Актуальные вопросы обществознания (факультатив для 10- 11-х классов)
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Калёнова Наталья Александровна

Данный материал может помочь при планировании наиболее важных заданий по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_voprosy_obshchestvoznaniya_11_klass.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №77

Утверждена
приказом директора
МБОУ г. Иркутска СОШ №77 от 25.05.2020 г. № 01-10-78/8

Рабочая программа предмета

Актуальные вопросы обществознания

(факультатив)

для 11 класса

срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Калёнова Наталья Александровна,
учитель истории, обществознания,

высшей квалификационной категории МБОУ г. Иркутска СОШ №77

                   

                               

г. Иркутск
2020 г.


Пояснительная записка

Примерная программа для факультатива по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/),  спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленной «Федеральным институтом педагогических измерений», кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленного «Федеральным институтом педагогических измерений» и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского и др.

Место предмета в учебном плане: (по выбору) 

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

11 класс

Количество учебных недель

34

Количество часов в неделю, ч/нед.

1

34

Планируемые результаты освоения учебного предмета

                 Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

                       Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Общие предметные результаты освоения программы

Главная цель программы – подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ  по обществознанию.

-    овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую)  информацию,  анализировать, систематизировать полученные данные;  освоение способов познавательной,   коммуникативной,   практической  деятельности,   необходимых  для  участия   в  жизни гражданского общества и государства;

-   формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

-    теоретическая подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию,  отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий  в формате ЕГЭ.

    Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологии, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой.

    Он позволяет актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировании   общественных  отношений,   необходимых  для   взаимодействия   с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения  социально-экономических  и  гуманитарных дисциплин  в  учреждениях системы  среднего  и высшего профессионального образования.

      Занятия по Программе  способствуют  формированию  представлений о структуре и содержании  контрольно-измерительных материалов по обществознанию в 2017 году, уровне их сложности, особенностях их оценивания и алгоритмах выполнения. Цель их состоит в  отработке умений, проверяемых на  ЕГЭ.

       Программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

 Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого глубокого знания учебного материала, сформированности основных умений, понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности самостоятельно выстраивать свою мыслительную деятельность. Планомерная, систематическая деятельность по развитию творческих и аналитических способностей, тренировка  выполнения заданий различной степени сложности и правильного оформления ответов на них  обеспечивается  значительным по объёму банком вариативных заданий в формате ЕГЭ.

     Основные формы проведения занятий – лекция и  практикум.

В завершении  каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.  

Практикум предполагает знакомство со структурой  экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями  выполнения заданий различных типов.

    По окончании  прохождения  программы курса (кружка) проводится пробный экзамен по обществознанию  (по КИМ ЕГЭ)

Содержание учебного курса  «Актуальные вопросы обществознания»

11 класс

Вводное занятие.

Структура и содержание экзаменационной работы. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификация. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных, с кратким ответом и заданий с открытым развёрнутым ответом в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Тема 1. Человек и общество

Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально - гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль.

Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции); деятельность человека, способности, мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость.

Тема 2. Экономика

Экономика и экономическая наука; экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; экономический рост и развитие; понятие ВВП; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

 Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда; безработица; роль государства в экономике.

Финансовые институты; банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги; государственный бюджет; мировая экономика.

Тема 3. Социальные отношения

Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в России.

 Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль;

социализация индивида; семья и брак

Тема 4. Политика

Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы  государственной власти РФ; федеративное устройство РФ.

Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки;

Гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в России;

Политический процесс; политическое участие; политическое лидерство.

Тема 5. «Право»

Право в системе социальных норм; система российского права.

Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в России;

Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).

 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты;

Гражданство РФ; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщика.

Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права.

Порядок приема на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора;

Правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака.

 Особенности административной юрисдикции; Споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса; Правоохранительные органы; судебная система.

Темы «Социальные отношения» и «Право»  изучаются в 11 классе, поэтому на  их рассмотрение выделяется 2 часа

Тематическое планирование

11 класс

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

1/1

Вводное занятие

1

Тема 1. Человек и общество (10 ч.)

1/2

Общество. Институты общества.

1

2/3

Общественный прогресс.

1

3/4

Глобальные проблемы.

1

4/5

Мышление и деятельность.

1

5/6

Потребности человека

1

6/7

Свобода и необходимость

1

7/8

Знание, познание.

1

8/9

Истина и её критерии.

1

9/10

Культура, наука, религия.

1

10/11

Практическое занятие по теме « Человек и общество»

1

Тема 2. Экономика (10 ч.)

1/12

Экономика как наука.

1

2/13

Экономические системы. Роль государства в экономике.

1

3/14

Рынок. Законы рынка.

1

4/15

Факторы производства

1

5/16

Производитель и потребитель на рынке.

1

6/17

Рынок труда и безработица

1

7/18

Финансы. Государственный бюджет.

1

8/19

Мировая экономика

1

9/20

Налоги. Налоговая система.

1

10/21

Практическое занятие по теме «Экономика»

1

Тема 3. Социальные отношения (2 ч.)

1/22

Социальные отношения

1

2/23

Практическое занятие по теме «Социальные отношения»

1

Тема 4. Политика (7 ч.)

1/24

Политическая система.

1

2/25

Государство и его функции.

1

3/26

Политические режимы. Демократия

1

4/27

Органы государственной власти в РФ

1

5/28

Политические партии и движения.

1

6/29

Избирательное право.

1

7/30

Практическое занятие по теме «Политика».

1

Тема 5. «Право» (3 ч.)

1/31

Право

1

2/32

Практическое занятие по теме «Право»

2

33- 34

Итоговое занятие. Работа с демоверсией текущего года

2

Итого:

34 часа

Литература:

  1. Баранов В.В. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ/В.В.Баранов.-М.:АСТ,2018-208 с.
  2. Баранов В.В. ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ/П. А.Баранов.-М.:АСТ,2018-208 с.
  3. Маркин С.А. Обществознание. ЕГЭ. Эффективное решение 2 части экзамена / С.А. Маркин. – М.:Омега-Л,2018.-128 с.
  4. Маркин С.А. Обществознание. ЕГЭ. ЭВыполнение задания 29. Эссе «Экономика» / С.А. Маркин. – Рн/Д:Феникс,2014.-336 с.
  5. Чернышева О.А.Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.-Р н/Д.:Легион,2019.560


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс 10 класс "Актуальные вопросы обществознания"

Данная рабочая программа разработана для учащихся 10 класса с целью расширения знаний по обществознанию....

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...

Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...

Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" 10-11 классы

Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для учащихся 10-11 классов...

Рабочая программа элективного курса для 9 класс «Актуальные вопросы обществознания»

Пояснительная запискаАктуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ (ГВЭ). В условиях реформирования российской системы образования актуал...

Программа предмета по выбору «Актуальные вопросы обществознания» для 10 класса

Рабочая программа по курсу для 10 класса составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовате...