РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ФИНАНСИСТА» 8-9классы (срок реализации – 1 год)
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения.

Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей.

Очевидно, что повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг. В этой связи можно утверждать, что причиной невысокой финансовой грамотности населения является неадекватная современным требованиям система финансового образования.

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_yunogo_finansista_8-10_vadelova_za.docx89.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания

_________ /З.А.Ваделова

Протокол № _____

«____»______2023

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора школы

___________/ Е.А. Бортникова

   «____»______________2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________/ О.Н. Гуржеева

Приказ№

от «____»______ 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШКОЛА ЮНОГО ФИНАНСИСТА»

8-9классы

 (срок реализации – 1 год)

                     

Составитель:

учитель истории и обществознания

Ваделова З.А.

Всего часов на учебный год: 34

Количество часов в неделю: 1

2023 год

Покачи 

Оглавление

1

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

  1. Цели и задачи курса
  2. Педагогические принципы реализации программы
  3. Планируемые результаты

1.5. Учебный план и содержание учебного плана

2

Комплекс организационно-педагогических условий

11

  1. Календарный учебный график
  2. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы

2.3. Условия реализации программы

3

Список литературы

20

  1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Социально-экономическое развитие страны и ее регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения.

Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей.

Очевидно, что повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг. В этой связи можно утверждать, что причиной невысокой финансовой грамотности населения является неадекватная современным требованиям система финансового образования.

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа юного финансиста» призвана повысить финансовую безопасность молодежи, показать обучающимся возможности финансовой биржи как фактора успешности обучающихся.

 

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года

№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы»

Актуальность программы определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики, решения проблем финансовой грамотности подростков, запросом государства на появление рациональных потребителей и запросом со стороны детей и их родителей на программы данного направления, для реализации которых на базе нашего учреждения имеются все необходимые материально-технические условия включая закупленные актуальные на 2021 год пособия, учебники, рабочие тетради и электронные тренажёры по финансовой грамотности. Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся социальных навыков, которые необходимы для их успешного развития и финансовой независимости. В связи с развитием рыночных отношений особое значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить                                            рациональные пути в условиях выбора.

Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, является практико-ориентированной. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

Новизна данной программы заключается в направленности курса на формирование финансовой грамотности и возможности получения финансовой независимости старшеклассника на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.

Отличительной особенностью программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся.

Адресат программы: обучающихся 13- 17 лет. В этом возрасте восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно и планомерно. Подросток может длительное время сохранять устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Продолжительность программы – 1 год.

Объём программы: 34 часов.

Форма обучения: очная.

Уровень программы: базовый

Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации программы традиционная (при необходимости - с элементами дистанционного обучения). Организационные формы обучения – групповые.

Состав группы: постоянный. Количество обучающихся в группе: от 7 до 15 человек.

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу

Цели и задачи программы

Цель: формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи:

  • проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах;
  • показать        реальные        возможности        по        повышению        личной        финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия;
  • научить использовать свои активы наилучшим образом;
  • планировать и контролировать свои доходы и расходы;
  • способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям.
  • Педагогические принципы реализации программы
  • В основе реализации программы лежит система педагогических принципов:
  • принцип гуманизации предусматривает ориентацию работы на развитие личности в соответствии с её природными задатками и сформировавшейся системой ценностей (связывает основные педагогические понятия (воспитание, обучение, развитие);
  • принцип индивидуализации предполагает направленность работы на создание условий для оптимального развития обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и склонностей;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип открытости, смыслообразования, направленности на овладение основными элементами проектной культуры, активности обучающихся.
  • Планируемые результаты освоения курса
  • Предметные результаты (ученик научится):
  • формирование знаний о базовых финансовых инструментах и основных типах финансовых посредников;
  • приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности;
  • формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений;
  • формирование навыков критического анализа различных финансовых предложений с учётом их преимуществ и недостатков;
  • формирование навыков принятия финансовых решений в типичных жизненных ситуациях;
  • развитие навыков планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета;
  • получение мотивации к самостоятельному изучению личных финансов на более глубоком уровне.
  • Метапредметные результаты (ученик получит возможность научиться):
  • формирование навыков сбора и критического анализа информации;
  • формирование навыков принятия решений;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • Личностные результаты:
  • воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
  • формирование ответственного и осознанного отношения к управлению личными финансами;
  • воспитание ответственности за собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
  • Таким образом, данный курс способствует самоопределению обучающегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика
  • Учебный план

п/п

Название разделов

Кол-во часов

Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Финансовая грамотность

20

10

10

Беседа

Тестирование

Деловая игра

Дебаты

2

Банковские услуги

16

8

8

Беседа

Тестирование

Деловая игра

Дебаты

3

Инвестиции

10

5

5

Беседа

Тестирование

Деловая игра

Дебаты

4

Финансовое мошенничество

5

2

3

Беседа

Тестирование

Деловая игра

Дебаты

5

Основы налогообложения

8

4

4

Беседа

Тестирование

Деловая игра

Дебаты

6

Личное финансовое

планирование

11

5

6

Беседа

Тестирование

Деловая игра

Дебаты

ВСЕГО:

70

35

35

Содержание программы

Финансовая грамотность (20 часа)

Что такое финансовая грамотность. Задачи. Применение и круглый стол.

Банковские продукты и услуги (16 часов)

Банковская система. Банковские карты. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка. Практикум с представителями ЦБ РФ.

Варианты Практик: Брейн-ринг, мини-исследование, защита проекта.

Формы контроля: Беседа, игровая деятельность, практические задания.

Инвестиции (10 часов)

инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПиФы как способ инвестирования для физических лиц. Работа в тренажёре Инвестиции от ЦБ РФ. 

Практика: Сюжетно – ролевая игра, мини-исследование, защита проекта.

Формы контроля: Беседа, игровая деятельность, практические задания.

Финансовое мошенничество (5 часов)

основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными. Создание проекта

Практика: Брейн-ринг, мини-исследование, защита проекта.

Формы контроля: Беседа, игровая деятельность, практические задания.

Основы налогообложения (8часа)

Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогооб- ложения. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Практика: Сюжетно – ролевая игра, мини-исследование, защита проекта.

Формы контроля: Беседа, игровая деятельность, практические задания.

Личное финансовое планирование (11часов)

Роль денег в нашей жизни.   Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ло- вушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.

2.1

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Кол-во недель

Кол-во учебных дней

Дата начала

программы

Дата окончания

программы

Кол-во учебных часов

Режим занятий

34

34

09.01.2023

28.05.2024

70

1 раз в неделю

(по 40 минут)

Осенние каникулы – не предусмотрены

Летние каникулы – с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.

Календарный учебный график

  Группа:        9 классы.

Тема

Кол-во часов

Тип занятия

Дата проведения, место и время проведения

Форма          контроля

11

Финансовая грамотность - это…

1

теоретическое

Беседа, опрос.

22

Чем поможет мне финансовая грамотность.

1

практическое

Устный

опрос.

33

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

теоретическое

Устный

опрос

44

4

Расчеты размеров выплат по различным

видам кредитов.

1

практическое

Устный

опрос

55

Виды депозитов.

1

теоретическое

Письменн ый опрос

66

Условия депозитов.

1

практическое

Беседа, опрос.

77

Выбор банка. Открытие депозита.

1

теоретическое

Устный

опрос.

88

Банковские услуги.

19

Банковские услуги

1

контрольное

Устный

опрос

110

Валютный курс.

1

теоретическое

Устный

опрос

111

Валютный курс.

1

практическое

Творческое

задание

112

Банковские карты.

1

теоретическое

Устный

опрос

113

Банковские карты.

1

практическое

Устный

опрос

114

Инвестиции.

1

контрольное

Письменный опрос

115

Ценные бумаги.

1

теоретическое

Беседа

116

Ценные бумаги.

1

практическое

Творческое задание

117

Инвестиционные инструменты.

1

теоретическое

Творческое

задание

118

Инвестиционные инструменты.

1

практическое

Устный

опрос

219

ПИФы.

1

теоретическое

Устный

опрос

220

ПИФы.

1

практическое

Творческое

задание

221

Финансовое мошенничество

1

контрольное

Устный

опрос

222

Финансовые пирамиды.

2

теоретическое

Устный

опрос

223

Финансовые пирамиды.

2

теоретическое

Письменный опрос

224

Виды мошенничества.

1

практическое

Беседа

225

Операции в интернете.

1

теоретическое

Творческое задание

226

Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

1

теоретическое

Творческое

задание

227

Налоговый инспектор.

1

практическое

Устный

опрос

228

Налоговая система.

1

контрольное

Устный

опрос

329

Роль денег в нашей жизни.

1

теоретическое

Творческое

задание

330

Семейный бюджет.

1

практическое

Устный

опрос

331

Личный бюджет.

1

практическое

Устный

опрос

332

Личные финансовые цели.

1

теоретическое

Письменный опрос

333

Финансовые риски. Составление личного финансового плана.

1

теоретическое

Беседа

334

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРА- МОТНОСТИ"

1

практическое

Творческое задание

ВСЕГО:

34

Формы аттестации/контроля, методические и оценочные

материалы

Результативность освоения Программы систематически отслеживается в течение года с учетом уровня знаний и умений обучающихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:

- входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений обучающихся на начало обучения по Программе;

  • текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения за правильностью выполнения практической работы: успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных заданий;
  • промежуточный контроль проводится два раза в год по итогам выполнения практических работ: «Создание финансового плана» и

«Презентация таблицы сводных элементов доходов и расходов».

  • итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме публичной защиты проекта «Презентация фирмы» с использованием материалов бизнес-навигатора; позволяет выявить изменения образовательного уровня обучающегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.
  • Формы проведения аттестации:
  • выполнение практического задания;
  • тестирование;
  • опрос;
  • деловая игра;
  • презентация выполненной практической работы;
  • защита проекта.
  • Методы обучения:
  • вербальный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);
  • наглядный (использование мультимедийных устройств, пакеты документов, разработанные бизнес-планы, показ педагога примеров работы на бизнес-агрегаторах, использование Интернет-ресурсов т.д.);
  • практический (выполнение практических заданий в объединении);
  • самостоятельной работы (самостоятельное составление бизнесплана, работа над проектом по созданию фирмы на занятиях в объединении, выполнение домашних заданий и т.д.). Усвоение материала контролируется при помощи педагогического наблюдения и выполнения практических работ.
  • Определение уровня освоения программы.
  • Высокий уровень:
  • свободное оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях ;
  • высокая активность, быстрота включения в творческую деятельность, в коллективную работу (инициативность);
  • большая степень самостоятельности и качество выполнения творческих заданий; творческое отношение к выполнению практического задания.
  • Средний уровень:
  • хорошее оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях;
  • невысокая степень активности, невысокая инициативность;
  • небольшая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий, когда ребе нок нуждается в дополнительной помощи педагога;
  • не очень высокое качество выполнения творческих заданий

  • Достаточный уровень:
  • слабое оперирование знаниями, умениями, полученными на занятиях;
  • слабая активность включения в творческую деятельность, выполняет работу только по конкретным заданиям;
  • слабая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий (выполнять творческие задания только с помощью педагога);
  • обучающийся проявляет интерес к деятельности, но его активность наблюдается только на определенных этапах работы.
  • На основе данных критериев осуществляется дифференцированная работа с обучающимися с использованием индивидуально-личностного подхода.

Фонд Оценочных средств

(оценочные материалы)

Тест

(В каждом вопросе выберите один верный ответ, ответы внесите в таблицу,каждый верный ответ 1 балл)

  1. Что из перечисленного впервые появилось в правлениеЕкатерины II?

1)Рубль        2)Копейка        3)Гривна        4)Ассигнация

  1. Безналичные деньги

1)Появились раньше обычных        2)Включают монеты, купюры и чеки 3)Состоят из чековых книжек и векселей 4)Представляют собой информацию

  1. Люди изобрели деньги для того, чтобы
  1. Облегчить обмен
  2. Измерить ценность разных товаров
  3. Иметь возможность делать накопления
  4. Все ответы верны
  1. Какое из предлагаемых определений является лучшим дляпонятия

«премия»?

1) Часть заработной платы        2)Денежное вознаграждение 3)Поощрение за отлично выполненную работу                4)Награда

5.

Банк платит проценты

1)

Вкладчикам

2)

Тем, кто берёт кредиты

3)И Тем и другим

4)Государству

  1. Плата за квартиру, воду, отопление, электричество называется

1)Налогами        2)Коммунальными платежами        3)Пособиями 4)Субсидиями

  1. Человек, который за свой счёт и на свой страх и риск открывает собственное дело, называется

1)Первооткрывателем 2) Предпринимателем 3) Последователем 4) Авантюристом

  1. Доход, который получает акционер, называется

1)        Акцией 2) Презентом 3) Дивидендом 4) Бонусом

Задачи

(каждая задача 5 баллов)

  1. За изготовление одной детали рабочий получает 100 р. За месяц он производит 400 деталей. В цех поставили новый станок, на котором можно произвести 500 деталей, а за изготовление одной детали стали платить 90р.Как изменилась заработная плата рабочего?
  2. Поездка на поезде стоит 400 р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 20 л бензина. Цена бензина 30 р.

за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?

  1. Семья откладывает деньги, оставшиеся после покупок, в банк, причём расходы в пять раз больше сбережений. Сколько денег тратится на покупки, если доход семьи составляет 60 тыс. р.?

Вопрос (7 баллов)

Почему полезно составлять бюджет семьи? Внимание!!! Все утверждения должны быть аргументированы, в конце сделан краткий вывод.

Задачи

(каждая задача 5 баллов)

  1. Предприниматель тратит на производство 500 единиц продукции 800 тыс. р. и хочет получить 200 тыс. р. прибыли. Какую цену он должен назначить?
  2. Набор продуктов на рынке стоит 1000 р. Такой же набор в магазине обойдётся в 1300 р. Магазин находится рядом, а дорога до рынка и обратно займёт 1 час. Рынок работает только до 18 часов, поэтому попасть тудаможно только в рабочее время. Вася зарабатывает 400 р. в час, а Ваня — 800 р. Имеет ли смысл кому-то из них уходить раньше с работы?

2. Заёмщик отдал 5 тыс. р., что составило 1/5 часть долга. Какую сумму он ещё должен выплатить?

Ответы

Задачи

  1. Увеличилась на 5 тыс. р.

Вариант 1Тест

  1. Один поедет на поезде, с семьёй на машине.
  2. 50 тыс. р.

балл.


Вопрос

  1. Названо не менее трёх причин 3 балла.
  2. В каждом случае приведены пояснения 3 балла.
  3. Текст структурирован и сделан вывод (сформулирован ответ на вопрос) 1

Вариант 2Тест

Задачи

  1. 2 тыс. р.Выигрыш составит 300 р., проигрыш Васи 200 р., Вани р. Для Васи имеет смысл поехать на рынок.
  2. 20 тыс. р.

балл.


Вопрос

  1. Названо не менее трёх факторов 3 балла.
  2. В каждом случае приведены пояснения 3 балла.
  3. Текст структурирован и сделан вывод (сформулирован ответ навопрос) 1

Кроссвордhello_html_77a7855d.gif

  1. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары иуслуги.
  2. Надпись на монете.
  3. Человек, коллекционирующий и изучающий монеты.
  4. Бумажные деньги.
  5. Денежная единица в России.
  6. Накопление денег на дорогую покупку.
  7. Другая сторона монеты.
  8. Прямой обмен одних товаров на другие.
  9. Достоинство монеты.
  10. Сторона монеты, на которой изображён герб или портрет.
  11. Единая денежная единица в странах Европы

  1. Мама пообещала братьям Никите и Сергею на каникулах дать по 500 рублей на аттракционы. По дороге домой из школы Сергей полез на дерево и порвал куртку. На ремонт куртки мама вычла из Серёжиных денег 200 рублей. Кто из братьев получит больше удовольствия от аттракционов во время каникул? А кто, и на сколько получит денег меньше?
  2. Папа каждый день давал сыну Ивану на карманные расходы 50 рублей. Иван решил сэкономить и купить маме цветок на 8 марта. Мальчик каждый день откладывал половину денег. Сколько дней ему необходимоотказывать себе в покупке шоколадок, чтобы купить цветок за 250 рублей и сделать маме приятный сюрприз?
  3. Даша и Лена пошли гулять на улицу. Лена надела шапку и сапоги, так как погода была пасмурная. А Даша в такую погоду не послушала маму инадела вместо сапог туфли. Пошёл дождь. Даша промочила ноги и заболела. Из семейного бюджета Дашиной семьи на её лечение было потрачено 800 рублей. А Лена, в то время, когда болела Даша, поехала с

одноклассниками в театр, потратив при этом в 2 раза меньше денег и получив во много раз больше удовольствия. Сколько стоил билет в театр?

  1. У Коли в «Копилке мечты» было 2700 рублей на поездку в Италию. Однажды в школе он подрался со своим другом Вовой и в гневе порвал Вовин учебник. Вова потребовал восстановить ему учебник, который стоит

525 рублей. Коля не стал просить денег у родителей, так как ему было стыдно за свой поступок. Он взял деньги из копилки. Сколько стоила Коле драка? Сколько денег у него осталось?

  1. Папа предложил Юле собрать опавшие яблоки. За каждое ведро он платил ей 50 рублей. За 1 час Юля собрала 10 ведер яблок. Сколько денег заработала Юля?
  2. Соседи увидели, что Юля собирает яблоки и предложили ей за каждое собранное ведро в 2 раза больше. Юля собрала у соседей 6 ведер яблок. Сколько Юля заработала денег?
  3. Каждую неделю мама покупает Саше шапку или перчатки, потомучто мальчик небрежно относиться к своим вещам и часто их теряет. На сколько страдает семейный бюджет ежемесячно, если в неделю мама тратит на замену шапки или перчаток по 300 рублей?
  4. Мама дала Егору 100 рублей и попросила купить хлеб за 30 рублей и пакет молока за 36 рублей, а сдачу разрешила оставить себе. Сколько денег Егор положит себе в копилку?
  5. Егору понравилось ходить в магазин и забирать себе сдачу. Сколько раз ему надо сходить со 100 рублями за молоком и хлебом, чтобы купить себе диск за 300 рублей?
  6. За каждую прополотую грядку дедушка дает Игорю 50 рублей. Мальчик мечтает о велосипеде, который стоит 780 рублей. Сколько надо прополоть грядок и сколько денег у него останется?
  7. На каникулах мама дала Алеше и Даше по 700 рублей на развлечения. Когда дети дома были одни, они развеселились и случайноразбили любимую вазу мамы. Чтобы она не ругала их, дети сходили в магазин и купили вазу за 600 рублей. Сколько денег осталось у каждого на каникулы?

Педагогические технологии:

На занятиях предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий, технологий группового, дифференцированного, проблемного обучения, коллективного взаимообучения.

Организационно-педагогические условия реализации программы

При реализации Программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, материалы на электронных носителях, Интернет-ресурсы. Занятия построены на принципах обучения развивающего и воспитывающего характера:

  • доступности;
  • наглядности;
  • целенаправленности;
  • индивидуальности;
  • результативности.

В результате освоения программы обучающийся получит возможность научится:

  • владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество);
  • владеть знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).
  • делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций;
  • определять элементарные проблемы в области финансов и находить пути их решения;

- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • расширит кругозор в области экономической жизни общества;

Материально-техническое сопровождение образовательного процесса:

  1. возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
  2. выполнение организацией требований:
  • санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • пожарной безопасности и электробезопасности;
  • по охране здоровья воспитанников и охране труда работников.
  1. возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам        инфраструктуры          организации,        осуществляющей образовательную деятельность.

Условия реализации программы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Требования к кабинету и мебели:

  • оборудованный учебный кабинет;
  • количество стульев должно соответствовать количеству обучающихся;
  • мобильные парты должны обеспечивать возможность как индивидуальной работы, так и работы в микрогруппах и коллективной работе.

Требования к оборудованию:

  • интерактивная доска или проектор, экран, звуковое оборудование;
  • МФУ или принтер и сканер;
  • компьютер или ноутбук для педагога;
  • компьютер или ноутбук для каждого обучающегося. Требования к оснащению учебного процесса:
  • контрольно-диагностические материалы;
  • мультимедийные        презентации,        мультимедийные        обучающие программы;

Информационное обеспечение:

  • Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), информационные технологии, мультимедийные обучающие программы.
  • Видео и текстовые материалы материалы по учебным темам благодаря закупленному УМК по Фин. Грамотности ВИТА-ПРЕСС 2021 года.
  • При реализации программы возможно использование следующих дистанционных образовательных технологий: Classtime, Zoom, Сферум.

Кадровое обеспечение

  • Занятия по программе проводит учитель I квалификационной категории истории, обществознания, права и экономики – Лавриненко Эдуард Владимирович

Список литературы

Для педагога:

  1. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. / Ю.Н. Корлюгова.

— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

  1. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. / Ю. Н.Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
  2. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2021 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie- 1.pdf
  3. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2020. Электронная версия книги доступнана сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru
  4. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2020.
  5. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова,О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2020.
  6. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2021 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/ magazine/article/204/
  7. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе http://festival.1september.ru/articles/537420/
  8. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, БонниТ. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2021.
  9. Cайт журнала «Семейный бюджет»[Электронный ресурс] –URL: http://www.7budget.ru
  10. Портал «Профориентир» «Мир профессий» [Электронный ресурс] – URL: http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php        12.Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.

Менеджмент»[Электронныйресурс]URL:http://ecsocman.hse.ru/comp/1600068 2/index.html

  1. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением[Электронный ресурс] – URL: http://ecschool.hse.ru )
  2. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»[Электронный ресурс] – URL: http://zanimatika.narod.ru/

6. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронныйресурс] URL: http://festival.1september.ru/

Для обучающихся:

  1. Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка». М., 2020. – 124 с.
  2. Савенок В. «Как составить личный финансовый план». М., 2021. – 64 с.
  3. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс).

—М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.

  1. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, БонниТ. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2021.

Для родителей:

  1. Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка». М., 2020. – 124 с.
  2. Годфри Дж. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами». М., 2006. – 242 с.
  3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010.
  4. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова,О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2021.
  5. Кийосаки Р. «Богатый папа, бедный папа для подростков». М., 2021. – 96 с.
  6. Шефер Б. «Мани или азбука денег». М., 2019. – 156 с.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com
  2. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет»
  3. fincult.info -   Финансовая культура сайт созданный при поддержке ЦБ РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)

В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...

Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС

Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....

Педсовет «Об основных направлениях деятельности школы в рамках реализации национального проекта «Образование»

Педсовет «Об основных направлениях деятельности школы в рамках реализации национального проекта «Образование»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юного филолога"

Модульная рабочая программа "Школа юного филолога" Основная цель данной программы - создание условий для реализации профессиональных проб ребят и развитие их способностей в области фило...

Программа внеурочной деятельности "Школа юного лидера"

Программа рассчитана на 129 часов, охватывает семь учебных лет (5,6,7,8,9,10,11 класс), 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.Логика подачи материала в программе курса основана на принципе «от теори...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа юного медиатора»

Программа «Школа юного медиатора» – комплексная программа психолого-педагогической работы, посвященная формированию конфликтной компетентности подростков, развитию рефлексии в п...