тест социальная сфера
тест по обществознанию (11 класс)

социальная сфера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_sfera_zadaniya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Задания ЕГЭ «Социальная сфера»

Прочитайте текст и выполните задание.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Отношения в социальной сфере не определяются экономикой  — в одно и то же время может быть много возможностей,  — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

  1. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

  1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная группа, первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.

Прочитайте текст и выполните задание.

Сегодня очевиден рост роли средств массовой информации в политической сфере общественной жизни ввиду широкого спектра функций СМИ. Электронные ресурсы, печатные источники информации осуществляют информирование населения, формируя общественное мнение по вопросам деятельности власти. Органы государственной власти, ощущая контроль за их деятельностью, стремятся совершать действия, которые получат положительную оценку со стороны населения, что предупреждает злоупотребление властными полномочиями.

Ст. 2. Средства массовой информации. Основные понятия

...Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) цериодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ...

Ст. 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей  — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации  — не допускается.

Из закона РФ «О средствах массовой информации»

  1. Что понимается в законе под средством массовой информации? Используя свой социальный опыт, приведите по одному конкретному примеру печатного и электронного средства массовой информации. Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на Ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну любую причину).

4. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны:

1)  переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы;

2)  переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»);

3)  смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса;

4)  отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания;

5)  рост числа людей, работающих в нескольких местах;

6)  достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.

5. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А.  Современное общество отличается низкой степенью институализации.

Б.  Социальный институт  — это устойчивый комплекс норм, регулирующих определенные сферы деятельности.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

Б. Моральные нормы возникают вместе с государством и обеспечиваются силой его принуждения.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?

А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.

Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

8. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ

А)  различие доходов

Б)  различие условий труда

В)  различие уровня жизни

Г)  различие рода деятельности

Д)  обладание собственностью

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

1)  экономическая

2)  социально-профессиональная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Экономические отношения

Отношения, возникающие и воспроизводимые в процессе материального производства

... отношения

Отношения, возникающие в обществе и отражающие отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти

10. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?

А.  Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.

Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

ОТВЕТЫ:

1.

1) В ответе могут быть названы следующие причины этого явления:

а)  сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

б)  усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

в)  женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.

2) Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

а.  В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).

б.  Могут быть названы такие ее признаки:

—  совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

—  отсутствие деления семейных обязанностей на мужские и женские, оба супруга выполняют их в равной мере.

2

Социальная группа  — устойчивая совокупность людей, имеющая отличные, только ей присущие признаки.

Первичная группа  — группа в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер.

Неформальная группа  — неофициальная группа, существующая на основе личных интересов ее участников, клуб фанатов, поэтический кружок и т. д.

Этническая общность  — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, осознающая свое единство и отличие от других подобных групп (род, племя, народность, нация).

Общественный класс  — большая социальная группа, имеющая коренные социальные интересы, различающаяся по роли во всех сферах жизнедеятельности общества (буржуазия и рабочие).

Обобщающее понятие  — социальная группа.

3

1)  В ответе должно быть указано, что под средством массовой информации понимается форма ее распространения, в частности, периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, хроникальная программа.

2)  Примеры СМИ:

—  примерами печатных СМИ могут служить газеты «Известия», «Комсомольская правда» и тому подобное.

—  примерами электронных СМИ могут выступать телевизионные программы «Время», «Сегодня» и тому подобное.

#8239; Могут быть названы следующие темы:

—  насилие (фильмы, телепередачи, изобилующие сценами драк, убийств);

—  откровенная эротика (порнография).

#8239; В качестве причин могут использоваться следующие утверждения:

—  постоянная демонстрация сцен насилия повышает агрессивность в обществе (особенно среди подростков), обесценивает человеческую жизнь;

—  сексуальная вседозволенность на телеэкране порождает такую же в жизни, прежде всего у подростков и молодежи, со всеми негативными последствиями этого для личности и общества.

4 126.

5 2

6 1

7 1

8 12121

9 политические

10 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по обществознанию 11 класс. Социальная сфера

Тестовые задания к разделу Социальная сфера......

Тест "Социальная сфера"

Тест по обществознанию для 10 класса...

Тест "Социальная сфера общества". 11 класс.

Проверка знаний учащихся....

Интерактивные тесты "Социальная сфера общества"

Контрольное тестирование по обществознанию для учащихся 9 класса....

Тест "Социальная сфера"

Тест "Социальная сфера"...

Тесты по теме "Социальная сфера: социальная структура, социальные отношения"

Представлены тесты по теме  "Социальная сфера: социальная структура, социальные отношения"Часть1 . Задания уровня  А.А 1.  Элементом социальной структуры общества является1) с...