Обществознание 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ «Мысовская СОШ №56»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
«____»__20__г. ________Иванова Р. Е. _____ Шишмарёва Н.Ф.
«____»__________20__г. «____»___________20__г.
Рабочая программа
по обществознанию для 9 класса
на 2022-2023 уч. год
Программа составлена:
Учителем истории 1 категории
МАОУ «Мысовская СОШ № 56»
Шишмаковой Анной Михайловной
Г. Бабушкин, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов, рабочей программы Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы», базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Программа ориентирована на использование учебника под ред. Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 9 класс» (М.: Просвещение, 2017).
Программа выполняет две основные функции:
- информационна-методическую – позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующую - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели и задачи преподавания обществознания в 9 классе
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения на основе правовых норм, гуманистических и демократических ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, становление социального поведения, основанного на уважении закона;
осознание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации (об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина);
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие понимания основных принципов жизни общества, правовых взаимоотношений;
- освоение теоретических знаний и приобретение опыта их применения для определения активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных и гражданско-правовых отношений (адекватных возрасту обучающихся), межличностных отношение (включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп);
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным и общественно-правовым явлениям и процессам;
- развитие социального и правового кругозора, формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
• развитие навыков использования компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов работы, познавательной и практической деятельности.
Достижение поставленных целей и обозначенных задач, успешное овладение учебным содержанием курса «Обществознание» предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. На нем основаны основные методы обучения: проектов и исследований, проблемного и развивающего обучения, рефлексивные.
Особое значение приобретают методики личностно ориентированного обучения, помогающие раскрыть и конкретизировать рассматриваемые понятия и положения, проследить связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным и общественно-правовым опытом. Развитию у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению способствует использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и нрава типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Современные требования к результатам обучения предполагают использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Используемый учебно-методический комплект
1. Обществознание. 9 класс: учебник / под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2017.
2. Обществознание. 9 класс. Электронное приложение к учебнику / под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2017.
3. Котова 0.А., Ласково Т. Е. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2017.
4. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы: пособие для учителей / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение обществознания в 9 классе отведен 1 ч в неделю (всего 34 ч).
Планируемые результаты
Изучение курса «Обществознание» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий - УУД).
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни об-щества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, на любви и уважении к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
• стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД- формирование и развитие навыков и умений:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи (проблемы, выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
• проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
• давать определения понятий;
коммуникативные УУД- формирование и развитие навыков и умений:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы, сравнивать различные точки зрения;
• критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере:
• понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности;
• характеризовать явления общественно-политической жизни;
• иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
2) в ценностно-мотивационной сфере:
• знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируй и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
• осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
• знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
3) в коммуникативной сфере:
• понимать значение коммуникации в межличностном общении;
• знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства свя-зи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;
• понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанна воспринимать соответствующую информацию;
• уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
4) в ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
• демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
• уметь преодолевать разногласия е помощью приемов и техник преодоления конфликтов;
5) в сфере трудовой деятельности:
• осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;
• оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.
Изучение курса Обществознание. 9 классы должно быть направлено на овладение обучающимися следующими знаниями, умениями и навыками. Ученик должен знать (понимать):
• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• значение права, правовых норм и демократических ценностей;
• закономерности социально-политического развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• различные подходы к исследованию роли политических течений в развитии человека и общества;
• основные социальные институты и процессы современного общества.
Ученик должен уметь:
• характеризовать основные социально-политические объекты (факты, явлении, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• описывать и сравнивать социально-политические объекты, выявлять их общие черты и различия, существенные признаки;
• объяснять взаимосвязи изученных социально-политических объектов (включая взаимодействие человека и общества, сферы общественной жизни);
• формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам;
• применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
• использовать дополнительные источники социально-политической информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы); • классифицировать, систематизировать информацию — составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;
• правильно применять специально-политические термины и понятия;
• связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в общественных явлениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• добывать и критически оценивать информацию о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделить главное, обобщать, группировать, сравнивать); • определять и объяснять свое отношение к проблемам манипуляции общественным сознанием, глобализации, социализации молодежи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства, тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, эффективного выполнении социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами, ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
• оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
• взаимодействовать с людьми, имеющими разные убеждения, культурные ценности и социальное положение;
• оценивать поведение людей с точки зрения нравственных и социальных норм, экономической рациональности; предвидеть возможные последствий определенных социальных действий; осуществлять поиск социально-политической информации по заданной теме (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социально-политической информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.).
Общая характеристика курса «Обществознание. 9 класс»
Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений, их влияние на жизнь человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют все новые требования к преподаванию общественных наук в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. знания[ по курсу должны стать основой для формирования собственной позиции, ценностного отношения к явлениям социальной и общественно-политической жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности.
Курс «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть потенциал; приобретая опыт социального и культурного взаимодействия, он становится активным гражданином.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. На этом этапе все содержательные компоненты курса (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, системно, целостно.
Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях па поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.
Глава «Политика» дает представление о политической власти, политических режимах, партиях и движениях, формах государства, его внутренних и внешних функциях. В ней исследуются проблемы контроля над властью со стороны общества, становления и развития гражданского общества, участия граждан в политической жизни.
В главе «Право» представлены вопросы, затрагивающие многие правовые аспекты жизни современного общества, рассматривается роль права в жизни человека, общества и государства. Обучающиеся получают возможность познакомиться с принципами функционирования правоохранительных органов, особенностями трудовых, гражданских, уголовно-правовых, административных и семейных правоотношений, а тапке изучить основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина. В главе рассматриваются социальные права граждан, вопросы правового регулирования отношений в сфере образования, а также международно-правовой защиты жертв вооруженных конфликтов.
Содержание Курса «Обществознание. 9 класс»
Обучающиеся осваивают следующие основные Знания.
Введение
Задачи и содержание курса «Обществознание. 9 класс». Знакомство со справочным и методическим аппаратом учебника, формами работы. Науки, изучающие общество. Что мы знаем и умеем. Что будем изучать в 9 классе на уроках обществознания. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава I. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция - основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления». Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Заключение
Итоговое повторение. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Обществознание. 9 класс».
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела /Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||||||
план | факт | ||||||||
1 | Введение в изучение курса «Обществознание 9 кл» | 1 | 1 нед | ||||||
Политики (10 ч) | |||||||||
2 | Политика и власть | 1 | 2 нед | ||||||
3-4 | Государство | 2 | |||||||
5 | Политические режимы | 1 | |||||||
6 | Правовое государство | 1 | |||||||
7 | Гражданское общество и государство | 1 | |||||||
8 | Участие граждан в политической жизни | 1 | |||||||
9-10 | Политические партии и движения | 2 | |||||||
11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Политика». Практика | 1 | |||||||
Право (22 ч) | |||||||||
12 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | |||||||
13 | Правоотношения и субъекты права | 1 | |||||||
14 | Правоотношения и юридическая ответственность | 1 | |||||||
15 | Правоохранительные органы | 1 | |||||||
16 | Конституция Российской Федерации | 1 | |||||||
17 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 1 | |||||||
18-19 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | |||||||
20-21 | Гражданские правоотношения | 2 | |||||||
22-23 | Право на труд. Трудовые отношения | 2 | |||||||
24-25 | Семейные правоотношения | 2 | |||||||
26 | Административные правоотношения | 1 | |||||||
27-28 | Уголовно-правовые отношения | 2 | |||||||
29 | Социальные права | 1 | |||||||
30 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | |||||||
31 | Правовое регулирование отношение в сфере образования | 1 | |||||||
32-33 | Обобщение и систематизация по теме «Право». Практикум | 2 | |||||||
Заключение (1 ч) | |||||||||
34 | Обобщение и систематизация по курсу «Обществознание 9 класс» | 1 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс
Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада...
Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2
Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...
Предмет: Обществознание Класс: 9 класс Тема урока: Религия
ЦельФормирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о религии как одной из форм культуры. ЗадачиОпределять сущностные характеристик...