Сущность человеческой деятельности
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Глазырина Наталья Александровна

Конспект урока обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обществознание42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сущность человеческой деятельности.

Человек — биосоциальное существо, то есть соединяет в себе природную и социальную сущности. При этом социальная сущность человека наиболее полно раскрывается в деятельности, поскольку только человек может определять цели и ставить перед собой задачи, планировать и достигать.

Деятельность — совершение человеком последовательности физических и (или) умственных действий, направленных на достижение конкретной цели. 

Деятельность — сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам.

Однако легко можно вспомнить многочисленные истории о том, как что-либо делают животные: рисуют, собирают мусор, танцуют, спасают людей. Возникает закономерный вопрос: чем отличается деятельность человека от зачастую похожей на неё деятельности животных? 

Ключевое отличие кроется в приведённом выше определении деятельности. Человеческая деятельность — сознательная, целенаправленная и меняет мир вокруг. Животные же осуществляют не деятельность, а всего лишь активность, поскольку они не обладают сознанием и не меняют мир вокруг. Существуют и другие отличия.

Деятельность человека

Активность животных

Направляется потребностями в познании и общении

Направляется биологическими потребностями, инстинктами

В процессе используются средства общения: язык, жесты, мимика

В процессе не используются средства общения

В процессе изготавливаются и сохраняются для последующего использования орудия труда

В процессе могут создаваться вспомогательные орудия, но они используются эпизодически и не сохраняются

Результат — преобразование окружающего мира

Окружающий мир не преобразуется, животные приспосабливаются к нему 

Соответственно, животные ограничиваются активностью, а деятельность человека — целенаправленная, сознательная и меняющая окружающий мир.

 Подведём итог. Деятельности присущи следующие основные признаки:

  1. сознательность: человек самостоятельно ставит цели и предвидит результат;
  2. продуктивность: она направлена на получение результата, продукта;
  3. преобразование: в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя;
  4. социальность: в процессе деятельности человек, как правило, вступает в общение с другими людьми.

Значение и функции деятельности

Основная функция деятельности — удовлетворение потребностей человека и общества в целом. 

Но у деятельности есть и другие функции: 

  1. воспитательная: все виды деятельности изменяют и формируют человека;
  2. познавательная: все виды деятельности способствуют познанию мира и дают человеку новые знания;
  3. преобразовательная: в процессе всех видов деятельности человек изменяет окружающий мир.

Человек не может существовать без деятельности, поскольку именно в ней проявляется его социальная сущность.  

Структура деятельности

Деятельность обладает определённой структурой. 

Прежде всего, она предполагает, что есть две стороны, — субъект, то есть тот, кто действует, и объект, то есть то, на что или на кого воздействует субъект.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/28822/2cdf7209366cf786.png

Субъект деятельности — всегда человек. В свою очередь объекты деятельности разнообразны — это могут быть вещи, люди, социальные группы, общество в целом.

Кроме того, в структуру деятельности входит следующее: 

  1. потребности — то, в чём нуждается субъект;
  2. мотивы — то, что побуждает субъекта начать деятельность; 
  3. цель — то, что должно получиться в результате деятельности, ожидаемый результат;
  4. методы и средства — то, каким образом и при помощи чего осуществляется деятельность;
  5. результат — то, что получается в итоге деятельности, при этом может и не соответствовать поставленной цели.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/28826/e3cd38b7015f17df.png

Соответственно, структура деятельности включает в себя субъект и объект, а также цель, методы, средства и результат деятельности. Это основные её элементы. 

Например, девятиклассник Ушкин хочет в будущем стать знаменитым хирургом (в этом утверждении кроются потребности и мотивы). Уже сейчас он поставил перед собой цель после окончания школы поступить в медицинский университет (цель). Он хорошо учится в школе и дополнительно готовится с преподавателем к ЕГЭ по химии и биологии (методы и средства). Результат нам и самому Ушкину пока не известен, поскольку он может как поступить, так и не поступить в медицинский университет. 

Основные виды деятельности

Деятельность многообразна. Однако к основным видами деятельности учёные традиционно относят игру, учёбу, труд и общение.

Игра — свободная развивающая деятельность, которая, как правило, осуществляется по желанию, ради удовольствия от самого процесса.

Следующий основной вид деятельности человека — учёба. Он отличается от игры наличием конкретной цели — получения новых знаний о мире.

Учёба — деятельность, которая направлена на получение знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности.

Ничуть не менее важный вид деятельности человека — труд.

Труд — целенаправленная деятельность, в ходе которой человек создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения как собственных потребностей, так и потребностей общества.

Общение — целенаправленная деятельность, в ходе которой человек устанавливает и развивает контакты с другими людьми, чтобы работать, играть и учиться вместе, обмениваться опытом, информацией и мыслями.

В разные периоды своей жизни человек осуществляет все перечисленные виды деятельности. Как правило, они последовательно сменяют друг друга: игра, учёба, труд. Общение же сопровождает все виды деятельности.

Однако последовательная смена видов деятельности — не жёсткое правило. Человек может, например, закончить школу и начать работать, а потом вновь вернуться к учёбе — уже в колледже или в вузе. Более того, многие люди, осуществляя трудовую деятельность, параллельно учатся, повышая свою квалификацию.

Свобода, необходимость и ответственность в деятельности человека

Деятельность человека предполагает свободу, нередко достаточно большую.

Свобода — возможность делать то, что соответствует мировоззрению и внутренним убеждениям человека.

Однако у каждого человека есть собственные представления о свободе. Поэтому следует ограничивать себя, чтобы не нарушить права и свободы других людей. 

Понятие свободы тесно связано с понятием необходимости. Находясь в обществе, человек обязан следовать принятым в нём общественным нормам, законам, что ограничивает его свободу.

Необходимость — неизбежная обязанность человека выполнять те или иные действия.

Помимо необходимости, понятие свободы также тесно связано с понятием ответственности. Она позволяет регулировать отношения между людьми, обладающими разными интересами, желаниями, стремлениями.

Ответственность — необходимость понимать и принимать ответственность перед обществом за свою деятельность.

Речь здесь идёт в том числе и о юридической ответственности, когда человек отвечает за свои поступки перед законом. 

Итоги

  • Деятельность — сознательная активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. От активности, присущей животным, деятельность человека отличается тем, что она сознательная, продуктивная, преобразующая и общественная. 
  • Структуру деятельности составляют субъект и объект, а также цель, методы, средства и результат деятельности. Цель деятельности формируется на основе потребностей и мотивов человека. 
  • К основным видам деятельности принято относить игру, учёбу, труд и общение. Помимо этого деятельность можно классифицировать по различным основаниям, например по количеству субъектов (на индивидуальную и коллективную), по отношению к окружающему миру (на практическую и духовную).
  • С понятием деятельности тесно связаны понятия свободы, необходимости и ответственности, «встраивающие» деятельность конкретного человека в общество. Это необходимо для того, чтобы человек в процессе своей деятельности не нарушал права и свободы других людей, выполнял предписанные законом и нормами морали действия, отвечал за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

  Аннотация:   Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...

Методическая разработка интегрированного урока "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности

На основе систематизации знаний по курсу физики и физической географии рассматривается роль топлива различных аспектах человеческой деятельности....

Интегрированный урок "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности"

Интегрированный урок  по курсу физики и экономической  географии России. С позиции физики и географии учащиеся оценивают  роль топлива в различных аспектах человеческой деятельност...

Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности

Профессиональная деятельность и личность педагога Сущность педагогической деятельности...

Сущность человеческой деятельности

Конспект обществознание...