Разработка урока обществознания "Поход пятиклассника в магазин"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Разработка урока для обучающихся 5 класса по обществознанию на формирование основ финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Поход пятиклассника в магазин: Я – грамотный покупатель»

Разработчик проекта:

Артамонова Н. В.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ………………………….

4

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ…………..

5

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ……………..

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ..

9

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………

10


ВВЕДЕНИЕ

Главная цель методической разработки – проект учебного занятия. Форма проведения занятия – урок с элементами практикума и игры, основной  дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся.

Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (ассортимент, покупатель, товар, деньги, потребление) – необходимы каждому человеку, так как все мы постоянно выступаем в роли потребителей. Как потребители мы вступаем в отношения с другими людьми. А любые отношения предполагают взаимные права и обязанности.

Для того чтобы стать грамотным покупателем, необходимо узнать:

  • где получить информацию;
  • какие права есть у покупателя;
  • как сделать правильный выбор и принять верное решение о покупке;
  • как изучать, сравнивать и анализировать информацию о продуктах;
  • какое значение имеет каждое решение покупателя;
  • как вести переговоры, составлять жалобы и решать проблемы.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, в рамках уроков обществознания в разделах «право» и «экономика», на классных часах.  В результате у школьников формируются умения грамотного поведения при покупке товаров и услуг.


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Характеристика условий реализации проекта

  • Объект:

Место: п.г.т  Пограничный

Название образовательной организации:

МБОУ «ПОГРАНИЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»

  • Участники проекта: Педагоги:

Артамонова Надежда Викторовна, учитель истории и обществознания

Учащиеся: 5 класс

  • Название предмета: Обществознание (школьный компонент)
  • Место занятия в логике реализации предмета: изучение нового материала.
  • Вид деятельности учащихся:  урок.
  • Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 1.
  • Тип занятия: усвоение новых знаний.
  • Формы проведения: Познавательная игра «Я – грамотный покупатель».
  • Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
  • Учебно-методическое обеспечение.
  • Учебник “Обществознание 5 класс” под ред. Л.Н. Боголюбова  2015 год Тема «Семейное хозяйство. Учимся вести семейное хозяйство.

2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Цель занятия:

  •  сформировать умение грамотного поведения в различных ситуациях в области защиты своих прав как потребителя.

Задачи:

  • познакомить с общими правами потребителя
  • практическое применение навыков грамотного поведения покупателя.

Предметные образовательные результаты:

  • владение основными понятиями, имеющими отношение к поведению потребителя.

Метапредметные образовательные результаты:

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

  • воспитание рационального отношения к покупкам,
  • формирование социальной активности и самостоятельности,
  • развивать умение работать в группе,
  • выработка навыков культурного общения.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Описание учебного процесса

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

1. Организационный момент (2 мин)

Формирование групп, объяснение правил

Формирование групп.

2.Мотивация (3 мин)

Учитель демонстрирует видеоролик и задает вопросы по теме урока, направляет обсуждение учащихся

Учащиеся  участвуют в обсуждении вариантов ответа на поставленные вопросы.

Учатся  выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

3.Изучение нового материала (23 мин)

Учитель в ходе беседы знакомит с основными понятиями урока.

Учитель ставит проблемный вопрос

Учитель задает практико-ориентированные задания.

Учащиеся участвуют в обсуждении темы урока, выдвигают версии цели урока.

Учащиеся знакомятся с понятиями «покупатель», «ассортимент», «товар», «деньги»

Учащиеся  участвуют в обсуждении вариантов ответа на поставленный проблемный вопрос.

Учащиеся выполняют задания на соответствие терминов, обсуждают проблемную  ситуацию и предлагают решения. Участвуют в мозговом штурме «Права потребителя».

4. Практическая деятельность (12 мин)

Учитель выдвигает проблему и предлагает учащимся наметить пути решения

Учащиеся обсуждают проблемную  ситуацию и предлагают решения. Составляют памятки «Я - грамотный покупатель». Выполняют задание по формированию культуры поведения покупателя.

5. Подведение итогов урока. Закрепление (5 мин)

Учитель проводит рефлексию и совместно с учащимися  подводит итог урока

Определяют самую активную команду. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия.

Рефлексия.


3 МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

I.Организационный момент

Словесные

Вводная беседа. Объяснение правил игры.

II.  Обсуждение базовых понятий

Словесный, наглядный, игра

Обсуждение  в группах, постановка проблемы. Запись терминов в тетрадь

III. Изучение нового материала

Словесный, наглядный

Работа в группах Мозговой штурм

Обсуждение  в группах, разработка вариантов решения, записи в тетради. Запись в тетрадь прав потребителя.

IV. Практическая деятельность

Словесный, наглядный,

игровое и практическое моделирование

Устные ответы, анализ предложенных вариантов, составление памятки «Я- грамотный покупатель».

V. Рефлексия. Подведение итогов

Словесные

Выбор лучшего проекта памятки.

Фишбоун

Перечень методик (технологий, методических приемов)  на уроке

  1. работа в группах;
  2. игровое и практическое моделирование;
  3. работа с понятием;
  4. мозговой штурм;
  5. фишбоун.

Методика оценки педагогической эффективности занятия:

  • Что уже знали?
  • Что нового узнали?
  • Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?
  • Что бы еще хотели узнать?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное занятие, по изучению нового материала по теме Поход пятиклассника в магазин: Я - грамотный Покупатель»  позволяет выяснить уровень овладения навыками работы с  основными  понятиями и категориями  по финансовой грамотности как потребитель, продукт, стоимость, качество.

Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся школьного возраста.  Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок. Школьники в жизни смогут грамотно разбираться в качестве продукта и быть информированными на потребительском рынке. В процессе занятия шло развитие самостоятельности и личной ответственности за свои покупки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 "№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"

3.Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.

4.Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В. Д., Степченко Т. А. - М.: Вита-Пресс, 2004.

 5.Липсиц И. Экономика без тайн.- М.: 1993

6.Липсиц И, Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. Вита

7.Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений// под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение,  2015.

Интернет-ресурсы

1.https://www.youtube.com/watch?v=v4_RJD9bUNI - ютуб

2.http://fmc.hse.ru/ – сайт центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования

4.http://vashifinancy.ru/ – сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан


  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  1.

Сценарий занятия на тему:

 «Поход пятиклассника в магазин: Я – грамотный покупатель»

Цель занятия:

  •  сформировать умение грамотного поведения в различных ситуациях в области защиты своих прав как потребителя.

Задачи:

  • познакомить с общими правами потребителя
  • практическое применение навыков грамотного поведения покупателя.

Предметные образовательные результаты:

  • владение основными понятиями, имеющими отношение к поведению потребителя.

Метапредметные образовательные результаты:

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

  • воспитание рационального отношения к покупкам,
  • формирование социальной активности и самостоятельности,
  • развивать умение работать в группе,
  • выработка навыков культурного общения.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Класс: 5 класс

Форма проведения: урок

Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.

Методы: практический, словесный, наглядный.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Формирование команд из числа учащихся. За каждый правильный ответ команда получает жетоны, а  в конце урока мы выделим лучшую команду.

2. Мотивация Демонстрация видеоролика из мультфильма.

https://www.youtube.com/watch?v=v4_RJD9bUNI

Ребята, перед вами известный герой мультфильма «Простоквашино» Дядя Федор.

Дядя Федор, как и все дети,  выполняет домашние поручения. Скажите, вы выполняете какие-нибудь задания, которые дают вам ваши родители по дому? Какие?

 Вот и Дядю Федора родители попросили сходить в магазин за покупками. Когда родители проверили, как Дядя Федор выполнил их просьбу, они увидели, что он принес домой просроченные консервы, яблочный компот вместо ананасового, молоко с карамельным вкусом, вместо обычного, а также чипсы и жвачку.

  • Как вы думаете, почему Дядя Федор всё выполнил неправильно? (ответы)
  • Ребята, поднимите руки те, кто ходит в магазин за покупками?
  • Кем вы являетесь, когда совершаете покупки? (покупатель)
  • А с вами не случались похожие ситуации? (ответы)
  • Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о покупателях)

3. Изучение нового материала.

  • Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему научиться? (научиться правильно делать покупки)

Правильно. На сегодняшнем уроке мы должны помочь Дяде Федору  правильно делать покупки, и научиться этому самим, то есть быть грамотными покупателями.

  • Попробуйте сами сформулировать тему урока. (ответы) Учитель помогает наводящими вопросами.

Записываем тему урока: «Поход пятиклассника в магазин: Я – грамотный покупатель»

Работа с терминами.

Каждый день мы выступаем в роли покупателя.

  • А  кто такой покупатель?  (Покупа́тель — человек, который покупает товары и услуги за деньги)

Прежде, чем помогать Дяде Федору, мы должны определиться с терминами нашего урока.

 Проблемный вопрос:    Какими качествами должен обладать грамотный покупатель? Что можно сделать, чтобы стать более грамотным и более ответственным покупателем?

Сегодня на уроке вы будете работать в командах. Ваша команда должна подумать и посоветовать другим, как стать более грамотными покупателями, как поступить в определённой ситуации. Будьте готовы поделиться своими советами с классом.

Задание 1. (Приложение 2)

На листах А4 отдельно записаны термины и определения, группы должны найти к термину соответствующее определение.

Термины: ассортимент, покупатель, товар, деньги, потребление

Определения:

  • Подбор товаров одного вида по различным сортам, наименованиям.
  • Продукт, произведённый для продажи. 
  • Особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг.
  • Использование продукта в процессе удовлетворения потребностей
  • Человек, который покупает товары и услуги за деньги. 

Записываем  термины в тетрадь.

Задание 2. « Помоги Дяде Федору» На столе товары: консервы, сок, молоко, яйца, жевательная резинка, чипсы и т.д. (учитель вызывает желающего, который будет совершать покупки)

Дядю Федора родители попросили сходить в магазин за покупками: купить консервы, ананасовый сок, молоко для каши, а также яйца для яичницы. Когда родители проверили, как Дядя Федор выполнил их просьбу, они увидели, что он принес домой просроченные консервы, яблочный компот вместо ананасового, молоко с карамельным вкусом, вместо обычного, а также чипсы и жвачку.

  • Какие ошибки совершил Дядя Федор? (купил просроченные консервы, яблочный компот вместо анансового, молоко с карамельным вкусом, вместо обычного)
  • Что он забыл купить? (яйца)
  • Что вы посоветуете Дяде Федору, чтобы он больше не совершал таких ошибок? (составить список товаров, которые нужно купить; смотреть срок годности товара)
  • Что такое информация о товаре? (название, срок годности, срок хранения, состав, условия хранения)
  • Где мы её можем найти?

Задание 3. «Права потребителя»

Все покупатели имеют права. Мозговой штурм «Права потребителя».

Каждая группа называет одно право потребителя 

Учитель записывает на доске

Учащиеся записывают в тетрадь

У каждого потребителя есть права:

1. На покупку качественного товара.

2. На полную и правдивую информацию о товаре.

3. На замену некачественного товара.

4. На возмещение ущерба, вызванного покупкой некачественного товара.

5. На защиту прав и интересов в суде.

Наше государство правовое, а это значит, защищает права человека. Права гражданина РФ записаны в Конституции РФ. Права потребителя государство тоже защищает и прописаны они в «Законе о защите прав потребителей». И права, которые мы сформулировали, есть в «Законе о защите прав потребителей».

4.Практическая деятельность

Задание 4.

Родители попросили Дядю Федора вернуться в магазин и заменить некачественные (просроченные) консервы. Дайте совет, как он должен действовать в этой ситуации? (прийти в магазин, предъявить некачественный товар, чек и попросить о замене товара на качественный)

Задание 5.  (Приложение 3)

Определи порядок покупки товара, составь ключевое слово.

П – Заранее подумай, что бы ты хотел купить.

У – Спроси продавца о качестве товара, о сроках гарантии.

О – Рассмотри товар на витрине, обрати внимание на стоимость.

К – Возьми чек, проверь по нему сдачу.

К – Обратись к продавцу с просьбой показать товар.

И – Положи чек на хранение.

П – Оплати покупку.

(получится слово «покупки»)

Задание 6.Составьте памятку «Я – грамотный покупатель» (Приложение 4)

На этом этапе учащимся предлагается составить памятку для Покупателя. Необходимо соединить цитаты по смыслу.

Перед походом в магазин составьте

на голодный желудок.

В магазине строго следуйте

(продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить) или в складчину с кем-нибудь из друзей.

Не ходите в магазин

вашему списку

Не берите с собой лишнее

и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по качеству в более скромных упаковках.

«Оптом – дешевле»

список необходимых товаров и продуктов

Не переплачивать за рекламу

деньги

Вы составили замечательные памятки, в которых прописаны ваши права.

5.Итоги урока. Рефлексия 

-Что нового узнали на уроке?

– Где могут пригодиться полученные знания?

Давайте посчитаем жетоны и посмотрим, какая команда сегодня работала лучше остальных.

Рефлексия (Фишбоун) (Приложение 5)

                                         Я знал

        

                                         Я узнал

Приложение  2.

Задание: Найдите к термину соответствующее определение.

Термины: Ассортимент, покупатель, товар, деньги, потребление

Определения:

  • Подбор товаров одного вида по различным сортам, наименованиям.
  • Продукт, произведённый для продажи. 
  • Особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг.
  • Использование продукта в процессе удовлетворения потребностей
  • Человек, который покупает товары и услуги за деньги. 

Приложение    3.

Задание 5: Определи порядок покупки товара, составь ключевое слово.

П – Заранее подумай, что бы ты хотел купить.

У – Спроси продавца о качестве товара, о сроках гарантии.

О – Рассмотри товар на витрине, обрати внимание на стоимость.

К – Возьми чек, проверь по нему сдачу.

К – Обратись к продавцу с просьбой показать товар.

И – Положи чек на хранение.

П – Оплати покупку.

Приложение   4.

Задание 6: Составьте памятку «Я – грамотный покупатель». 

Необходимо соединить цитаты по смыслу.

Перед походом в магазин составьте

на голодный желудок.

В магазине строго следуйте

(продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить) или в складчину с кем-нибудь из друзей.

Не ходите в магазин

вашему списку

Не берите с собой лишние

и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по качеству в более скромных упаковках.

«Оптом – дешевле»

список необходимых товаров и продуктов

Не переплачивать за рекламу

деньги

Приложение   5.

                                         Я знал

        

                                         Я узнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок + презентация "В какой магазин вы пойдёте?" 6класс.

Показать насколько широко применяется понятие процента, и умение считать проценты - это полезно!...

Конспект урока по теме "Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров".

Закрепить у учащихся знания о том, какие отделы могут быть в продовольственном магазине, какова стоимость отдельных товаров, каковы правила покупки; формировать умения подбирать продукты к завтр...

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе "Мы играем в магазин"

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе "Мы играем в магазин"...

Разработка урока по английскому " Магазин " 3 класс.

Разработка урока по английскому " Магазин " 3 класс....

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...

Разработка урока при обучении детей-инофонов "В овощном магазине"

Урок, направленный на введение в активный словарь учащихся-инофонов лексику по теме «Овощной магазин»...