РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 классов
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»
ГБОУ "РБНЛИ № 1"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Санжиева Е.В. Приказ №1 от «30» 082023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Цыбикова Д.Д. Приказ №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ РБНЛИ№1 ________________________ ШойнжоновБ.Б. Приказ № 1 от «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию (11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова, М. «Просвещение», 2014 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Цели и задачи :
Изучение обществоведения (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
- интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
-освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Изучение курса позволяет заложить у обучающихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания (включая экономику и политику и социальную сферу) на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально - гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
В 11 классе на обществознание отводится 68 часов по 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществоведению» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения
Введение (1 час)
Глава I. Экономическая жизнь общества.(25 часов)
Роль экономики в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успехи в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Экономическая культура.
Повторение темы « Экономическая жизнь общества»
Контрольная работа по теме» Экономическая жизнь общества»
Глава II. Социальная сфера (16 часов)
Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.
Повторение темы «Социальная сфера»
Контрольная работа по теме « Социальная сфера»
Глава III. Политическая жизнь общества (20 часов)
Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.
Повторение по теме « Политическая жизнь общества»
Контрольная работа по теме « Политическая жизнь общества»
Заключение (2 часа)
Взгляд в будущее. Итоговый урок. Итоговая контрольная работа
Резерв времени (4часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII ВЕК»
№ | Дата урока | Основное содержание по разделам | Вводные понятия | |
План | Факт | |||
1 | 3.09 | Введение | ||
Глава 1. Экономическая жизнь общества (25 ч) | ||||
2-3 | 6,10.09 | Роль экономики в жизни общества | Специализация производства | |
4 | 13.09 | Экономика: наука и хозяйство | Экономическая теория | |
5-6 | 17,20.09 | Экономический рост и развитие | Неравномерность экономического развития | |
7-8 | 24,27.09 | Рыночные отношения в экономике | Социально ориентированная рыночная экономика | |
9-10 | 1,4.10 | Фирма в экономике | Коммерческие организации | |
11-12 | 8,11.10 | Правовые основы предпринимательской деятельности | Фермерское хозяйство | |
13-14 | 15,18.10 | Слагаемые успехи в бизнесе | Маркетинговое исследование | |
15-16 | 22.10, 1.11 | Экономика и государство | Экономическая безопасность. Налоговая политика | |
17-18 | 5,8.11 | Финансы в экономике | Финансовый рынок | |
19-20 | 12,15.11 | Занятость и безработица | Трудоустройство | |
21-22 | 19,22.11 | Мировая экономика | Глобализация экономики | |
23-24 | 26,29.11 | Экономическая культура | Экономические интересы, экономическая свобода | |
25 | 3.12 | Повторение темы «Экономическая жизнь общества | ||
26 | 6.12 | Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества» | ||
Глава 2. Социальная сфера (16 ч) | ||||
27-28 | 10,13.12 | Социальная структура общества | Социальная дифференциация | |
29-30 | 17,20.12 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Социальные нормы, отклоняющееся (девиантное) поведение, социальный контроль | |
31-32 | 24.12 10.01 | Нации и национальные отношения | Нация, ксенофобия, национальная дискриминация | |
33-34 | 14,17.01 | Семья и быт | Семья как малая группа, семья как социальный институт, многопоколенная (расширенная) семья | |
35-36 | 21,24.01 | Гендер – социальный пол | Гендер, гендерная идентичность, эмансипация | |
37-38 | 28,31.01 | Молодежь в современном обществе | Молодежь, субкультура | |
39-40 | 4,7.02 | Демографическая ситуация в современной России | Депопуляция, рождаемость. смертность | |
41 | 11.02 | Повторение темы «Социальная сфера» | ||
42 | 14.02 | Контрольная работа по теме «Социальная сфера» | ||
Глава 3. Политическая жизнь общества (20 ч) | ||||
43-44 | 18,21.02 | Политика и власть | Политика, власть политическая | |
45-46 | 25,28.02 | Политическая система | Политическая система, политический режим | |
47-48 | 4,11.03 | Гражданское общество и правовое государство | Гражданское общество, правовое государство, муниципальная коммуна | |
49-50 | 14,18.03 | Демократические выборы | Выборы, заградительный барьер | |
51-52 | 4,8.04 | Политические партии и партийные системы | Партия, электорат | |
53-54 | 11,15.04 | Политическая элита и политическое лидерство | Политическая элита, политическое лидерство | |
55-56 | 18,22.04 | Политическое сознание | Политическое сознание, политическая идеология | |
57-58 | 25,29.04 | Политическое поведение | Политическое поведение, экстремизм | |
59-60 | 6,13.05 | Политический процесс и культура политического участия | Политический процесс, политическое участие, политическая культура | |
61 | 16.05 | Повторение по теме «Политическая жизнь общества» | ||
62 | 20.05 | Контрольная работа по теме « Политическая жизнь общества» | ||
Заключение (2 ч) | ||||
63 | 23.05 | Взгляд в будущее | Глобальные проблемы человечества, постиндустриальное (информационное общество) | |
64 | 27.05 | Итоговый урок | ||
65-68 | Резерв времени |
Система оценивания предметных результатов
В ходе оценивания качества усвоения обучающимися предметных результатов, на формирование которых направлена рабочая программа, используются следующие методы контроля: тестирование, сочинения, изложения, диктанты, рефераты, контрольные, проверочные работы, кейс-метод, портфолио и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Обществознание для обучающихся с ЗПР 5-9 класс
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающихся 8 класса 2019-2020 учебный год (учебник О.Б. Соболевой)
Рабочая программа для обучающихся 8 класса по предмету "Обществознание" составлена еа основе:Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций/( авторы- составители...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1234964-1586120454.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающейся 8б класса, находящегося на индивидуальном обучении
Рабочая программапо учебному предмету «Обществознание» для обучающейся 8б класса,находящегося на индивидуальном обучении...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/07/picture-1493886-1699331371.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3055273) учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 7 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3055273) учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 7 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/17/picture-263368-1705508278.jpg)
Рабочая программа учебного предмета обществознание для обучающихся 6-9 классов.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-1508381-1706243469.jpg)
Рабочая программа по обществознанию в 10-11классах
Аннотация к рабочей программеНазвание предмета в соответствии с учебным планомобществознаниеЦелевая аудитория10 классУчительЗайнитдинов Тимур Галиевич Программа Рабочая программа по учебному курс...