального поведения, основанного на уважении закона;

осознание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации (об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина);
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование личностных представлений об основах российской гражданской  идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитие понимания основных принципов жизни общества, правовых взаимоотношений;
  • освоение теоретических знаний и приобретение опыта их применения для определения активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных и гражданско-правовых отношений (адекватных возрасту обучающихся), межличностных отношение (включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп);
  • формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным и общественно-правовым явлениям и процессам;
  • развитие социального и правового кругозора, формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;

• развитие навыков использования компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов работы, познавательной и практической деятельности.

 Достижение поставленных целей и обозначенных задач, успешное овладение учебным содержанием курса «Обществознание» предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. На нем основаны основные методы обучения: проектов и исследований, проблемного и развивающего обучения, рефлексивные.

 Особое значение приобретают методики личностно ориентированного обучения, помогающие раскрыть и конкретизировать рассматриваемые понятия и положения, проследить связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным и общественно-правовым опытом. Развитию у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению способствует использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и нрава типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Современные требования к результатам обучения предполагают использование в учебном процессе компьютерных технологий.

       Используемый учебно-методический комплект

1. Обществознание. 9 класс: учебник / под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2017.

 2. Обществознание. 9 класс. Электронное приложение к учебнику / под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2017.

3. Котова 0.А., Ласково Т. Е. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2017.

4. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы: пособие для учителей / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014.

Место предмета в базисном учебном плане

 В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение обществознания в 9 классе отведен 1 ч в неделю (всего 34 ч).

Планируемые результаты

Изучение курса «Обществознание» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД).

 Личностные результаты: 

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни об-щества, в благополучии и процветании своей Родины;

• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, на любви и уважении к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

• стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;

Метапредметные результаты: 

регулятивные УУД- формирование и развитие навыков и умений:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи (проблемы, выполнения проекта);

 • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

 • проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;

 • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;

• давать определения понятий;

 коммуникативные УУД- формирование и развитие навыков и умений: 

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

• в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы, сравнивать различные точки зрения;

 • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

 • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

 • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

  Предметные результаты: 

  1. в познавательной (интеллектуальной) сфере:

 • понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности;

 • характеризовать явления общественно-политической жизни;

• иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

2) в ценностно-мотивационной сфере:

• знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируй и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;

• осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;

• знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

3) в коммуникативной сфере:

 • понимать значение коммуникации в межличностном общении;

• знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства свя-зи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;

 • понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанна воспринимать соответствующую информацию;

 • уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

4) в ценностно-ориентационной сфере:

 • анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;

• демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;

• уметь преодолевать разногласия е помощью приемов и техник преодоления конфликтов;

5) в сфере трудовой деятельности:

• осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;

 • оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.

Изучение курса Обществознание. 9 классы должно быть направлено на овладение обучающимися следующими знаниями, умениями и навыками. Ученик должен знать (понимать):

 • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

• значение права, правовых норм и демократических ценностей;

• закономерности социально-политического развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

 • различные подходы к исследованию роли политических течений в развитии человека и общества;

 • основные социальные институты и процессы современного общества.

Ученик должен уметь: 

• характеризовать основные социально-политические объекты (факты, явлении, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

 • описывать и сравнивать социально-политические объекты, выявлять их общие черты и различия, существенные признаки;

• объяснять взаимосвязи изученных социально-политических объектов (включая взаимодействие человека и общества, сферы общественной жизни);

 • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам;

 • применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

• использовать дополнительные источники социально-политической информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы); • классифицировать, систематизировать информацию — составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;

• правильно применять специально-политические термины и понятия;

• связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях.

 Обучающийся получит возможность научиться:

 • добывать и критически оценивать информацию о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделить главное, обобщать, группировать, сравнивать); • определять и объяснять свое отношение к проблемам манипуляции общественным сознанием, глобализации, социализации молодежи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства, тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, эффективного выполнении социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;

• оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;

 • взаимодействовать с людьми, имеющими разные убеждения, культурные ценности и социальное положение;

 • оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствий определенных социальных действий; осуществлять поиск социально-политической информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социально-политической информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.).

 Общая характеристика курса «Обществознание. 9 класс»

 Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений, их влияние на жизнь человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют все новые требования к преподаванию общественных наук в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. знания[ по курсу должны стать основой для формирования собственной позиции, ценностного отношения к явлениям социальной и общественно-политической жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности.

Курс «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть потенциал; приобретая опыт социального и культурного взаимодействия, он становится активным гражданином.

 В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. На этом этапе все содержательные компоненты курса (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, системно, целостно.

Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях па поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.

Глава «Политика» дает представление о политической власти, политических режимах, партиях и движениях, формах государства, его внутренних и внешних функциях. В ней исследуются проблемы контроля над властью со стороны общества, становления и развития гражданского общества, участия граждан в политической жизни.

В главе «Право» представлены вопросы, затрагивающие многие правовые аспекты жизни современного общества, рассматривается роль права в жизни человека, общества и государства. Обучающиеся получают возможность познакомиться с принципами функционирования правоохранительных органов, особенностями трудовых, гражданских, уголовно-правовых, административных и семейных правоотношений, а тапке изучить основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина. В главе рассматриваются социальные права граждан, вопросы правового регулирования отношений в сфере образования, а также международно-правовой защиты жертв вооруженных конфликтов.

Содержание Курса «Обществознание. 9 класс»

Обучающиеся осваивают следующие основные Знания.

 Введение

 Задачи и содержание курса «Обществознание. 9 класс». Знакомство со справочным и методическим аппаратом учебника, формами работы. Науки, изучающие общество. Что мы знаем и умеем. Что будем изучать в 9 классе на уроках обществознания. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Глава I.  Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

 Глава II. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция - основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления». Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Заключение

 Итоговое повторение. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Обществознание. 9 класс».

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название раздела /Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Введение в изучение курса «Обществознание 9 кл»

1

1 нед

Политики (10 ч)

2

Политика и власть

1

2 нед

3-4

Государство

2

5

Политические режимы

1

6

Правовое государство

1

7

Гражданское общество и государство

1

8

Участие граждан в политической жизни

1

9-10

Политические партии и движения

2

11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Политика». Практика

1

Право (22 ч)

12

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

13

Правоотношения и субъекты права

1

14

Правоотношения и юридическая ответственность

1

15

Правоохранительные органы

1

16

Конституция Российской Федерации

1

17

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

18-19

Права и свободы человека и гражданина

2

20-21

Гражданские правоотношения

2

22-23

Право на труд. Трудовые отношения

2

24-25

Семейные правоотношения

2

26

Административные правоотношения

1

27-28

Уголовно-правовые отношения

2

29

Социальные права

1

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

31

Правовое регулирование отношение в сфере образования

1

32-33

Обобщение и систематизация по теме «Право». Практикум

2

Заключение (1 ч)

34

Обобщение и систематизация по курсу «Обществознание 9 класс»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс

Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия

ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о  религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...